Творческий проект "Вышивка крестом"

Подписи к слайдам:

Вышивка крестом

Учитель технологии

Калина Надежда Геннадьевна

Творческий проект

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №11

с углубленным изучением отдельных предметов города ЗМР РТ»

Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарила своим близким. А подарок, сделанный своими руками, всегда приятнее, чем покупной.

Решаемая проблема: подарок для мамы . Который я хочу подарить на праздник посвященный «Дню мам».

Обоснование проекта

Цель проекта: сделать изделие.

Задачи проекта:

Провести исследования об истории работы;

Научиться (вышивать крестиком);

Самостоятельно (вышить крестиком);

Провести самооценку работы.

Межпредметная связь:

  • урок технологии (на уроке технологии я могу вышивать);
  • урок ИЗО (в моем проекте есть рисунки);
  • урок русского языка (в проекте надо писать грамотно);
  • урок математики (в проекте я подсчитываю результаты).
  • Планируемый результат:

  • приобретение навыков (научиться хорошо вышивать крестиком);
  • изготовление (сделать изделие);
  • минимальная затрата денежных средств;
  • получение удовольствия от проделанной работы.

Искусство вышивания имеет многовековую историю.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

В сельской местности мастерицы еще долго сохраняли верность традиционным швам, сложным и трудоемким. Причем в каждом регионе складывался свой особый тип вышивки. Иногда это были неповторимые уникальные приемы шитья, иногда в разных регионах техника повторялась, но вносились свои нюансы, отличительные особенности. И благодаря сохранившимся образцам в музейных и частных коллекциях мы можем увидеть и оценить все богатство и разнообразие не только технических приемов традиционной вышивки, но и многообразие ее изобразительных мотивов, что делает русскую народную вышивку уникальным художественным явлением. В сельской местности мастерицы еще долго сохраняли верность традиционным швам, сложным и трудоемким. Причем в каждом регионе складывался свой особый тип вышивки. Иногда это были неповторимые уникальные приемы шитья, иногда в разных регионах техника повторялась, но вносились свои нюансы, отличительные особенности. И благодаря сохранившимся образцам в музейных и частных коллекциях мы можем увидеть и оценить все богатство и разнообразие не только технических приемов традиционной вышивки, но и многообразие ее изобразительных мотивов, что делает русскую народную вышивку уникальным художественным явлением.

Это искусство известно с незапамятных времен. В археологических раскопках в новгородской, владимиро-суздальской, смоленской, рязанской землях находили вышитые изделия местного изготовления, покрытые разнообразными узорами и технически совершенные. Самобытные рукотворные изделия русских крестьянок XIX ~~ начала XX вв. во многом сохраняли черты древней .национальной культуры.

Уже в конце XIX века крестьянская вышивка обратила на себя внимание ученых и художников, привлекая особой выразительностью, яркостью, лаконичностью, разнообразием типов изобразительных мотивов, таинственностью и завораживающей красотой древних знаковых изображений и символов. Одним из первых, кто заговорил о художественной и исторической ценности народных вышивок, был известный художественный критик, историк искусства и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов, В 1872 году он издал иллюстрированный альбом "Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево", посвященный проблеме серьезного изучения в том числе и крестьянской вышивки. Уже в конце XIX века крестьянская вышивка обратила на себя внимание ученых и художников, привлекая особой выразительностью, яркостью, лаконичностью, разнообразием типов изобразительных мотивов, таинственностью и завораживающей красотой древних знаковых изображений и символов. Одним из первых, кто заговорил о художественной и исторической ценности народных вышивок, был известный художественный критик, историк искусства и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов, В 1872 году он издал иллюстрированный альбом "Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево", посвященный проблеме серьезного изучения в том числе и крестьянской вышивки.

В этом издании В. В. Стасов отмечал традиционность и устойчивость основных образов, присутствующих в народной вышивке: "Сколько ни расспрашивай, в любом углу России, крестьянок, вышивающих полотенца, простыни, головные уборы и пр., всюду постоянно услышишь, что они шьют, хотя и на память, но по прежним исстари ведущимся образцам, передаваемым из рода в род".Вышивкой украшали детали одежды и головные уборы. Особенно обильно украшали праздничную одежду.

Во внутреннем убранстве дома немаловажное место занимали вышитые изделия: полотенца, скатерти-столешники, подзоры (богато орнаментированные края простыни). Особую роль играли вышитые полотенца в различных обрядах, в том числе связанные со свадьбами, крестинами, похоронами. Вышивка была всецело женским занятием, и уже лет с восьми крестьянские девочки начинали обучаться этому ремеслу. Иногда вышитые изделия создавались не только для своих нужд, но и на продажу. Во внутреннем убранстве дома немаловажное место занимали вышитые изделия: полотенца, скатерти-столешники, подзоры (богато орнаментированные края простыни). Особую роль играли вышитые полотенца в различных обрядах, в том числе связанные со свадьбами, крестинами, похоронами. Вышивка была всецело женским занятием, и уже лет с восьми крестьянские девочки начинали обучаться этому ремеслу. Иногда вышитые изделия создавались не только для своих нужд, но и на продажу.

В различных регионах России целые села и монастыри становились центрами вышивальных промыслов, где сохранялись и развивались местные традиции вышивки. В некоторых местах эти центры, хотя и заметно видоизмененные, сохранились и по сей день.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга.

Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имели свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.

Разновидности вышивки
  • Русская традиционная вышивка
  • Русская традиционная вышивка - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п.
  • Ивановская вышивка
  • Ивановская вышивка - это вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, которая издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов
Нижегородская вышивка
  • Нижегородская вышивка
  • Нижегородская вышивка - это вышивка Нижегородской области, традиционно отличающаяся необыкновенным многообразием технических приемов.
  • Крестецкая вышивка
  • Крестецкая вышивка - это разновидность народной ажурной вышивки, сложившаяся в Новгородской губернии и сохранившаяся в настоящее время в г. Крестцы Новгородской области.
  • Ажурная вышивка (ришелье)
  • Ею украшают одежду, салфетки, занавески, абажуры, скатерти, бельё, воротнички и другие изделия. Вышивать можно на тонких плотных тканях (шёлковом и льняном полотне, крепдешине, ситце, шерстяных тканях и т. п.)
Мастёрская белая гладь
  • Мастёрская белая гладь
  • Белой гладью украшают блузки и воротнички, сорочки и носовые платки, покрывала и др. изделия из тонких тканей.Основной приём этой вышивки - двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани.
  • Владимирские швы
  • К владимирским швам относятся гладь «верхошов», накладные сетки, «козлик» и др. Гладь «верхошов» заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Так вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки.

Перед выполнением работы я составила план.

План:

  • Поиск информации из разных источников о возникновении этого ремесла;
  • Определение выбора внешнего вида изделия;
  • Подбор инструментов, материалов, приспособлений;
  • Вышивка крестом;
  • Оформление документации по проекту.

Обоснование выбора модели и цветовой гаммы

Из нескольких работ, мне нужно было выбрать одну, которая больше подходит мне по моим способностям и свободному времени

Я могла бы выбрать эту работу, но так как здесь очень мало цветовых оттенков и эта работа слишком маленькая, я решила не брать ее, хоть она и красивая

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Организация рабочего места.

Процесс вышивки крестом требует концентрации, внимания и усидчивости. Зачастую за работой можно провести очень и очень много времени, вышивальщицы вышивают от нескольких минут до нескольких часов в день (даже 8 и более часов!!!) Поэтому рабочее место должно быть правильно организовано, оно должно быть удобным и светлым. При этом свет должен падать так, чтобы во время работы руки не закрывали его. Наилучшее положение "сверху-слева". Хотя для кого-то удобнее будет положение "сверху-справа".

Во время вышивки крестом мы не должны испытывать дискомфорта.

Главное, сидеть надо на достаточно жесткой поверхности - иначе у нас скоро заболит спина. Нельзя скручивать ноги узлом или поджимать под себя - нарушается кровообращение, отсюда "ежики" по ногам, да и сердцу вредно.

Спина должна быть максимально выпрямлена. По­началу держать спину ровно тяжело. Однако именно для нашего позвоночника такая посадка наиболее оптимальна, ведь когда мы искривляемся, то нарушаем кровоток, сбиваем дыхание, нашему телу тяжело.

Все необходимые подручные материалы должны быть разложены так, чтобы их было удобно взять (справа или слева). Нужно заранее положить ножницы, фломастер (карандаш), игольницу или органайзер для иголок (чтобы потом в разгар работы не бежать за ними сломя голову и не терять нить работы, как в прямом, так и в переносном смысле).

Сейчас продаются ящички-шкатулки для мелочи, необходимой рукодельницам. Очень удобно и красиво. Таких шкатулочек может быть несколько: одна общая, одна для конкретного текущего проекта, одна для ниток, одна для кусочков канвы или льня (хлопка) и т.д.

Некоторые мастерицы шьют карманчики и вешают их на стену. Кроме того, в магазинах рукоделия можно купить уже готовые сумки-органайзеры, индийского, китайского производства.

Схема должна быть перед нашими глазами. Можно использовать доски-держатели (их, кстати, можно купить в магазинах, торгующих товарами для офиса) или прикрепить булавками к канве. Но надо быть очень осторожными, ткань не прокалывают булавками, а нежно раздвигают ниточки. К радости вышивальщиц в магазинах продаются специальные магнитные доски или прищепки-держатели схем.

Место подготовили. Теперь поговорим о руках. Перед вышивкой руки необходимо мыть! Почему-то некоторые рукодельницы об этом забывают. А ведь, даже если мы ничего не трогали жирного и пачкающего, руки все равно далеко не идеально чистые... Поэтому, идем в ванную, берем мыло и моим руки. Теперь можно идти и заниматься любимым делом! Во время работы необходимо делать 10-15 минутные перерывы. Глаза и тело должны отдыхать. Сделайте легкую гимнастику для глаз и пальцев рук, разомните спину, обязательно встаньте, походите. Такие паузы положительно скажутся на скорости работы. А удовольствие будет дарить не только результат вышивки, но и сам процесс.

Заранее скажу, что вышивать я буду на канве. Закрепляю ее в пяльцы. Вставляю нитки в иглу. Для этого, отрезав мулине нужной длины (пучок из 6 ниточек мулине) беру две (одну) нитки для канвы Aida18 или Aida22, три ниточки для канвы Aida14 или для белорусской канвы (55 клеточек на 10 см). УЗЕЛОК ЗАВЯЗЫВАТЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ!!!

Мне понадобилось:

  • канва для вышивки;
  • пяльцы;
  • мулине;
  • ножницы;
  • иглы для вышивания;
  • рамка для изделия.
Из всей своей коллекции ниток нужно выбрать те, которыми будем вышивать сейчас. Остальные нужно убрать на место. Необходимо подготовить канву. Она, как правило, любит осыпаться по краям, поэтому заранее позаботимся об этом аспекте. Край ткани можно обметать фестонным (петельным) швом, можно промазать клеем-карандашом (иногда используют клей ПВА) или специальным клеем для тканей, просто подшить. Неплохим вариантом является проклейка шва лентой-паутинкой для подшивания брюк. Я выбираю первый вариант, иногда третий (белорусскую канву лучше все-таки подшить) Из всей своей коллекции ниток нужно выбрать те, которыми будем вышивать сейчас. Остальные нужно убрать на место. Необходимо подготовить канву. Она, как правило, любит осыпаться по краям, поэтому заранее позаботимся об этом аспекте. Край ткани можно обметать фестонным (петельным) швом, можно промазать клеем-карандашом (иногда используют клей ПВА) или специальным клеем для тканей, просто подшить. Неплохим вариантом является проклейка шва лентой-паутинкой для подшивания брюк. Я выбираю первый вариант, иногда третий (белорусскую канву лучше все-таки подшить) Правила техники безопасности: Правила техники безопасности:
  • хранить иголки в определенном месте
  • не пользоваться ржавыми иголками
  • шить иголками только с наперстком
  • ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя
  • не откусывать нитки зубами, а отрезать ножницами наискосок
Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК
  • Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК
  • Требования по электрической безопасности. Персональный компьютер — электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.
  • Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
  • Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  • Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  • Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  • Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  • Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
  • Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.
  • Система гигиенических требований. Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.
  • Требования к рабочему месту. В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу,
  • креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить
  • правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя
  • чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых
  • по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на
  • производстве этими требованиями часто пренебрегают. Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.
  • Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы
  • или корпуса тела.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ: ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
  • Подобрала мулине по рисунку;
  • Натянула канву на пяльцы;
  • Вышила картинку по рисунку;
  • Разгладила изделие;
  • Оформила свое изделие (вставила изделие в рамку).
Завершение работы
  • Окончание работы
  • Перед стиркой критически посмотрите на свою работу. Перекосилась вышивка или нет? Она все еще прямоугольная или углы, словно поссорившись, отворачиваются друг от друга? Если да, то после стирки придется форму вышивки восстанавливать.
  • Стирка
  • Большие работы вышиваются довольно долго и, несмотря на все усилия, вышивка оказывается грязной. Ее надо постирать руками, это позволит освежить картинку, и крестики расправятся.
  • Если во время стирки мулине вдруг начало линять, то вышивку надо прополоскать до полного исчезновения цветных подтеков.
  • Аккуратно отожмите вышивку, можно через полотенце, и повесьте сушиться. Когда она почти высохнет и будет только слегка влажной, переходите к глажению работы.
  • Чистенькая, почти высохшая вышивка должна восстановить свою форму.
  • Глажение
  • Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру.
  • Чтобы вышивка была жесткой, ее можно подкрахмалить, например, специальным крахмалом из баллончика.
  •  
  •  

Наименование

материалов

количество

стоимость

игла

2

были дома

мулине

16

были дома

канва

1

80 рублей

рамка

1

85 рублей

пяльцы

1

были дома

ПОДСЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

Если хочешь подарить своим близким или друзьям эксклюзивный подарок, затратив при этом минимум средств, вышей оригинальную картинку крестиком - и благодарность и восхищение вашим талантом вам обеспечена. Ведь подарок, сделанный своими руками - бесценен!

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Маме мой подарок очень понравился. Я всегда стараюсь делать подарки своими руками, ведь это так приятно!

ЛИТЕРАТУРА

Технология: 5,6 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007.-208 с: ил.

И журналы для вышивки.

Сайт:

www.makosh.ru

http://www.igolki.net/

http://belpoint.narod.ru/Patterns.html http://www.stitchcraft.ru/page_free