Конспект урока "Выдающиеся личности Донбасса" 7 класс

Тема материнской любви в русской литературе.
«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила
его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого
достоинства». (В.Г.Белинский.)
Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что
в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится,
мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе
отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ
матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними
общими чертами. Их мы и рассмотрим.
Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери это комедия
Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание
нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор
отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души
не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта
забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика
Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и
трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и
видит утешение». Сын для нее все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что
дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты
образа матери в русской литературе это безотчетная любовь к своему ребенку и не за
личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.
В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде.
Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к
Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков
ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет
популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои
люди сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о
любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве,
поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.
В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в
момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние
матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой
разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли
по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье.
Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно
описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после
долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их
изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их
видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за
каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно
плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений
мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его
переносит.
В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по
складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся,
не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг,
«это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно
деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но
духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как
же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в
воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь
важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца
взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына,
мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего
сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы
получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.
Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского
«Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия
Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына,
пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее
любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она
выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она
не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион -
прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в
сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она
не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим
сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы
оправдать сына.
Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки»
Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему
взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит,
не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с
грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен
матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался
застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал.
Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку
тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.
На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать
вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка,
забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который
привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если
этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.