Технология изготовления Якутского Чорона в старину

Технология изготовления чорона в старину.
Процесс создания ими деревянной посуды распадается на следующие
последовательные этапы:
заготовку сырья,
выделку изделия,
орнаментацию, и, наконец,
окончательную технологическую обработку готового изделия,
которая преследует и эстетическую цель.
Заготовка сырья для производства посуды не отличалась
сложностью. Для работы брали отпиленный кусок молодой — березы, тотчас
очищенный от коры, чтобы предотвратить гниение. Известен способ
придания дополнительной твердости заготавливаемому сырью. Для этого
кусок дерева (березы или лиственницы) клали в болото и выдерживали
там несколько месяцев. К такому способу прибегали главным образом для
выделки чаш — кытыйа и кытаха.
Выделка посуды традиционное зимнее занятие мастеров. Да и
древесина зимой отличается наименьшей влажностью и легко поддается
обработке. Мастера предпочитали работать по еще не совсем
оттаявшему от мороза материалу.
После того, как мастер заканчивал выделку того или иного предмета,
ему предстояло обработать его посредством варки в настое лиственничной
коры. Процесс этот преследовал и практические, и эстетические цели. Во
время варки выщелачивались ненужные соки, способные вызвать гниение
дерева, и материал, словно сталь, проходил своего рода закалку. Од-
новременно выправлялась округлость сосуда, не всегда получавшаяся
правильной в своих очертаниях на той стадии работы мастера, когда он
резал сосуд, придавал ему заданную форму. Если сосуд был сделан из
березы, а не из лиственницы, то форма его после варки и в самом деле
воспринималась идеально круглой, словно вещь выточена на токарном
станке. Секрет мастеров заключался в том, что они по своему опыту,
унаследованному от предков, а в какой-то мере по интуиции знали, что
выправление окружности стенок сосуда происходит, следуя линии
годичных колец, которые у березы всегда бывают весьма правильного
очертания. Профессиональной заслугой мастера считалось умение хорошо
«стягивать», выправлять стенки сосуда посредством варки аттарыытын
кыайар).
Проваренное в настое изделие приобретало приятный светло-
охристый, чуть красноватый оттенок. Впоследствии уже сами домохозяйки
регулярно в течение месяца или более должны были натирать сосуд маслом,
оттеняя выявленную еще во время варки текстуру материала.
Одновременно промасливанием ликвидировались естественные ворсинки,
благодаря чему у якутских мастеров отпадала необходимость в специ-
альной полировке, лощении и лакировке сосуда. Далее шел процесс
постепенной досушки, высыхания в защищенной от света месте.
Для обеспечения равномерного высыхания оставшейся
влаги в только что созданном сосуде (особенно это касается
чоронов) и предотвращения трещины на нем, на дне его просверливали
дырку, которую позднее, по истечении необходимого срока, заклепывали
кусочком деревянной палочки или серой. Такие заклепы характерны для
больших чоронов.
Иной выглядит технология изготовления коробки матаарчах, у
которой ставное дно.
На одной стороне дощечки из сырой прямослойной березы, примерно
через каждые 3-4 см делали ряд поперечных надрезов. Затем дощечку
смачивали горячей водой и держали перед очагом, а когда она достаточно
распаривалась, выгибали из нее обечайку. Концы последней скрепляли
тальниковым прутом. Получалось кольцо, стенки которого должны были
стать боками сосуда. Тотчас же наглухо вставляли дно, заготовленное
также из березовой дощечки, но без распаривания.
При высыхании обечайка настолько плотно сцеплялась с дном, что этим
предупреждалась всякая течь. При изготовлении сосуда мастера, по
усмотрению, придавали ему круглую или овальную форму.
Окрашивание якутские мастера применяли в тех случаях, когда имели
дело с такими изделиями, как коробки, мебель и т. п.
Масляные краски применяли в местностях, расположенных вблизи
городов. В основном же продолжали обходиться своими красителями,
которые добывали из растительного, животного и минерального сырья.
О тонировании посуды в светло-коричневый цвет отваром
лиственничной коры уже говорилось. Во всех остальных случаях предметы
окрашивали натиранием от руки и лишь изредка—с помощью кистей,
сделанных из конского волоса.
Краску красно-бурого цвета якуты изготовляли из коры ольхи и ивы.
Технология была очень проста: кору, обычно предварительно просушенную,
заливали до получения определенной консистенции кипятком и
размешивали. Если возникала необходимость несколько смягчить тон,
сделать его блекловатым, то к содержимому добавляли щепотку золы.
Красная охра, находимая по берегам некоторых рек, являлась почти
уже готовым природным красителем, ее только нужно было смочить
водой. Этой краской пользовались жители, живущие возле рек Вилюя и
Оленека.
Черную краску получали из различного сырья. Наиболее часто
употребляли встречающийся па березе лишай (по-простонародному ыт
тумса «собачья морда»), болезненный нарост в мышечниках лошадей и
горный уголь. Для приготовления красителя их намачивали водой. Кроме
того, черную краску получали из угля тальника, растворенного в воде и из
золы сожженной травы, смешанной со сливками.
Названными красителями, и ограничивалось их количество,
применяемое в ремесле по художественной обработке дерева.
Применяемые инструменты.
Инструменты резчиков по дереву делались из железа и насаживались на
деревянные ручки. Изготовлением их почти всегда занимались кузнецы.
Инструменты можно разделить на два вида. В первую группу входят:
топор и тесла адалга (адал5а), арбыйа, а также инструменты кёркэ
(куеркэ) и иэт. Вторая группа представлена различными небольшими
режущими инструментами, предназначенными для орнаментировки
готовых изделий.
В пользовании всеми этими инструментами при выделке посуды
существовала определенная последовательность.
Топором заготавливали болванку, общей своей формой напоминающую
наружную форму будущего сосуда. Арбыйей пользовались для сбивания
веток, затем для выдалбливания сучков дерева. Адалгой же, которая по
размеру чуть меньше арбыйи, выдалбливали полость предмета. Впрочем
арбыйа и адалга и по форме и но назначению мало чем отличались друг от
друга. Разница между ними заключалась лишь в том, что у арбыйи
железная часть значительно массивнее и насаживается на прямой черепок,
тогда как та же часть у адалги представляет собой как бы продолжение
слегка согнутого черенка.
Арбыйа и адалга удивительным образом напоминают русские тесла,
также применявшиеся для производства посуды. Последние в русском
ремесле встречались, начиная с X века. Как и русскими теслами,
инструментами арбыйа и адалга якутские мастера работали двумя
руками, делая широкие свободные взмахи.
Следует особо подчеркнуть, что адалга и арбыйа характерны прежде
всего как инструменты для выделки чаш — кытыйа и кытах.
Что касается чоронов, то для выделки их внутренней части больше
подходил инструмент — кёркэ (скобель).
Это плоский, чуть напоминающий форму ковша инструмент,
заканчивающийся внизу острием. Лезвия имеются с обеих сторон. Наверху
кёркэ снабжен поперечной деревянной палочкой, посредством которой
крутили инструмент, одновременно сверля и разрыхляя полость сосуда.
Наконец, существует инструмент иэт. Он состоит из двух частей;
деревянной ручки и насаженного па нее железного резца в виде крюка.
Резец имеет лезвия с обеих сторон. Общая длина инструмента колеблется
примерно от 10 до 40 см в зависимости от того, для выделки каких по
размеру предметов он предназначен. Резцом иэт выглаживали выдолблен-
ную до того полость сосуда, тогда как сглаживание ее наружной стороны
производилось обычным ножом.
Обработкой посредством этих инструментов, собственно и заканчивался
процесс создания сосуда.
Далее следовала работа по орнаментированию уже готовой в своей
заданной форме продукции, для чего применились другие инструменты.
Зафиксировано названия следующих разновидностей ножа для
указанной цели: кэрдэри, кэрзниис анньар быhах и ойуулуур быhах. Кроме
того, имелись инструмент черни и специальный инструмент для
нанесения ногтевидного орнамента.
Название инструмента кэрдэри указывает на «рубленый» характер
резьбы (кэрдии значит рубка, рубить), прием нанесения орнамента,
который связан с известной и в якутском ремесле техникой косой, или
трехгранно-выемчатой резьбы. При такой технике резьба ведется как бы
рытьем, под относительно глубоким косым углом, а орнамент выступает
полурельефом. Соответственно и острие инструмента было трехгранным.
Название ножа кэрэниис анньар означает «делающий насечку,
зарубку». Оно связано с широко распространенным на якутских
деревянных, металлических и костяных изделиях орнаментальным мотивом,
выполняемым очень ровной, равномерной по глубине резьбой. Нож для
такой резьбы заканчивается острием, форма которого в отличие от
предыдущего инструмента имеет вид острия обычной маленькой стамески.
Ойуулуур быhах нож для нанесения рисунка (узора). Он имел
тонкое острие, наподобие острия шила или буравчика, и им при случае
наносили предварительный чертеж-схему задуманной орнаментальной
композиции. Именно только общую схему, ибо мастера каждый
отдельный мотив, как правило, резали «с ходу», положась на свое чутье и
уменье.
Острие инструмента для нанесения ногтевидного орнамента имело
слегка овальную форму. Если овал был очень маленьким, воткнутый в
дерево инструмент немного сдвигали ко кругу до того момента, как
получится необходимый, близкий к полукругу рисунок орнамента. Линия
рисунка окончательно подчищалась и обрабатывалась ножом.
Чэрчи вспомогательный инструмент-метчик, которым на сосудах
наносили параллельные поясные линии для орнаментального ряда.
Основанием для метчика служила палка длиной чуть более высоты
чорона, с горизонтальным отростком наверху. Этот конец палки
прилаживали к верхнему краю чорона.
Что касается гвоздя-метчика, то он укреплялся на соответствующем
месте на стволе палки. Линии от метчика получались при равномерном
вождении палки вокруг чорона. Иногда мастер, смотря по своему
желанию и умению, мог одновременно укрепить на палке столько
гвоздей, сколько должно быть нанесено им поясных линий на предмете, и
тем самым, решить задачу сразу. Поясные ЛИНИИ, сделанные метчиком,
подчищали ножом.
Вообще нож имел универсальное назначение. Помимо применения его
по прямому назначению, им корректировали нею орнаментику сосуда.
Естественно, что все упомянутые выше инструменты имели некоторые
вариантные отклонения в размерах и форме. Не всегда одинаковым был сам
способ работы якутских мастеров, ибо он у них подвергался определенной
эволюции. Например, некоторые мастера второй половины XIX начала XX
века при создании чоронов пользовались сверлом, воспринятым oт русских.
Это значительно облегчало их работу. Не все мастера пользовались
инструментом-метчиком чэрчи. А что касается мастеров XVII-XVIII веков,
то факт отсутствия у них этих инструментов выступает как характерный
признак, который свидетельствует о еще недостаточной технической
оснащенности мастеров той поры.