Методическая разработка "Подарок маме на 8 марта"

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«На Ленской»
Методическая разработка
«Конспект занятия
«Подарок маме на 8 марта»
подготовила
педагог дополнительного образования
Орешкина Любовь Олеговна
Санкт-Петербург
2016 год
2
Конспект занятия.
ФИО педагога: Орешкина Любовь Олеговна
Возраст детей 10-15 лет
Продолжительность занятия 90 мин
Название образовательной программы «Студия флористики «ФлорДиз»
Раздел программы «Оформление подарков и сувениров»
Тема занятия: Подарок маме на 8 марта
Цель занятия: Познакомить с приемами создания флористической композиции при
изготовлении подарка маме на 8 марта.
Задачи:
Обучающие – познакомить с правилами построения композиции, обеспечить
знакомство с декоративными элементами и с многообразием растительного
материала, используемого для создания произведений декоративно-прикладного
искусства;
формировать у обучающихся умения и навыки работы с природными материалами
при создании творческих работ.
Развивающие – развивать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к окружающей природе,
воспитать у детей умение работать в коллективе, художественный вкус.
Методы и приемы:
объяснительно-иллюстративный (беседа, показ готовых образцов, показ
технологии изготовления сувенира),
репродуктивный (практическая работа после объяснения),
частично-поисковый (творческое задание на подбор деталей, материалов,
декоративных элементов для создания флористической композиции с помощью
различных приемов её построения).
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся понимают и воспринимают правила построения композиции.
Учащиеся понимают понятие весеннего праздника 8 марта, назначение
флористической композиции в качестве подарка.
Метапредметные:
Развитие умения работать с информацией, анализировать её, применять
практически.
Развитие умения высказывать собственное мнение, выражать свое художественное
видение в творческой работе.
Развитие применения правил построения композиции при изготовлении
флористической творческой работы.
Личностные:
Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
Осознание красоты в природе и в искусстве.
Дидактический материал: образец флористической композиции в кашпо, компьютерная
презентация «Композиция».
Ожидаемый результат: создание подарка для мамы на 8 марта.
3
План проведения занятия
Содержание:
Подготовительная часть. Инструктаж по охране труда с колющими, режущими
инструментами. Знакомство обучающихся с раздаточным материалом и инструментами,
необходимыми для выполнения работы.
Основная часть.
Первый этап. Объяснение нового материала, показ презентации «Композиция».
Понятие о формальных признаках, форме, флористических стилях и приемах создания
композиции. Закрепление материала.
Второй этап. Исполнение творческой работы.
Заключительная часть.
Обсуждение работ. Итоговая рефлексия.
Подготовительная часть.
Педагог: Ребята, здравствуйте! Перед вами лежит материал для творческой работы и
инструменты. Сегодня предстоит работать с режущими и колющими предметами.
Напоминаю, что с инструментами надо обращаться предельно осторожно. Острые концы
держать дальше и направлять их в противоположную сторону от тела. Режущие предметы
использовать на расстоянии 1,5-2 см от пальцев.
Сегодня мы сделаем «Подарок для мамы на 8 марта». И в качестве подарка
предстоит сотворить такую цветочную композицию (педагог показывает образец). Но,
прежде чем начнете ее делать, прослушайте презентацию о композиции и правилах ее
построения.
Композиция в переводе с латинского означает со-расположение, иначе
упорядоченное соединение элементов. В природе с одной стороны господствует хаос, с
другой – строгий порядок. Искусство, по сути, приведение в порядок бесформенной
формы. Слайд 1.
Формальные признаки композиции:
-целостность
-подчиненность второстепенного главному – наличие доминанты
-уравновешенность Слайд 2.
1-целостность это если изображение целиком охватывается взглядом, не
распадаясь на отдельные части. Целостность – внутреннее единство композиции.
Ее не надо понимать, как некий монолит, между элементами могут быть пробелы,
промежутки.
2 подчиненность В композиции должны быть главный и второстепенные
элементы. Главный элемент – это смысловой центр композиции, он необязательно
является геометрическим центром композиции, он может располагаться и на
ближнем, и на дальнем плане, и в центре, и на периферии. Но ему подчинены все
остальные элементы.
3 уравновешенность (статическая и динамическая). Уравновешенность – основа
гармонии в произведении. Уравновешенность по определению связана с
симметрией, но симметричная композиция имеет это качество изначально, но там,
где нет оси или центра симметрии, там все строится на основе художественной
интуиции. Уравновесить композицию может и одна единственная точка, но в каком
месте и какой цветовой интенсивности она должна быть указать нельзя, это
приходит с опытом.
4
Различных типов и форм композиций много. Но сегодня мы остановимся на
композиции, которая имеет как вы думаете какую форму? Слайд 3.
Учащиеся: Объемную.
А как же нам расположить цветочки да прутики? Как грамотно построить
композицию? Для этого нам даются правила-подсказки - приемы построения
композиции. Конечно, терминами и линейкой мы не создадим прекрасное произведение.
Лишь опираясь на правила, как на подсказку, на опыт, интуицию мы добиваемся нужного
результата.
Приемы построения композиции. Слайд 4.
Группировка - сосредоточение элементов в одном месте и последовательное
рассредоточение в другом, это придает динамичности нашей работе. Группировать можно
пятна, линии, точки, пробелы, цвета, текстуру и фактуру. Слайд 5.
Масштаб и пропорция . Соотношение элементов регулируется пропорцией.
Широко известна гармоническая пропорция – золотое сечение, это такое соотношение
между элементами, когда большая часть относится к меньшей, как целое к большей части.
Термин "золотого сечения" ввел в обиход Леонардо да Винчи, но сам секрет был известен
еще в далекой древности. Распространенная универсальная схема «золотого сечения»,
основанная на трех прямоугольных треугольниках, пропорционально уменьшенных
относительно друг друга. Слайд 6.
Ритм и метр. Ритм – это чередование элементов, а равномерное их чередование
называется метр. Слайд 7.
Контраст и нюанс. Контраст – близкий родственник ритма, только здесь идет
чередование по цвету, площади, форме. Контраст придает композиции выразительную
мощь, выделяет главные элементы. А нюанс – успокоенный контраст. Слайд 8.
Цвет. Три стандартные характеристики цвета тон (собственно цвет), насыщенность
и светлота тесно связаны с яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет,
играет роль контраста.
Часто с помощью цвета можно достичь эффекта глубины, насыщенные теплые тона
приближают, холодные малонасыщенные удаляют. Слайд 9.
Фактура и текстура. Фактура – это характер поверхности (гладкая, шершавая,
рельефная). Текстура – видимый ее рисунок. Слайд 10.
Ассоциативность. Ассоциация – психологическая связь представлений о различных
предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом. Фактически каждый предмет
вызывает какую-то ассоциацию: эскимос – снег, карнавал – маски и т.д. И в наших
работах мы можем пользоваться ассоциациями, строя композицию.
С чем ассоциируются тюльпаны?
Учащиеся: С весной.
Педагог: Графичные ветки?
Учащиеся: С зимой.
Педагог: Плоды?
Учащиеся: С осенью.
Педагог: Стекло, ракушки и камни со стихией воды. Ассоциативность помогает
достичь художественной выразительности замысла. Слайд 11.
Композиционные оси. Вертикальная придает композиции торжественность,
устремленность духа, горизонтальная – неспешное движение, стабильность, покой.
Диагональная наиболее динамична, подчеркивает развитие. Слайд12.
Стилизация – совокупность признаков, характеризующих искусство определённого
времени, направления, назначения или индивидуальную манеру исполнения. Стилизуя,
художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности,
находит ритмическую основу изображения. Уместность. Слайд13.
Принято выделять четыре стиля флористики при составлении объемной
композиции: вегетативный, декоративный, форма-линейный и параллельный.
5
Вегетативный стиль предполагает аранжировки, выполненные из цветов и зелени,
подобранных с учетом их особенностей, среды обитания, формы роста. Такие композиции
выглядят очень гармонично, естественно, кажется, что именно так цветы и росли в
природе. Слайд14.
Декоративный стиль направлен на создание из большого количества различных
цветов, единой композиции, которая будет смотреться как целое, вобрав в себя
индивидуальность компонентов и явив миру нечто новое, необычное. Слайд15.
Форма-линейный стиль лаконичный, для создания композиций используется
минимум материала, чтобы показать красоту каждого цветка. Либо из растений создается
какая-либо форма (куб, шар и пр.) Слайд13.
Параллельный стиль предполагает создание композиций из цветов и трав,
расположенных рядами (горизонтально или вертикально). Каждый из рядов составляется
из растений определенного вида и цвета. Композиции, выполненные в параллельном
стиле, очень эффектно выглядят в высоких декоративных вазонах. Слайд16.
А сейчас, ребята, посмотрите, на столе лежат фотографии ваших, выполненных
недавно, работ, каждый находит свою и берет себе. Затем я попрошу выйти к доске,
называя конкретный раздел, и зафиксировать магнитом те работы, которые подходят под
определение. На доске написаны название формы, стилей и приемов построения
композиции:
Диагональная,
Горизонтальная,
Декоративный стиль,
Вегетативный стиль,
Ассоциативная,
Группировка,
Объемная композиция.
Учащиеся выходят к доске и оставляют на ней фото своей работы под определением
и садятся на место.
Педагог: Ребята, в какой период года приходится праздник 8 марта?
Учащиеся: Весна.
Педагог: Какую ассоциацию вызывают сочетание голых веток и весенних цветов?
Учащиеся: Раннюю весну, праздник 8 марта.
Педагог: Правильно. Значит, мы соблюдаем прием ассоциативной передачи.
Еще одно задание вам, ребята, подбирая материал (искусственные цветы) для
своей композиции, найдите решение, дающее более выразительный контраст по цвету в
вашей творческой работе.
Основная часть.
Первый этап.
Педагог: Еще раз напоминаю насколько осторожными необходимо быть с
колющими и режущими предметами. Начинаем с того, что заполняем кашпо сухим
оазисом. Затем готовим шпильки из флористической проволоки длиной 10 см, перегибая
посередине. Закрываем оазис мхом, так чтобы его не было видно, и закрепляем его
шпильками (педагог показывает на образце).
Вставляем прутья (ветки) в оазис ближе к середине поверхности кашпо. За тем
композиционно распределяем, вставляя искусственные растения, в оазис (педагог
показывает на образце).
Учащиеся выполняют творческую работу.
Педагог: Наши цветочные композиции готовы.
6
Второй этап.
Но мы еще больше хотим подчеркнуть выразительность нашего подарка. Для этого
создаем мини - открытки с поздравлениями и пожеланиями для мамы. На вырезанных из
цветной бумаги квадратах размером 3х3 см (5-7 штук) и подходящих по цвету к нашей
композиции, пишем поздравление, а затем сворачиваем в разнообразные формы
(сердечко, книжка, гармошка и т.п.). Посмотрите как я это делаю.
С помощью дырокола делаем отверстие и продеваем через него тонкую ленту.
Чтобы не нарушить композицию, а лишь дополнить ее декоративным элементом
(открытками), располагаем наши мини-открытки на верхнюю часть прутьев или веток.
Подарок для мамы готов!
Цветочная композиция не только создаст праздничное настроение 8 марта, но и
длительное любование ею в интерьере дома.
Заключительная часть.
Педагог:
Ребята, расскажите о своей работе, понравилось ли вам то, что вы сотворили
сегодня?
Что нового вы узнали на занятии?
Что означает слово композиция?
Зачем нужно знать правила построения композиции?
Укажите, аргументируя, какие контрастные решения вы нашли при построении
композиции, проанализируйте на сколько вам это удалось?
Учащиеся отвечают на вопросы, размышляют о выполнении поставленной задачи.
Подготовительная часть.5 мин
Основная часть.
Первый этап. Презентация композиции 25 мин.
Закрепление материала, выход к доске 15 мин.
Второй этап. Изготовление творческой работы 30 мин.
Заключительная часть.
Обсуждение работ. Итоговая рефлексия 15 мин.
Использованные ресурсы:
1. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. -М.: Изд-во: Олма-Пресс, 2001.
2. http://royallib.com/read/golubeva_olga/osnovi_kompozitsii_uchebnoe_posobie.html#0
Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2016.
3. http://hudozhnikam.ru/osnovi_risunka/8.html
7