Новая опорная схема к сочинению на ЕГЭ

Сочинение на ЕГЭ 2016
Часть 2 (задание 25)
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-
иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения
автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь
на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без
каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Опорная схема
Формулируем проблему
Назывное предложение, в котором формулируем тему текста (например: Честь…
Человеческое достоинство…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому
себе (Кто из нас не задумывался над тем, что включает в себя это понятие? Или : Всегда
ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя,
покоя близких людей промолчать, спрятаться?) Общая фраза, подводящая к формулировке
проблемы именно этого текста апример: Очень многие размышляли над этими вопросам,
не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает
проблему чести и бесчестия в ... )
.
Комментируем проблему
Попробуй ответить на вопросы:
Насколько актуально то, о чём пишет автор?
Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
По возможности коснись истории вопроса
Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а
сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь
использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими. Не забудь включить в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по
твоему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
На мой взгляд, проблема …………………………………………………………………. актуальна
(укажи, в какое время, в каких ситуациях). Автор по-своему (по-новому), (весьма
оригинально, своеобразно), (очень аргументированно) осмысливает и раскрывает тему
…………………………………………….. . Чтобы помочь читателю разобраться в
25
поднятых вопросах, ………………………………….. обращается к (воспоминаниях о…,
эпизоду из…). Он, во-первых, рассказывает нам о ………… . Во-вторых, N обращается к
точке зрения автроритетных людей (цитирует того-то, повествует о том то,
размышляет над тем-то; размышляет о ……, вступает в полемику с …, вспоминает о
…, вступает в диалог с …; во …части звучит его взволнованный монолог, он
цитирует мыслей великих людей, описывает картин природы и т. д.) Повествователь
рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его
заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия
ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в
стремлении сделать читателя своим единомышленником. Приводя прмеры из текста, ни в
коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к
пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
Формулируем позицию автора
Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна),
(оригинальна). Она, как мне кажется, наиболее чётко сформулирована им в предложении:
«(Цитируй!)». ИЛИ Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как
текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он
заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-
таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-
выразительными средствами он рисует картину действительности (если пишешь об
этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию24, но только если
уверен в правильности его решения), я позволю себе предположить, что авторская
позиция заключается в следующем (или главная мысль автора
такова):………………………………………………………………………………………………
Аргументация
Вспомним формулировку требований к этой части сочинения: «Напишите, согласны
или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.
Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на
знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)».
Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне, потому что каждому из нас в жизни
приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким
вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими
словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.
ИЛИ: Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор.
Почему? Да потому, во-первых, что мне самому не раз приходилось (приведи пример из
своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от …. В-третьих,
в этом убеждает нас классическая литература (приведи пример из книги; можно
вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью,
радио- или телепередачу и т. д). Вспомним героя (героев) книги ……………… Его
поступки (мысли, размышления) ещё раз убеждают нас в том, что…………….. ,
подтверждая тем самым мысль (назови автора анализируемого текста).
ДЕЛАЕМ ВЫВОД:
Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом).
Анализируя текст, выделяй, подчёркивай в нём главное, на полях или в черновике делай
пометы: где, по твоему мнению, проблема, авторская позиция, какой эпизод наиболее ярко
помогает их выявить и т. д.
Тема текста –
одиночество.
Авторская
позиция:
Ещё к
авторской
позиции
(1)Кто в той или иной степени не ощущал гнет одиночества? (2)Оно угнетает
душу, рождает нерадостное настроение, озлобленность, тоску. (3)Но когда-то
великий Репин признавался, что лучшие часы его жизни одинокие часы в
мастерской. (4)И пожалуй, самая счастливая случайность нашей культуры
болдинское одиночество Пушкина.
(5)Вдохновение, размышление, поиск – ведь это тоже имена одиночества!
(6)А если будем говорить не о великих и прославленных людях, а о простых
смертных? (7)Каждый год сотни тысяч людей стремятся в синее одиночество
моря, зимнее одиночество тайги, белое одиночество горных вершин или тундры.
(8)Известно, наконец, что любая серьёзная учеба требует времени, то есть опять-
таки изрядного куска одиночества. (9)Словом, существует немало ситуаций,
когда это человеческое состояние идет со знаком «плюс».
(10)Но самое, на мой взгляд, важное – та огромная роль, которую играет
одиночество в развитии нашей личности. (11)Нужен ли нам собеседник, когда
мы любуемся прекрасными картинами природы? (12)Восход солнца над морским
горизонтом… (13)Волны спелой пшеницы, бьющие в глаза брызгами тяжелого
золота… (14)Вершины лесных елей, вычерченные на фоне легкой сентябрьской
дымки… (15)Только тот по-настоящему понимает природу, кто умеет и любит
разговаривать с ней с глазу на глаз.
(16)Мы берем с полки книгу. (17)Мы пойдем туда, где останемся с этой
книгой «без свидетелей и компаньонов». (18)И там мы прочтем ее в одиночестве.
(19)А потом так же без свидетелей обдумаем прочитанное. (20)Не потому ли,
кстати, литература остается ведущим из искусств, что с книгой мы всегда
наедине, что почти весь процесс постижения ее происходит в творческом,
напряженном, пронизанном мыслью одиночестве?
(21)Одиночество – школа, в которой мы учимся стойкости, мудрому,
выстраданному спокойствию, уверенности в себе. (22)Одиночество – тот
единственный дом, в котором без помех и суеты разговаривает с человеком
его собственная совесть. (23)На людях такой разговор получается предельно
редко.
(24)Вспомните хрестоматийно любимых героев. (25)Такие разные, они схожи
были в одном: Робинзон был одинок на своем острове, Дон Кихот – в своем
безумии, Гамлет – в своих сомнениях, Фауст – в своих поисках, князь Мышкин –
в своей доброте. (26)Случайность? (27)Вряд ли…
(28)Даже самая красочная картина пишется на сером холсте. (29)Чем прочнее
холст, тем долговечнее живопись. (30)В основе ярких человеческих личностей
и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества…
(31)Какой вывод можно сделать из сказанного? (32)Да хотя бы тот, что не
стоит смотреть на одиночество трагически. (33)Раз уж нашла на вас именно
эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! (34)Чтобы
потом, когда пройдет темная полоса, ты был полностью готов к счастливой
случайности.
(По Л. А. Жуховицкому*)
*Леонид Аронович Жуховицкий од. 5 мая 1932 года в Киеве) – русский
писатель, публицист, педагог.
очинение (примерное)
Одиночество… Кто из нас не испытывал этого состояния? Само это слово вызывает какие-то печальные
чувства, мысли, воспоминания, или, как пишет Л. А. Жуховицкий «рождает нерадостное настроение,
озлобленность, тоску». Но совсем об ином характере одиночества, об одиночестве «со знаком «плюс» идёт
речь в тексте русского писателя, публициста, педагога Жуховицкого. Главный вопрос, который ставит
автор перед собой и читателем, на мой взгляд, заключается в следующем: какую роль играет одиночество в
развитии нашей личности.
Л. А Жуховицкий своеобразно рассматривает проблему одиночества. Его интересуют не негативные
стороны этого человеческого состояния, а те моменты в жизни человека, когда одиночество становится
«школой, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе». По
его мнению, это случается, во-первых, тогда, когда великие и прославленные люди остаются один на один
с вдохновением, а мы, простые смертные, постигаем красоту природы, остаемся «без свидетелей и
компаньонов» с книгой. А во-вторых, размышляет Жуховицкий, одиночество необходимо человеку, если
ему нужно понять что-то важное в себе самом, разобраться в своих поступках. Об этом он пишет очень
ярко: «Одиночество тот единственный дом, в котором без помех и суеты разговаривает с человеком его
собственная совесть».
Точка зрения автора весьма определённа: хотя мы порой тяжело переживаем одиночество, оно играет
огромную роль в развитии нашей личности, является школой, в которой мы учимся стойкости, мудрому,
выстраданному спокойствию, уверенности в себе.
Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор. Да, каждый из нас
переживает горькие моменты одиночества. Тебя кто-то обидел… Ты чувствуешь себя непонятым… Ты
влюблён, а тот, кто вызвал в тебе это высокое чувство , тебя не замечает… Всё кажется плохим, тоска
одолевает, но остановись, подумай о своих проблемах наедине с собой, и всё окажется не таким уж и
печальным. Ты наедине с самим собой, скучно… Но вдруг зазвучала прекрасная музыка, и мир
преобразился! Или вдруг в самый обыденный момент твоей жизни откроется перед тобой красота родного,
такого привычного, но вдруг преображённого осенью леса…
Л. А Жуховицкий вспоминает «хрестоматийно любимых героев». Действительно, в русской
классической литературе немало примеров трагически одиноких личностей: одиноки Евгений Онегин
Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров Тургенева. А мне вспоминается героиня романа А. С. Пушкина
Татьяна, в формировании характера которой одиночество сыграло большую роль:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Вспомним её одинокие рассветы, увлечённое чтение книг, походы в опустевший дом Онегина, где она
сумела понять душу того, в кого была влюблена.
Размышляя об одиночестве, я вспомнила стихотворении Беллы Ахмадулиной «По улице моей который
год». Оно перекликается с мыслями Л. А. Жуховицкого. Сначала поэтесса говорит о горькой стороне этого
состояния:
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
Не внемля увереньям безнадежным.
Но дальше Б. Ахмадулина остаётся наедине с природой, и одиночество из «сиротства» превращается в
«блаженство»:
Дай стать на цыпочки в твоём лесу
На том конце замедленного жеста,
Найти листву и поднести к лицу
И ощутить сиротство, как блаженство.
«Вдохновение, размышление, поиск ведь это тоже имена одиночества!» - пишет Жуховицкий. И ему
вторит поэтесса:
Наверное, никто из нас не хочет быть одиноким. Мы хотим верных друзей, жаждем любви, мечтаем о
светлом будущем… Но, поразмышляв вместе с Л. А Жуховицким об одиночестве, я, наверное, теперь
немного по-иному буду относиться к этому чувству, вспомню его совет: «НЕ стоит смотреть на
одиночество трагически…Когда пройдёт тёмная полоса, ты будешь полностью готов к счастливой
случайности».
Проблемы
текста
Авторская
позиция
К
комментарию:
Автор
обращается к
событиям
августа 44 –го
года
1)Меня как человека, пишущего о войне, главным образом интересовали два
нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое
человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он
готов пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им
до конца и предотвратить смерть невозможно?
(2)Ведь никому не хотелось лишаться своей единственной и такой дорогой
ему жизни, и только необходимость до конца оставаться честным человеком
заставляла идти на смерть. (3)В то же время находились люди, которые пытались
совместить несовместимое. (4)Они надеялись сохранить жизнь и не погрешить
против совести, что в определённых, трагических обстоятельствах
оказывалось невероятно трудным, если не совсем безнадёжным.
(5)Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший мое
сознание. (6)Это произошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска
успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку
гитлеровцев, взяли большое количество пленных.
(7)В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын
и немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто
безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего
моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более
того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за
умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был
удостоен высокой награды. (11)О нём рассказывали новому пополнению, о его
подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем
немецком кителе, оборванный и понурый.
(12)Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал
после тяжёлого вздоха:
(13) Вот так оно получается!
(14) Как же это случилось?
(15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была
только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.
(16) Что делать! (17)Такова судьба.
(18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был
убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался,
сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев
вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к
своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в
обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. (21)Ему пришлось принять
участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце
концов оказался в плену, конечно же, сдался сам...
(23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех,
которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше
чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов.
(26)И вот плачевный результат этой хитрости...
(По В. Быкову*.)
* Быков Василь (Василий) Владимирович (1924 2003) советский белорусский
писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной
войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины XX
века
В. Быков «Сотников».
Проблема нравственного выбора поставлена Василём Быковым в повести «Сотников». Два партизана,
выполняя очередное задание командира партизанского отряда, оказывается перед выбором: что лучше –
спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть, но не героем
(никто не узнает о героической смерти Сотникова), но погибнуть с достоинством, никого не предавая, не
отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают непростой нравственный выбор: Сотников гибнет,
сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.
Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы спасти
свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора,
совершают подвиг.
“...Для меня Сотников — герой, — пишет автор. — Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в
самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков
людей, которые явились свидетелями его последних минут...”
«Обелиск»
Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить, никто
из его учеников не произносит его имени на допросе. Но бросить ребят одних в последние часы, в минуты
их казни, он не мог, ведь это означало бы для него изменить своим воспитанникам, изменить своим
нравственным принципам.
“Пойти и не вернуться
В “Пойти и не вернуться” рядом с главной героиней Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни
которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны
Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки
других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот
человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой,
изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин
приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы
легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и
справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным
испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова
Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор
есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны.
Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее
смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка
бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное,
в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.
В. Г. Распутин «Живи и помни».
Дезертирство Андрея Гуськова, героя повести В. Г. Распутина, его эгоизм и трусость, желание остаться в
живых привели к трагическим последствиям: они стали причиной смерти матери и самоубийства
беременной жены Настёны. Муж-дезертир после ранения и госпиталя тайком появляется в окрестностях
родной деревни, оправдывая свои поступки желанием увидеть родных. Он становится озлобленным,
отверженным от людей, приносит несчастье и своей жене, которая острее его чувствует вину перед
людьми. Настена пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами,
понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи
страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Женщина самоотверженна, её муж труслив и эгоистичен.
Б. Васильев «В списках не значился»
Действие повести разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной
немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой лейтенант Николай Плужников попадает в
крепость перед самым началом войны. Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от
войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из
крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в
одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его
принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх
потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой.
Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Нельзя без слез
читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я последняя ее
капля».
Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом
всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
Подвиг Евгения Родионова
Евге
́
ний Алекса
́
ндрович Родио
́
нов рядовой российской армии. Во время Чеченской войны вместе с
группой сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь жестоким пыткам, отказался от
предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был зверски убит. Для многих Евгений стал
символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава
России»
Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался один из чеченцев . В
присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в
живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…» 23 мая, после
100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено
снять нательный крест и принять ислам. После отказа Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра
Железнова расстреляли, а ещё живому Евгению Родионову отрезали голову.
В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева,
написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью».
Примерное сочинение
Василь Быков, известный советский писатель, сам был участником Великой Отечественной войны,
наверное, поэтому в его творчестве военная тематика занимает особое место. Он один их тех авторов,
который по-новому подошел к освещению характеров людей в моменты страшных испытаний. Вот и в
представленном отрывке он обращается к нравственной проблеме, размышляет о чести и бесчестии, о
долге и предательстве…
Василь Быков с самого начала формулирует вопросы, которые представляются ему очень важными:
«Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств и на что он готов
пойти, когда возможности с честью отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить
смерть невозможно?» Он размышляет о жизни, которая дорога каждому, и о неизбежной смерти, потому
что необходимо до конца оставаться честным человеком. В. Быков рассказывает об эпизоде, который
произошёл в годы Великой Отечественной войны, в августе сорок четвёртого года. Среди пленных
гитлеровцев повествователь встретил человека, которого считали погибшим, он «посмертно» был удостоен
высокой награды. И вдруг автор видит его «в пропотевшем немецком кителе, оборванного и понурого».
Страшной оказалась судьба этого человека, пытавшегося «сохранить жизнь и не погрешить против
совести». Этот человек был ранен и попал в плен, «он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев
вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим». Он принимал
участие в боях против своих, хотя стрелял вверх. Человек остался жить, но это, если можно так выразиться,
«нравственный мертвец», в нём нет ни злобы, ни отчаяния…только тихая покорность судьбе…
Всем ходом своих размышлений автор приводит нас к выводу: даже ради спасения собственной жизни
нельзя поступаться честью и совестью.
Невозможно не согласиться с точкой зрения Василя Быкова, потому что сохранить жизнь и не
погрешить против совести, это в определённых, трагических обстоятельствах бывает невероятно
трудным, если не совсем безнадёжным. Вопрос, поднятый автором, присутствует во многих
произведениях самого В. Быкова. Мне вспоминается его повесть «Сотников». Проблема нравственного
выбора поставлена перед двумя партизанами , которые, выполняя очередное задание командира отряда,
оказываются перед выбором: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой
повести Рыбак) или умереть, правда, не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но
погибнуть с достоинством, никого не предавая, не отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают
непростой нравственный выбор: Сотников гибнет, сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт
товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.
В повести В. Г. Распутина «Живи и помни» стоит та же проблема выбора. Дезертирство Андрея
Гуськова, героя повести, его эгоизм и трусость, желание остаться в живых привели к трагическим
последствиям: они стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны. Муж-
дезертир после ранения и лечения в госпитале тайком появляется в окрестностях родной деревни,
оправдывая свои поступки желанием увидеть родных. Он становится озлобленным, отверженным от
людей, приносит несчастье своей жене, которая острее его чувствует вину перед людьми. Настена
пытается спасти его, но муки совести, людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая,
что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно),
Мария кончает жизнь самоубийством. Женщина самоотверженна, её муж труслив и эгоистичен.
О многом заставили задуматься размышления В. Быкова. Сумею ли я в минуту испытания
преодолеть страх смерти, потери здоровья? Можно ли было герою рассказа Быкова просто промолчать,
сделать вид, что не заметил, не узнал знакомого? В книге «Заветное», в которой собраны интересные
высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими,
нежели перед своей совестью». Как верно сказано!