Презентация "Возникновение и назначение языка Паскаль" 9 класс


Подписи к слайдам:
Шаблон презентации

Урок на тему:

«Возникновение и назначение языка Паскаль»

Гимназия №155

Учитель информатики и ИКТ

Киселев Игорь Владимирович

Цель урока

Выяснить:

  • как строится программа;
  • операторы, правила оформления;
  • пунктуация языка Pascal.

В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария), специалист в области информатики, разработал язык программирования для обучения студентов, который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Система программирования TURBO PASCAL.

Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.

Состав системы программирования :

1)язык программирования ABC Pascal; 2)интегрированная среда программирования (компилятор: переводит программу в машинный код и интерпретатор: исполняет команды последовательно друг за другом)

1)латинские буквы – большие и малые; 2)буквы русского алфавита - большие и малые; 3)цифры – от 0 до 9; 4)знаки операций - +, -, /, *,=,<, >, <>, <=, >=; 5)разделительные знаки – ( ) [ ] { } ; . , ‘ _% & # и т.д.

Алфавит языка программирования PASCAL

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

VAR список однотипных переменных: тип;

BEGIN

операторы

END.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

VAR список однотипных переменных: INTEGER;

список однотипных переменных:REAL;

BEGIN

READ(список ввода);

READLN(список ввода);

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE(список вывода);

WRITELN(список вывода);

END.

PROGRAM PRIMER ;

VAR x, y, z, F : INTEGER ;

BEGIN

READ ( x, y, z ) ;

F := (x + y + z)*2 ;

WRITELN ( F )

END.

Структура программы на Паскале

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

VAR список однотипных переменных: тип;

BEGIN

операторы

END.

Заголовок программы

Раздел описания переменных

Раздел операторов (основная часть)

Раздел описания переменных начинается со слова Var , за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. В языке Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (Real) и целый (Integer). Имена переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом - буква.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

BEGIN

READ(список ввода);

READLN(список ввода);

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE(список вывода);

WRITELN(список вывода);

END.

VAR список однотипных переменных: INTEGER;

список однотипных переменных:REAL;

Структура программы на Паскале

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и ко-нец раздела отмечаются служебными словами BEGIN и END , которые являются операторными скобками. Между этими сло-вами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов являет-ся точка с запятой. В самом конце программы ставится точка.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

VAR список однотипных переменных: INTEGER;

список однотипных переменных:REAL;

Структура программы на Паскале

BEGIN

READ(список ввода);

READLN(список ввода);

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE(список вывода);

WRITELN(список вывода);

END.

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по опе-ратору READ или READLN ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

VAR список однотипных переменных: INTEGER;

список однотипных переменных:REAL;

BEGIN

Структура программы на Паскале

переменная:=арифметическое выражение ;

WRITE(список вывода);

WRITELN(список вывода);

END.

READ(список ввода);

READLN(список ввода);

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

VAR список однотипных переменных: INTEGER;

список однотипных переменных:REAL;

BEGIN

READ(список ввода);

READLN(список ввода);

WRITE(список вывода);

WRITELN(список вывода);

END.

Оператор присваивания

переменная:=арифметическое выражение ;

Арифметический оператор присваивания: слева- переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример: a := sqr (x) + sin (y) / (12*z + 5)

mod

div

/

*

-

+

SIN (x)

COS (x)

SQR (x)

SQRT (x)

ABS (x)

Sin x

Cos x

x 2

|x|

 x

сложение

вычитание

умножение

деление

деление

нацело

Остаток

от деления

Арифметические операции

Функции

F (x)

Правила записи арифметических выражений

Правила записи арифметических выражений

        • Арифметическое выражение записывается в строку
        • Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
        • Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
        • Используются только круглые скобки
        • Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам

Приоритеты

выполнения операций

( )

F(x)

*

/

+

-

div

mod

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN

(писать). Результаты выводятся в порядке их перечисле-ния в списке. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN курсор перемещается в начало новой строки.

PROGRAM ИМЯ ПРОГРАММЫ;

VAR список однотипных переменных: INTEGER;

список однотипных переменных:REAL;

BEGIN

READ(список ввода);

READLN(список ввода);

переменная:=арифметическое выражение ;

END.

Структура программы на Паскале

WRITE(список вывода);

WRITELN(список вывода);

Какие идентификаторы записаны правильно?

Задание 1:

  • AXby
  • 6) TU154

2) R&B 3) 4Wheel 4) Вася 5) “PesBarbos”

7) [QuQu] 8) _ABBA 9) A+B

Задание 2:

program zadacha1;

var a, b: integer;

x, y: real;

begin

a := 5;

10 := x;

y := 7,8;

b := 2.5;

x := 2*(a + y);

a := b + x;

end.

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов

Несоответствие типов

Найдите ошибки в записи программы.

Запишите выражение в математическом виде:

x:=(a*a+5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));

Задание 3:

Задание 4:

Напишите программу вычисления y по формуле:

y = ( 1- x2 + 5x4 )2, где x - данное целое число.

Program zadacha2;

Var х, у: integer;

Вegin

Write(‘Введите целое число ’);

Read(x);

y:=sqr(1-sqr(x)+5*sqr(sqr(x)));

Write(‘Значение у равно ’,y);

ReadLn;

End.

Исполнение Программы

Примеры программ:

Примеры программ:

Примеры программ:

Примеры программ:

Примеры программ:

Примеры программ:

Используемая литература:

1) Фотография Никлауса Вирта:

http://data.businessworld.cz/img/article/img/63/732fafbbdc20279b089d213f180692.jpg

2) Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.