Конспект урока "Обучение плетению в технике фриволите" 7 класс
1
В наше время в магазинах можно купить все. Но вещи, сделанные своими
руками, по-прежнему притягивают людей своим теплом. У людей по-прежнему душа
требует творчества. И поэтому вышивание, вязание, бисероплетение - излюбленные
занятия многих- многих людей. А вот такой интересный вид рукоделия как фриволите не
столь широко распространен. Почему? Казалось красота вещей сделанных в этой технике,
несомненно, должна привлекать людей. Причина кроется в трудности обучения
фриволите. А вот в нашей школе уже много лет на уроках технологии я обучаю девочек
этому очень красивому виду рукоделия. И поначалу это оказалось и для меня делом не
простым. Моим ученицам фриволите давалось с трудом. С тало понятно, что нужно как-то
по-другому объяснять технику фриволите, чтобы ученицы могли без особых усилий
освоить ее. Если вязанию крючком или спицами можно научиться более менее сносно
любому человек ,не прикладывая особых усилий, то с фриволите дело обстоит иначе.
Для успешного обучения фриволите нужен опыт в обучении с одной стороны и большая
заинтересованность учениц - с другой.
Как добиться и первого и второго? Для того, чтобы заинтересовать девочек, я
показываю готовые работы. Рассказываю, что фриволите очень популярно на западе.
Привожу пример, что фриволите - единственный вид рукоделия, по которому проводятся
ежегодные симпозиумы в Германии. Фриволитешницы со всего мира съезжаются туда
не только с целью обмена опытом и общения, но и везут свои изделия для продажи.
Кроме того в больших городах, где имеются специализированные магазины по продаже
изделий прикладного искусства, именно изделия выполненные в технике фриволите
ценятся высоко. Очень восхищают девочек уже готовые работы старших классов и они с
начинают спрашивать, когда же и они начнут учиться плести фриволите.
Главная трудность в обучении в том, что ученицы не могут понять основной момент
в фриволите - перевод узла. А именно в этом умении примерно на 80% состоит успех в
обучении. Трудность заключается еще и в невозможности распускать готовый элемент
работы как это можно делать при вязании. Девочки не научившись надежно переводить
узел, начинают плести, и через некоторое время выясняется, что они допустили ошибку и
работу нужно начинать сначала. Испытав эти трудности, многие очень быстро
разочаровываются и бросают работу. Поэтому задача учителя : прежде всего научить
учениц переводить узел и научить ее делать это без ошибок, т.е. очень надежно.
Неуспех на первых порах был связан с тем , что когда начинается демонстрация приемов,
2
то ученица видит основные положения руки , но не может понять суть движения рук,
путает порядок движения рук или игнорирует вовсе очень важные моменты. Чтобы
сделать объяснение более эффективным и понятным я решила, что вначале следует
обучать их основным движения рук без нитей, чтобы сосредоточить внимание на самых
важных моментах. На рисунках 1-5 показаны положения рук, которые принимают они при
плетении.
Первое положение левой руки ( рис 1).
Указательный и большой пальцы смыкаем , а остальные три пальца поднимаем вверх.
Мизинец желательно приподнимать вверх: именно мизинец будет удерживать нить на
левой руке в момент перевода узла.Между разомкнутыми пальцами находится рабочая
зона.
Рис1.Первое положение руки.
Второе положение левой руки (Рис2). Большой и указательный пальцы по-прежнему
сомкнуты, а три остальных пальца опускаем вниз. Мизинец вздернут вверх.
3
Рис2.Второе положение руки.
Повторяем эти упражнения один за другим. Затем подключаем правую руку (Рис3).
При первом положении левой руки правая рука находится рядом с рабочей зоной.
( Рис3). Когда левая рука находится в положении №2 правая рука энергично отводится
вправо (Рис4).
Рис3.Пальцы левой руки открыты, правая рука около рабочей зоны.
4
Рис4.Левая рука неподвижна, правая рука энергично отводится вправо.
Рис5 Правая рука неподвижна, пальцы левой руки разжимаются.
Эти 2 упражнения направлены на формирование умения делать разные движения
левой и правой рукой одновременно. Сложность в этом упражнении: при энергичном
движении правой рукой левая рука инстинктивно тоже разжимается. Нужно обратить
внимание на эту ошибку. Также распространенная ошибка при поднятии пальцев
левой руки, правая рука расслабляется. Этого нельзя допускать – произойдет
обратный перевод узла.
Важно!
1. При движении правой руки вправо, левая рука должна
оставаться неподвижной.
5
2.При поднятии пальцев левой руки, правая рука не
расслабляется.
3. Важно соблюдать этот порядок неукоснительно!
Повторяем эти упражнения до тех пор, пока не добьемся правильного их выполнения.
Затем начинаем учиться работать с нитью.
Первое положение руки (Рис6).
При этом зажимаем большим и указательными пальцами нить( Рис6). Правой рукой
обводим нить вокруг отставленных в сторону пальцев левой руки (Рис7).
Рис 6 . Нить зажимаем между указательным и большим пальцами.
6
Рис7. Обводим нить вокруг отставленных в сторону пальцев левой руки. Так выполняется
кольцо.
Заводим нить как показано на рисунке 8 снизу вверх в рабочей зоне.
Рис8. Заводим нить снизу вверх .
7
Рис9. Завели нить снизу вверх.
Затем нить опускаем в образовавшуюся петлю как показано на рисунках 9,10. При
этом допускается часто ошибка : нить опускают не сверху вниз, а снизу вверх.
Важно! Перевод узла: опускаем отставленные пальцы левой
руки, затем правую руку отводим вправо и натягиваем нить на
правой руке (Рис.10,11).
Рис 10.Ослабляем нить на левой руке и натягиваем нить на правой руке.
Если все сделано верно, то после перевода нити они как бы меняются местами , а
именно нить правой руки прямая и вокруг нее оплетается
нить левой руки. Это и есть переведенный полуузел. Чтобы узел был полным
нужно то же проделать еще раз , но при этом нить нужно в рабочей зоне заводить
8
сверху (Рис13) , перевести опять узел (Рис14) и затем затянуть узел на прямой нити
правой руки.
Рис11 Переведенный узел.
Рис12. Затягиваем узел на прямой нити правой руки.
9
Рис13. Заводим нить сверху вниз для второго полуузела.
Рис14. Снова переводим узел. При затягивании узла опять нить на правой
руке прямая.
Только хорошо освоив перевод узла, мы переходим к обучению остальных
элементов фриволите. При освоении остальных элементов важно задавать
определенный ритм в обучении. Так как обучение идет не за одно занятие, то
необходимо ученицам четко указывать, что к этому уроку они должны уже уметь и
чему должны научиться за урок. Для этого на доске в начале урока записываю
перечень элементов и оценку, которую они могут получить за выполнение того или
иного количества элементов. Например, на второе занятие они должны научиться
10
переводить узел, на третье занятие – должны уметь переводить узел и выполнять
пико( рис15,16,17), на четвертое – плюс к этому освоить плетение дуг (Рис17), на
четвертое занятие добавляется умение выполнять привязки (Рис18,19,20), на
пятое умение читать схемы (Рис22).
Рис15. Начало выполнения пико. Оставлен запас нити на пико после предыдущего
узла.
11
Рис16. Выполняется второй этап пико.
Рис17. Завершение пико.
Рис18.Выполнение дуги. При этом нить наматывается на мизинец. Узлы
выполняются также как при плетении кольца.
12
Рис19.Выполнение привязки. Крючком протаскиваем нить левой руки через пико.
Рис20. Увеличиваем петлю, чтобы в нее можно было протащить в направлении
себя челнок.
13
Рис.21. Протаскиваем через образовавшуюся петлю челнок в направлении себя.
Рис22. Схема плетения фриволите. К такой схеме даются пояснения, где
указываются перечень элементов и количество узлов и пико, места привязок.
Например:
К( 3п3п*3п3п3п*3п),где К – кольцо,3-количество двойных узлов, * - места привязок
Д (3п3п3п3п3п) , где Д- дуга.
Таким образом, можно сделать вывод: при должном старании учениц и при
умелом обучении учителем можно вполне успешно освоить такой замечательный
вид рукоделия как фриволите.
14
Ниже приводятся работы учениц 7 класса. Это работы выполнены как проект после
обучения фриволите.
15
16