Конспект урока "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему. Что такое подвиг?"

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме:
«Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему. Что такое подвиг?»
Подготовила и провела учитель МАОУ г.Ульяновска «Физико-математический лицей №38»
1. Оргмомент.
2. Проверка д/з. Общее впечатление.
3. Ребята, сегодня урок развития речи посвящен теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на
дискуссионную тему. Что такое подвиг?» Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (вспомнить,
что такое рассуждение, композиционные части этого типа речи, узнаем, что такое дискуссия,
подготовимся к сочинению)
Какие тексты, возможно рассматривать? О ком они будут?
(о героях, наверное, о войне)
Возможно, проверим в течение урока, насколько вы оказались правы. А начать наше занятие мне бы хотелось
со стихотворения в исполнении Натальи Варлей «Каждый выбирает для себя». Послушайте, пожалуйста, это
стихотворение и попробуйте определить его тему и идею.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя. ( Ю. Левитанский.)
(это стихотворение о том, что каждый выбирает для себя то, как он живет, ради чего;
Идея – меру расплаты тоже каждый выбирает себе сам, об этом не стоит забывать, когда выбираешь
свой образ жизни).
Ребята, автор этого стихотворения Юрий Левитанский, человек непростой творческой и личной судьбы.
Это стихотворение, как и многое его стихи, кажется очень тихим, возможно, неприметным, неярким, но каким
тихим и интеллигентным, мудрым оно является. Как вы думаете, в какой строфе проявляется мудрость автора?
Идея текста?
(В последней)
В чем же особая мудрость этого произведения?
(В том, что никто не вправе никого судить за промахи, совершённые в жизни; каждый человек сам несёт
ответственность за свою судьбу).
Согласна. Но, может быть, это просто трусость? Равнодушие к другим? Жизнь по принципу «Ничего не
знаю, моя хата с краю?»
Мы не можем так говорить, это наши предположения. Задавшись этим вопросом, я заглянула в интернет и
нашла биографию Юрия Левитанского, прочитав которую все сомнения отпали: это не трусость, а деликатность,
воспитанность, чуткое, очень тонкое осознание: я не имею права судить других, но за свою жизнь, поступки
отвечаю только сам, никого не обвиняя в произошедшем.
Юрий Давидович Левитанский родился 22 января 1922 г. в городе Козелец (Черниговская область,
Украинская ССР). Вскоре после рождения Юрия семья переехала в Киев, а затем в Сталино (ныне Донецк), где
его отец Давид Исаакович Левитанский работал на шахте
[5]
. Окончив школу в 1938 г. в Сталино, Юрий
Левитанский едет в Москву, где в 1939 г. поступает в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ).
С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса института добровольцем уходит на фронт в
звании рядового, становится лейтенантом, затем военным корреспондентом, начав печататься в 1943 г. во
фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанский участвовал в боевых действиях в Маньчжурии. За
время воинской службы был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые
заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией»,
двумя медалями Монголии
[6]
. Демобилизовался из армии в 1947 г.
Первый сборник стихов «Солдатская дорога» вышел в 1948 году в Иркутске. Затем появились сборники
«Встреча с Москвой» (1949), «Самое дорогое» (1951), «Секретная фамилия» (1954) и др. В 1955—1957 годах
Левитанский учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С 1957 года
член Союза писателей
[7]
. В 1963 г. он публикует сборник стихов «Земное небо», сделавший автора известным.
Левитанский переезжает в Москву.
В 1995 году на церемонии вручения Государственной премии Левитанский обратился к Президенту России
Ельцину с призывом прекратить войну в Чечне. Скончался 25 января 1996 г. от сердечного приступа на «круглом
столе» творческой интеллигенции, проходившем в московской мэрии, где он говорил о чеченской войне
[13][14]
.
Похоронен на Ваганьковском кладбище
[15]
в Москве.
Как ивы считаете, связано ли это стихотворение с темой урока? И если да, то как?
Представляет собой рассуждение, заставляет нас порассуждать о подвиге, о том, в чем он заключается.
Как вы поняли, в чем подвиг Юрия Левитанского? Можно ли его поведение назвать подвигом?
Да, он заключается в том, что Левитанский отстаивал свою позицию, оставался самим собой, чего бы
ему это ни стоило.
В теме урока осталось еще одно слово, значение которого нам нужно прояснить. Дискуссия. Что это?
Д. – это спор.
Да, но не любой спор будет дискуссией.
ДИСКУССИЯ (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) -обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных
вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.
АРГУМЕНТ (из лат.) - логический довод, служащий основанием доказательств.
ОППОНЕНТ - (от лат. возражающий) - противник в споре.
КОМПРОМИСС (из лат.) - соглашение, достигнутое путем уступок.
Какой орфограммой объединены слова дискуссия, оппонент, компромисс?
Хорошо, эти слова вам пригодятся еще на сегодняшнем уроке. Поговорим о рассуждении. Перед вами пример
ученического сочинения на тему Что такое героизм?
Чем он вам может помочь?
(вспомнить композицию рассуждения)
Героизм в моем понимании это ситуация, когда человек рискует или жертвует своей жизнью ради чего-
то, например, спасения людей, страны. Во все времена люди помнят имена своих героев, потому что их подвиги
восхищают, рождают в душах лучшие чувства.
Именно поэтому мальчишки из текста А.Приставкина так увлечённо слушали рассказы дедушки
Пешеходова. Он приводил примеры героического поведения сыновей Семёна и Василия: «…на Курской дуге
задержали «тигров» и «фердинандов» (предл. 28), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21). Всех
солдат, воевавших против фашистов, старик считал своими сыновьями.
Героические поступки совершаются не только на войне, но и в наше мирное время. Девятнадцатилетний
матрос эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов во время пожара ценой своей жизни
спас экипаж миноносца, за что был удостоен звания Героя России посмертно.
Героизм это проявление лучших человеческих качеств, поэтому мы гордимся теми, кто в сложнейших
жизненных ситуациях делает осознанный выбор в пользу Родины или окружающих.
Рассмотрим композицию сочинения. Назовите композиционные части работы.
Тезис: 1 предложение; аргумент 1+пример 1 – второй абзац;
аргумент 2+пример 2 – третий абзац; последний абзац – вывод.
Предлагаю вам послушать одну музыкальную композицию, запишите, пожалуйста, прилагательные,
характеризующие услышанную вами мелодию.
Легкая, иногда настороженная.
Вы слушали Вторую сонату Бетховена. Кто-то знает что-нибудь об этом композиторе? Обратимся к тексту,
по которому вам нужно будет написать сочинение.
Текст для работы.
(1) Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело отчаяние, тупое и безысходное. (2) Никого, кроме
старика слуги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не
видеть.
(3) Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. (4) И лишь поздним
вечером, когда яркая россыпь звёзд высвечивала небесную тьму, крадучись, покидал дом, чтобы уйти в поля, где
не наткнёшься на человека.
(5) Но как ни тяжело ему было теперь, он чувствовал себя всё же лучше, чем несколько лет назад. (6) Тогда
он ещё не до конца понимал, что сулит ему свист и гул в левом ухе. (7) Но его уже точила тревога, острая и
неотвязная. (8) Она будила среди ночи и заставляла со страхом прислушиваться. (9) И если кругом была тишина,
он засыпал, спокойно и умиротворённо. (10) В ту пору он ещё верил, что всё пройдёт само собой, так же
неожиданно, как пришло.
(11) Если же, проснувшись, он слышал гул а чем дальше, тем гул становился сильнее, - его охватывал
ужас. (12) Он вскакивал с постели, выбегал на улицу, спешил за город, наивно надеясь, что вдали от городского
шума избавится от зловещего свиста и гула в ушах.
(13) Но тишина полей и лугов не приносила покоя. (14) Он слышал не её, а шум, не прекращающийся ни на
минуту, то нарастающий, то спадающий, будто грозный голос морского прибоя.
(15) Когда ему наконец стало ясно, что его ждёт, он долго не решался пойти к врачу. (16) Страшился
услышать от врача то, что уже знал, - болезнь неизлечима и угрожает полной потерей слуха.
(17) Врачи окончательно повергли его в смятение. (18) Они успокаивающе улыбались и трусливо отводили
в сторону глаза. (19) Они бодрым голосом обещали улучшение, а когда взамен наступало ухудшение, так же
бодро заявляли, что это вполне нормально, что всё идёт согласно правилам науки. (20) Они лечили каждый по-
своему и противореча один другому. (21) Если один прописывал холодные ванны, другой назначал тёплые; если
один велел закапывать в уши миндальное масло, другой отменял его и советовал пить специальный настой. (22)
И всё же он продолжал ходить по врачам. (23) К мукам обречённого, считающего гибель неотвратимой, - а он
тогда думал, что глухота для музыканта то же самое, что смерть, - прибавился невыносимо мучительный страх,
что люди проведают о постигшей его беде.
(24) Поэтому, не расслышав собеседника, он притворялся рассеянным, прикидывался, что весь ушёл в свои
мысли. (25) А потом, словно очнувшись от забытья, просил повторить всё, что было сказано раньше. (26) От
постоянного напряжения, от непрестанной боязни выдать себя у него появились головные боли. (27) Пребывание
на людях стало невыносимым. (28) И чем дальше, тем больше возрастали страдания и физические, и
нравственные.
(29) Он с жадностью ловил каждый слух о чудесном исцелении глухого. (30) Чем вздорнее была побасенка,
тем наивнее он верил в неё. (31) Верил и надеялся. (32) И тем горше было крушение надежд.
(33) Слух всё слабел и слабел. (34) Городок Хейлигенштадт, куда его направил толковый и опытный врач,
принёс какое-то облегчение. (35) Хотя полгода, проведённые здесь, в добровольном изгнании и заточении, были,
пожалуй, самыми тяжёлыми в его жизни. (36) Без друзей, в полном одиночестве, целиком отданный на произвол
болезни и мрачных дум, он временами доводил себя до полного исступления. (37) Тогда самоубийство казалось
ему единственным исходом.
(38) Избавление пришло неожиданно. (39) Он нашёл его в том, ради чего жил и без чего не хотел жить, - в
музыке. (40) Она и в беде не покинула его. (41) Глохнущий, он продолжал её слышать. (42) И не хуже, чем тогда,
когда был здоров.
(43) Музыка с прежней, а быть может, с большей силой звучала в нём. (44) Феноменальный «внутренний
слух» помогал ему слышать музыку так же явственно и так же отчётливо, как если бы её исполнял оркестр или
рояль. (45) Он с поразительной ясностью различал тончайшие извивы мелодии, охватывал мощные
гармонические пласты, слышал каждый голос в отдельности и все вместе.
(46) Бессердечной природе по какой-то дьявольской прихоти судьбы удалось сломить его тело. (47) Но ей
не удалось сломить его гордый дух.
(48) Бетховен вступил в схватку с судьбой. (49) Из музыки, сочинённой им в эту жестокую пору, встаёт
иной Бетховен, не тот, что затравленным зверем метался по низким комнатёнкам хелигенштадтского острога.
(50) Не подавленный, доведённый до отчаяния, а бодрый и спокойный, уверенный в своих силах. (51) Не жалкий
страдалец, растоптанный бедой и захлёстнутый горькой волной безысходности, а мужественный борец,
непобедимый гуманист, щедро одаривающий людей радостью.
(52) Именно здесь, в Хейлигенштадте, в разгар ужасающей духовной драмы, родилась Вторая симфония
одно из самых радостных и светлых творений бетховенского гения. (53) В ней нет ни одной мрачной нотки, ни
единого намёка на боль и страдание. (54) Человек, погружённый в пучину несчастья, создал вдохновенную песнь
о счастье.
(55) Это был подвиг беспримерной силы и мужества.
(По Б.Кремневу)
15.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример приведите из прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения
должен составлять не менее 70 слов.
Что делать будем? Как писать? Попробуем сформулировать определение.
Подвиг – это поступок, решение, который (ое) ….
Какие аргументы можно привести из текста? (решение Бетховена, создание Второй сонаты)
Из жизни? (судьба Юрия Левитанского)
Вывод?Что успели сделать за урок? Кто доволен своей работой на уроке и считает, что эти 40 минут провел
не зря?
Удачи в написании сочинения!