ЕГЭ-2020 Задание 26

ЕГЭ 2020 Задание 26
Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем,
что нужно прежде всего иметь ясное представление об основных средствах художественной выразительности, то есть
знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, осознавать различия между ними. Нужно научиться
обнаруживать эти средства в тексте и правильно их называть.
Алгоритм работы с этим заданием:
1) Прочитав перечень из 9 терминов, определите, какие из них относятся к лексическим средствам языка, а какие -
к синтаксическим.
2) Вспомните определения терминов.
3) Внимательно читая рецензию, вставьте цифры, соответствующие терминам.
Выразительные средства русского языка
Тропы основаны на
переносном значении
слова
Лексические
средства.
Синтаксические приемы
Синтаксические средства
Ирония
литота
гипербола
метафора
метонимия
олицетворение
сравнение
эпитет
оксюморон
аллегория
Антонимы
диалектизмы
неологизмы
окказионализмы
оценочная лексика
разговорные слова
просторечные слова
синонимы
термины
устаревшие слова
фразеологизмы
экспрессивная
лексика
Анафора
антитеза
вопросно-ответная форма
изложения
градация
инверсия
ирония лексический повтор
повтор парцелляция
риторическое обращение
синтаксический параллелизм
цитирование
эпифора
вводные конструкции
восклицательные
предложения
неполные предложения
однородные члены
противопоставление
риторический вопрос
риторическое восклицание
бессоюзие
многосоюзие
сравнительный оборот
однородные члены
Анафора - повторение одних и тех же элементов в начале каждой новой фразы
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами. ( М. Цветаева)
Антитеза - резкое противопоставление понятий, образов, мыслей. Ученье - свет, а неученье -
тьма.
Антонимы - слова, имеющие противоположное значение. Белый -черный, вверх - вниз.
Антонимы контекстуальные (контекстные) - слова, противоположные своими значениями
только в условиях контекста.
Архаизмы - устаревшие, вышедшие из употребления слова и выражения, которые заменились
другими. Чело (лоб).
Вопросно-ответная форма изложения - стилистический приём, заключающийся в том, что
автор задает вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами
(Ю.Шевчук).
Гипербола - преувеличение размера, силы какого-либо предмета, явления. Он так кричал, что в
соседних домах окна повылетали.
Градация - такое расположение слов (например: однородных членов), частей предложения,
при котором либо усиливается, либо уменьшается смысловое или эмоционально-экспрессивное значение:
жалобный, жалостный, каторжный вой. (М.Цветаева).
Диалектизмы - необщеупотребительные слова, используемые в определённой местности:
гутарить (говорить), селюшки (цыплята) и т.п.
Инверсия - нарушение прямого порядока слов с целью усиления выразительности речи:
Белеет парус одинокий. (М.Ю.Лермонтов)
Ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью
насмешки. "Молодец!" - похвалил меня отец, листая дневник с двойками.
Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления, в связи с исчезновением тех
реалий, которые они обозначали: камзол.
Литота - троп, противоположный гиперболе. Художественное преуменьшение величины,
силы, значения изображаемого предмета, явления: Ваш шпиц, прелестный, шпиц, не более напёрстка.
(А.Грибоедов)
Метафора - скрытое сравнение (заря жизни, мешок неприятностей, костер рябины, льется
речь, сердце пылает).
Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на
основании внешней или внутренней связи между ними.
Связь может быть:
а) между предметом и материалом, из которого сделан предмет
(«Не то на серебре - на золоте едал») (А.С.Грибоедов)
б) между содержимым и содержащим («Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
(И.А.Крылов)
в) между действием и орудием этого действия («Её перо любовью дышит») (А.С.Пушкин)
г) между автором и его произведением «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»
(А.С.Пушкин)
д) между местом и людьми, находящимися на этом месте «Но тих был наш бивак открытый»
(М.Ю.Лермонтов)
Неологизм - слово, созданное для обозначения нового понятия: мерчендайзер.
Окказионализм - слово, образованное автором, используемое только в условиях данного
контекста: Молоткастый, серпастый советский паспорт. (В.Маяковский)
Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоположных
понятий. Горячий снег. Безобразная красота.
Олицетворение - наделение неодушевленного предмета качествами живого существа,
человека. Вьюга злится, вьюга плачет.
Парцелляция - разделение одной синтаксической конструкции на части для расстановки в ней
акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы., неполные предложения «Все умеют.
И дядя Гриша тоже. И доктор тоже». (М.Горький).
Профессиональная и терминологическая лексика - слова, употребляемые в определённой
сфере деятельности людей (скальпель, бронхоскопия - в медицине).
Риторический вопрос - предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме
вопроса, на который не ожидается ответа: А судьи кто?
Риторическое обращение - высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету,
отвлеченному понятию: «Мечты, мечты! Где ваша сладость(А. Пушкин).
Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних
предложений или отрезков речи. «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой...»
(М.Ю.Лермонтов).
Синонимы - слова, близкие или тождественные по значению: бежать-мчаться.
Синонимы контекстуальные - слова, сближающиеся своими значениями только в условиях контекста.
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений. Выражается творительным падежом
(«…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А. Пушкин), формой сравнительной степени
прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише»), оборотом с союзами как, будто, точно, словно и
т.п. («Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье»).
Различайте сравнение и метафору. Пруд как зеркало сравнение, два предмета, союз как. Зеркало
пруда метафора, скрытое сравнение, нет сопоставления двух предметов, можно заменить
сравнением с союзом как, будтоочно
Фразеологизм - лексически неделимое устойчивое сочетание слов, (остаться с носом,
иметь в виду, представить себе, обратить внимание, на белом свете, зарубить на носу, вешать лапшу на
уши).
Эпитет - художественное образное определение, вид тропа. Как правило, эпитет выражен
именем прилагательным, реже - наречием. Не каждое определение может быть эпитетом (ср. железная
кровать и железный характер»). Только в словосочетаниях железный характер перед нами эпитет.
Эпифора - повторение одних и тех же элементов в конце рядом стоящих конструкций
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ( Н.В.
Гоголь)
ПРАКТИКА.
Вариант 1
(1)От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. (2)Групповой
портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по
краям. (3)Фотография поблёкла, края, смазанные ещё при съёмке, сейчас
окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что
мальчики нашего класса давно отошли в вечность, так и не успев повзрослеть, и
черты их растворило время. (4)Из сорока пяти человек, закончивших когда-то 7 «Б»,
до седых волос дожило девятнадцать. (5не почему-то сейчас не хочется
вспоминать, как мы убегали с уроков, устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть
на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в
этом самим себе.
(6 ещё мы с детства играли в то, чем жили сами. (7)Классы соревновались не за
отметки или проценты, а за честь написать письмо папанинцам или именоваться
«чкаловским», за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить
делегацию для встречи испанских детей.
(8ещё я помню, как горевал, что не смогу помочь челюскинцам, потому что мой
самолёт совершил вынужденную посадку где-то в Якутии, так и не долетев до
ледового лагеря. (9)Самую настоящую посадку: я получил «плохо», не выучив
стихотворения. (10)Потом-то я его выучил: «Да, были люди в наше время…» (11)А
дело заключалось в том, что на стене класса висела огромная самодельная карта и
каждый ученик имел свой собственный самолёт. (12)Отличная оценка давала пятьсот
километров, но я получил «плохо», и мой самолёт был снят с полёта. (13)«Плохо»
было не просто в школьном журнале: плохо было мне самому и немного чуть-чуть!
челюскинцам, которых я так подвёл.
(14)Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех,
кого нет на этой земле: я хочу понять. (15)Ведь никто же не хотел умирать, правда?
(16)А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила война. (17)Мы были
молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. (18)Но
из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.
(19)Улыбнись мне, товарищ. (20)Я забыл, как ты улыбался, извини. (21)Я теперь
намного старше тебя, у меня масса дел, я оброс хлопотами, как корабль ракушками.
(22)По ночам всё чаще и чаще слышу всхлипы собственного сердца: оно уморилось.
(23)Устало болеть.
(24)Я стал седым, и мне порой уступают место в общественном транспорте.
(25)Уступают юноши и девушки, очень похожие на вас, ребята. (26)И тогда я думаю,
что не дай им Бог повторить вашу судьбу. (27)А если это всё же случится, то дай им
Бог стать такими же.
(28)Между вами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение.
(29)Мы твёрдо знали, что будет война, а они убеждены, что её не будет. (30 это
прекрасно: они свободнее нас. (31)Жаль только, что свобода эта порой оборачивается
безмятежностью…
(32)В девятом классе Валентина Андроновна предложила нам тему свободного
сочинения «Кем я хочу стать?». (33 все ребята написали, что они хотят стать
командирами Красной Армии. (34)Да, мы искренне хотели, чтобы судьба наша была
суровой. (35)Мы сами избирали её, мечтая об армии, авиации и флоте: мы считали
себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.
(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом
классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая
форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги и командирский ремень,
шинель и будёновка из тёмно-серого сукна.
(39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых
пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но
содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения.
(42)Самой красивой и самой модной.
(43)Мне люто завидовали все ребята. (44)И даже Искра Полякова.
(45)Конечно, она мне немного велика, сказала Искра, примерив мою гимнастёрку.
(46)Но до чего же в ней уютно. (47)Особенно, если потуже затянуться ремнём.
(48)Я часто вспоминаю эти слова, потому что в них ощущение времени. (49)Мы все
стремились затянуться потуже, точно каждое мгновение нас ожидал строй, точно от
одного нашего вида зависела готовность этого общего строя к боям и победам.
(50)Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига. (51)Мы не
знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить. (52)Что зреет он медленно,
незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем,
сполохи которого ещё долго светят грядущим поколениям.
«Борис Львович Васильев рассуждает о различиях между довоенным и послевоенным
поколениями, поэтому ведущим становится приём (А)__________ (предложения 28,
29, 50). Светлой грустью пронизаны его воспоминания о довоенной юности, описать
которую помогает такое синтаксическое средство, как )__________ (предложения
2, 38). Выразить своё отношение к ровесникам, не вернувшимся с войны, помогает
лексическое средство )__________ («отошли в вечность» в предложении 3, «до
седых волос» в предложении 4), а подчёркивает боль утраты троп (Г)__________
(предложения 16, 22)».
Список терминов:
1) цитирование
2) фразеологизмы
3) эпитеты
4) ряды однородных членов предложения
5) противопоставление
6) олицетворение
7) парцелляция
8) сравнение
9) синонимы
Вариант 2
(1)Это было утром. (2)Командир батальона Кошелев позвал к себе Семёна Школенко
и объяснил, как всегда без долгих слов:
«Языка» надо достать.
(3)Достану, сказал Школенко.
(4)Он вернулся к себе в окоп, проверил автомат, повесил на пояс три диска,
приготовил пять гранат, две простые и три противотанковые, положил их в сумку,
потом огляделся и, подумав, взял припасённую в солдатском мешке медную
проволочку и спрятал её в карман. (5)Идти предстояло вдоль берега. (6)После
утреннего дождя земля ещё не просохла, и на тропке были хорошо видны уходившие
в лес следы.
(7)Впереди были заросли. (8)Школенко пополз через них налево; там виднелась яма,
кругом неё рос бурьян. (9)Из ямы, в просвете между кустами бурьяна, был виден
стоявший совсем близко миномёт и на несколько шагов подальше ручной пулемёт:
один немец стоял у миномёта, а шестеро сидели, собравшись в кружок, и ели из
котелков.
(10)Торопиться было незачем: цель была на виду. (11)Он прочно упёрся левой рукой
в дно ямы, вцепился в землю так, чтобы рука не скользнула, и, приподнявшись,
швырнул гранату. (12)Когда он увидел, что шестеро лежат неподвижно, а один, тот,
который стоял у миномёта, продолжает стоять около него, удивлённо глядя на
изуродованный осколком гранаты ствол, Школенко вскочил и, вплотную подойдя к
немцу, не сводя
с него глаз, знаками показал, чтоб тот отстегнул у себя парабеллум и бросил на
землю, чтоб взвалил пулемёт на плечи. (13)Немец послушно нагнулся и поднял
пулемёт. (14)Теперь у него были заняты обе руки.
(15)Так они и пошли обратно впереди немец со взваленным на плечи пулемётом,
сзади Школенко.
(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня.
(17)Хорошо, – сказал командир полка, – одну задачу, – он кивнул на капитана
Кошелева, вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их
остальные миномёты.
(18)Узнаю, коротко сказал Школенко, один пойду?
(19)Один, сказал Кошелев.
(20)Школенко посидел примерно с полчаса, вскинул автомат и, уже не добавляя
гранат, снова пошёл в ту сторону, что и утром.
(21)Теперь он взял правее деревни и ближе к реке, прячась в росших по обочинам
дороги кустах. (22)Идти пришлось по длинной лощине, пробираясь сквозь густой,
царапавший руки и лицо орешник, через мелколесье. (23)Возле большого куста были
хорошо видны три миномёта, стоявшие в балке.
(24)Школенко лёг плашмя и вытащил бумагу, на которой он заранее решил начертить
для точности, где именно стоят миномёты. (25)Но в ту секунду, когда он принял это
решение, семеро немцев, стоявших у миномётов, подошли друг к другу и сели у
ближнего к Школенко миномёта, всего в восьми метрах от него. (26)Решение
родилось мгновенно, может быть, так мгновенно оттого, что только сегодня, в точно
такой же обстановке, ему уже один раз повезло. (27)Взрыв был очень сильным, и
немцы лежали убитые. (28)Неожиданно в двух десятках шагов от него в кустах
сильно зашуршало. (29)Прижав к животу автомат, Школенко пустил туда длинную
очередь веером, но из кустов вместо немцев выскочил его хороший знакомый
Сатаров, боец 2-го батальона, несколько дней тому назад взятый в плен. (30)Вслед за
ним из кустов вышли ещё шестнадцать человек. (31)Трое были окровавлены, одного
из них поддерживали на руках.
(32)Ты стрелял? спросил Сатаров. (33)Вот, поранил их, показал Сатаров рукой
на окровавленных людей. (34)А где же все?
(35)А я один, ответил Школенко. (36)А вы тут что?
(37)Мы могилу себе рыли, сказал Сатаров, нас двое автоматчиков стерегли, они,
как услышали взрыв, убежали. (38)А ты, значит, один?
(39)Один, повторил Школенко и посмотрел на миномёты. (40)Скорее миномёты
берите, сейчас к своим пойдём.
(41)Он шёл сзади вырученных им из плена и видел окровавленные тела раненых, и
горькое выражение появлялось на его лице.
(42)Через полтора часа они дошли до батальона. (43)Школенко отрапортовал и,
выслушав благодарность капитана, отошёл на пять шагов и ничком лёг на землю.
(44)Усталость сразу навалилась на него: открытыми глазами он смотрел на травинки,
росшие около, и казалось странным, что он вот живёт, и кругом растёт трава, и всё
кругом такое же, как было.
(По К.М. Симонову*)
«Константин Симонов рассказывает о жизни солдата на войне так, что читатель
становится сопричастным судьбе героя. Читатель видит картину военных событий,
понимает состояние людей. Всё это показать писателю помогают лексическое
средство )__________ швырнул» в предложении 11) и троп – )__________
горькое выражение» в предложении 41). Синтаксическое средство (В)__________
предложениях 4, 11, 20) и приём (Г)__________ («мгновенно» в предложении 26,
«кругом» в предложении 44) помогают понять мысли автора».
Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) олицетворение
5) разговорное слово
6) анафора
7) индивидуально-авторское слово
8) вводные слова
9) ряды однородных членов предложения
Вариант 3
(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять
воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и
служат для меня источником лучших наслаждений…
(4)Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком
креслице. (5)Уже поздно, давно выпил свою вечернюю чашку молока с сахаром, сон
смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. (6)Maman говорит с
кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. (7)Одни звуки эти так
много говорят моему сердцу!
(8)Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо,
и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая лицо её не больше пуговки. (9)Но
оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она улыбнулась мне. (10)Мне нравится
видеть её такой крошечной. (11)Я прищуриваю глаза ещё больше,
и она делается ещё меньше. (12)Но я пошевелился и очарование разрушилось. (13)Я
суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.
(14)Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.
(15)Ты опять заснёшь, Николенька, говорит мне maman, ты бы лучше шёл
наверх.
(16)Я не хочу спать, maman, ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют
воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и
спишь до тех пор, пока не разбудят.
(17)Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному
прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко,
крепко прижмёшь её к губам.
(18)Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что сама
разбудит меня. (19)Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной
нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый
голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать».
(20)Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю
свою нежность и любовь. (21)Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
(22)Вставай же, мой ангел.
(23)Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекочут
меня. (24)В комнате тихо, полутемно; мамаша сидит подле самого меня; я слышу её
голос. (25)Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову
к её груди.
(26)Она ещё нежнее целует меня.
(27)После этого, как, бывало, придёшь наверх и начнёшь укладываться
в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Люблю
папеньку и маменьку».
(28)Помню, завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло
и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чём они?
(29)Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие.
(30)Вспомнишь любимую фарфоровую игрушку зайчика или собачку уткнёшь её
в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать.
(31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и
чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и
мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно.
(32)Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила
веры, которыми обладаешь в детстве? (33)Какое время может быть лучше того, когда
две лучшие добродетели невинная весёлость и беспредельная потребность любви
были единственными побуждениями в жизни?
(По Л.Н. Толстому*)
«Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём )__________
счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания,
что выражает троп – (Б)__________ («сладкие грёзы» в предложении 16, «нежная
рука» в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в
предложении 29). Синтаксическое средство )__________ («Николенька» в
предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22)
помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое
средство (Г)__________ (предложения 32 и 33) позволяет автору обратиться
напрямую к читателям».
Список терминов:
1) эпитет
2) олицетворение
3) восклицательные предложения
4) вопросительные предложения
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) обращение
Вариант 4
(1 наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия.
(2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение
это тоже работа, и в первую очередь – над собой. (5)Пусть незаметная, не столь
обременительная, но у человека, потратившего день на решение проблем, требующих
физической или интеллек