Итоговое сочинение-допуск к ЕГЭ Направление "Доброта и жестокость"
Подписи к слайдам:
- Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
- Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
- Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
- Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
- Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
- Истинная и ложная доброта.
- Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.
- ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА
- Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
- Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
- ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОСТЬ
- Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
- Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.
- Что такое доброта?
- Что такое жестокость?
- Почему люди бывают жестоки друг к другу?
- Чем доброта отличается от милосердия?
- Почему человек должен быть добрым?
- Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
- Может ли доброта принести человеку разочарование?
- Почему доброта и жестокость встречаются вместе?
- Нужно ли сдерживать в себе доброту?
- Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?
- Как человек может воспитывать в себе доброту?
- Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Кого можно назвать жестоким человеком?
- Уместна ли жестокость на войне?
- Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
- Какими качествами обладает добрый человек?
- Можно ли оправдать жестокость?
- Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
- Доброта – это проявление силы или слабости?
- Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
- Может ли доброта причинить вред человеку?
- Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
- Кого можно назвать жестоким?
- В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
- Нужно ли бороться с жестокостью?
- Что может сделать человека добрее?
- «Чучело» В.К. Железников
- «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л. Васильев
- «Станционный смотритель» А.С. Пушкин
- «Бедная Лиза» А.Н. Карамзин
- «Матренин двор» А.И. Солженицын
- «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков
- «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
- «Гарри Поттер и …» (все книги) Дж. Роулинг
- «Похороните меня за плинтусом» П.В. Санаев
- «Властелин колец» (все книги) Дж. Толкин
- «Джейн Эйр» Ш. Бронте
- «Дракула» Б. Стокер
- «Три мушкетера» А. Дюма
- «Приключения Шерлока Холмса» А.К. Дойль
- «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс
- «Грозовой перевал» Э. Бронте
- «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл
- «Собор Парижской богоматери» В. Гюго
- «Американская трагедия» Т. Драйзер
- «Макбет» У. Шекспир
- «Морской волк» Дж. Лондон
- «Зеленая миля» С. Кинг
- «Кентервильское привидение» О. Уайльд
- «Большие надежды» Ч. Диккенс
- «Шагреневая кожа» О. Бальзак
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
- Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.
- Н. В. Гоголь «Шинель»
- В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием. А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек. Получается, доброму и не способному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствие истинных ценностей.
Аргументы (проблемы):
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать.
Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».
Аргументы (проблемы):- М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
- Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Натальей Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
- Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.
- Спасибо
- за внимание!
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Автоматизация звука [р] в словах, предложениях
- Психолого-педагогические особенности проведения контрольных процедур на уроках русского языка
- Презентация "Язык блок - схем"
- Презентация "Учимся определять падежи" 3 класс
- Презентация "Антонимы. Закрепление" 3 класс
- Презентация "Публицистический стиль речи" 10 класс