Статья «Аудирование на уроках русского языка»

1
Коммунальное учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа № 73»
Днепропетровского городского совета
Статья
«Аудирование на уроках русского языка»
учитель русского языка и литературы,
учитель-методист Кучеренко Наталия Сергеевна
г. Днепропетровск
2015
2
Современные подходы к изучению языка в средней общеобразовательной
школе ориентированы на реализацию принципов гуманизации, демократизации
образования, формирование высоких компетентностей учащихся в учебной
дисциплине.
Новая социально-языковая ситуация предположила изучение языка как
единства познания и общения. Основная цель обучения, реализуемая
учителями русского языка в средней школе, - формирование умений и навыков
свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности
(слушание, чтение, говорение, письмо), формирование в учащихся тех
ценностей компетентностей, которые в современном мире считаются
важнейшим результатом школьного образования.
Коммуникативно-деятельностный подход предусматривает организацию
деятельности учащихся, направленную на собственное языковое развитие, учёт
закономерностей психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных
особенностей, ориентацию на ведущую деятельность учащихся определённого
возраста.
А как в такой системе обучения научить учеников правильно, грамотно,
логично, полно не только оформлять письменные работы, но и так же логично,
полно, правильно, грамотно и интересно строить своё устное высказывание?
Предлагаемые для каждого класса виды работ позволяют организовать
речевую деятельность в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания
(чтения) понимания текста через пересказ (устный и письменный) к созданию
собственных высказываний в устной и письменной форме такого же стиля и
типа речи. Программа предусматривает минимальное количество различных
видов работ, которое должен выполнить учащийся за время обучения в
определенном классе.
Оценивание результатов обучения школьников русскому языку
предполагает функциональный подход к изучению школьного языкового курса,
который дает возможность научить учащихся эффективно пользоваться
языком, помогает формировать высокую языковую культуру личности.
Приоритетным в изучении языка является развитие навыков речевой
деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма. Поэтому эти виды
речевой деятельности - объект регулярной проверки и оценивания.
Практическая, речевая направленность школьного обучения языку
направлена на развитие познавательной самостоятельности школьников, их
умения работать с информацией, критически оценивать ее, применять для
решения жизненных проблем.
Современная методика обучения русскому языку в условиях двуязычия
предполагает от учителя неких действий по формированию коммуникативных
компетенций учащихся. Среди них отдельное место отводится аудированию.
Сначала возникали вопросы: что это - аудирование? Осознание текста как
языкового или литературного явления? Так есть уже апробированная методика
целостного анализа текста. Или это умение найти частное в целом? Тогда как
это сделать правильно? Ведь русский язык - это не иностранный язык для
людей, говорящих на нём с самого рождения. И понимание услышанного
3
текста для людей, владеющих русским языком как родным, как языком
повседневного общения, достаточно просто.
Но, как оказалось, просто только на первый взгляд. Аудирование это
относительно самостоятельный вид коммуникации, оно требует напряжённой
психической деятельности учащихся, может вызывать быстрое утомление и
даже отключение внимания слушающего. А надо проверить компетентность
учащихся в данном виде работы. А ещё и оценить её. Вот самый простой
способ: вопрос ответ. Выбери один из 3 4 предложенных вариантов
правильный. А чтобы ученик ответил компетентно, надо не только его
внимание удержать, а и задать компетентный вопрос.
Так вот, аудирование - это одна из форм реализации коммуникативных
умений учащихся в практической работе урока.
Сколько было споров в первые годы использования аудирования как вида
работы на уроках русского языка: как правильно поставить вопрос к тексту,
предложенному для аудирования, каким должен быть текст как таковой?
Программой определён объём, стиль текстов, которые могут стать предметом
аудирования. А форма их, содержание?
Сложно сказать, что в настоящее время все проблемы решены и мы
приобретаем совершенные сборники по проведению аудирования в средней
школе.
И тут приходится быть творческим учителем, чтобы предложить
учащимся интересные, разнообразные, насыщенные изученным материалом
задания. Таковыми должны быть и тексты для фронтальной проверки при
проведении аудирования.
Критерии оценивания знаний предусмотрели форму проведения
контрольных работ по предметам языкового цикла (тестовые задания и
фронтальные виды работы: аудирование, чтение молча, диктант//списывание).
Аудирование это одновременно цель и средство обучения.
Аудирование на уроках русского языка в современной школе Украины стало не
только одной из форм реализации коммуникативных умений учащихся в
практической работе урока, но и формой работы с отрывками изученных на
уроках литературы художественных произведений.
Предлагаю опыт использования художественных текстов (отрывков из
классической русской литературы, детской литературы) для проведения
контрольных работ по аудированию.
Предложенные тексты рассчитаны на работу с учащимися с разным
уровнем подготовленности. Они ориентированы на познавательный интерес
учащихся, помогают не только проникнуть в мир литературы, природы,
познать человеческие чувства, но и узнать историю родного края, страны. К
каждому из данных текстов составлены тестовые вопросы для проверки
понимания прослушанного (аудирование). Тексты предназначены как для
проведения итогового контроля проверки умений учащихся слушать, понимать
прослушанное, так и для развития навыков речевой деятельности на одном из
этапов рабочего урока. Они соответствуют по объему нормам, определенным в
4
«Критериях оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку для
5 11 классов школ с русским языком обучения».
Аудирование
5 - 6 класс
1. Виктор Михайлович Васнецов, конечно, никогда не видел богатырей. Они жили на
свете намного раньше художника. Но он слушал, что поет и рассказывает про богатырей
народ, - и представил их себе, вообразил их.
И теперь для нас богатыри именно такие, как на картине Васнецова.
И все же художники не раз изображали их.
Все мы любим, помним наши сказки и, когда слушаем их, будто видим перед собой, как
своих давних знакомых, и смелого Ивана Царевича, и веселого Емелю, и Василису
Премудрую, и Марью Моревну, и даже Бабу Ягу или Кощея.
Художник Виктор Михайлович Васнецов говорил, что в сказках живет мечта народа
о счастье.
Люди всегда мечтали, чтобы Добро всегда торжествовало над Злом, Правда взяла
верх над Неправдой, чтобы друзья были вместе и выручали друг друга. Поэтому в сказках,
даже страшных и печальных побеждает Добро, Правда, Дружба, Любовь.
Спит заколдованная злой волшебницей Спящая Царевна, а вокруг нее сонное
царство. Спит старуха нянька, а на коленях у нее спит кошка. Спит стражник в железном
шлеме и шут в красном кафтане и оранжевом колпаке. Спят девушки-служанки. Спит
гусляр с гуслями. Спит бурый медведь, рыжая лиса, серый заяц. Спят разноцветные
попугаи, сизые голуби, белые лебеди в пруду. Спят павлины на деревьях. И сами деревья
спят. И цветы – красные и розовые маки.
Явится добрый молодец, разбудит Царевну от колдовского сна. И вместе с ней
оживет, проснется – люди, звери, деревья, цветы…
Через глухой лес на Сером Волке везет свою любимую Елену Прекрасную храбрый Иван
Царевич. С тревогой прислушивается он не спешит ли за ними погоня. Елена Прекрасная
прижалась к милому доверчиво и печально: путь долгий и много опасностей на пути. Но
Серый Волк, верный друг Ивана Царевича, поможет ему во всякой беде. И любовь Ивана
Царевича и Елены Прекрасной одолеет все беды и опасности, потому что у них любовь
настоящая, верная.
А на этой картине Васнецова – ковер-самолет.
Высоко поднялся Иванушка на волшебном ковре. Летит над полями, над морями, над
лесами. Вокруг видно далеко.
Когда человек мечтает, он словно поднимается ввысь на ковре самолете. Он хочет
быть правдивым, умным, сильным, храбрым, умелым. Он хочет делать людям добро.
Совершать подвиги. Он хочет жить так, чтобы скорей наступила на всей земле
счастливая жизнь.
Когда человек мечтает – он далеко видит. /365 слов/
В. Порудоминский. «Счастливые встречи»
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. В.М. Васнецов говорил, что в сказках живет …
а) мечта народа о богатой жизни;
б) мечта народа о счастье;
в) злая сила, способная разрушить мечты.
2. Кого изобразил спящими в сонном царстве художник В.М.Васнецов:
а) спящую царевну, стражника в железном шлеме, девушек-служанок;
б) спящую царевну, злую волшебницу, даже Бабу Ягу;
в) девушек-служанок, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного.
3. Каким изображен Серый Волк на полотне художника:
а) злым, коварным зверем;
б) верным другом Ивана Царевича;
в) сказочным, добрым, незаметным героем.
5
4. В каких словосочетаниях слово «спит» употреблено в переносном значении:
а) спит бурый медведь;
б) спит гусляр с гуслярами;
в) сами деревья спят.
5. Каким хочет быть мечтающий человек:
а) сильным, храбрым, напористым;
б) умным, безрассудным, стремительным;
в) правдивым, умным, храбрым.
6. Сделайте вывод словами текста: «Когда человек мечтает, он …»
а) далеко видит;
б) забывает о настоящем;
в) много узнает нового.
/Ключи: 1 б; 2 а; 3 б; 4 в; 5 в; 6 а/
2. Долго шла Элиза, и вдруг перед нею открылось безбрежное море. Ни одного паруса не
было видно на море, ни одной лодочки не было поблизости.
Элиза села на камень у самого берега и задумалась: что же ей делать, куда идти
дальше?
К ногам Элизы подбегали морские волны, они несли с собой мелкие камешки. Вода стерла
острые края камешков, и они были совсем гладкие и круглые.
И девушка подумала: «Сколько труда нужно, чтобы твердый камень сделать гладким
и круглым! А вода делает это. Море неустанно и терпеливо катит свои волны и
побеждает самые твердые камни. Спасибо вам за то, что вы научили меня, светлые
быстрые волны! Я буду, как вы, неустанно трудиться. Сердце говорит мне, что когда-
нибудь вы отнесете меня к моим милым братьям!»
На берегу среди сухих водорослей Элиза нашла одиннадцать белых лебединых перьев. На
перьях еще блистали капли росы или слез, кто знает? Вокруг было пустынно, но Элиза не
чувствовала себя одинокой. Она смотрела на море и не могла насмотреться.
Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет,
волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и
море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым,
иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега
всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение – вода тихо вздымается, словно
грудь спящего ребенка.
Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента,
летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала
маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди
спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями.
В эту самую минуту солнце скрылось под водой и вдруг с лебедей упали их белые
перья, и уже не одиннадцать лебедей стояли перед Элизой, а одиннадцать красавцев
принцев. Элиза громко вскрикнула – она сразу узнала своих братьев, хотя за эти долгие годы
они очень изменились. Элиза бросилась в их объятия и стала называть их по именам.
Братья очень обрадовались тому, что нашли сестрицу, которая так выросла и стала
такой красивой.
Элиза и ее братья смеялись и плакали, а потом они рассказывали друг другу обо всем,
что с ними случилось. /371 слово/
Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди»
♦ Тестовые вопросы к тексту:
1. Куда пришла Элиза в поисках своих братьев:
а) в дом мачехи;
б) на пустынный берег моря;
в) на опушку леса.
2. Что на морском берегу привлекло внимание девушки:
6
а) морские камушки;
б) лодка под белоснежным парусом;
в) натруженные руки.
3. Какие сравнения, описывающие море, использованы в тексте:
а) море чернеет, волнуется и бурлит;
б) вода тихо вздымается;
в) море похоже на лепестки роз.
4. Когда Элиза увидела диких лебедей:
а) ближе к рассвету;
б) когда солнце близилось к закату;
в) ровно в полночь.
5. В кого превратились дикие птицы:
а) в красавцев принцев;
б) в уродливых ворон;
в) в могучих богатырей.
6. Какой была встреча Элизы с братьями:
а) Элиза не узнала братьев;
б) братья очень обрадовались тому, что нашли сестрицу;
в) Элиза огорчилась быстрой встрече.
/Ключи: 1 б; 2 а; 3 в; 4 а; 5 а; 6 б /
3. Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на
крыльцо. На темно-синем небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает
легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят,
облитые тенью. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы
едете мимо церкви, с горы направо, через плотину. Пруд едва начинает дымиться. Вам
холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели, вам дремлется.
Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи
чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют
тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы
потянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный
ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце.
Вы взобрались на гору. Какой вид! Река рвется верст на десять, тускло синея сквозь
туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком
вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. Как
вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный
свежим дыханием весны!
А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре
по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы
раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух
весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит
дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары.
Голова томно кружится от избытка благоуханий. Вот заскрипела телега; шагом
пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень. Вы поздоровались с ним, отошли
звучный лязг косы раздается за вами. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет
неподвижный воздух.
- Где бы, брат, тут напиться? – спрашиваете вы у косаря.
- А вон, в овраге, колодезь. /290 слов./
По И. Тургеневу
Тестовые вопросы к тексту:
1. «На темно-сером небе кое-где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает легкой
волной, слышится сдержанный, неясный шепот ночи, деревья слабо шумят, облитые тенью».
Таково описание природы:
7
а) весной, до зари;
б) осенью, до заката;
в) зимой, перед рассветом.
2. В каком значении употреблены выражения «шепот ночи», «ветерок набегает», «деревья
облиты тенью», «солнце всплывает», «заря разгорается»:
а) прямом;
б) переносном;
в) уменьшительно – ласкательном.
3. «Вы взобрались на гору». Какой вид открывается оттуда?
а) река вьется между холмами и лесами;
б) водянисто-зеленые луга чередуются с лесными островками;
в) река вьется, за ней водянисто-зеленые луга, за лугами пологие холмы.
4. Каким ощущается летний воздух:
а) сырым, влажным, удушливым;
б) воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»;
в) прохладным, свежим, морозным.
5. Почему у путника кружится голова:
а) от усталости;
б) от избытка благоуханий;
в) от восторга.
6. Каково авторское отношение к природе:
а) любовь и восхищение;
б) полное равнодушие;
в) эгоистичное, автор старается подчинить ее своим интересам.
/Ключи: 1 а; 2 б; 3 в; 4б; 5 б; 6а/
7 - 8 класс
4. Русский язык – один из богатейших языков мира
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря
позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные
действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как
говорящий оценивает предмет речи.
Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер,
виртуоз, артист, искусник, специалист, спец (разговорное слово).
О верном друге можно сказать и словами: надёжный, преданный, постоянный,
неизменный, готов в огонь и воду и др.
А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться! Если человек
рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят хихикнул, если внезапно фыркнул,
прыснул (разговорное), если громко – захохотал, расхохотался, разразился (или залился)
смехом, закатился смехом, загоготал (разговорное) и др.: «Скоро захохотали все: смеялся
мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал
толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные,
усмехался сам хозяин отеля». (Л. Кассиль)
Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости:
Язык разум открывает. Добрая совесть не боится клеветы. Правда суда не боится. Правда
милости не ищет. Нашла коса на камень. Одно «нынче» лучше двух «завтра». Не всё то
золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает
её яркой и образной.
Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения помогут
приставки и суффиксы. Сравните: бежать прибежать, перебежать, убежать,
отбежать, выбежать, забежать и др.; мальчик, мальчишка, мальчуган, мальчонка и др.
8
Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями,
используя слова, относящиеся к разным частям речи: Нина радуется. Ей радостно, так как
она взяла в библиотеке интересную книгу.
Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории
цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.
Классик французской литературы Проспер Мериме (1803 - 1870), выучивший русский
язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и
бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших
оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью,
русский язык кажется нам созданным для поэзии».
Всемирно известный деятель культуры ХХ века, художник и философ Н. К. Рерих
говорил: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности и для
вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны
они по существу. Вселенная и мирное творчество – нераздельны».
Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его
звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные
его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в
русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых
нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться
ежеминутно…» Как бы продолжая слова Николая Васильевича Гоголя, великий критик В. Г.
Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения
простых естественных понятий».
Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с
вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.
Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова И. С. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное
нам нашими предшественниками, в числе которых опять-таки Пушкин! Обращайтесь
почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать
чудеса!» (521 слово)
По В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой
Тестовые вопросы к тексту:
1. Каков лексический запас русского языка:
а) минимален;
б) огромен;
в) незначителен.
2. Что позволяет выразить богатство русского словаря:
а) разнообразные оттенки значения;
б) тот или иной предмет;
в) практически ничего.
3. Какое понятие передают словами «мастер, умелец, виртуоз, артист»:
а) о капризном человеке;
б) об одарённой личности;
в) о знатоке своего дела.
4. Что даёт нам уместное употребление в речи пословиц и поговорок:
а) кладезь народной мудрости;
б) делает речь яркой и образной;
в) сложные конструкции речи.
5. Язык разум открывает. Это:
а) скороговорка;
б) пословица;
в) поговорка.
6. Какие части слова могут придавать ему самые тонкие оттенки значения:
9
а) приставки и суффиксы;
б) окончания и основы;
в) корни слова.
7. Как можно выразить одну и ту же мысль:
а) только простыми предложениями;
б) только сложными предложениями;
в) как простыми, тик и сложными предложениями.
8. Что сказал о русском языке классик французской литературы Проспер Мериме:
а) русский язык кажется нам созданным для поэзии;
б) это только звукоподражание;
в) русский язык не способен передать тончайшие оттенки.
9. Кому принадлежат слова «Вселенная и мирное творчество - нераздельны»:
а) Н. В. Гоголю;
б) П. Мериме;
в) Н. К.Рериху.
10. Как воспринимают язык русские писатели:
а) равнодушно и безразлично;
б) восхищаются им;
в) отмечают бедность его сторон.
11. Продолжите слова Н. В. Гоголя «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен
для выражения …
а) непростых естественных понятий;
б) человеческих чувств;
в) простых естественных понятий.
12.К чему призывал И. С. Тургенев:
а) беречь русский язык, обращаться с ним почтительно;
б) всегда помнить о русском языке;
в) блистать в языке как Пушкин.
/Ключи: 1 б; 2 а; 3 в; 4 б; 5 в; 6 а; 7 в; 8 а; 9 в; 10 б; 11 в; 12 а/
9 - 11 класс
5. Горячее сердце
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон
таборы этих людей, а с четвертой была степь. Были это веселые, сильные и смелые
люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали
прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо
переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли
пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду
болот, то подымался смрад, и от него гибли люди один за одним. Тогда стали плакать
жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из
этого леса, и для того были две дороги: одна назад, - там были сильные и злые враги,
другая вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими
ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья
стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по
ночам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо
крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору.
…И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас
родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных
страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом
все громче и громче… Уже хотели идти к врагу и принести в дар ему волю свою, и никто
уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… но тут появился Данко и спас всех
один…
10
Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он
говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его насквозь,
ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось
много силы и живого огня.
- Веди ты нас! – сказали они.
…Повел их Данко. Дружно все пошли за ним верили в него. Трудный путь это был!
Темно было, и на каждом углу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и
деревья заступали дорогу могучей стеной. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали
деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все
ночи… Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и,
качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над
вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же
быстро, как являлись, пугая людей… Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали
духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на
Данко, человека, который шел впереди их.
И стали они упрекать его в неумении управлять ими.
Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и
злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за
это ты погибнешь!
- Вы сказали: «Веди!» - и я повел! крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во
мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе?
Вы только шли и не умели сохранять силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как
стадо овец!
…А лес гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко
смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей
стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады
от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он
любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло
огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, его очах засверкали лучи того могучего
огня…
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
- Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его
над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим
факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света и там, глубоко в лесу,
дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце
и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая
вершинами, но шум его был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело,
увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. А Данко все был впереди, и сердце его все
пылало, пылало!
И вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а
Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого
дождем…
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный
взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.
11
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще
пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек
заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись
в искры, угасло… (927 слов)
По М. Горькому
Тестовые вопросы к тексту:
1. Почему таборы людей оказались вдали от родных мест:
а) искали лучшее место для жизни;
б) ушли завоевывать земли других народов;
в) убежали от природной стихии;
г) были вытеснены другими племенами.
2. Что привело людей к массовой гибели:
а) война;
б) пожары;
в) наводнение;
г) болезни.
3. Люди от безысходности готовы были:
а) обречь себя на гибель;
б) бороться за жизнь;
в) продолжать путь дальше;
г) вернуться назад и отдать свою волю врагу.
4. Героя, который спас людей, звали:
а) Прометей;
б) Данко;
в) Атлант;
г) Геракл.
5. Какой афоризм использовал автор для характеристики главного героя:
а) «мал золотник, да дорог»;
б) «в человеке все должно быть прекрасно»;
в) «красивые – всегда смелые»;
г) «дерево красно плодами, а человек – делами».
6. Какую пословицу автор вложил в уста своего героя:
а) «Под лежащий камень вода не течет»;
б) «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»;
в) «Не своротишь камня с пути думою»;
г) «Делу – время, потехе - час».
7. Люди поверили Данко, потому что в его глазах светились:
а) сила и живой огонь;
б) злость;
в) жажда власти;
г) хитрость.
8. Почему люди пошли за Данко:
а) он убежал, оставив соплеменников погибать;
б) осветил им путь к счастью своим сердцем;
в) спрятался;
г) попросил у людей поддержки.
9. Сердце Данко, освещая путь:
а) сверкало;
б) пылало;
в) тлело;
г) сияло.
10. Что сделали люди, которые вышли на свободу:
а) бросились спасать Данко;
12
б) оплакивали его смерть;
в) воспели его подвиг;
г) не заметили смерти Данко.
11. Что произошло с сердцем Данко поле его смерти:
а) оно догорело и погасло;
б) продолжало пылать;
в) было растоптано ногой осторожного человека;
г) исчезло.
12. Жанр этого текста можно определить как:
а) легенду;
б) повесть;
в) сказку;
г) притчу.
/Ключи: 1 г; 2 г; 3 г; 4 б; 5 в; 6 в; 7 а; 8 б; 9 б; 10 г; 11 в; 12 а/
Использование аудирования в процессе проведения обычных обучающих
уроков тоже уместно. Такие уроки имеют коммуникативную направленность.
Из видов аудирования, которые на уроки русского языка пришли из методики
обучения иностранному языку, применимо аудированиее с полным
пониманием, в котором важно и основное содержание, и детали; и
аудирование, когда нужно понять самую главную информацию, игнорируя
детали, а также аудирование с выборочным пониманием, направленном на
вычленение и осмысление только интересующей информации или той, которая
указана в задании.
Как применить аудирование на обычном обучающем уроке? Это и ответ на
вопросы учителя по тексту (без предложенных вариантов и с ними), и пересказ
отдельных эпизодов услышанного, и составление мини-конспектов, и выборка
слов на определённое правило (смотря какие цели преследует использование
аудирования на обучающем уроке). А ещё уроки развития устной речи и их
составляющая пересказ текста. Смысловое восприятие текста на слух
предполагает выполнение учащимися упражнений на формирование общих
аудитивных навыков. Как вариант восприятие текста на слух и
воспроизведение его – пересказ разного вида.
Вот некоторые примеры использования аудирования на обучающих
уроках.
Русский язык (8 класс). Тема урока: «Вводные конструкции, их роль в
языке. Синонимия вводных слов» и один из видов работы на уроке
аудирование.
Работа с грамматической сказкой Ф. Кривина «Вводные слова» с использованием
элементов аудирования:
- Теперь вам предстоит поработать устно. Послушайте рассказ Ф. Кривина «Вводные слова»
и ответьте на вопросы тестового характера. /Чтение текста учителем/
Вводные слова
- К счастью, мы пришли…
Не подумайте, что мы пришли к счастью.
Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в
дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением:
13
- К счастью, мы пришли…
Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что
значащее вводное слово. Может, совсем не то слово, которое в данном случае надо было
сказать…
Может, не то. А может, и то. МОЖЕТ уже ничего не может, потому что означает
не действие, а какую-то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой.
Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить…
ГЛАВНОЕ тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от предложения
с двух сторон, потому и считает себя главным. А в предложении оно не то что не главный,
а даже не второстепенный член. Ввели его оно и стоит. Можно и вывести без особого
ущерба для смысла.
Выведешь – две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по
совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, СОВЕСТЬ здесь - опять
же вводное слово, а значит, и без нее можно обойтись. Без СОВЕСТИ можно обойтись,
если она всего лишь вводное слово.
- К несчастью, нам пора…
Да нет, никто не спешит к несчастью. Нам пора, к сожалению, хотя и к сожалению
никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а
что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно.
Тестовые вопросы:
1.Что сделала запятая с выражением «к счастью»:
а) превратила его в малозначащее вводное слово;
б) превратила его в многозначащее вводное слово;
в) ничего.
2.Что означает слово «может» в предложении «Может, не то. А может, и то»:
а) действие;
б) определённую вероятность;
в) определенную невероятность.
3.Как в предложении можно поступить с вводным словом:
а) можно вывести без особого ущерба для смысла;
б) вывести нельзя – это важная смысловая часть предложения;
в) иногда можно вывести, иногда – ни за что.
4.Если выведешь вводное слово, что сэкономишь:
а) ничего не сэкономишь;
б) две запятые сэкономишь;
в) не знаю.
5.Продолжите предложение: «Что по-настоящему, а что просто так, без чего обойтись
невозможно, с этими вводными словами…»:
а) всегда знаешь;
б) никогда не предполагаешь;
в) никогда не знаешь.
6.В предложении «К счастью, мы пришли» какая часть является вводной:
а) к счастью;
б) мы пришли;
в) в этом предложении нет вводных конструкций.
/Ключи: 1а; 2в; 3а; 4б; 5в; 6а /
Обобщение.
- На какие особенности вводных слов указывает автор?
- Определим правильность ваших ответов на тестовые вопросы и узнаем, на каком уровне знания
темы вы находитесь на данном этапе урока. /Работу выполняют ученики-консультанты/
14
Русский язык (9 класс). Тема: «Сочинение в публицистическом стиле на
морально-этическую тему» и включение аудирования в формы работы на
уроке:
Работа с текстом «Что такое здоровье?»
1. Чтение текста учащимися каждой творческой группы молча.
Что такое здоровье?
Здоровье одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и
долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально
под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали
человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура
тела, нет кашля, насморка и т. д.). Такое понимание понятия здоровья основано на
противопоставлении: болезнь здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям.
Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу,
окружающие вправе считать его здоровым.
Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье»,
основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни здоровье. Дело в
том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может
считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние
предболезни. Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к
болезненному (человек еще не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет), или как такое
состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная
причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие
болезни, но и малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека.
Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека
способствуют сохранению и укреплению его здоровья?
Первый фактор, укрепляющий здоровье, - четкий и правильный распорядок дня. Второй
фактор высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Третий
фактор – постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов –
свежего воздуха, воды, солнца.
Таким образом, наиболее полным является следующее определение понятия здоровья:
здоровье совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые
являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его
творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой
дружной семьи, рождения и воспитания детей.
2. Выполнение групповых заданий, указанных учителем:
Задания творческим группам:
Выразительно прочтите текст.
Составьте словарную работу по данному тексту, выбрав одно из направлений: орфография
текста, лексическое значение слова. Мотивируйте свой выбор.
Составьте 5 6 вопросов для проведения аудирования по данному тексту. Предусмотрите
варианты ответов.
Перескажите текст подробно и сжато.
Составьте диалог-обсуждение содержания текста (6 – 8 реплик).
/1 группа – готовит выразительное чтение текста вслух, определяет тему и главную мысль;
2 группа – составляет словарную работу по тексту;
3 группа – составляет задание для аудирования (5 – 6 вопросов с вариантами ответов);
4 группа – готовит подробный и сжатый пересказ текста;
5 группа – обсуждает содержание текста в импровизированном диалоге/
15
В настоящее время главным принципом обучения русскому языку в
условиях двуязычия становится принцип коммуникативности. Урок на
коммуникативной основе предполагает 40 % времени отводить на работу с
текстом (чтение//слушание-понимание). Аудирование может помочь учителю в
обучении школьников самостоятельному мышлению при работе с текстами
разных типов и стилей, развитию умения учащихся оценить прочитанное,
соотнести его с их жизненным опытом. И результат будет положительным,
если аудирование включается в учебную работу вместе с другими видами
речевой деятельности.
Список использованной литературы
1. «Російська мова. 5-9 класи: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із
російською мовою навчання/ Укладачі: Голобородько Є.П., Озерова Н.Г., Михайловська
Г.О., Стативка В.І., Давидюк Л.В., Бикова К.І., Яновська Л.Г., Кошкіна Ж.О.
Затверджено Міністерством освіти і науки України. 2013».
2. «Критерии оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку для 5 12
классов школ с русским языком обучения».
3. Пилипенко Ж. В. Русский язык: Аудирование. - Харьков: Торсинг, 2003.
4. Русский язык. Аудирование. Методическое пособие. / Составители М. Е. Чубарова, В. В.
Толочок, слушатели курсов повышения квалификации ДОИПДО Днепропетровск:
Промінь, 2001.
5. Некоторые аспекты преподавания русского языка, литературы, зарубежной литературы
в современной школе / Составители М. Чубарова, О. Гусева – Днепропетровск: Промінь,
2003.
6. Некоторые аспекты преподавания русского языка, литературы, зарубежной литературы
в современной школе. Выпуск IV / Составители М. Чубарова, О. Гусева
Днепропетровск: Промінь, 2009.
7. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посібник. / О.І. Пометун.
- К.: А.С.К.,2003.
8. Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» - Ужгород:
Карпаты, 1981