Готовимся к ЕГЭ "Парцелляция"

Подписи к слайдам:

Елисеева Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы.

МКОУ «Дуровская СОШ»

Сафоновский р-н Смоленская обл.

Не хочешь быть сегодня в изоляции , прибегни, друг, не медля, к парцелляции.

А. Мудров

Что такое парцелляция

Представьте, что человек вам рассказывает о чём-то… Не торопится. Часто останавливается. Задумывается. А может, эмоциональное состояние у него такое. Грустное. Тоскливое даже. И не идут слова. Совсем. Никак. Словно по капле из себя выдавливает.

Вот это и есть парцелляция. Это стилистическая конструкция или стилистическая фигура, которая выражается в расчленении единого тела предложения на отдельные части. Между этими частями ставится знак конца предложения, чаще всего точка, но может быть и знак вопроса, восклицательный, многоточие.

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

(Гл. Успенский).

Митрофан усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.

(Н. Ильина).

Задачи парцелляции

Парцелляция чаще всего используется в художественных и публицистических текстах. Её задачи:

  • Выделение важных деталей из общей картины, акцентирование внимания.
  • Создания «эффекта замедленной съемки» - усиление длительности, создание неожиданной паузы и неожиданности.
  • Воспроизведение чужой манеры речи.
  • Усиление эмоций, эмоциональной оценки или эмоционального состояния.
  • Усиление контраста изображаемых явлений.

Для чего нужна парцелляция

Если коротко – для выразительности. А выражать этот стилистический приём может разное.

Парцелляция привлекает внимание, заставляет глаз, а вместе с ним и сознание, плавно скользящее по тексту, споткнуться, остановиться, испытать некоторое недоумение. И человек серьезнее, вдумчивее вчитывается в строки.

Парцелляция – это одно из немногих выразительных средств, способное передать интонацию в письменной речи. Делается это за счет особого ритма. Может возникнуть впечатление, что человек словно смакует действие или событие, каждый его момент, каждую деталь, как в примере с чаем. Или это может быть и другая интонация.

Например: «Как мне надоели тролли! Тролли. Мне. Надоели! Уйду от вас. Совсем». Чувствуете настроение?

Ещё одна функция этого приёма – передача ощущения времени. В парцелляции его течение как бы замедляется, оно разрывается на отдельные промежутки. Поэтому такую стилистическую конструкцию часто используют в описании драки, когда за небольшой отрезок времени происходит сразу несколько событий, и герою просто некогда «растекаться мыслью».

Для чего нужна парцелляция

«Удар. Блок. Сколько продержусь? Ухожу в сторону. Чёрт, не удалось увернуться! Кровь течёт по лицу. Наплевать. Не смертельно. Ещё удар. Вот он и открылся! Попал! Клинок ударил в незащищенное горло. Снова кровь на лице. Уже чужая. Неужели всё?»

Нередко используется парцелляция в диалогах, когда нужно передать особенности речи или эмоционального состояния персонажа. Например, так может говорить задыхающийся от волнения или быстрого бега человек.

Для чего нужна парцелляция

– Я… так бежал, так бежал! Хотел… Хотел сказать тебе…

– Говори! Что? Не молчи!

– Знаешь… Ты прости меня. Прости! Ладно?

Структура парцелляции

Слово «парцелляция» в основе имеет французское «parcellе» - частица. Но части этой конструкции неравнозначны. Одна из них главная или базовая, она содержит основную мысль предложения, и нередко в большей степени похожа на полноценное предложение.

Опознать парцелляцию несложно - отдельное предложение в этом случае оказывается неполным, оно не имеет смысла в отрыве от соседних предложений.

Такая конструкция состоит из базовой части и парцеллята - части, оторванной от основного предложения, зависимой от него.

Пришли соседи… Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает (С. Есенин).

Стихи он писал… И такие задушевные, грустные… Будто душа с телом расставалась. (В. Дорошевич).

Изредка встречается слоговая парцелляция - разбивка слова на отдельные слоги:

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

(Владимир Набоков)

«А вы знаете, что у,

А вы знаете, что па,

А вы знаете, что пы,

Что у папы моего

Было сорок сыновей…»

(Д. Хармс)

Виды парцелляции

Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, А покорил весь белый свет, Кого повсюду узнают, Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!

(Энтин Ю.)

Иногда на письме база отделяется от парцеллята абзацным отступом:

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша»

(А. Солженицын).

Виды парцелляции

Утром, ярким, как лубок,

Страшным. Долгим. Ратным.

Был разбит стрелковый полк.

Наш. В бою неравном.

(Р. Рождественский)

К парцелляции также относится разбивка стиха на короткие строки. Такой прием встречается в творчестве у В. Маяковского, С. Кирсанова, Р. Рождественского и других.

«Приду в четыре», –  сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

(В. Маяковский)

Бывают однотипными и многотипными:

Чаще обособлены параллельные конструкции однотипные:

Язык меняется. Освежается. Обогащается.

В таком случае часто используется градация - усиление признака по нарастающему или нисходящему значению:

Кругом счастливые лица, все улыбаются. Слышен смех. Какие-то слова. Где-то хохочут.

И могут быть разнотипными:

К нам приехали гости. Надолго. С детьми и собакой. Повидаться и подготовиться к учебному году.

Виды парцелляции

Чтобы расчленить мысль, используется:

1. Точка.

("Без нее у нас не будет жизни. Не села. Ни всего города.")

2. Многоточие.

А я для него столько миль прошла... Все отдала, представляешь?

3. Тире.

Миша, зачем так? Он же добрый совсем, а ты его - палкой".

4. Восклицательный знак.

Не может такого случиться! Не верю!"

5. Точка с запятой.

Он не вернулся; она не дождалась.

6. Скобки.

Василий в лес ушел. (Не важно, в какой).

Оформление парцелляции

Подлежащее и сказуемое: «У меня тут и садик, и огород. И гараж»

(П. Нилин).

«Ждать! Это было не в его правилах» (В. Катаев).

Определения: «Мне очень не хватает Гайдара. Большого, доброго, талантливого человека» (К. Паустовский).

Дополнения: «Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе» (В. Конецкий).

Обстоятельства: «Пистолет лежал в траве. Рядом с пустыми бутылками» (С. Довлатов).

Парцеллированной может быть придаточная часть предложения: «Доберетесь до сторожки лесника быстро. Если пойдете через болото напрямик».

Выделяться в смысловые отрезки могут разные члены предложения

— Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.«Ноль-ноль целых» (В. Шукшин).

В этом отрывке с помощью парцелляции выражается решительность персонажа.

Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса. (Е. Гришковец).

Здесь посредством парцелляции проиллюстрировано трепетное

отношение лирического героя к любимой вещи.

Чаще парцелляцию можно встретить в прозаическом произведении. Структура такого текста больше располагает для формирования парцеллированных конструкций, поскольку не ограничена продолжительностью стиха или размером.

Парцелляция в тексте

Людьми пустыми дорожил! Сам бредил целый век обедом или балом! Об детях забывал! обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом! Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом! Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру!

(А. Грибоедов)

Здесь парцелляция призвана передать нервное напряжение, возбуждённое

состояние персонажа.

Используется для создания эффекта живой, взволнованной речи:

- Браво, Родька! И я тоже не знал! - вскричал Разумихин. - Сегодня же в читальню забегу и нумер спрошу! Два месяца назад? Которого числа? Все равно разыщу! Вот штука-то! И не скажет!

(Ф.Достоевский)

Служит средством подчеркивания эмоций, особенного чувственного состояния:

В измятом платье, с ненатуральной улыбкой на лице, лежала женщина. Она была чьей-то женой. Она лежала. В измятом платье. В сером платье. С ненатуральной улыбкой.

(В. Каверин)

Рисует характер персонажа, передает напор и снова изображает живую быструю речь:

Тулин и Возницын ждали их на углу.

- Идея! - издали закричал Тулин. — Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!

(Д. Гранин)

Парцелляция усиливает образы описания. Каждый из них, отделяясь от остальных, становится более значимым, самостоятельным:

Черный бархат, усеянный щедро

миллионами огненных звезд.

Сонный вздох одинокого кедра.

Тишина и безлюдье окрест.

(Андрей Белый)

Парцелляция в тексте

Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали. (А. Приставкин)

Парцелляция в прозе

Флёров - все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Максим Горький)

Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами! (А. Приставкин).

  • Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! - не понимая, сказал Никитин.
  • (Ю.Бондарев)

«Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая беда» (В. Распутин)

Кольцо это мне папа подарил. Давно. Очень рано. (Л. Беляев)

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,  Откуда моды к нам, и авторы, и музы:  Губители карманов и сердец!  Когда избавит нас творец  От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!  И книжных и бисквитных лавок!  (А. Грибоедов)

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись. (П. Антокольский)

Парцелляция в поэзии

Любить…но кого же? (М. Лермонтов)

Боюсь гостиниц. Может, потому,

Что чувствую, что в номере когда-то

Остаться мне случится одному.

Навеки. В самом деле. Без возврата.

 (Е. Винокуров) 

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

(Б. Пастернак)

...Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. В Имеретии. Зимою. Как в Переделкине, как под Москвою. (В. Инбер)

Особую популярность приобретает этот стилистический прием в поэзии Серебряного века. 

Марина Цветаева писала:

«Не люблю, когда слова - льются. Рвутся - да».

Когда, и как, и кем, и много ли

Целованы твои уста…

А когда – когда-нибудь – как в воду

И тебя потянет – в вечный путь.

(М.Цветаева)

Может быть, это лишь шутка,

Скал и воды колдовство,

Марево? Путнику жутко,

Вдруг... никого, ничего?

(Н. Гумилёв)

Иногда членение - это ошибка:

1. Стилистическая. Точек слишком много. Так много, что мысль уже давно сбилась. Помните! Не стоит разделять предложения очень часто, иначе контраст перестанет быть чем-то неожиданным и красивым.

Плохой пример:

"Она шла. И шла. Пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она. Очень долго. Даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую."

Хороший пример:

"Она шла и шла, пока наконец не добралась. А потом села. И сидела она очень долго - даже птицы перестали ее бояться. Ведь походила девушка на статую."

2. Грамматическая. Она возникает, если смысловая целостность текста теряется при его расчленении.

Например:

"Если бы он только знал. Что Митька никуда не ушел!"

В предложениях, где одна часть зависима от другой (такие конструкции называются сложноподчиненными) разделение недопустимо.

Теперь вы сможете узнавать этот литературный приём и правильно его использовать!

Удачи на экзаменах!

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%81)

https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/zachem-parcelliaciia-v-tekste-5dfbe3420be00a00af5b8408

https://www.anews.com/p/110480581-parcellyaciya-chto-ehto-takoe-primery-parcellyacii-v-literature/

https://russkiiyazyk.ru/leksika/partselliatsiia.html

https://pishi-stihi.ru/parcellyaciya.html

https://fin-az.ru/477472a-chto-takoe-partsellyatsiya-primeryi-i-naznachenie

http://infoogle.ru/chto_takoe_parcellyaciya.html

https://nauka.club/russkiy-yazyk/partsellyatsiya.html

https://liricon.ru/partsellyatsiya-dlya-chego-ispolzuetsya-v-russkom-yazyke-literature.html

https://c1.iggcdn.com/indiegogo-media-prod-cld/image/upload/c_fill%2Cf_auto%2Ch_768%2Cw_1024/v1425771893/szirn6piwwkr16jjnprx.png

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c09/00026980-c7675016/hello_html_432daaaf.png мальчик

https://i.pinimg.com/originals/a2/24/20/a224208ebbeef718515667e1690093a9.png девочка

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/026d/000768f4-cd014db8/hello_html_m6597ee15.png девочка

https://8-school.ru/wp-content/uploads/2019/08/pismennye-obrashheniya-620x330.png

https://1.bp.blogspot.com/-6Q1fAbCUF1g/XRbc-n_jDII/AAAAAAAADkE/TZJUjoj3ejEvcUYgMuPgvS-sNtrZoaLqgCLcBGAs/s320/imgs_touch.png беседа

http://www.yenislayt.com/upload/28543ae562.png бокс

https://www.karaoke.ru/song/2447.htm буратино

http://pngimg.com/uploads/pinocchio/pinocchio_PNG2.png буратино

https://fb.ru/misc/i/gallery/142764/3196874.jpg пунктуация

https://www.stihi.ru/pics/2018/10/15/3565.jpg

http://www.clipartbest.com/cliparts/pi5/X5G/pi5X5G49T.png

https://www.school619.ru/assets/components/phpthumbof/cache/unnamed.d2980b770a7f8a5c9b77f386d0e8249a8680.jpg огэ-егэ

https://e-kitaplar.net/assets/images/uye/2019/06/melis-besen.png беседа

http://data0.eklablog.com/tubes-passion/mod_article673501_17.png дама

https://i.pinimg.com/736x/67/d4/1c/67d41ca4ed9cfecfeeab52d61f22b04d.jpg ночь

http://mywishlist.ru/pic/i/wish/_100x100/006/485/975.jpeg рубашка

http://illustrada.ru/wp-content/uploads/2012/12/Kuzmin_NV-Gore-ot-uma-Deystvie-3-Yavlenie-17-Zagoretzkiy-1948-555x769.jpg загорецкий

https://russianpoetry.ru/stihi/parceljacija.html эпиграф

Источники