Вводное занятие по теме "История росписи ткани. Виды росписи ткани"

Подписи к слайдам:
Вводное занятие по теме «История росписи ткани. Виды росписи ткани» Содержание раздела
  • 1. История росписи ткани.
  • 2. Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани.
  • 3. Техника безопасности.
  • 4. Виды росписи на ткани.
  • 4.1 Холодный батик.
  • 4.2 Горячий батик.
  • 4.3 Свободная роспись.
  • 4.4 Узелковый батик.
История росписи ткани
  • Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, далее название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание; ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов — для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции -для жилищ и храмов.
  • Батик в древности был распространен не только в Индонезии, по и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Техника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки непрокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной.
  • В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные энкультурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.
  • Когда в начале XVII века в Индонезию пронрхкли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.
  • В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей — ремесленников.
История росписи ткани
  • Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер.
  • Батик в России:
  • Россия, будучи большую часть XX ве­ка за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря ее творчеству появилась в России первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием в этого вида искусства, открытием новых направлений в технике и появлением ярких имен, Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются; Ирина Трофимова — монументальный батик.
  • Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.
  • В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Раздвижная рама
  • Применяется для качественного натяжения расписываемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими закаленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что позволяет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме предусмотрены специальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают соприкосновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Баллончики для распыления красителя
  • Применяются в свободной росписи для нанесения красителя на ткань.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Стеклянные трубочки
  • Применяются для качественной наводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на следующее:
  • • угол наклона носика должен быть в пределах 110-115;
  • • диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм;
  • • трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Кисти
  • Для росписи применяются круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный; колонок, ушной волос, синтетика.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Формочки для краски
  • Применяются для составления колера, для росписи определенного цвета и тона. Наиболее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Шелковая ткань
  • Предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100%-му шелку различной плотности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем составе синтетических примесей и пригоден для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На такой ткани вы никогда не получите качественную роспись.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Шаблон
  • Перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на ткани. Такие исправления существенно повлияют на качество вашей работы. По контурам шаблона будет наноситься, непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкнутых плоскостей, подобно витражу, чтобы цвета в процессе росписи не смешивались между собой.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Резерв
  • Резерв - состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.
  • Рецепт резерва:
  • • резиновый клей 100 мл;
  • • парафин 20 г;
  • • бензин 100 мл;
  • • канифоль 2 г.
Материалы и принадлежности необходимые при росписи ткани
  • Краски — используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида: краски, которые закрепляются паром (профессиональные); краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).
  • Соль — часто применяется в росписи для создания различных живописных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн.
  • Мочевина —также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свойствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнительного отбеливания.
  • Спирт — применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по ткани.
Техника безопасности
  • Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности:
  • 1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.
  • 2. На рабочем месте должны находится только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.
  • 3. Изготовление красящих, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.
  • 4. Некоторые вещества при смешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
  • 5. Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и особенно с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
  • 6. Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары.
Виды росписи по ткани
  • Холодный батик
  • Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Детали рисунка имеют контурную обводку холодным резервом и расписываются красками строго внутри резервной линии. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер.
  • Контурный состав наносится с помощью стеклянной трубочки. Можно приобрести готовый резервный состав (как бесцветный, так и цветной), а можно приготовить его в домашних условиях по следующим рецептам.
  • 1.Резиновый клей 50 г Бензин 430 г Пчелиный воск 20 г
  • 2.Резиновый клей 220 г Бензин 250 г Парафин 50 г
  • 3.Резиновый клей 215 г Бензин 200 г Технический вазелин 85 г
Виды росписи по ткани
  • Свободная роспись
  • Наиболее творческий процесс: при этом способе шаблоны почти не применяются. Суть данного метода заключается в том, что способность краски в большей или меньшей степени растекаться по ткани используется как художественный прием, благодаря чему рисунки имеют живописный характер. Краски можно накладывать непосредственно на сырую ткань — техника «по сырому», грунтованная ткань, также можно добавлять загуститель в краски. Этот способ росписи по ткани является наиболее сложным и интересным, открывающим массу возможностей для творческих экспериментов. Самый лучший материал для свободной росписи — все виды шелка. Ткань, предназначенную для росписи, покрывают грунтом — в результате ограничивается растекаемость красок по ткани. Самый распространенный способ грунтовки ткани — солевой (соль закрепляет краску, делает ее цветовой фон ярче). Концентрация солевого раствора зависит от материала, на котором будет производиться роспись. Для крепдешина и шифона потребуется 20% солевой раствор, для креп-жоржета — 10-15%, для хлопка — 25-30%.
Виды росписи по ткани
  • СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ
  • С ПРИМЕНЕНИЕМ МАСЛЯНЫХ КРАСОК
  • Этот способ росписи достаточно прост и не требует никакой дополнительной обработки изделий для закрепления краски на ткани.
  • Краски для росписи готовят следующим образом: масляную краску выдавите на газетную бумагу и оставьте там не менее чем на 2 часа. Масло из краски вытягивается бумагой, что видно по растекающемуся жировому пятну. / Краска становится более сухой. / После этого ее осторожно снимите ножом с бумаги и тщательно размешайте с таким же количеством растворителя. Если нужно получить более светлый цвет, то растворителя добавляйте до получения краски нужной светлоты. Необходимо следить, чтобы при нанесении первых мазков не образовались затеки излишков краски, для этого после каждого смачивания кисть отжимайте о край посуды, а затем дополнительно промокните на газетной или оберточной бумаге, только тогда мазок не будет затекать и растекаться. Цветовой насыщенности можно добиваться многократным перекрытием ткани после высыхания каждого покрытия.
Виды росписи по ткани
  • Горячий батик
  • Наиболее древняя технологическая разновидность росписи. Горячим он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. Соотношение прокрашенных и непрокрашенных, благодаря нанесению воска, фрагментов и создает неповторимый узор росписи. Традиционно для воскового батика берутся х/б ткани. Наносят воск с помощью кистей, батик-шифта. Резервирующий состав может быть приготовлен как из готовой фабричной массы, так и самостоятельно, по одному из рецептов:
  • Парафин 100 г
  • Воск 100 г
  • Канифоль 1—4 г
Виды росписи по ткани
  • Роспись от пятна
  • Удивительно интересная работа по росписи ткани. Сначала на ткань в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка композиции резервирующим составом, далее всё покрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка композиции. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают задуманную композицию и в заключение всё полотно перекрывают каким-либо темным цветом. При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.
Виды росписи по ткани
  • Узелковый батик
  • Это не роспись ткани, а ее крашение. Однако гладкоокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.
Виды росписи по ткани Техника «складывания и завязывания»