Исследовательский проект "Русские обряды и традиции. Народная кукла. Роль куклы в воспитании ребенка" 5 класс

Исследовательский проект на тему:
«Русские обряды и традиции.
Народная кукла. Роль куклы в воспитании
ребенка»
Выполнили:
Обучающиеся 6 «б» класса
Атюнина Дарья
Тельпова Юлия
Железнякова Вероника
5 класс
Аксаментова Алла
Руководители :
Скорикова Т.И. (учитель, школьный библиотекарь)
Чернова Л.А. (учитель технологии).
МКОУ БУРКОВСКОЙ СОШ
201 3
Содержание
1. Введение
2. Паспорт проекта
3.Актуальность
4.Проблема
5.Этапы
6.История родного края
7.Воспитание девочек.
8.История возникновения народной куклы. Виды кукол.
9.Социологический опрос.
10.Вывод.
11.Список используемой литературы.
Введение
На уроках технологии мы изучали тему «Изготовление тряпичной куклы».
Многие девочки задавали вопрос: «Для чего нам это надо знать?» Многие
сказали : «Мы не играем в куклы и в крайнем случае можно купить
современную модель куклы, которая выполняет разные функции». Учитель
очень интересно рассказывала как играла в детстве в куклы. В куклы дети
играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. О кукле можно
заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать,
наряжать. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Выбранная тема
показалась нам интересной потому, что кукла самая древняя и наиболее
популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать о жизни наших
предков, их культуре и традициях.
На некоторые вопросы мы не могли ответить так, как мало знали из истории
своего родного края. Рождение наших хуторов уходит глубоко корнями в
историю возникновения казачества на юге РОССИИ.
Паспорт
Это и стало целью нашего исследования : изучение назначения кукол и
связь их с народными традициями и обычаями, история родного края .
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
- изучить как отражался жизненный уклад и традиции казачества на играх
казачат;
- узнать в какие игры играли дедушки и бабушки;
- познакомиться с историей возникновения народной куклы;
- изучить виды народных кукол и технологии их изготовления;
- изготовить традиционные народные куклы;
- выявить информированность современных детей по теме наших
исследований;
- роль куклы как одной из видов игры с точки зрения образования и
воспитания;
- выяснить играют ли современные дети в игры наших предков.
Возникла проблема : В какие игры играли наши ровесники пятьдесят, сто,
двести лет назад. Как и где можно найти информацию о истории русских
обрядов и традиции, и как можно больше узнать о куклах. В какие куклы
играли и играют девочки? Как играли бабушки? В какие игры играют
мальчики? В какие игры играли наши предки? Какие традиции и обряды,
обычаи? Роль куклы как одной из видов игры с точки зрения образования и
воспитания.
Актуальность исследования: мы думаем, что тема творческого проекта
очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции
своего народа.
Гипотеза: на народную игрушку не влияет время, и она по-
прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Объект является - традиционная русская кукла.
Предмет исследования - процесс изготовления традиционной русской
куклы.
Этапы работы:
I этап подготовительный: определение направлений работы, изучение и
оценка различных видов источников информации для проекта;
II этап исследовательский: поиск накопление и систематизация
информации о тряпичной кукле, осознание ее места в культуре родного края;
III этап творческий: изучение и изготовление различных видов кукол,
создание информационного стенда и выставка кукол, подготовка
презентации проекта;
IV этап – защита проекта;
V этап – определение путей дальнейшего развития проекта.
Нами были использованы следующие методы:
· изучение литературы и обобщение полученной информации;
наблюдение;
социологический опрос (подтверждение гипотезы) и анализ
результатов;
интервьюирование пожилых людей наших хуторов. Анализ опроса.
История родного края
Наша школа расположена в хуторе Бурковский. Многие ребята
проживают на территориях хуторов : хутор Закутский , хутор Госпитомник .
Так как в названии поселения есть хутор значит на нашей территории
проживали и проживают казаки. Мы обратились к историческим сведениям
родного края. Мы узнали , что первые отряды малороссов и донских казаков
появились в 1721 году, их поселил Петр Первый между Камышином и
Царицыном. В 1804 году оставшиеся волжские казаки были причислены к
составу Астраханского казачьего войска 3-го округа с образованием станицы
Царицынской. Так называлось поселение астраханских казаков, которое
находилось по южному берегу реки Царицы к реке Волге. Жили казаки среди
населения города Царицына, а не отдельным поселением, как это было у
донских казаков. Земли были бедными. Другое дело, прекрасная, нетронутая
земля за Волгой против Царицына. Обилье трав для прокорма лошадей и
скота, много леса и рыбы в озерах пойменного займища сулили богатую,
сытую жизнь. Как же практически происходило заселение левобережья
Волги напротив города Царицына? Историческими фактами мы не обладаем,
да и вряд ли они могут быть. Значит, остаются для нас ценными
воспоминания старожилов, собранные правнучкой первопоселенца Агея
Николаевича Букатина Анной Александровной Венц. В главе ''Далекое
прошлое" она рассказывает об этом так. Так же в своей книге описала быт
астраханских казаков сухие строки почти статистических данных
«Астраханских епархиальных ведомостей» иллюстрируются живыми
воспоминаниями коренной жительницы хутора Букатин, астраханской
казачки Перфильевой Клавдии Михайловны, помещенными ею в книге
«Астраханские казаки Царицынской станицы».
И опять из книги И. А. Бирюкова "Астраханские казаки", издания 1904 года.
"Хутор Букитин на ловом берегу реки Волги, в .4-х верстах от Царицына, на
участке Ахтубинском № 24. при Царицынском затоне. Дворов - 95, душ
мужского пола - 150, женского - 180. Неказачьих дворов - 35, душ обоего
пола 350. В хуторе Букатина - хуторское училище, при нем церковь. Здесь
живут станичный фельдшер и повивальная бабка. Есть станичная аптечка.
Казенная винная лавка.
Казаки, проживающие в хуторах Гончаровой и Кузьмичевом, занимаются
земледелием, а живущие в хуторе Букатина - сководством, садоводством и
огородничеством.
Основные фамилии казаков, переселившихся из Царицына в хутор Букатина -
Перфильевы, Гончаровы, Зарядновы, Изюмскпе, Курнековы, Кошечкины.
Занятия их очень разнообразны: ремесла, торговля, извоз, служба на
должностях приказчиков, конторщиков и пр.
Собственно юртовую дачу составляет участок за Волгой (3 версты от
Царицына), в нем всего 1103 десятины, из которых удобной земли 521
десятина. Участок Ахтубннской (от Царицына в 4-х верстах) № 24-1891
десятина, из которых удобной земли 1282 десятины. Участок заливается
полой водой и представляет из себя заливной луг.
Заволжская земля - около 3500 десятин, прилегающая к реке Волге. Удобная
почва здесь для сельского хозяйства обратила на себя внимание казаков, и
один из них, Букатин, завел там на берегу Царицынского затона хутор,
который привлек потом многих станичников из Царицына. Назвали хутор
"Букатино", по имени первого своего основателя. Рождение хутора Букатина
уходит глубоко корнями в историю возникновения казачества на юге
РОССИИ. В наши дни хутор Букатино называется город Краснослабодск. На
его территории существует казачье общество СКО «Букатинское». В него
входят астраханские, донские и семереченские казаки. Они на протяжении
веков сохраняют свои традиции и обычаи. Конечно же, они не все
сохранились в их прежнем обличие.
Несмотря на веротерпимость казаков , на постулат «каждый волен держать
свой закон», основу казачьей духовной жизни составляло Православие , и вне
Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно
обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших
дней. В казачьей семье главой был отец казак воин, а последнее слово
принадлежало деду. Женщины казачки были в семье равноправными
независимо от национальности, т.к. казачка была обязательно окрещенной.
Казаки редко обижали своих жен. Казачки имели характер самостоятельный
и гордый. О казачках современники писали: “Соедините красоту и обаяние
русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если
прибавить бесстрашие амазонок перед вами портрет истинной казачки”.
Казачки выше всего после матери и отца ценили честь, славу, верность,
умели постоять за себя, обращаться с конем и оружием, при случае помогали
в бою.
Дети продолжение казачьего рода, его будущее. Воспитание сына и дочери
в казачьей семье имело свои особенности. Некоторые обряды казачьей
педагогики сохранились до наших дней.
Воспитание девочек.
Рассмотрим как воспитывалась девочка с первых дней до замужества
Воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Рождение девочки
не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее
рождении не грохотали выстрелы. Однако появление на свет девочки тоже
было радостью тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами.
Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.
Поэтому с самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика, старались
развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость.
Все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки, - домашние,
семейные… Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть
первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что
самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье крепкая семья и
честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих
тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в
жизни казака.
Начиная от самого первого, все «женские» обычаи были шутливыми и
веселыми. Так «смывали с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки,
крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. В
это время отец единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник
(ребенка до трех месяцев вообще никому не показывали, боялись сглаза и
даже крестить в церковь носили с закрытым кружевами лицом), ел
«отцовскую кашу», специально приготовленную горелую, насоленную,
наперченную, политую горчицей, чтобы она была совершенно несъедобной.
Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше
горького в жизни досталось».
Все девичьи праздники отмечались в узком детском кругу на женской
половине дома, куда приглашались только родственники. Праздники всегда
сопровождались подарками, угощением, песнями, танцами. Праздновали
«первый шаг», дарили ленточки «на бантик», гребешок на косынку, платочек
в церковь ходить. Подарки буквально сыпались на девочку, однако это не
означало, что ей все позволено и жизнь была у нее сплошным праздником
Работать девочки, как и мальчики, начинали с очень раннего возраста.
Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах:
стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет
учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком это умела каждая
казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.
Была и особенная работа нянчить младших! Трехлетнего брата могла
нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя годовалого. Пятилеток уже в
няньки «в люди» отдавали. Труд не исключал радости и веселья: девочки и
пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с
главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено
все ее воспитание.
Когда девочка становилась девушкой, то об этом, по секрету бабушка
сообщала деду самому старшему в семье. Дед покупал серебряное колечко
и дарил его внучке, а то и правнучке. Колечко на левой руке означало, что о
ней можно думать как о невесте. С этого момента девушка начинала готовить
себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством.
Несмотря на то, что никогда девушка не показывалась на улице одна (всегда
в сопровождении матери, тетки, брата или крестной), казачки по сравнению с
женщинами других народов пользовались большей свободой. Казачки
Великой степи наследовали традиции народов, живших там прежде, а у
степных народов женщина всегда обладала значительной свободой, без
которой в степи не прожить.
Сегодня во многих домашних обычаях казаков и женских характерах, в
семейных взаимоотношениях можно увидеть пережитки господствовавшего
когда-то в степи матриархата. Большая часть юридических прав в станичном
обществе принадлежала не казаку, а казачке. Она наследовала имущество.
Она полностью верховодила в доме.
Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем
хозяином, и в домашние подробности не входил, считая это унижением
своего воинского и мужского достоинства. Считалось, что дети принадлежат
отцу, хотя полной властью даже над взрослыми сыновьями обладала мать.
Называли ее САМА. Женщина-мать, женщина-вдова получала от станичного
общества материальную поддержку и была социально защищена еще в те
далекие годы, когда ни в одной развитой европейской стране об этом и не
помышляли.
Потому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности
за все казачество, лежавший на ее плечах и носимый ею с достоинством. Я
думаю, что элементы казачьей педагогики пригодятся вам в будущем, когда
сами станете мамами и папами.
В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и
на ней держится не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи.
Потому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности
за свое казачье общество, лежавший на ее плечах, но носимый ею с большим
достоинством.
Весьма примечательной страницей у енисейских казаков является
воспитание детей и вообще всего казачьего общества. Традиции воспитания
уходят своими корнями в глубокую древность и некоторые элементы дошли
буквально до начала прошлого века и если бы не обвальные репрессии в
период советской власти, они сохранились бы до сих пор.
Определенное время отводилось потехам, веселью: девочки пели песни,
плясали. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая мать, хозяйка.
Социальный статус женщины-казачки как интегративный показатель ее
положения во всех сферах жизнедеятельности хозяйка, мать, супруга.
Согласно общепринятому социальному статусу женщина в обществе почти
априорно была обречена на вторые роли. Но не казачка. Модель отношений
между полами у енисейского казачества основана не на господстве-
подчинении, заданных традициями и возведенных в ранг естественного
закона, а на отношениях личностной взаимодополнительности между
казаком-мужчиной и женщиной-казачкой в обществе и семье. В этой модели
отношений, которую мы назовем партнерской, казаки и казачки, вступающие
во взаимодействие, предстают как полноценные субъекты. Реализация
взаимодействия в режиме «субъект-субъект» может определяться как
целостное социальное взаимодействие, где каждая сторона взаимодействия
выступает как индивидуально-социальная целостность, то есть как личность.
История возникновения народной куклы. Виды кукол.
Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры.
Казачьи игры это яркое выражение народа в них играющего, отражение
народа и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с
точки зрения образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и
отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления,
фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Казачата многие
процессы жизнедеятельности отражали именно таким образом, через игру.
Мы обратились к своим бабушкам и дедушкам.
Воспитание казачат имело огромное влияние быта казаков. Казак это в
первую очередь воин.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и
взрослых, вырабатывают важные личностные качества, отражают
общественное устройство нации и взгляды на мир. У казаков, как и любого
другого народа, были свои традиции в играх. Потребность в общении четко
выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств,
с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять,
сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла самая
древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских
игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на
прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они
сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы
считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки
изготовленные машинами, но и своими руками.
Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились
традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского
народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети
в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления
традиционной народной куклы.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть,
постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом
отношении к деятельности будущего члена общества.
В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла- это детская
игрушка в виде фигурки человека.
Как вы думаете, когда появилась первая кукла?
Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка появилась у
славян примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под
Новгородом. А в других, более ранних цивилизациях гораздо раньше. С
давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского
народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой
забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем
больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и
благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно
и неряшливо то неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол
насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для неё
делали кукол мама, бабушка, старшие сёстры. А когда малышке исполнялось
пять лет, она должна была сооружать кукол сама. С пяти лет потешку уже
могла делать любая девочка. В куклы играли и девочки-малышки, и
девушки- подростки, и девушки на выданье. Куклы были не только
девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах.
Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли
и сами игры строго разделялись .Игрушки никогда не оставляли на улице, не
разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в
приданое По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях её
хозяйки. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать,
прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игры были долгие,
обстоятельные. Одна из самых любимых - свадьбу". В давние времена на
Руси свадьбы не проводили, их играли. Это был настоящий спектакль,
изображавший полный свадебный ритуал, сватовство, посиделки, девичник и
т.д. Вот сейчас мы с вами познакомимся, как знакомились девушки, которые
приходили на девичьи посиделки. Девушка, которая заходила в дом называла
своё имя, и перечисляла все свои достоинства. В этой игре участвовало
множество кукол: невеста, жених, родители, сваты, подруги, друзья: Кукол-
мужчин не шили - их изображали просто палочки или скатанная ткань.
Куклы мужского пола появились только в девятнадцатом веке. Куклы
делались из лоскутов ткани. Куклой оберегом пользовались, когда хотели
избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её
против часовой стрелки и приговаривали: Отвернись злом, повернись
добром”. В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок,
играя с ними, растёт и развивается, учиться жить.
В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет.
Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы обереги
были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых
приёмов: скручивания ткани. Лицо кукле не прорисовывалось. Так как
деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не
будет больше оберегать семью.
Эти крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из
тряпок с помощью традиционных приёмов. В каждой местности были свои
способы изготовления кукол
Куклы обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен.
Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса:
дерево, лоза, трава, солома. Главная черта российских народных куколок
чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям
считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не
принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды
такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.
Потом у оберегов появились и другие "обязанности".
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола,
смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась
юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась
по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы.
Она была оберегом. Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде
на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с
собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои
волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу.
Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими
куклами и он выздоровеет.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день
свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и
поэтому прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже
пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот
уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и
напоминает о доме, очаге.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные
обряды. На Руси традиция делать кукол идет с очень давних, еще
дохристианских времен. Первыми и самыми древними были куклы-мотанки
(от слова «мотать») и куклы-закрутки (от слова «крутить»). Техника
изготовления у этих кукол практически одинаковая: клочки ткани рвали на
лоскуты и перематывали между собой. Куклу-закрутку делали для
новорожденного из лоскутьев маминой рубахи и вешали над колыбелью,
чтобы отгоняла лихо и хворобу от малыша. Было еще много кукол, и каждая
из них имела свою особенность и свое назначение. Например, у куклы-
кувадки специально подчеркивали женскую грудь, делая ее очень
большой это символизировало дородность женщины. Эта кукла оберегала
свою хозяйку и ее дом от злых духов, от дурных мыслей людей, которые
приходили в дом. Такую куклу чаще всего сажали возле входа в избу, и она
считалась даже больше семейной, чем женской. Была еще кукла - кувадка с
куклой-пеленашкой: это кукла с младенцем на руках. Такая кукла оберегала
женщину во время беременности и после родов. Кукла-кубышка тоже
одна из вариаций кувадки, только в руках у этой куклы не ребеночек, а два
мешочка. Она служит для сохранения и привлечения богатства в дом…
Толстушку Костромушку называли Женской сутью, она оберег от
одиночества, её задача вернуть плодородие женщине, принять душу ребенка.
Если в течение года после замужества женщина не беременела - делали
куколку и выставляли её на видное, со стороны дверей, место. Шила её
родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в
доме появлялся ребенок, куклу уносили на женскую половину и прятали.
Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины
начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых
духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в
колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.
Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь
в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к
личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А
потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете
не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Долюшка (Куколка на счастье)
Было ли, не было, только жила-была когда-то молодая женщина. Занемогла
она и лежала на смертном ложе.... Позвала она Василису, и девочка в
красных башмачках и белом фартучке опустилась на колени у материнской
постели.
- Вот тебе куколка, моя милая,- прошептала мать и вытащила из-под
шерстяного покрывала маленькую куколку, которая, как и Василиса была
одета в красные башмачки, белый фартучек...
- Вот мои последние слова, душенька,- сказала мать.- Если заблудишься в
лесу или тебе понадобится помощь, спроси у куколки, что делать. Она тебе
поможет. Всегда носи куколку с собой, никому про нее не рассказывай, а
захочет, есть - накорми. Вот тебе материнский завет и мое благословение...
Эта сказка про куклу - Долюшку. Или ее еще называют куколка Счастья. Она
помогает найти свой путь, свое предназначение в жизни.
Кубышка-Травница
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо
помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который
отгонит духов болезни.
Зернушка(Крупеничка)
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой
любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на
Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла
обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких
сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых
культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как
зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для
взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит,
значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.
Филипповка
Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали
её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому
женскомутруду.
Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что
он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и
скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.
КуклаКоза
Традиционно Коза символизирует богатство, обильный урожай, здоровье,
жизнеспособность. А так же прекрасный образ новогоднего праздника и
веселья. Куклу Козу делают на Святки, когда празднуют переход к новому
году, и она помогает заложить образы новой жизни, в которой сбываются
наши желания.
Неразлучники.
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы.
Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе
свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в
церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу
Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол
особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с
особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в
единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло
вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков
белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки
разноцветных нитей.
Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева
жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.
Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы
счастье не зашить". Подруги зорко следили друг за другом, чтобы
ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое
дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье
куклами.
Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов
в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают.
Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают
куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.
Некоторые обрядовые куклы были лечебные.
Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник,
ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата
погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали
денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного
еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить
их в разных местах, но народ рассудил по своему. Ведь еда это пища для
существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые
поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол
и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Они появляются в нашей колыбели и проживают с нами все детство. Они
помогают усвоить наши будущие жизненные роли, они учат нас общаться и
понимать мир взрослых. Но только ли детскими играми ограничено значение
кукол? Наших предков-славян куклы сопровождали всю жизнь.
Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка"
олицетворяла собой начало купаний.
Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с
собой людские болезни и невзгоды такое значение придавалось
очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и
Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки
разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют
голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки
куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки
сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс,
а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её
принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками. Коляда -
славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное
божество. Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но
обязательно использовали дерево тонкий ствол берёзы. Солома, как и
дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна
быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.
Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили
посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки,
завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания
сбылись, должны были сгореть вместе с куклой. Как любое действо,
изготовление тряпичных народных кукол часто опиралось на различного
рода важные даты или праздники. Именно поэтому существует календарь
изготовления народной тряпичной куклы.
19 января - Крестец
февраль-март (22 марта) - Масленица
9 марта - Сороки, Птички
23 апреля - Толстушка-Костромушка
30 апреля / 1 мая Долюшка
3 июня - Куколка на здоровье
21/22 июня Травница
22 июня - Куколка на здоровье
15 августа - Зернушка (Крупеничка)
1 октября - Десятиручка, Филипповка,
27 ноября - Филиппов день - Филипповка.
25 декабря - Коза, Спиридон-Солнцеворот
Даты календаря приведены по старому стилю, поэтому чтобы получить даты
нового стиля - надо прибавлять к дате 14.
Куклы как мы выяснили есть: обереговые, обрядовая, игровые.
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов. Было большое
многообразие кукол.
Социологический опрос
Мы решили провести социологический опрос и выяснить, в какие
игрушки играют наши сверстники и что им известно о народных куклах.
Было опрошено 96 учащихся начальной школы. Им было предложено
ответить на следующие вопросы:
1. Какие игрушки есть у тебя?
2. Какие из них ты любишь больше всего?
3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
4. Какие народные куклы вам известны?
Результаты социологического опроса приведены в таблицах.
(Приложение 1).
Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки,
сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие.
Поэтому мы решили поделиться своими навыками
Приложение 1.
Результаты социологического опроса учащихся
Какие игрушки есть у тебя?
Назвали - Барби, Братс, Мокси, Бэби Бон. Плюшевые игрушки ,
Солдатики , Конструктор, Машинки, Роботы , Компьютерные игры.
2.Какие из них ты любишь больше всего?
Большинство детей назвали- Компьютерные игры
3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
Да - 69%
Нет -31%
4. Какие народные куклы вам известны?
Мотанка
Матрёшка
Масленица
Вопросы, по которым проводился опрос пожилых людей нашего села о
их куклах
Ф.И.О.
Год рождения, место рождения.
Количество детей
У Вас были куклы в детстве?
Кто делал Вам кукол?
Какие были Ваши куклы?
Вы делали куклы своими руками?
У Вас сохранились куклы?
Вы смогли бы сделать куклу Вашего детства?
Вы помните обряды, где использовали кукол?
Из чего делали кукол?
У Вас были куклы-обереги?
Кто делал Вам обереги и с какой целью?
Выводы : В результате проделанной работы мы познакомились с
историей появления народной куклы, её назначением и с технологией
изготовления.
Проведя опрос, мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о
народных игрушках знают не многие
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при
помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе
самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная
ценность традиционной народной куклы.
Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных
роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. В
результате опроса мы выяснили, что нашим сверстникам нравится мастерить
игрушки и играть с ними. Родители легко могут смастерить народную
игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с
ней сами.
Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное
производство игрушек, с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной
работы. В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия
народных промыслов, в том числе и куклы. Это подтверждает нашу гипотезу:
на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой
путь к сердцам детей и взрослых. Кукла, сделанная своими руками, вызывает
у учащихся чувство любви и привязанности, требует бережного отношения:
ее уже не выбросят. Если кукла делается в подарок кому то из членов семьи
или друзьям, это вызывает в ребенке добрые чувства по отношению к
близким людям.
Работа по изготовлению куклы учит деятельному общению, поскольку без
посторонней помощи куклу сделать сложно. Кукла, изготовленная своими
руками, поднимет самооценку ребенка, напомнит ему, что русский человек
это мастер, умеющий сделать своими руками все необходимое для жизни, в
любой ситуации способный обеспечить свою семью самым необходимым, не
дожидаясь займов и гуманитарной помощи; работа по одеванию и
украшению куклы станет первым шагом на вашем пути.
Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа, Они
напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими
предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о
своём прошлом, достойна будущего».
Литература:
1. Шайдт А. История казачества. Воспитательный процесс // Вовремя. – 2002.
- № 2. – С. 6-7.
2. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской
мысли США // Вопросы философии. – 1994. - №9. – С. 132-146.
3.ФудькоЮ.И.Традиционная культура казаков. Традиции и современность.
Методическое пособие.Волгоград.2010г.
4 Б.А.Алмазова. Казаки. Санкт-Петербург. «Золотой век» «Диамант» 1999г.
5.В.С.Колесниченко.Родная земля волгоградская. Волгоград.1968г.
6.Бартемев А.Н. Старая вера казаков.Сполохи.Москва.2001г.
7.Картины былого Тихого Дона.1-3томГраница.Москва.1992г.
8.Донская археология. Журнал №11998г.
9.Литовский Л.Я. Встреча с земляками по Волгодонью через века и
тысячелетия. Волгоград.2008г.
10.ГордеевА.А. История казаков. Часть1-3. «Страстной бульвар»
Москва1992г.
11.Ряблв С.И. История родного края 14-19 век. Волгоград1988г.
12.Иллюстрированная история казачества. Репринтное издание
.Волгоград1994г.
13.Попов В.П. История Российского казачества.Волгоград2009г.
14.rukukla.ru и krupenichka.ru
15.www.hrono.ru
16.http://perevodika.ru/
17.biznespartner.do.am
18. http://volgokray.narod.ru
19.Интернет сайт: «Куклы-обереги» //
20.http://www.screen/ru/gallery/russian/5a.htm
21.Интернет сайт: Кукла http://happypoups.narod.ru/chtivo.html
22.Интернет сайт: http://www.oberegov.net
2013год.