Технология написания сочинения по заданному тексту (с изменениями в 2019 г.)
Подписи к слайдам:
Технология написания сочинения по заданному тексту
(с изменениями в 2019 г.)
- Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 13
- г. Хилок
- Кузьмина Ольга Михайловна
- Из задания с развернутым ответом (задание 26 КИМ 2018 г. и 27 в экзаменационной модели 2019 г.) исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт.
- Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
- Исключение аргументации из задания с развернутым ответом не означает уход от культуроведческого направления в содержании экзаменационной работы. Вспомним классическую фразу Р. Барта: «Прочтение текста – акт одноразовый… и вместе с тем оно сплошь соткано из цитат, отсылок, отзвуков; все это языки культуры… старые и новые, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию».
- При написании сочинения ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в диалог с автором прочитанного текста. Это важно на этапе сдачи единого государственного экзамена не только потому, что идея гармоничной диалогизации остается ключевой для нового тысячелетия, но и потому, что умение вступать в диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Умения понять другого, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служат показателем культуры
- Можно к слову проблема добавить определение (философскую проблему, нравственную проблему, экологическую проблему и т.д.)
- Во вступлении можно дать определение проблемы (что это такое?)Например, проблема «Как нужно относиться к природе?» Определение для вступления: Природа –это окружающий нас мир, это наше богатство, это моря и реки, леса и горы…
- Можно начать с риторических вопросов.
- Что для нас значит природа? Как мы должны относиться к ней?
- Автор поднимает проблему (в Род.п. чего?) влияния поэзии на формирование личности.
- Автор затрагивает важную философскую проблему…
- Автора текста волнует нравственная проблема…
- Проблема, которую хотел показать нам автор, заключается в том, что…
- Текст Д. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…
- Волнующую всех нас проблему… поднимает Д. Лихачев.
- Соответственно выбранной проблеме подбираем 2-3 эпизода из текста и комментируем проблему, т.е. иллюстрируем ее этими примерами.
- Поясните значение каждого примера для данной проблемы и укажите смысловую связь между ними.
- Комментарий – это размышление, пояснение, истолкование, анализ данного примера из текста, с точки зрения авторского отношения к нему, авторских эмоций. Зачем автор это изображает, как с помощью этого эпизода раскрывается проблема? Ход мыслей автора.Но это не просто пересказ эпизода!!! Комментаторы на ТВ. Комментарий учителя перед выполнением упр.
- Жанр. Для чего именно этот жанр? (притча, мемуары)
- Композиция (противопоставление эпизодов, кольцевая композиция и т.д)
- Высказывания (автор цитирует чье-то мнение. А почему автор это цитирует?)
- Описание черт человека, природы. С какой целью автор обратил на это внимание.
- Деталь. О чем она говорит?
- Авторская полемика (прямая или скрытая) с кем-то или чем-то. На чьей стороне автор?
- Поступки персонажей. Какие чувства вызывают эти поступки у автора? (одобряет или осуждает?)
- Яркое средство выразительности (метафора, лексический повтор, эпитет, сравнение, ритор. Вопрос)
- Конкретные факты, статистические данные
- Для связи 1 и 2 эпизода можно использовать такой переход: автор не только подробно рассказывает о действиях героя, но и описывает его мысли.
- 1. Прямая речь.
- 2. Косвенная речь
- 3. Вводные слова
- 4. Частичное цитирование
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
- Это ответ на вопрос, который автор ставит в тексте (ответ на проблему). Предполагаемое решение проблемы. Скрытое или явное. Обычно авторская позиция в конце текста. Автор нас к чему-то призывает (побудительные предложения): Читайте классику! Обращайте внимание на такие слова: самое главное, следует, необходимо и т.п. Проанализируйте вводные слова и выражения – и выйдите на авторское отношение. Бесспорно, к счастью, к сожалению и т.д
- Оценочные слова, с эмоциональной окраской, эпитеты (замечательный, удивительный, великолепный, ….отвратительный, ужасный, безобразный)
- Суффиксы : душенька, доченька, черноморденький,
- Сравнения Кирибеевич – упал, словно сосенка.
- Выяви положительного героя и отрицательного, выясни, на чьей стороне автор и почему.
- Иногда можно сначала сформулировать авторскую позицию, а потом проблему.
- Выразить согласие или несогласие.
- Нужно выразить свою позицию. Позиция – это точка зрения. Изложите это в виде тезиса, в виде одного предложения (это не авторская позиция, хотя она будет близка).Как было раньше? Я согласен с т.зр автора. Приведу примеры из текста…
- Не дублировать позицию автора. Перекличка. Процесс труда доставляет удовольствие (автор). Моя позиция: если ты занимаешься любимым делом, ты счастлив.
- Да, действительно внутренняя красота важнее, чем внешняя, так как поступки, поведение человека, его отношение к окружающим людям, к природе – это истинная красота, которая никогда не состарится, это духовное богатство, в отличие от красоты внешней, которая очень быстро исчезает с течением времени.
- Вступление и заключение - это своеобразная рамочка для картины-основной части сочинения. Их можно писать после всего, т.е. обрамлять готовую картину. Вступление и заключение должны перекликаться. Это может быть чье-то высказывание, пословица. Например: «Красоту уносят годы, доброту не унесут».
- Красные строки – каждый аргумент
- Фактич ошибки – инициалы писателя
- Вебинары Глянцевой Т.Н. – приводит 2 аргумента, по-старому
- Anastasia Pesik – по-новому, без произведений.
- В критериях склоняются ко 2 варианту. Нет разбалловки за литературные примеры.