Разработка урока "Аппликация. Гильоширование"

Тема: «Аппликация. Гильоширование»
Цель: Обучение навыкам выжигания по ткани; ознакомление с правилами т/б при выжигании; при
работе с инструментами и приспособлениями.
Воспитание аккуратности и точности при выполнении работ; ответственного отношения к работе;
эстетического вкуса.
Развитие самостоятельности, творческого интереса, творческой смелости, выдумки,
изобретательности, фантазии.
Основное содержание урока
1. Вступительное слово учителя.
2. История аппликации (сообщение)
3. Сообщение познавательных сведений.
4. Инструменты для выжигания по ткани.
5. Подготовка рабочего места.
6. Правила т/б при работе с ножницами и иглой.
7. История шелка (сообщение)
8. Подготовка и выбор ткани, способ работы с желатином.
9. Инструменты и материалы для изготовления выкроек, шаблонов.
10. Выбор салфеток, сюжетов своей работы.
11. Цветовое сочетание.
12. История орнамента (сообщение).
13. Основные приемы выжигания.
14. Правила т/б при выжигании (инструкционная карта).
15. Практическая работа «Изготовление салфеток»
Ход урока.
I. На уроках технологии мы уже занимались аппликацией на ткани. Аппликация в переводе с
латинского означает «прикладывание». Это наиболее простой и доступный способ создания
художественных работ. Аппликацию можно выполнять из бумаги, ткани, засушенных растений, из
бересты, из семян ясеня, из крупы, стекла, из листьев аира, из стручка белой акации, из апельсиновой
кожуры, из тополиного пуха.
Техника выполнения тоже разная. Например, бумага , солома, засушенные растения, береста
приклеиваются различными клеями. Ткани, кожа, мех, войлок пришиваются. Тополиный пух
накладывается на бархатную бумагу.
II. Об истории аппликации нам расскажет
III. Сообщение познавательных сведений.
Сегодня я предлагаю вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие.
Гильоширование – искусство выжигания по ткани, это новая область прикладного искусства. Автор
этого метода – Зинаида Петровна Котенкова из Рыбинска. Именно эта замечательная женщина в 80-х
годах разработала новый оригинальный способ обработки ткани. В 1990г. З.П.Котенкова получила
авторское свидетельство на своё изобретение.
Как никогда велико число людей, вовлеченных в прикладное искусство. Выжигание на ткани
привлекает людей разных специальностей, разных возрастов. Увеличивающийся досуг и общий рост
культуры создают условия для развития творчества. Творчество не умирает: строя дом или украшая
свою квартиру, люди делают многое своими руками, в меру собственных представлений о пользе и
красоте. (Экскурсия на выставку)
Для всякого рода творческой деятельности мастерство является основой, которая определяет
содержание изделия и уровень его художественности. Понятие профессионализма в искусстве включает
единство мастерства и вдохновения мастера, его творческой индивидуальности. Обустраивая свой быт,
нужно прежде всего помнить о том, что поделки, выполненные в технике гильоширования, должны
соответствовать нуждам проживающих в доме лиц.
В доме должно быть удобным, целесообразным и одновременно приятным для глаз. И тогда
убранство вашего дома будет отличаться умеренностью и вкусом, благодаря которым дом приобретет
эстетический вид и станет уютным.
Начиная разговор о гильошировании, можно вспомнить слова замечательного педагога
В.А.Сухомлинского: «Остановись в изумлении перед красотой и в твоем сердце тоже расцветет
красота» Мир вещей, окружающих нас дома, совсем не безразлично – стандартный. Если вам хочется
что-нибудь изменить в доме, придать ему оригинальный и своеобразный вид, это можно сделать, освоив
выжигание по ткани. Ярко, самобытно, смотрятся сделанные своими руками методом выжигания по
ткани грелки на чайник, скатерти, салфетки, прихватки и другие изделия. Главное, обратите внимание
на цветовое сочетание мелочей, соответствие узора на них стилю помещения. Об этом поговорим чуть
позже.
Изделиями методом гильоширования не следует слишком увлекаться, ибо чрезмерное количество
таких вещей просто-напросто «проглотит» их индивидуальность, неповторимость. Изделия,
выполненное в технике выжигания по ткани, сохранит тепло ваших рук, принесет радость друзьям и
близким.
Выжигание тем хорошо, что чем глубже его познаешь, тем больше радости оно доставляет. Это
занятие потребует от вас затраты времени и сил. Очень часто успех обеспечен заранее самим
материалом. А всякий успех окрыляет, и после каждой удачно выполненной работы вы наверняка
будете с еще большим рвением браться за следующую. Если вы овладеете некоторыми навыками, то эта
работа не покажется вам трудной. Единственное, что для этого требуется – терпение и творческая
фантазия.
Успех выжигания зависит и от качества материалов, с которыми вы будете работать. Для того,
чтобы изготовить какую-то вещь, удобную и красивую, надо только поверить в свои силы, иметь
большое желание и запастись терпением.
Выдумка и изобретательность, творческая смелость и умение рук, которые смогут взяться за пока
еще незнакомую вам работу, помогут каждой рукодельнице внести в дом своё и решить бытовые
проблемы.
II. Инструменты для выжигания по ткани.
Для работы необходим аппарат для выжигания по дереву.
Но разная ткань требует разной температуры плавления. Для этого на выжигательных приборах
есть переключатель температуры. Если температура подобрана правильно для определенного вида
ткани, то материал не будет образовывать опалины.
III. Подготовка рабочего места.
Для занятий гильошированием нужен стол, на котором должно лежать стеклянная или
биметаллическая пластина.
При работе необходимо соблюдать следующие правила:
1) Выжигатель необходимо выключать через 30 минут работы на 5 минут
2) Не выжигайте долго, т.к. обжигаемые синтетические волокна дают запах и гарь.
3) Место, где предстоит работать, должно быть хорошо освещено.
4) Если на игле образуется нагар, его нужно убрать х/б тканью.
5) При гильошировании все операции выполняются только горячей иглой.
IV. Правила техники безопасности.
При изготовлении изделий необходимо безукоризненно соблюдать технику безопасности с
инструментами.
Правила работы с ножницами (опрос)
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
3. Ножницы клади кольцами к себе.
4. Не оставляй ножницы раскрытыми.
5. Передавай ножницы кольцами вперед.
6. Не маши ножницами, не подноси к лицу.
7. После окончания работы клади ножницы в футляр, храни всегда в определенном месте.
Правила работы с иглой (опрос)
Для закрепления выкроек, набросков, готовых деталей в гильошировании используют иголки и
булавки.
1. Храни иглу в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Не бери иглу в рот.
4. Передавай иглу в игольнице с ниткой.
5. Не втыкай иглу в одежде.
6. Не отвлекайся во время работы с иглой.
V. История шелка.
В гильошировании наряду с синтетическими тканями широко используется шелк. Он обладает
прекрасной клекостью, что так важно для создания интересных работ. Давайте вспомним историю этого
замечательного, уникального материала, поистине «жемчужины среди тканей».
Название «шелк» присваивается, в соответствии с законом о наименовании тканей, только тем
волокнам, которые производятся из коконов путового шелкопряда. Доля шелка в мировом производстве
волокон составляет менее 0,5%. Этими сухими словами текстильного справочника описывается,
наварное, самая благородная из известных нам тканей.
«Жемчужина среди тканей» с её неподражаемым блеском и уникальными качествами постоянно
окружена легким ореолом роскоши. Искусство добывать шелк родилось в Китае, и существует
множество историей и мифов о том, как начиналось разведение гусениц шелкопряда и как появился
первый шелк. Одна из версий наиболее распространенной в Китае легенды гласит, что тайну шелка
открыла в III тысячелетии до н.э. Си Ли Ши, жена или дочь Желтого императора Хуанцы. Во время
одной из прогулок к ногам Си Ли Ши якобы упали небольшие плоды тутового дерева. Когда
императрица подняла один плод, из него вылупилась бабочка. Заинтересовавшись этим, императрица
стала наблюдать за всем циклом развития гусениц шелкопряда, и ей пришла в голову мысль, что нить,
которой гусеница обматывает себя, снова можно размотать и соткать из нее шелк.
Так же можно использовать синтетические ткани – люрекс, искусственный шелк, шифон, креп-
атлас, атлас. Не годятся для гильошировании шерстяные, х/б ткани, т.к. они не плавятся, а горят. Если
вы не знаете свойства материала, то необходимо проверить его клейкость и прочность на маленьком
кусочке. Затем необходимо намочить ткань в горячей воде, при этом ткань не должна менять. В работе
можно использовать не только новую ткань, но и старые вещи, лоскутки от пошива изделий. Ткань
должна быть чистая, хорошо выглаженная.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫКРОЕК И ШАБЛОНОВ.
Итак, ткань к работе готова. Теперь предстоит выбрать понравившийся рисунок и изготовить
выкройки. Этот процесс очень длительный и кропотливый, поэтому мы с вами шаблоны и выкройки
сделаем заранее. Это было вам домашним заданием.
ВЫБОР САЛФЕТОК, СЮЖЕТОВ.
Прежде всего вы ясно должны представлять, для чего необходима понравившаяся вам салфетка.
Выбирая её для подарка родственникам, можно учитывать время дня рождения. Особенно серьезно
подойдите к выбору цвета ткани.
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ.
При работе с тканями, цветовое сочетание – важный компонент в изготовлении изделий в технике
выжигания. Одна и та же вещь, оформленная материалами разного цвета, в одном случае становится
привлекательной, в другом не совсем. Во многом это зависит от неправильно подобранного цветового
сочетания отдельных частей изделия гильоширования. Поэтому необходимо знать основы
цветоведения.
ВОПРОСЫ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ.
Существует целое учение о цветах – цветоведение, но мы вспомним лишь самые общие его
закономерности. (опрос)
1) Назовите 4 главных цвета? (красный, зеленый, желтый, синий, чистые цвета)
2) На какие еще группы можно разделить цвета? (холодные, теплые, нейтральные)
3) Перечислите холодные цвета. (все цвета воды, т.е. зелено-голубоватая и синяя гамма цветов)
4) Назовите теплые цвета.
5) А какие цвета можно отнести к нейтральным? (коричневый и фиолетовый)
Помимо этого все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
6) Какие цвета относятся к хроматическим? (красный, оранжевый, желтый. зеленый, голубой,
синий, фиолетовый)
7) Какие цвета ахроматические? (белый, серый, черный, и их оттенки)
Обратите внимание на таблицы «Контрастные цвета», «Сочетание цветов».
Далее мы поговорим об орнаменте. Свое сообщение нам сделает___________________________
История орнамента (сообщение)
Человек, сколько помнит себя, всегда старался сделать свое жилье уютным и красивым. Живший
постоянно среди природы, он уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры,
условные знаки-символы, которыми выражал свое восприятие мира и отношение к явлениям природы.
Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения:
- прямой горизонтальной линией обозначали поверхность Земли;
- горизонтальной волнистой линией воду;
- вертикальной волнистой – дождь;
- треугольником – горы;
- скрещивающимися линиями – огонь, молнию.
Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб является символом
солнца и огня, символом плодородия, возрождения жизни. Выжигая салфетки, необходимо знать, что по
своим мотивам орнамент может быть:
1. Геометрический - состоящий из разных геометрических элементов.
2. Шеандровых - в виде бесконечны, беспрерывных ломаных линий.
3. Растительный, или фитоморфный – из плодов, листьев, веток.
4. Животный – звери, птицы, насекомые.
5. Человекообразный – изображение человека.
6. Шрифтовый – надписи, инициалы.
Итак, вся подготовительная работа у нас сделана, теперь перейдем к практической работе. Но
сначала поговорим о правилах техники безопасности при работе с выжигательным прибором.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВЫЖИГАТЕЛЬНЫМ ПРИБОРОМ.
Основным инструментом в гильошировании является выжигательный прибор.
1) Следи за исправностью выжигательного прибора.
2) Не касайся ручкой выжигания железного основания прибора.
3) Через каждые 30 мин. работы выжигатель необходимо выключить на 5 мин.
4) Работай только на стекле или кафеле, край стекла необходимо зачистить наждачной бумагой.
5) Начинай работать выжигательным прибором только после закрепления деталей булавками на
основе.
6) Нагар на игле выжигательного прибора нужно убирать х/б тканью.
7) Все детали своей работы держи под рукой, чтобы не обжечься выжигательным прибором.
8) Будьте внимательны, не размахивайте горячей иглой.
9) Правильно подбирай температуру для выжигания различных тканей. Перед выжиганием
попробуй клейкость ткани на обрезках.
10) Для того, чтобы рука не уставала, делай гимнастику для рук.
11) Включай выжигательный прибор и начинай работать, только если у тебя хорошее настроение.
Тогда удачная работа обеспечена.
РАБОТА ПО ИНСТРУКЦИОННЫМ КАРТАМ.
I. «Основные приемы выжигания»
1 этап. Выжигаем на ткани все нужные детали салфетки. Для этого кладем прожелатиненную ткань на
стекло. Затем трафарет плотно прижимаем к ткани левой рукой, а правой держим ручку аппарата
перпендикулярно пластине. Включаем аппарат и ведем иглу сверху вниз непрерывной линией, вырезая
при этом определенные детали, отступив 1-2 мм от края трафарета.
2 этап. Сборка деталей. Все детали собираем в единый рисунок, закрепить для получения
окончательного изображения.
3 этап. Когда все отдельные элементы собраны, выжигаем край салфетки. Для того выбрав однотонный
фон, рассмотрим несколько вариантов работы:
1) выжигаем контур по трафарету;
2) рисуем край салфетки карандашом, используя прозрачную ткань или край салфетки;
3) можно, используя подсветку, сразу выжечь край салфетки;
4) Для создания легкости изделия по его краям вырежьте отверстия, они могут быть любой формы.
4 этап. На готовой основе располагаем из составных частей узор салфетки, используя эскизы.
5 этап. Закрепите детали на основе, для этого прижмите их несколькими точками по краям, плотно
прижимая пальцем левой руки.
6 этап. После того как узор закреплен, начинаем прижигать. Точки следует делать не по верху
накладываемой детали, а сбоку, в край детали, тогда шов получится ровный и прочный. Медленно и
аккуратно прижигайте точки на расстоянии 1-1,5 мм одна от другой.
САМОКОНТРОЛЬ
1. салфетка должна быть выполнена в определенной цветовой гамме.
2. Детали не должны отслаиваться, отставать от основы.
ПРАВИЛА УХОДА ЗА ИЗДЕЛИЯМИ.
1. Перед стиркой изделие замочите в теплой воде.
2. Стирать нужно мягкой щеткой. Мять и потереть изделие нельзя.
3. После стирки следует хорошо прополаскать изделие в холодной воде.
4. Сушить изделие следует только в расправленном виде.
5. Гладить изделие можно только с изнаночной стороны, через влажную марлю, чтобы не порвать
готовое изделие.
6. При глажении необходимо учитывать свойства ткани. Разный вид ткани требует разной
температуры утюжки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Индивидуальность. Это понятие имеет сегодня особое значение и употребляется в различных
областях нашей жизни. Выжигая изделия из ткани, необходимо выдержать свой собственный стиль.
Именно для этого вам понадобятся те знания и умения, о которых мы говорим на уроке.
Я надеюсь, что изделия, которые вы с удовольствие выполнили своими руками, придадут особый
уют вашему дому. Творите с помощью гильоширования чудеса, и они принесут вам радость. Я желаю,
чтобы, взявшись за выжигание, вы смогли создать удивительно красивые и нужные вещи. Пусть все
ваши работы приобретут поистине уникальную ценность.