Классный час "Вечные ценности" 10 класс

Методическая разработка классного часа
о семье и семейных ценностях
в 10 классе
Вечные ценности
Цель занятия: формировать представление о значении и роли семьи в жизни человека и
общества, расширить знания учащихся о семейных ценностях в жизни наших предков,
развивать умение слушать и слышать, умение высказывать свою точку зрения.
Оборудование: фотографии и репродукции, посвященные изображению семьи, родителей
и детей.
Человек только тогда и обретает мир в душе,
если отдает себя
на служение ближним
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте! Я с радостью приветствую вас всех теперь уже в 10 классе, поздравляю
вас с началом учебного года. Надеюсь, он принесет нам всем радость новых побед,
удовольствие новых открытий, тепло общения с друзьями. Желаю вам не уставать и
не лениться на этом трудном пути.
А сегодняшний наш классный час, первый в этом учебном году будет посвящен семье
и семейным ценностям
2. Беседа с учащимися
- Как по-вашему, для чего человеку нужна семья? (Важно выслушать разные точки
зрения учащихся)
- Можно ли назвать счастливым человека, не создавшего семью?
- Какой должна быть семья, чтобы каждый человек в ней чувствовал себя комфортно?
- Когда мы говорим: «моя семья», кого мы включаем в это понятие: только родителей
или бабушек и дедушек, теть и племянников, сестер, братьев, родных и двоюродных,
троюродных…? А вы бы хотели иметь большую семью?
3. Все вопросы, на которые мы отвечали, над которыми задумались, наверное, привели
нас к важному выводу о том, как много значит семья в жизни каждого человека вне
зависимости от возраста, достатка, успешности в карьере. Потому что каждому из нас
так важно, чтобы рядом билось любящее сердце, чтобы мы всегда могли войти в дом,
где нас ждут, где нас понимают, о нас заботятся. С любви двух людей начинается
семья, и возникает она для того, чтобы в этой любви продолжался человеческий род,
рождались, росли и воспитывались этой любовью дети…
Если ребенка сравнить с молодым деревцем, то семья- это та почва, на которой он
растет и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду,
другие- в оранжерее, третьи- на скудной, каменистой почве, четвертые- за высокой
стеной, пятые- на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разными.
Хорошая семья помогает ребенку укорениться в этом мире, защищает от внешних
угроз. Семья для каждого из нас это первый образ мира, который мы затем
проецируем, переносим на внешний мир.
Быть опорой и защитой, вселять уверенность и возвращать спокойствие духа – вот
первое предназначение семьи.
Семья дает нам силы, чтобы жить. В хорошей семье радости и печали - общие. Здесь
умеют радоваться всему: и бабушкиным пирожкам, и красивому закату, и новому
альбому группы, по которой «фанатеет» 14-летний сын. В хорошей семье так же
открыто печалятся и горюют, когда теряют что-то дорогое, любимое. И из всех
радостей и печалей и складывается та сила, которая превращается у взрослого
человека в установку по отношению к самой жизни: «Как хорошо, что я живу! Я хочу
жить эту жизнь, несмотря ни на что!»
Хорошая семья дает не только тепло, но, что гораздо важнее,- уважение, признание
непохожести, уважение личных границ. В хорошей семье, как в хорошем саду, из
клена не пытаются сделать дуб, а васильку не пытаются доказать, что он чертополох.
Если ребенок растет в хорошей семье, и окружающие воспринимают его адекватно, он
и сам учится объективно оценивать себя и свои возможности, свою индивидуальность.
И тогда ему не надо стараться быть кем-то еще, потому что родные и близкие люди и
так любят его и считают достойным человеком.
Семья - это еще и те представления о справедливости, о добре, о смысле жизни, о
Боге, которые человек понесет по жизни.
Вот поэтому, помня о той важной роли, которую играет семья в жизни
подрастающего человека, многие выдающиеся ученые, мыслители с древнейших
времен оставляли потомкам свои заветы, касающиеся отношений родителей и детей,
устройства семьи, дома.
Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира
Мономаха, которые он давал своим сыновьям:
- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
- больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
- жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
- куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
- более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный,
или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Начиная с XIII века брак в России мог быть заключен только в церкви. В православии
семья- это школа любви и школа спасения. Спасения любовью, когда человек, помогая
другому, ведет его к Богу, приводит к спасению и, спасая его, спасается сам. Не
случайно апостол Павел провозглашал семью как «домашнюю церковь». Православие
учит относиться к женщине как продолжательнице рода, матери, это взгляд
возвышенный, вдохновенный. В библейских книгах мы не раз встретим наставления
мужьям относиться с любовью, терпением, сочувствием, пониманием к своим женам:
«Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.
5.25) «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5.33)
Именно женщина, мать в православной традиции воспринимается как хранительница
семьи, ее традиций, уклада. Апостол Петр писал: «Да будет украшением вашим не
внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный
сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…». То есть главное
- красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не
то блестящее внешнее, которому женщина как раз уделяет большее внимание.
В народе, в крестьянской среде замужество вело к длительной разлуке девушки с
родными, на несколько лет, иногда и на всю жизнь. Дочь отдавали в чужую семью, и
конечно, тревога, печаль о её будущем выливалась в грустные песни-плачи,
причитания, которые поют во время сватовства и обручения. Свадебные обряды
весьма разнообразны и многочисленны. Целью их было пожелание достатка в доме,
богатства молодым каким-то магическим, сакральным способом. Думаю, что о
некоторых из этих обрядов вы знаете.
4. Мини-викторина
1. Как вы думаете, от каких слов произошли слова суженый и невеста? (Суженый -
от слова «судьба», судьба посылает жениха; невеста - неизвестная, неведомая. Это
происхождение указывает на старинный обычай, когда девушку жених мог видеть
только после венца, т.к. молодые сочетались браком по воле родителей.
2. Как вы думаете, для чего молодых на свадьбе осыпали зерном? ( осыпали не только
зерном, еще и хмелем и деньгами. Чтобы молодые, жили счастливо, сыто и богато)
3. А что означает обычай обмениваться кольцами? Почему именно кольца? Почему
чаще всего из золота или серебра? (Кольцо знак, вечности и непрерывности,
брачного союза. Золотое кольцо, символизирует солнце, серебряное - подобие
Луны.)
4. Почему в среду и в пятницу не сватаются? (Постные дни. Негоже в постный день о
сватовстве думать, кроме того могли возникнуть проблемы с угощением сватов).
5. Какое время года считалось временем свадеб и почему? (Осень, т.к. окончены
полевые работы)
6. Существовал обычай, по которому молодая жена должна была после свадебного
пира сама разувать мужа, снимать с него сапоги. В чем смысл обряда? (Женщина
показывала, что признает главенство над собою мужа, проявление своей
покорности. При этом у некоторых народов молодая этот мужнин сапог клала себе
в изголовье кровати, по другому обычаю - в одном из сапог она могла найти
монетку, которую забирала себе, а если не отгадывала - другой сапог оказывался с
плёткой, и хотя бы символически муж трижды ударял ее).
7. Вспомните имена литературных героев, которые живут в счастливых семьях или
сами создали счастливую семью.
5. И в заключении нашего разговора мне хотелось бы услышать ваше мнение об
одном коротком рассказе-притче.
Притча - это короткий поучительный рассказ в аллегорической форме, который
содержит моральное или религиозное поучение.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей
и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только
хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто
ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец
снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие
подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А
ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
Пройдёт совсем немного лет, улыбнулся старец, и кто-то подарит им своё сердце.
Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного
аккуратней?..
- На какие мысли навела вас притча? Чему стремился научить нас ее автор?
(Обсуждение)
- Можно ли применить мудрость этой притчи не только к семейным отношениям мужа
и жены, но и к отношениям детей и родителей?
Мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор побудит вас задуматься об
отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаем сами,
своими словами и поступками. Берегите тех, кого вы любите!
Литература
1. Иоанн, Архиепископ Любовь долготерпит/ Иоанн, Архиепископ Белгородский и
Старооскольский, Мария Городова,- М.: Астрель, 2008
2. Круг жизни. Составители Н.В. Будур и И.А.Панкеев.- М.: ОЛМА_ПРЕСС, 1999
3. Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком/ Под ред. А.Г.
Асмолова.- М.: Учебная книга БИС, 2008
4. Интернет-ресурсы «Первое Сентября» «Фестиваль педагогических идей»,
«Социальная сеть работников образования» и др.
Методическая разработка классного
часа
о семье и семейных ценностях
в 10 классе
Вечные ценности