Классный час "Вежливость на все времена"

Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия, понятия о
тактичности, воспитанности человека, выявить правильные и ошибочные
представления о доброте и добрых делах. С помощью восточных историй
закрепить сознание учащихся нравственных ценностей, моральных устоев и
правил поведения в обществе.
Нравственное отношение к человеку вот стержень, мерило и
критерий истинной воспитанности. В коренных обычаях, традициях
бурятского народа законы гостеприимства, уважения к старшим,
требования скромности в манерах. Разумеется, не все нравственные
характеристики личности имеют прямой и непосредственный выход в
культуру поведения и не все правила поведения можно однозначно выводить
из норм морали (согласитесь, что никакая, даже самая высокая
нравственность не допускает как правильно и красиво есть зеленый
горошек). Тем не менее, существует целый ряд таких моральных черт,
качеств и чувств, которые составляют этическую основу воспитанности.
Доброе отношение к людям рождает чуткость и бережность. Не случайно
многие правила культурного поведения начинаются с частицы «не».
Воспитанный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть,
унизить другого. Он не говорит на иностранном языке в присутствии людей,
которые его не понимают, не рассматривает беззастенчиво окружающих,
особенно людей с физическими недостатками, не злословят по поводу
хозяйки и неудачного салата, выйдя из гостеприимного дома.
Тактичность это непременное условие и обязательный признак
воспитанности. Уважение к людям, бережное отношение к ним связано и с
такой чертой личности, как терпимость. Чужие вкусы, правила, обычаи,
привычки никогда не должны отвергаться, высмеиваться, осуждаться, лишь
потому, что они чужие и нам не нравятся. В жизни часто приходится
сталкиваться с людьми, которые, не уважая вкусы окружающих, пытаются
навязать им свои собственные. Например, как фразы: «Как вы можете носить
это зеленое платье? Я бы никогда такое не одела» «Не заказывайте поджарку
на второе, там же сплошной жир. Просто не понимаю, как это можно есть»
«Как вы едете отдыхать на юг? Но это ужасно! Отдыхать надо на Рижском
взморье, мы едем только туда». Такие суждения всегда свидетельствуют о
дурном воспитании и отсутствии одного из самых существенных качеств,
влияющего на культуру поведения скромности. Требованиями скромности
продиктованы все правила этикета, которые предписывают человеку
поменьше говорить о себе, не утомлять окружающих своей персоной, не
демонстрировать свои достоинства или щеголять своей ученостью и
выставлять ее напоказ – это нескромно и неприлично. И как бы ни был
длинен перечень подобных правил, в основе их мы всегда увидим четко
предъявленное к человеку требование не переоценивать собственную
значимость и не афишировать свою особу, уметь сдерживать и ограничивать
себя.
Воспитанный человек не попытается обойти очередь, не возьмет с
блюда лучший кусок, не будет добиваться любой ценой победы в
незначительном споре. И это, благодаря привычке постоянно помнить о
других, даже в мелочах.
Этикет почти никогда не требует «делай только так, а не иначе».
Однако поведение человека нашего общества должно быть не только
разумным и правильным, но и красивым. «В человеке всё должно быть
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- так сказал когда-то великий классик, А.П. Чехов.
Есть такая восточная притча:
В жаркий летний день шел по дороге человек, навстречу ему один за
другим, покрытые пылью и потом, рабочие катили тачки с тяжелым песком и
камнями.
Что ты делаешь, добрый человек? – спросил путник у одного из них.
Разве не видишь? – отвечал тот хмуро, - тащу проклятую тачку.
А другой остановился, вытер пот со лба и объяснил терпеливо: «Я
зарабатываю на хлеб своей жене и детям».
Когда же в третий раз задал путник свой вопрос, молодой каменщик
протянул руку вперед туда, где над верхушками деревьев поднималась
опутанное лесами величественное и прекрасное здание. Он ответил: «Я
строю этот белоснежный собор» - с гордостью сказал он.
Мудрая притча. Красота – сестра добра, нравственности. Не только
разумность, не только нравственность, но и красота все чаще становится в
нашем обществе критерием ценности человеческих действий. И мы говорим:
эстетика поступка, эстетика быта, эстетика поведения.
Воспитанность это как раз то качество личности, в котором
взаимодействие этического и эстетического выражается наиболее ярко.
Хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено
приветливостью, подтянутостью, корректностью и сердечностью.
Встречались ли вам в жизни мелочные люди? Это они проводят черту
по середине парты, и во время генеральной уборки осторожно трут свою
половину, опасаясь вымыть хотя бы сантиметр соседкой территории. В
столовой убирают только свою грязную тарелку и никогда не прихватят
вашу, потому что это несовместимо с воспитанностью. Изящные манеры,
грация, мягкость и утонченность сами по себе свидетельствуют о стремлении
быть приятным людям и, следовательно, об уважении к ним. Так из области
этики, мы закономерно попадаем в область нравственности.