Конспект урока "Типы данных. Преобразование типов"


1
Шабашная Людмила Николаевна
КГУ СОШ № 61 г. Караганды.
Учитель физики, информатики и ВТ.
Тема урока. Типы данных. Преобразование типов.
Цель урока:
Продолжить формирование навыков оформления дизайна проекта с
использованием наиболее часто употребляемых объектов;
Рассмотреть классификацию типов данных языка программирования
FreePascal
Задачи урока:
Изучить основные типы данных языка программирования; способы
преобразования одного типа данных в другой.
Развивать умение работать с основными математическими функциями;
преобразовывать целочисленный и вещественный типы в строковый и обратно,
определять тип выражения.
Воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.
План урока:
I. Организационный момент (2 мин).
II. Актуализация знаний (5 мин).
III. Теоретическая часть (20 мин).
IV. Практическая часть (10 мин).
V. Домашнее задание (1 мин).
VI. Вопросы учащихся (5 мин).
VII. Итоги урока (2 мин).
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка присутствующих, определение задач урока.
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы рассмотрели форму и наиболее востребованные
объекты. Мы узнали. Что все объекты обладают рядом свойств и познакомились с
некоторыми из них. Кроме того, мы выяснили, что объекты реагируют на некоторые
события и методы.
Сегодня мы продолжим знакомство со средой программирования. Разработаем
наш следующий проект. Подготовимся к этой работе. Повторим ранее изученный
материал.
1. Для чего служит окно “Инспектор объектов”?
A. Для отображения свойств выбранного объекта
B. Для изменения свойств выбранного объекта
C. Для отображения списка файлов в проекте
D. Для отображения списка форм в проекте
2
E. Для показа макета проекта
2. Как сохранить новый проект?
A. Меню "Файл" - "Сохранить модуль"
B. Меню "Файл" - "Сохранить все"
C. Кнопка "Сохранить" на панели инструментов
D. Меню "Сохранить" - "Сохранить проект как..."
3. Как отобразить Инспектор объектов, если он не виден в рабочей среде?
A. Меню "Вид" - "Компоненты"
B. Меню "Вид" - "Палитра компонентов"
C. Меню "Вид" - "Инспектор объектов"
D. Меню "Вид" - "Обозренватель"
4. Свойство Text используют, чтобы:
A. заполнить СПИСОК;
B. заполнить ТЕКСТОВОЕ ПОЛЕ;
C. дать имя ОБЪЕКТУ;
D. заполнить заголовок ФОРМЫ и заполнить надписями КНОПКИ,
ФЛАЖКИ, ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ и МЕТКИ.
5. Свойство Name используют, чтобы:
A. заполнить ТЕКСТОВОЕ ПОЛЕ;
B. заполнить СПИСОК ;
C. заполнить заголовок ФОРМЫ и заполнить надписями КНОПКИ,
ФЛАЖКИ, ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ и МЕТКИ;
D. дать имя ОБЪЕКТУ.
6. Свойство Caption используют, чтобы:
A. заполнить ТЕКСТОВОЕ ПОЛЕ;
B. заполнить заголовок ФОРМЫ и заполнить надписями КНОПКИ,
ФЛАЖКИ, ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ и МЕТКИ;
C. заполнить СПИСОК;
D. дать имя ОБЪЕКТУ.
7. Стиль выравнивания текста задает свойство:
A. Alignment;
B. Font;
C. Multiline;
D. Locked.
8. Свойство Font задает:
A. цвет шрифта;
B. тип, начертание и размеры шрифта;
C. цвет заливки ТЕКСТОВОГО ПОЛЯ;
D. стиль выравнивания текста.
3
9. Что из перечисленного может являться событием объекта?
A. Изменение программного кода;
B. Открытие и закрытие формы;
C. Щелчок по кнопке;
D. Изменение шрифта;
E. Изменение размера объекта;
F. Добавление формы.
10. Назовите компоненты формы:
A.
B.
C.
III. Теоретическая часть
1. Переменные
Переменная представляет собой зарезервированное место в оперативной
памяти для временного хранения данных. Переменная характеризуется именем и
типом данных
Имя это слово, которое используется для ссылки на значение, которое
содержит переменная
Имена переменных надо выбирать так, чтобы они были как можно короче, но
одновременно понятными:
Например:
переменная для обозначения времени: t
переменная для обозначения временного интервала: dt
максимальная высота подъема: Hmax или maxH
2. Соглашение об именах
Имена переменных, констант, процедур, объявляемых в программе должны
соответствовать следующим требованиям
начинаться с латинской буквы
должны отсутствовать пробелы
не должны содержать точки
должны отливаться от ключевых слов языка
длина не должна превышать 255 символов
Можно: CurrentNum, Total, Date_Of_Birth
Нельзя: 1Time, $Total, Date of Birth
3. Тип данных
Тип данных определяет вид данных, который можно хранить в этой
переменной.
Типы данных относятся к самым фундаментальным свойствам любого языка
программирования. Данные, с которыми работает программа, хранятся в оперативной
памяти. Компилятору необходимо знать, сколько места они занимают, и какие
действия с ними можно выполнять. Т.О. тип данных однозначно определяет
возможный диапазон значений переменной и допустимые над ней действия.
4
В языке Паскаль существует очень разветвлённая система типов, но пока
рассмотрим только некоторые из них:
Целые типы - простые типы для представления целых чисел.
Имя типа.
Диапазон значений.
Размер памяти.
shortint
- 128 .. 127
1 байт
integer
- 32768 .. 32767
2 байтa
long
- 2147483648 .. 2147483647
4 байтa
byte
0 .. 255
1 байт
word
0 .. 65535
2 байтa
Вещественные типы - простые типы для представления вещественных чисел
Имя типа.
Диапазон значений.
Размер памяти.
Real
2.9e-39 .. 1.7e+38
6 байт
Single
1.5e-45 .. 3.4e+38
4 байт
Double
5.0e-324 .. 1.7e+308
8 байт
Extende
3.4e-4932 .. 1.1e+4932
10 байт
Comp
-9.2e+18 .. 9.2e + 18
8 байт
Итак, прежде чем использовать некую переменную в программе её
необходимо объявить, т.е. указать её имя и тип данных, которые в ней могут
храниться.
4. Объявление переменных
Объявление переменных помещается в разделе описаний после ключевого
слова var
VAR <имя переменной> : <тип данных> ;
<имя переменной> : <тип данных> ;
Можно записать в одну строчку через запятую
<имя переменной> , <имя переменной> : <тип данных> ;
5. Оператор присваивания
Присвоить переменной вычисленное значение можно с помощью оператора
присваивания. Главное условие при присваивании совместимость типов вычисленного
выражения и переменной, которой оно присваивается. Оператор присваивания на
Паскале изображается двумя символами :=
Пример:
x := 0 ;
x := x + 1;
После выполнения первой операции x имеет значение 0, а в результате второй
получает значение равное 1.
6. Арифметические операции