Родительское собрание "Воспитание суворовцев"

Е.А. Гавриловчук, преподаватель
спецкурса «Этика и эстетика»
С.И. Александров, майор, начальник ГОУ «ТСВУ»,
преподаватель спецкурса «Основы военного дела»
ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище»
Молдова, Приднестровье
г. Тирасполь,
Родительское собрание
на тему «Воспитание суворовцев»
Цели:
- познакомиться с родителями;
- просветительская работа;
- консультирование по вопросам эстетического воспитания подростков в стенах
училища и дома;
- определить уровень эстетического воспитание обучающихся (суворовцев) дома.
С.И. Александров майор, начальник ГОУ «ТСВУ»:
Добрый день уважаемые родители.
В рамках сегодняшнего родительского собрания, мы бы хотели ознакомить
Вас с вопросом воспитания воспитанников суворовского училища, в том числе -
эстетического воспитания Ваших детей в стенах ГОУ«ТСВУ».
Ваши дети, вчерашние школьники организаций образования, на конкурсной
основе прошли жесткий отбор, и поступили в суворовское училище. Вы должны
понимать, что в стенах военного училища, имеются свои особенности воспитания
подрастающего поколения.
Приднестровское общество, государственные образовательные стандарты
ПМР, сориентированные на ФГОС, требуют новых подходов к процессу
воспитания подрастающего поколения. Современное общество на сегодня,
выстраивает новую шкалу ценностей, в основе которой остаются высокие
морально-нравственные принципы. Общество заинтересовано в ценностном
отношении к личности, развитии человеческой индивидуальности. В процессе
воспитания важным представляется вопрос о взаимодействии личности и
общества. Актуальными, на сегодня остаются вопросы моральных норм и
нравственных отношений. Подростки, должны понимать необходимость
нравственных норм, а главное – следовать нормам морали.
Подрастающее поколение должно уметь реалистически оценивать
жизненную ситуацию, следовать нормам поведения, и уметь нести
ответственность за последствия своих поступков. Моральные требования, являясь
своеобразным регулятором поведения человека в семье и в общественных местах,
в труде и в быту, в науке и в других сферах, находят свое выражение в обычаях,
традициях, моральных образцах и ориентирах.
Государство придает большое значение военно-патриотическому
воспитанию молодежи. При этом патриотическое воспитание является ведущим,
наполняя конкретным смыслом и содержанием воинское воспитание.
Организуя работу по военно-патриотическому воспитанию суворовцев, мы
не можем не учитывать гражданские ценности современной приднестровской
молодежи.
Приведем пример Российской Федерации. По исследованиям авторитетных,
заслуживающих доверие социологических служб, для молодежи школьного и
студенческого возраста характерен имитационный характер гражданской
активности. Всего 15-20% молодежи разделяет ценности политической власти и
готовы поддерживать политические институты. До 35% молодежи декларирует
поддержку власти, но не разделяет ее ценности. Социологи делают выводы, что
молодежь не видит тех целей, на которые должна быть направлена ее
общественная активность. Она не ориентируется в новейшей историко-
культурной динамике и не видит своей роли в этом процессе [2]. Подчеркнем, что
патриотическое воспитание молодежи определено Президентом ПМР в качестве
приоритетной задачи государства и приднестровского общества.
Государственный образовательный стандарт организаций общего
образования ПМР (ГОС ООО ПМР) направлен на формирование
приднестровской гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие,
формирование у школьников готовности к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированности ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные
компетенции, правосознание. Данные положения диктуют нам характер
построения работы по военно-патриотическому воспитанию суворовцев и ее
содержание:
- формирование у воспитанников ценностной, национальной
самоидентификации;
- воспитание государственнической патриотической социализации,
понимание того, что их судьба, будущая карьера особым образом связана с
интересами развития Отечества,
- выработка устойчивых нравственных позиций,
- привитие уважения к правовым нормам жизни общества и государства;
- военная составляющая, пронизывающая весь учебно-воспитательный
процесс и организацию быта суворовцев.
Эти задачи решаются известными формами и методами работы.
В нашем училище они объединены в систему, объединяющую отдельные
направления воспитания и деятельной активности суворовцев. Так, например, в
интересах ценностной, национальной самоидентификации, особое значение
придается потенциалу общеобразовательных дисциплин, воспитывающего
патриотические чувства. Особенно по дисциплинам гуманитарного цикла:
истории, обществознания, основы этики и эстетики, основы духовно-
нравственной культуры, основные религии. Любовь к военной профессии, к
военному образу мышления и жизни, к воинским ритуалам, как часть военно-
патриотического воспитания, формируется в повседневной жизни в училище,
которая с учётом психофизиологических и возрастных особенностей
воспитанников приближена к жизни курсантов, на примере военных вузов РФ.
Уставной порядок училища, условия размещения суворовцев,
распределение времени (распорядок дня), организация внутренней службы и
службы наряда, соблюдение правил ношения формы одежды, выполнение
воинских ритуалов, строевая подготовка, субординация - все элементы
училищной инфраструктуры превращены в постоянно действующее учебное
место, в котором формируются умения и навыки военной служебной
профессиональной деятельности.
Неоценимое воздействие на формирование внутренней
дисциплинированности и так называемой «военной жилки» оказало участие
училища в Парадах ко Дню основания Приднестровской Молдавской Республики,
ко дню рождения А.В. Суворова, парад Победы и в Торжественных маршах.
Теоретическая база военной подготовки суворовцев и практические навыки
формируются в процессе изучения воспитанниками спецкурсов «Основы военного
дела», «Основы военной подготовки». Среди задач курсов мы видим не только
целенаправленную подготовку воспитанников к успешному обучению в училище,
но и привитие им качеств, которые позволят воспитанникам осознанно посвятить
себя военной специальности.
С суворовцами проводятся тактические занятия, боевые стрельбы из
автомата, метание имитационных гранат, выполнение нормативов по РХБ защите,
огневой, инженерной, военно-медицинской подготовке и военной топоргафии.
Особое место в системе военно-патриотического воспитания отводится
изучению и принятию суворовцами на чувственном уровне военно-
педагогического наследия А.В.Суворова. Ко дню рождения А.В.Суворова,
проводятся внеклассные мероприятия и классные часы, на которых разбираются
вопросы «суворовского воспитания».
Организация военно-патриотического воспитания в училище основана на
глубокой ответственности педагогов, офицеров и воспитателей за то, чтобы не
только дать суворовцам военные знания, но и привить им мотив следовать
образцам личностных военно-профессиональных качеств, которые были присущи
А. В. Суворову. Которые не на словах, а на деле должны реализовываться в
современной Приднестровской армии.
Уверены, что наши выпускники, глубоко усвоившие суворовские уроки,
смогут внести свою лепту в совершенствование системы военного управления, в
развитие положительных традиций как Приднестровской, так и Российской
армии. Будут чтить традиций войскового товарищества и уставных
взаимоотношений в Вооружённых Силах ПМР, помнить, что наши деды и отцы
защищали свою Родину в годы ВОВ (1941-1945гг.), и во время военных действий
1992года.
Особое место в воспитательной работе с суворовцами отводится
формированию духовности. А. В. Суворова, который был глубоко верующим
человеком и даже пел в церковном хоре. Суворовцы в свободное от занятий время
имеют возможность посещать храм. Также участвовать в религиозных
празднованиях, соблюдая традиции предков.
Вся воспитательная работа направляется на поддержание и развитие среди
суворовцев лучших традиций приднестровского народа, Вооруженных сил,
суворовского училища, воспитание гордости за свою принадлежность к категории
защитников Отечества. Для этого в полной мере используется потенциал истории
нашего региона, в т.ч. основании А. В. Суворовым в 1792г. г. Тирасполь;
памятных дат, государственных и воинских праздников, встречи со знаменитыми
людьми ПМР и РФ, ветеранами войн и труда, проводимые в подразделениях
классные часы, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов.
На старших курсах с суворовцами активно проводится военная
профориентация суворовцев (дисциплина «Профориентация»), осуществляемая в
училище офицерами, воспитателями, преподавателями, психологом.
Реализуя планы воспитательной работы, суворовцы не только
обеспечиваются информацией об имеющихся возможностях получения военного
образования.
Эталонные представления высокоморального отношения к своему
гражданскому и воинскому долгу у суворовцев формируются во время встреч с
ветеранами войн и труда, видными людьми, прославившими себя делами во славу
Отечества. Также проводятся встречи с представителями Общества «Защитников
Отечества ПМР», Общества «Афганцев ПМР», представителей «Оперативной
группы российских войск» (ОГРВ) в приднестровском регионе, «Кадетского и
суворовского братства» РФ, представителей Министерства обороны ПМР.
Руководство училища старается возродить интерес у молодежи к сообщениям
средств массовой информации. Для этого используется подшивки газет в
кабинетах ОД гуманитарного профиля: истории, обществознания, и конечно же
ОБЖ (ОВП).
Высокие рубежи, которые мы видим в формировании элиты государства,
могут быть достигнуты лишь с участием высококвалифицированных
воспитателей. Даже в годы войны с созданием суворовских училищ были
одновременно организованы постоянно действующие курсы повышения
квалификации воспитателей. Большая часть наших офицеров-воспитателей имеет
высшее педагогическое образование.
Отметим, что патриотизм может стать той национальной идеей, которая
сплотит русский народ, а военный патриотизм обязательным качеством
личности военнослужащего Вооруженных сил ПМР.
Однако, воспитание немыслимо без этических моментов. Один из путей
нравственного образования и воспитания в училище преподавание спецкурса
«Этика и эстетика».
Е.А. Гавриловчук, преподаватель спецкурса «Этика и эстетика»:
В «ТСВУ» ребята изучают спецкурс «Этика и эстетика», получают
необходимые знания по вопросам этикета, правил и норм поведения, как в
общественных местах, так и в быту. Но, только уроков недостаточно. Своими
примерами мы совместно сможем привить нормы и правила поведения
современной молодежи.
Цель спецкурса «Этика и эстетика» передать обучающимся определенный
багаж этических знаний как основу нравственных отношений и нравственного
поведения. Данная цель реализуется в следующем содержании курса:
- ознакомление суворовцев с системой общечеловеческих норм, принципов
и правил, принятых в обществе;
- знакомство с основными этическими категориями и нравственными
качествами человека;
- формирование определенного багажа нравственных представлений и
понятий как основы нравственных убеждений;
- формирование у обучающихся умения осознанно делать выбор и
принимать обоснованное решение.
Программа по спецкурсу строится с учетом таких дидактических
принципов, как посильность и научность, доступность, связь обучения с жизнью и
преемственность.
В качестве основного средства обучения на уроках «Этика и эстетика»
используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации
нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных
отношений. Работа по произведению или по предложенной ситуации из жизни
строится на выяснении причин возникновения конфликта, мотивов поведения
персонажей, возможных путей разрешения конфликта, оценки поведения или
поступка и определении каждым обучающимся собственной позиции в данной
предлагаемой ситуации. Через весь курс проходит мысль: «Поступай с другими
так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту
обучающихся и их размышлениям по обсуждаемой теме. Выявление собственной
позиции в той или иной ситуации способствует формированию у обучающихся
уверенности в отношениях со сверстниками, умения думать в момент совершения
поступка, осознанию своего собственного «Я».
В процессе повседневного общения и обучения в училище суворовцы
получают представление об особенностях проявления человеческих качеств и
черт характера. Таким образом, в их сознании накапливается информация о
существенных признаках качеств личности, отражающаяся в виде этических
понятий. Каждое такое понятие и категория охватывают определенное количество
ситуаций, накопление которых постоянно продолжается. Понятия, как и объекты
окружающего мира, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, поэтому
знакомство с существенными признаками какого-либо одного этического понятия
неизменно выводит нас на другие, находящиеся с первым в отношениях
пересечения или подчинения и т. д.
Предлагаемые нами разработки уроков содержат определения понятий
категорий, которые раскрываются на уроках по-разному: формулируются
учителем в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога; в
ходе беседы или анализа ситуации учитель выводит обучающихся на указание
существенных признаков понятия, не давая при этом его определения и не
употребляя термина; учитель уточняет значение уже известных слов.
Итог урока предлагается подвести самим обучающимся, отвечая на вопрос
учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а
обучающимся проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по
данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение
которого требует использования полученных на уроке знаний. Отдельные занятия
предполагают выполнение домашних заданий, цель которых использовать
полученную информацию в практической деятельности или подготовить
материал для следующей темы.
Хотим обратить Ваше внимание, что правилам этикета, в т.ч. воинского
этикета, уделялось большое внимание в дореволюционной России. Русские
офицеры, были очень образованными и культурными людьми. Перед ВОВ,
воинский этикет, культура поведения офицера в общественных местах, также
были важными моментами в эстетическом воспитании.
Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса,
непосредственно направлена на формирование способности воспринимать и
преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах
деятельности человека [3].
Сформированные эстетические вкусы, эстетический идеал, развита
способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть
прекрасного Воспринимая прекрасное, анализируя его, сравнивая с известным и
видений им ранее, он соответственно оценивает его Уровень такого эстетического
мышления зависит от умственного воспитания, умение осуществлять
мыслительные операции.
Одновременно с развитием эстетического восприятия, прививанием
эстетических вкусов в процессе эстетического воспитания у учащихся формируют
эстетическое отношение к окружающей действительности, ведь человек должен
не только любоваться красотой природы, памятниками культуры, но и беречь и
защищать её.
Важное значение имеет воспитание у молодежи эстетики поведения -
аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться
непринужденно, естественно, культурно и эстетически проявлять свои эмоции
Эти качества тесно связаны с нравственностью личности [3].
Исключительную роль в эстетическом воспитании суворовцев играют
предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) На таких уроках
ученики не только получают теоретические знания по определенным видам
искусства, но и приобретают соответствующих практических умений и навыков,
развивают свои творческие способности Весомым дополнением к этому циклу
есть уроки украинского языка, украинской и мировой литературы.
Важную роль в эстетическом воспитании подростков играет семья.
Надлежащее эстетическое оформление квартиры, наличие библиотеки,
художественных журналов, семейных традиций с обсуждения телепередач,
прочитанных книг, семейный отдых на природе, совместное посещение театра
создают благоприятные условия для привития эстетических вкусов Вашим детям.
Для обеспечения эффективности эстетического воспитания необходимы
следующие условия: создание в училище и семье эстетически привлекательной
обстановки; обращение в воспитательной работе с учащимися в народных
традиций и обрядов (Вы знаете, что Приднестровье многонациональное
государство, на территории которого проживают русские, украинцы, молдоване,
болгары, евреи, немцы, гагаузы и др); высокая эстетическая культура
воспитательных мероприятий; широкое привлечение учащихся к кружков
художественной самодеятельности, участия в конкурсах и олимпиадах
эстетического направления; высокая эстетическая культура педагогов и
воспитанников в их внешнем виде и поведении; взаимодействие училища, семьи,
учреждений культуры, средств массовой информации [4].
Ещё А. С. Макаренко утверждал, что «в деле воспитания эстетика костюма,
комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика
поведения» Сказанное в полной мере относится к спортивным и ролевым играм.
Однако эстетически-воспитательные возможности игр значительно богаче. В них
ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают
привлечение средств искусства.
Общение воспитанников в коллективе — это вид деятельности, отвечающий
их самым глубинным духовным потребностям. Это хорошая школа эстетического
воспитания и самовоспитания учащихся. Недаром М. Горький говорил: «Этика
будущего - эстетика».
Средствами общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты,
практические действия. Они и являются источником эстетического восприятия
воспитанников. Для этого, однако, средства общения должны отвечать
требованиям эстетики. Основным средством общения является речь учащихся.
Многие достоинства речи объединены одним понятием - «красноречие».
Содержательность и чистота речи - главные условия ее красоты. Здесь
недопустим «словесный мусор». Это не безобидный недостаток, так как речь
оказывает обратное действие на внутренний мир человека. Культура речи
включает в себя художественный вкус. Хорошее впечатление производит речь
образная, лаконичная, согретая чувством, четко продуманная. Истинное
красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Украшает речь ее образность. Хороший рассказчик приводит яркие сравнения,
метафоры, свежие эпитеты. Оживляет речь и уместное применение крылатых
выражений, афоризмов, пословиц, остроумных и добрых шуток. Культура речи
это ее плавность, мягкость, ритм, четкая дикция.
Мимика, жесты, поза, движения эстетически воспитанного человека мягки,
уместны, гармоничны и скромны. Они вызывают у других людей аналогичное
ответное чувство.
С ростом благосостояния и культуры все более эстетичной становится
обстановка в организации образования. Она начинается у входа. Чистота и зелень
газонов, строгая геометрия дорожек, цветы - все это вместе с красивыми
витражами здания создает у учащихся ощущение гармонии, причастности к
красоте среды, вызывает жизнерадостное настроение.
Надо, однако, иметь в виду, что решающим фактором эстетического
развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное
отношение учащихся к ним.
Уважаемые родители, подчеркнем, что эстетическое воспитание Ваших
детей, должно проходить совместно с педагогами училища.
Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети
своего свободного времени отдают телевидению и кинематографу. Восприятие
экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в особо
тонком и последовательном педагогическом руководстве, которое призвано
обеспечить формирование: умения учащихся отличать полноценные в идейно-
художественном отношении произведения от слабых и низкопробных;
способности разбираться в сложной и противоречивой жизненной реальности;
невосприимчивости к недостойным человека поступкам. Важно научить
воспитанников правильно смотреть кино- и телефильмы.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр
Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию
театрального искусства, но самое главное - создавать условия, при которых
воспитанники были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Формами обогащения художественного опыта учащихся во внеклассной
работе являются творческие, театральные и хореографические объединения
учащихся, школьные вечера, олимпиады и др. Их главное назначение - развивать
творческую активность учащихся.
С приходом в каждый дом телевидения заметно отступило на задний план
семейное чтение художественной литературы. А между тем чтение как средство
эстетического воспитания ничем заменить нельзя. Родители могут обратить
внимание на красоту художественного слова и образа. Восхищение красотой
передается подросткам. Чтение становится предметом семейного обсуждения в
свободные часы. Телевизор объективно является действенным средством
художественного образования и воспитания подростков в семье. Но таковым он
становится при условии его разумного использования, а именно: избирательного
просмотра передач.
Музыка в современной семье — обычное дело. Но, к сожалению, чаще
всего она звучит лишь в записях. Всеми доступными средствами родители
должны приобщать подростков к музыке, исполняемой на музыкальных
инструментах.
Во многих семьях стало хорошей традицией проводить выходные дни за
городом в лесу, у реки, а зимой на лыжах. Опытные родители, обучая детей
умению беречь природу, не упускают случая подчеркнуть: «Смотри, как это
красиво!»
Большое эстетически-воспитательное значение имеют семейные посещения
художественных и краеведческих музеев и выставок, филармонии, театра и
кинотеатра. Эти формы эстетического воспитания обладают возможностью
показать своим детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных
жизненных ситуациях. При этом важно обращать внимание на эстетически-
положительное в людях, так как недостатки всегда виднее их достоинств.
Одна из вечных проблем семьи одежда, обувь, косметика подростков.
Наилучшего результата в воспитании высокохудожественного вкуса добиваются
те родители, которые не навязывают своего мнения, но с учетом возраста, места,
времени и современных требований помогают взрослеющим детям понять и
соблюдать требования эстетики в одежде и личной жизни.
Непременным условием успеха родителей в эстетическом воспитании
является постоянная связь с организацией образования и сотрудничество с
учителями и воспитателями.
Эстетическое самовоспитание является составной частью общего
педагогического процесса. Вместе с тем его правомерно рассматривать в качестве
относительно самостоятельного процесса. По степени развития самовоспитания
учащихся можно судить об эффективности и качестве целостного
воспитательного процесса [1].
Во время самоподготовки мы провели анкетирование среди суворовцев
(Ваших детей). Сегодня, мы хотим провести анкетирование, среди Вас
уважаемые родители. Эти анкеты позволят Вам сделать выводы об эстетическом
воспитании Ваших детей в Ваших семьях (Приложение 1).
Раздаются анкеты. Родители отвечают на вопросы. Далее родителям
предоставляются анкеты, на которые отвечали их дети. Родители сравнивают
свои ответы и ответы своих детей. Выводы делают родители самостоятельно.
С.И. Александров:
В заключении, хотим сказать, что только при совместной работе коллектива
училища и Вас, уважаемые родители, мы сможет заложить в наших ребят основы
нравственности, патриотизма, культуры, духовных ценностей. Всё то, что так
необходимо нашей республики.
Педагогом Е.А. Гавриловчук разработаны для Вас Памятки-буклеты,
которые носят рекомендательный характер. Родителям раздают Памятки
(Приложение 2).
Благодарим за участие в родительском собрании.
Литература:
1. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.- Режим
доступа: www.p-lib.ru
2. https://infourok.ru/statya-na-temu-voennopatrioticheskoe-vospitanie-suvorovcev-po-
opitu-raboti-prepodavateley-mssvu-1038792.html
3.https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_fitsula_mm/estetichne_vihovann
ya_uchniv.htm
4. http://www.p-lib.ru/pedagogika/babanskiy-pedagoika/esteticheskoe-vospitanie-kak-
sistema.html
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Ведете ли Вы беседы с вашим ребенком об этикете?
Да нет
2. Принято ли у Вас в семье благодарить друг друга за что-либо?
Да нет
3. Говорите ли Вы каждое утро друг другу «доброе утро»?
Да, всегда иногда нет
4. Пользуетесь ли вы в семье за столом ножом и вилкой каждый день?
Да нет редко (по праздникам)
5. Всегда ли в кармане Вашего ребенка есть носовой платок?
Да нет иногда (если я положу)
6. Ходите ли Вы и ваши члены семьи с упаковочными пакетами вместо сумки?
Да нет иногда
7. Есть ли у Вас и членов семьи специальная одежда для дома?
Да, отдельные вещи нет одеваем, что нашли в шкафу, главное –чистое
8. Если Вы идете в гости всей семьей, то покупаете ли что-либо отдельно для хозяйки?
Да, иногда цветы / нет, нас пригласили, зачем покупать что-либо /можем
купить что-то к чаю
9. Умеют ли мужчины в вашей семье завязывать мужской галстук?
Да нет мужчины не носят галстуки вообще
10. Если Вы звоните по телефону, сколько гудков Вы ждете?
3-4 5-6 до 10
11.Если Вас пригласили на торжество, а у Вас не получается прийти, будете ли Вы
оповещать об этом хозяев?
Да, обязательно нет – надеемся (возможно), что получиться прийти
оповестим, за 1день
12. Знает ли Ваш ребенок, на какие темы не принято говорить за столом?
Да, надеюсь возможно не все темы знает мы говорим за столом обо
всём
13. На торжественных мероприятиях, ваш ребенок сидит за общим столом?
Да, обязательно нет, сидит за столом с детьми иногда может сидеть за
общим столом
14.На торжественных мероприятиях даете ли Вы возможность вашему ребенку сказать
поздравительную речь (пожелания, тост)?
Да нет по обстановке
15. Может ли Ваш ребенок сервировать стол самостоятельно?
Да, по всем правилам нет может помочь
16.Как вы считаете, кто первый должен подать руку для рукопожатия: «старший-
младший»?
Старший младший одновременно
17. Можно ли в театре расчесываться у большого зеркала возле гардероба?
Да, конечно на то оно там и висит нет
18.При встрече в узком коридоре, что должен сделать мужчина?
Остановиться посторониться пропустить идущих
19. Можно ли подпевать находясь в церкви?
Да нет
20. Можно ли дарить парфюм?
Да, особенно если он дорогой нет дарить можно только
близким
Анкета для обучающихся
1. Говорят ли с вами родители об этикете?
Да нет
2. Принято ли у Вас в семье благодарить друг друга за что-либо?
Да нет
3. Говорите ли Вы каждое утро друг другу «доброе утро»?
Да, всегда иногда нет
4. Пользуетесь ли вы в семье за столом ножом и вилкой каждый день?
Да нет редко (по праздникам)
5. Всегда ли в кармане у вас есть носовой платок?
Да нет иногда (если я положу)
6. Ходите ли Вы и ваши члены семьи с упаковочными пакетами вместо сумки?
Да нет иногда
7. Есть ли у Вас и членов семьи специальная одежда для дома?
Да, отдельные вещи нет одеваем, что нашли в шкафу, главное –чистое
8. Если Вы идете в гости всей семьей, то покупаете ли что-либо отдельно для хозяйки?
Да, иногда цветы / нет, нас пригласили, зачем покупать что-либо /можем
купить что-то к чаю
9. Умеют ли мужчины в вашей семье завязывать мужской галстук?
Да нет мужчины не носят галстуки вообще
10. Если Вы звоните по телефону, сколько гудков Вы ждете?
3-4 5-6 до 10
11.Если Вас пригласили на торжество, а у Вас не получается прийти, будете ли Вы
оповещать об этом хозяев?
Да, обязательно нет – надеемся (возможно), что получиться прийти
оповестим, за 1день
12. Знаешь ли Ты, на какие темы не принято говорить за столом?
Да, надеюсь возможно не все темы знает мы говорим за столом обо
всём
13. На торжественных мероприятиях, Ты сидишь за общим столом?
Да, обязательно нет, сижу за столом с детьми иногда могу сидеть за
общим столом
14.На торжественных мероприятиях дают ли Тебе возможность сказать поздравительную
речь (пожелания, тост)?
Да нет по обстановке
15. Можешь ли Ты сервировать стол самостоятельно?
Да, по всем правилам нет может помочь
16.Как Ты считаешь, кто первый должен подать руку для рукопожатия: «старший-
младший»?
Старший младший одновременно
17. Можно ли в театре расчесываться у большого зеркала возле гардероба?
Да, конечно на то оно там и висит нет
18.При встрече в узком коридоре, что должен сделать мужчина?
Остановиться посторониться пропустить идущих
19. Можно ли подпевать находясь в церкви?
Да нет
20. Можно ли дарить парфюм?
Да, особенно если он дорогой нет дарить можно только близким