Подвижные игры для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей 5-6 лет
1. «Заря-заряница»
Возраст: 5-6 лет.
Игроки стоят по кругу, «Заря-заряница» в центре. Она закрывает глаза и
говорит: «День!», игроки начинают хаотично бегать по залу. «Ночь!», все
замирают на месте. Тот, кто оказался напротив «Зари-заряницы» берёт её за
руки и ведёт к кому хочет, тот к следующему и т.д. до тех пор, пока звучит
песня:
Заря-заряница, красная девица
По саду гуляла, друга потеряла.
Сад три раза обошла,
Тут дружочка и нашла.
Когда песня заканчивается, «Заря-заряница» начинает ощупывать голову
и плечи того, в чьих руках она оказалась, стараясь угадать, кто это.
2. «Голодный дракон»
Возраст: 5-6 лет.
Дети встают по всему залу, кто, где хочет. Между ними гуляет
«голодный дракон» и приговаривает:
Я очень голодный дракон.
Я проглотил… (дети сочиняют небылицы, что же он проглотил)
И все равно я очень голодный.
Неожиданно со словами: «И тогда я съел тебя!», хватает одного из
игроков.
Теперь все разбегаются, а дракон и его жертва вдвоём ловят кого-либо.
Потом втроём. Когда их становится четверо, они делятся на двух драконов. И
так пока всех не переловят. Кто остался последним – новый «дракон».
3. «Баба-Яга и гуси-лебеди»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мел, платок.
Мелом чертится круг. В центр круга становится выбранная «Баба-Яга»,
возле неё кладётся платок, завязанный как кукла – это «Ваня». «Баба-Яга»
его охраняет. Игроки – «гуси-лебеди» стараются забрать «Ваню». Кого
«Баба-Яга» задела, тот «сварился» - вышел из игры. Тот, кому удалось
забрать «Ваню», сам становится «Бабой-Ягой».
4. «Змеиный хвостик»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: стулья.
Игроки сидят на стульчиках в кругу. Водящий («змеиный хвостик»)
выходит в круг и командует: «Вправо!» или «Влево!» (по своему
усмотрению). И все игроки должны быстро пересесть в нужную сторону на
один стульчик. «Частички змеи» занимают места в строгой
последовательности. А водящий в это время старается занять любой
свободный стул, Тот, кто остаётся без места, становится новым
«хвостиком».
5. «Робин-бобин-барабек»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: стул.
Водящий сидит на стульчике посреди зала, он «спит». Все игроки
бегают, подпрыгивают и, хлопая в ладоши, друг с другом рассказывают
стихотворение (английский фольклор, в переводе Чуковского):
Робин-бобин-барабек
Скушал сорок человек
И корову, и быка,
И живого мясника...
Водящий в любой момент может сказать: «Стоп!», все должны замереть
на месте. Водящий начинает ходить между игроками, и если где-то он не
может пройти (мало места, тесно стоят), то забирает игроков с собой (он их
«съел»).
Второй раз водящий идёт, руки на поясе – он «потолстел». Снова
забирает тех, между кем не может пройти. Третий раз руки в стороны
«совсем толстый».
6. «Меткий мяч»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мяч.
Водящий с мячом стоит на месте. Все бегают вокруг. Водящий говорит:
«Стоп!», все замирают. Он называет любое имя. Тот, чьё имя назвали, делает
руки перед собой «кольцом», а водящий старается в это кольцо попасть.
Если водящий попал, то игрок выбывает. Не попал: игрок становится
водящим.
7. «Осада крепости»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мяч, кубики.
Игроки делятся поровну и встают в две линии, лицом друг к другу.
Расстояние между линиями 7 шагов. Перед каждым игроком построена
башенка (из кубиков). На всех играющих один мячик. Первый игрок первой
команды кидает мяч в любую башню второй команды. Далее ход переходит к
первому игроку второй команды. Затем ко второму игроку первой команды,
потом ко второму игроку второй команды и т.д. Побеждает команда, которая
вперёд сбила все башенки другой команды. Затем команды меняются
местами.
8. «Дударь»
Возраст: 5-6 лет.
Ведущий «Дударь» – стоит в центре. Остальные идут по кругу и поют:
Дударь, дударь, дударище,
Дударь, старый старичище,
Его во колоду,
Его во сырую…
Спрашивают хором: «Дударь, дударь, что болит?»
Дударь отвечает – называет какую-нибудь часть тела (Уши, голова,
пятки, коленки и т.д.). Игра повторяется, все идут по кругу, поют, держась за
«Больное место».
9. «Мячик кверху»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мяч.
Играющие становятся в круг. Водящий подбрасывает мяч со словами:
«Мячик кверху». Играющие в это время стараются отбежать как можно
дальше от центра круга. Водящий ловит мяч (можно с одного отскока от
земли) и кричит: «Стой!». Все останавливаются, а водящий, не сходя с места,
бросает мяч в одного из игроков. Если промахнется, то продолжает водить,
если попадет – тот водит.
Игроки не должны прятаться за предметы. Тот, кто продолжал двигаться
после слова «Стой!», делает три шага в сторону водящего.
10. «Гуси-гуси»
Возраст: 5-6 лет.
Все игроки становятся у одной условной линии (например, стены).
Выбирается ведущий. Он говорит:
- Гуси-гуси.
Команда отвечает:
- Га-га-га.
Водящий:
- Есть хотите?
Команда:
- Да-Да-Да.
Водящий:
- Ну, летите!
Команда:
- Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.
Водящий:
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
После этого вся команда перебегает за вторую условную линию (или к
другой стене беседки). Водящий пытается поймать (не засалить, а именно
схватить и удержать) какого-нибудь игрока или даже двух. Тот, кого
поймали, присоединяется к водящему, и все повторяется сначала, но ловят
уже два игрока остальных. Игра продолжается до тех пор, пока не
пойманным не останется один «гусь» - этот игрок и считается выигравшим.
11. «Салки (латки) обычные»
Возраст: 5-6 лет.
По считалке, как обычно, выбирается водящий («салка»). Условно
устанавливается площадка, на которой играют (например, нельзя выбегать
за пределы школьного двора или огороженной детской площадки). Все
разбегаются по площадке, водящий объявляет: «Я – салка!» и начинает
догонять всех игроков. Кого догонит и «осалит» (дотронется), тот
становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять
игроков. Продолжаем до бесконечности.
12. «Салки с домиком»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мел.
Для тех, кто убегает, чертится «дом» (круг – мелом на асфальте, либо
палкой на земле). Игроки могут периодически отдыхать в «домике», салить
их в это время нельзя, однако оставаться в домике долго – нельзя.
13. «Салки «выше ноги от земли» («ножки на весу»)»
Возраст: 5-6 лет.
Убегающий имеет право в любой момент залезть на какой-нибудь
предмет или просто сесть-лечь, подняв ноги от земли. При этом он кричит:
«Выше ноги от земли» (вариант – «ножки на весу»), и засалить его
невозможно. Условие про недолгое пребывание в «спасительном
положении» остается прежним.
14. «Салки-пересекалки»
Возраст: 5-6 лет.
Убегающие могут выручать игрока, за которым гонится салка, перебегая
ему дорогу. Когда кто-то перебежал дорогу салке, он обязан гнаться за новой
«жертвой», тут присоединяется и перебегает ему дорогу второй – и так до
бесконечности. В конце концов, как правило, «попадается» тот, кто
попытался перебежать дорогу слишком близко к водящему.
15. «Салки чай-чай, выручай»
Возраст: 5-6 лет.
Когда игрока засалили, он останавливается, расставляет руки в стороны
и кричит: «Чай-чай, выручай». Другой игрок может подбежать к нему,
дотронуться рукой и таким образом «выручить». Водящий, как правило, в это
время не отходит далеко от первой «жертвы» в надежде поймать вторую и
треть. Когда «засаленными» становятся все игроки, роль водящего переходит
к первому пойманному (если вспомнится, кто будет первым).
16. «Цепи»
Возраст: 5-6 лет.
Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за
руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров).
Одна команда кричит хором:
«Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»
Команда напротив спрашивает:
«Кто из нас?»
«Закованные» называют имя игрока из команды противников.
Выбранный пытался с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать
«правильное место», которое кажется «слабым звеном»). Если удается
разорвать цепь – игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой
одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет – игрок становится в
команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.
17. «Тише едешь, дальше будешь»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мел.
Выбирается один водящий (как обычно, считалочкой).
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 50
метров (тут уж – насколько позволяет двор или свободное пространство).
Все игроки становятся с одной стороны «дороги», водящий – с другой
стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: «Тише
едешь, дальше будешь. Стоп».
Фразу можно произносить как угодно – намеренно затягивая слова, всё
предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро
заканчивать ее – в общем, привносить элемент неожиданности в игру. В это
время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу,
на слове «стоп» замирают. После слова «стоп» водящий оборачивается. Если
он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или
остановиться из-за скорости разгона) – тот выбывает из игры. Побеждает тот,
кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего – он занимает его
место, и игра начинается сначала.
18. «Светофор»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мел.
На площадке отчерчиваются две линии на расстоянии нескольких
метров одна от другой. Это – дорога. Все игроки, кроме «светофора»,
выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге».
Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок
может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он
берется за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же ничего
подходящего не находится, ему остается только быстро перебежать на
другую сторону (не выбегая за пределы «дороги»). А «светофор» должен
ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится
«светофором».
19. «Цветные стеночки»
Возраст: 5-6 лет.
Это игра идеальна для школьных коридоров. Все правила остаются
прежними, просто в качестве игрового поля используется часть коридора.
Все становятся спиной к одной стене, «светофор» посреди коридора.
«Светофор» загадывает цвет. Те, у кого он есть – касаются пальцем той части
одежды, где он присутствует, и проходят спокойно к противоположной
стене. Те, у кого нет – перебегают, стараясь остаться незалатанными. Тот,
кого залатали – становится «светофором».
20. «Музыкальный (песенный) светофор»
Возраст: 5-6 лет.
Эта игра больше на сообразительность. Поле для игры остается
прежним, игроки и «светофор» стоят на тех же местах. Разница в том, что
теперь водящий загадывает не цвет, а букву. Задача игрока: вспомнить и
пропеть строчки из песни, которые начинаются на загаданную букву.
Естественно, начинаться на букву должен куплет, либо припев, просто
строчку из песни петь было нельзя. И точно так же – игрок, который не смог
вспомнить песню, должен был перебежать на другую сторону и не попасться
«светофору».
21. «Штандер – стоп!»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мяч.
Для игры нужно не меньше 4 игроков и мяч.
Выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга,
который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет
имя любого игрока (например, «Штандер – Паша»). Тот, чье имя назвали,
должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно
дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: «Штандер – стоп!»
Все замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет
дотронуться мячом.
Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему
понадобится для того чтобы достать до игрока.
Шаги были такие:
- гигантские – шаг на весь размах ноги,
- человеческие – обычные шаги,
- лилипутские – когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком
другой,
- муравьиные – на носочках делают маленькие шажки (один шажок
сразу перед другим),
- зонтики – кружок вокруг себя на одной ноге,
- утиные – шаги вприсядку,
- лягушка – прыжок,
- верблюжьи – нужно было шагать туда, куда доплюнул.
Интересно, конечно, было назвать кучу «развлекательных» шажков,
чтоб было веселее. Например, говорилось: «До Кати 7 гигантских, три
зонтика, два лилипутских...» После того, как названы все шаги, игрок с
мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока.
Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч
вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.
22. «Горелки»
Возраст: 5-6 лет.
Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на
расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат
приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова
соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен
поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий
становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.
Другой из этой пары становится водящим.
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
23. «Весёлые ребята»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мел.
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку –
несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на
одной стороне площадки и хором произносят:
Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!
После слова «лови!», все перебегают на противоположную сторону
площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот
переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего.
Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном
направлении.
После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают
нового водящего и игра продолжается.
24. «Космонавты»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: мел.
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по
«ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее
начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это
место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников.
Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.
25. «Совушка»
Возраст: 5-6 лет.
Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от
площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» -
в гнезде.
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!», дети начинают
бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д.
По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!»,
играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал.
«Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она
берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть
двух или даже трёх игроков.
Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь
начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту, её сменяют новые водящие из
числа тех, которые ни разу ей не попались.
Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же
игроком, а пойманному вырываться.
26. «Найди своё место»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: карточки с различными фигурами, геометрические
фигуры, стулья.
Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с
различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего
стула.
Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации
животных и т.д.
27. «Летает - не летает»
Возраст: 5-6 лет.
Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась.
Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что
названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может
плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети
останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.
28. «Западня»
Возраст: 5-6 лет.
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки,
движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу
руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге
поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под
воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт
следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз.
Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню.
Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки.
После этого игра повторяется.
29. «Стоп»
Возраст: 5-6 лет.
На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На
другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо
руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» Пока водящий
произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее
приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!», они должны остановиться и
замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-
либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы
небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После
этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же
слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся
приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться.
После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и
старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.
30. «Карась и щука»
Возраст: 5-6 лет.
На одной стороне площадки находятся «караси», на середине – «щука».
По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их.
Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и, встав поперёк
площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую
сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и
подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют
«корзины» - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может
быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников.
«Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».
Когда пойманных «карасей» станет больше, чем не пойманных, играющие
образуют коридор из пойманных «карасей», через который пробегают не
пойманные. «Щука», находящаяся у выхода ловит их. Победителем
считается тот, кто остался последним. Ему и вручают роль новой «щуки».
31. «Змейка»
Возраст: 5-6 лет.
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!
Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут
руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за
педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т.д.),
которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.
32. «Хороводная игра «Зайка»
Возраст: 5-6 лет.
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный
зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик
берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в
ладоши. Потом выбирается другой зайка.
33. «Хороводная игра «Огуречик»
Возраст: 5-6 лет.
Педагог выбирает «Огуречика», который садится в центр круга. Дети
вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
«Огуречик» танцует, дети хлопают в ладоши. После танца «Огуречик»
выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
34. «Курица и цыплята»
Возраст: 5-6 лет.
Оборудование: стулья по количеству детей.
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты
расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу
участников игры. Выбирается водящий – «кошка». Педагог выступает в роли
мамы – «курицы». Остальные участники – её дети – «цыплятки».
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они
идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на
отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой
стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями.
Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
35. «На одной ножке по дорожке»
Возраст: 5-6 лет.
Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины
площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на
левой ноге.
36. «Ловишки на одной ноге»
Возраст: 5-6 лет.
Выбирают ловишку. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три! Лови!»,
дети разбегаются по площадке. Ловишки их ловят, дотрагиваясь рукой.
Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется 3-4 раза. Нельзя ловить
того, кто успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено.
Когда будет поймано 3-4 ребёнка, выбирается новый ловишка.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Сценарий осеннего утренника в старшей-подготовительной группе
- Сценарий осеннего праздника во второй младшей группе "Волшебница осень"
- Презентация "Профессии" для дошкольников
- Логопедические разминки для дошкольников
- Сценарий праздника для детей средних, старших и подготовительных группах на 1 сентября - День Знаний
- Проект "Бережливый детский сад"