Методическая разработка "Святитель Мир Ликийских Николай Угодник Чудотворец"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №5
Методическая разработка
факультативного занятия по предмету
«Основы православной культуры»
Тема: « Святитель Мир Ликийских
Николай Угодник Чудотворец»
Подготовила:
Курдянц Ольга Николаевна,
учитель истории и ОПК
МБОУ-СОШ № 5 г. Армавира,
высшая квалификационная категория
2014г.
г.Армавир
Тема: «Святитель Мир Ликийских Николай
Угодник Чудотворец»
Тип урока: усвоение новых знаний, изучение нового материала.
Занятие проводится с использованием презентации (показ слайдов).
ЦЕЛИ:
-дать представление о происхождении житийной литературы;
-познакомить с житием святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,
Чудотворца.
-развивать монологическую речь
ТЕЗАУРУС:
агиография, мартиролог, легенда, Симеон Метафраст, Четьи-Минеи,
святитель Макарий, святитель Димитрий Ростовский, святитель Николай
архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ:
оформлена выставка различных репродукций картин, икон с
изображением Николая Угодника
тематическая выставка книг, журналов;
путевой лист для учащихся
.
Компьютер.
Мультимедиа.
Компьютерная презентация.
Музыкальный центр.
ХОД УРОКА:
I. Происхождение житийной литературы.
II. Житие святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,
Чудотворца.
III. Мощи святителя Николая
IV. Иконография святителя Николая
V. Деяния и чудеса Николая Угодника
VI. Заключение
VII. Домашнее задание
I. Происхождение житийной литературы.
Жития святых являются важной частью церковного предания,
жизнеописания духовных и светских лиц, прославленных (причисленных к
лику святых, в западной традиции — канонизированных) Церковью. Вид
христианской литературы, описывающий через жизнь и деяния святых
явления святости, носит название «агиография» (от греч. агиос «святой» +
графо «пишу»).
Слайд № 2
Православная Церковь различает следующие чины святых:
1) Божия Матерь, Богородица Мария, превысшая всех ангелов и всех святых;
2) небесные силы бесплотные — бессмертные бестелесные духи, одарённые
умом, волею и могуществом. Это ангелы, образующие иерархию из девяти
чинов;
3) пророки — святые, жившие до прихода Спасителя на землю, которые
предвозвестили Его пришествие, а также обличали грехи своих
современников и открывали им волю Божию;
4) апостолы — ученики Господа Иисуса Христа, которых Он во время Своей
земной жизни посылал на проповедь (двенадцать ближайших и ещё
семьдесят); а также святые, которые, подобно апостолам, распространяли
веру Христову в разных странах, называются равноапостольными;
5) мученики — христиане, которые отдали жизнь за свою веру. Тех из них,
которые претерпели особенно тяжкие мучения, причём во время их подвига
были явлены Божии чудеса, называют великомучениками; христиане,
пострадавшие за Христа, но потом скончавшиеся мирно, называются
исповедниками;
б) святители — святые архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты);
7) священномученики — архиереи и священники, пострадавшие за Христа;
8) преподобные — те, кто достиг святости, подвизаясь в монашеском сане;
9) преподобномученики — монашествующие, пострадавшие за Христа;
10) святые праведные миряне и священники, которые достигли святости,
живя среди мира; среди мирян особый чин составляют святые благоверные
князья, к ним относятся также святые праотцы, о которых говорится в
Ветхом Завете;
11) бессребреники — святые врачи, исцелявшие больных безвозмездно;
12) юродивые Христа ради (блаженные) — святые, подвизавшиеся в миру
особенно трудным подвигом, представляясь людям безумными по своим
внешним поступкам; блаженными называют также некоторых святых, подвиг
которых носит особые, неповторимые черты святости,
пребывания в блаженстве.
Агиография представляет собой страницы жизни Церкви Христовой и
проявления Святого духа в подвигах избранников. Основное назначение
этого вида литературы, прежде всего духовное назидание, но жития также
представляют ценность и как исторический источник, и как литературный и
лингвистический памятник.
С первых веков образования христианской Церкви члены её подвергались
гонениям и жестоким казням. Христиане стремились уподобиться Спасителю
не только в жизни, но и в смерти, принимая безропотно все мучения,
выпавшие на их долю за веру в Христа. Память о мучениках свято хранилась
Церковью. До наших дней дошли так называемые мартирологи (от греч.
мартирос «свидетель» + логос «слово») — списки мучеников с указанием
перенесённых ими страданий.
Уже в конце II века некоторые христианские общины стали отмечать дни
памяти мучеников с прочтением вслух «легенды» поминаемых, то есть
истории их святости в жизни и страданий за Христа (от лат.— «подлежащее
прочтению»).
Собранные к Х веку в Византии материалы о христианских мучениках
были переработаны Симеоном Метафрастом (его прозвище Метафраст и
означает «пересказчик»).
В древней Руси после крещения появились переводы житийной
литературы, выполненные в Болгарии и Сербии, а позднее — и русские
переводы с греческого оригинала. А с прославлением первых святых на Руси,
которыми стали варяги Иоанн и Феодор, князья Борис и Глеб, Владимир
Красное Солнышко, княгиня Ольга, Феодосий Печерский, появилась и
русская агиография.
Жития святых, расположенные по числам и месяцам года, составили
сборники, называемые «Четьи-Минеи» («минеи» — двенадцать книг на
каждый месяц года, а «четьи» значит «читательные», предназначенные для
домашнего чтения, в отличие от служебных, читаемых во время
богослужения). В России наибольшей популярностью полъзовались Четьи-
Минеи святителей Макария (середина ХУ века) и Димитрия Ростовского
(около 1700 года).
Слайд № 3
Работа в путевых листах (I. Дать определение терминам )
Основными критериями канонизации подвижников веры в русской
Православной Церкви являются: праведное житие, безукоризненное
православие, народное почитание, чудеса и, если таковые есть нетленные
мощи.
Слайд № 4
Работа в путевых листах (II. Заполни схему)
Весь сонм праведников церковь подразделяет на так называемые чины
святости: князей, святителей, преподобных, юродивых, святых мирян и жён.
Сегодня на уроке мы будем говорить о святителях.
Из Византии Русь переняла обычай избрания епископов из
монашествующего духовенства. Однако святые епископы-святители, третий
по значимости чин русской святости, прославляются Церковью не за
аскетические подвиги, хотя иноческие черты так или иначе присутствуют в
образе любого епископа. Подвиг святителя соединяет в себе и иноческое, и
мирское, и церковное служение. Его смысл - в учительстве, защите чистоты
веры, в служении своей пастве ради ее спасения. В отличие от Византии,
Русская Церковь никогда не знала традиции канонизации всех своих
иерархов в силу их святого сана. Святитель прославлялся тогда, когда
своей жизнью и служением Церкви достигал личной святости. Типичные
черты русского святителя — это щедрая милостыня, забота об основании и
украшении храмов и монастырей, тайная аскеза, неукоснительное
проведение в жизнь принципа гражданской справедливости,
непоколебимость и даже суровость в борьбе за правду.
Дорогие ребята, сегодня на уроке я хочу познакомить вас с житием
святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
II. Житие святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,
Чудотворца.
Слайд №5
Святитель Николай архиепископ Мирликийский, Чудотворец (Николай
Угодник, греч. Νικόλαος, святой Николай)
Исторических свидетельств о нем не сохранилось (?ум. 343) —
христианский святой, епископ из Византии, имевший репутацию тайного
подносителя даров. Жил в городе Мира древней Ликии Римской империи;
современное название города — Демре (ныне расположен в провинции
Анталия в Турции). Один из инициаторов разрушения храма Артемиды. По
преданию, якобы во время Вселенского Собора (325) ударил за ересь по лицу
своего оппонента Ария, но в дошедшем списке 318 участников этого собора
имени Николая Мирликийского нет.
В старом русском варианте именовался Никола, в украинском—
Микола.
Считается покровителем моряков, купцов и детей.
Православные цыгане почитают Николай Угодника как своего
покровителя.
Святитель Николай был единственным сыном знатных и благочестивых
родителей из греческого города Патары. С детства он был усерден в
посещении храма Божия, молитвах и чтении книг. Уже в молодые годы он
был рукоположён в сан священника. Когда умерли его родители, он раздал
нуждающимся всё своё состояние.
Совершив паломничество во Святую землю и чудесно спасшись при
возвращении от злых корабельщиков, он задумал провести всю оставшуюся
жизнь в монастыре. Но однажды ночью, стоя на молитве, будущий святитель
услышал голос: «Николай, пойди на подвиг, если хочешь получить венец!»
Покорный воле Бога, он отправился в город Миры, находившийся в центре
римской провинции Ликия (в Малой Азии). В это время там проходило
избрание архиепископа, но собравшиеся епископы затруднялись в выборе.
Старейшему из них во время молитвы явился Ангел и сообщил, что первый,
кто войдёт утром в храм, есть избранник Божий и его следует поставить в
архиепископы, имя ему Николай.
На следующий день будущий святитель Николай, по своему обычаю, пришёл
раньше всех в церковь. Епископ попросил его назвать своё имя. Святой
кротко ответил ему: «Имя моё Николай, я раб твоей святыни, владыко». Так
святой Николай стал архиепископом.
Святитель прослыл не только добрым, кротким, милостивым пастырем, но
и бесстрашным защитником истины и справедливости. Авторитет его был
настолько велик, что пред ним склонялись могущественные сановники
империи.
Во время гонения на христиан святитель Николай был заключён в
темницу, стойко терпел тяготы тюремного заключения.
Много удивительных чудес совершил Николай, за что его почитают как
Угодника Божия и Чудотворца и Западная, и Восточная Церкви.
Скончался святитель Николай в глубокой старости около 345—351 года.
день его кончины — 6 декабря (19 декабря по новому стилю) — отмечается
на Руси как день обретения земной Церковью нового небесного заступника.
В Х веке, когда Миры Ликийские были завоеваны и разорены турками,
святитель Николай, явившись во сне одному благочестивому пресвитеру в
городе Бари (на юге Италии, где издавна было греческое население), изъявил
пожелание, чтобы его мощи были положены в этом городе. Тогда жители
города избрали из своей среды людей благоговейных и отправили их, под
видом купцов, торгующих пшеницей, на трёх кораблях за святыми мощами.
9 мая (по новому стилю — 22 мая) 1087 года посланцы, выполнив поручение,
возвратились к себе на родину. Этот день отмечается как праздник
перенесения мощей святителя Николая. Кроме этих праздников, Церковь
отмечает память Николая Чудотворца каждый четверг.
III. Мощи святителя Николая
(Слайд № 6,7)
Изначально святой Николай был погребён в церкви в городе Демре (на
территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами
мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время
находятся в крипте базилики святого Николая в городе Бари (Италия)
Часть мощей святителя Николая хранится в Венеции (остров Лидо),
привезены они были туда десятью годами позднее вывоза основной части
мощей Барградцами (Барийцами). Частицы мощей хранятся в
археологическом музее города Анталии
Профессором Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатомом из
университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari) в 1953 году, по
разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г.
Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические
исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны
рентгеновские снимки Главы и многочисленные краниометрические
замеры, послужившие в наше время для британского антрополога
Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) и её коллег из Манчестерского
университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine)
основанием попытки воссоздать реальный облик cвятителя Николая. В
результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на
иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в
гробнице человека.
В 1992 году профессор Мартино получил разрешение провести
экспертизу венецианских частиц мощей святого Николая. Им было
установлено, что в Венеции хранится часть мощей, которых не хватает в
Барии.
Работа в путевых листах (III. Продолжи предложение )
IV. Иконография святителя Николая
(Слайды № 8-18)
В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и
«Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом
«зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с
непокрытой головой
По распространённому преданию иконография «Николы зимнего»
возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил
внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без
головного убора и сделал замечание духовенству Много чудотворных
икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это
и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в
Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке
новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно
распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост,
с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в
Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой
рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-
сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в
рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного
спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия.
Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая.
Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по
молитвам святителя.
V. Деяния и чудеса Николая Угодника
( Слайды №19-23 )
Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей
угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на
сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных
домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал
от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым прозрение,
хромым хождение, глухим слух, немым дар слова. Он обогатил многих,
бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем
являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и
скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает
призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно
точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого
чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его
чудотворения.
1. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому
часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или
кораблекрушение. В соответствии с легендой, будучи молодым человеком,
Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских
путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с
элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. В более
яркой версии этой легенды, Николай спас моряка по пути из Александрии
обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
В тот момент прежний епископ только что умер, и отцам церкви в
сновидении было указано выбрать следующим епископом «человека
победы» (Никеи по-гречески). Пока святой молился, несдержанный на язык
моряк разболтал всем, как он был чудесно спасён человеком по имени
Никеи-Лаос, после чего отцы церкви не имели другого выбора, кроме как
назначить Николая своим новым епископом.
2. Другая легенда повествует, что Николай Мирликийский избавляет от
смерти трех невинно осужденных
На картине И.Е. Репина Святитель Николай изображается останавливающим
руку палача, хотя на самом деле спасение несправедливо осужденных
выглядело по-другому. Зато иконное изображение более сконцентрированно
передает саму суть события и характер Святого
3. По другой легенде, Николай подбросил одному обедневшему
дворянину два мешка золота в окно и немного монет в печную трубу, желая
помочь ему таким образом сосватать дочь. На следующее утро девушка,
проснувшись, заметила за камином золотые, а её обрадованный отец не знал,
кого за них благодарить. Так, по преданию, родилась традиция обмена
рождественскими подарками.
В подражание милосердной помощи, оказанной Святителем Николаем трем
девицам (он спас их от нищеты и поругания, тайно подбросив в их дом
мешочки с золотом), в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах
возникла традиция делать рождественские подарки детям. Сначала это были
яблоки и сладкие булочки. Считалось, что их незаметно подбрасывает
Святитель Николай, именуемый на Западе Санта-Клаусом. На иллюстрации:
изображение этого эпизода из жития Святителя, XIII век.
4. В 1942 году нашу семью эвакуировали из Ленинграда в Ярославскую
область. Там мы купили крохотную избушку. Мама к тому времени уже
болела, а жить как-то надо было. Мы голодали, и приходилось пасти скот,
чтобы прокормить себя.
Однажды зимой младшая сестренка пристала к маме с просьбой дать eй
сушечку. В доме не было даже муки, но девочка упорствовала. Тогда мама,
потеряв терпение, повернула ее лицом к иконе святителя Николая и сказала:
"Стой и проси, чтобы святитель послал тебе сушечку".
После этого разговора два дня бушевала ужасная вьюга. Снега нанесло
столько, что у входа в избушку лежали громадные сугробы. Утром второго
дня, когда засияло солнце, маме послышалось легкое постукивание во
входную дверь. Она послала меня открыть, думая, что пришла соседка.
Отворив дверь, я увидела на изгороди большую связку румяных баранок. Я
побежала к маме и рассказала о чуде. Мама не поверила, быстро одела нас с
сестрой и послала в деревню узнать: может, кто забыл?
Снег свежий, никаких следов нигде не было видно. Соседка тоже ничего не
знала. Спрашивали жителей деревни, но никто не ведал о связке баранок. Так
и не найдя хозяина связки, мы пришли домой.
Произошло явное чудо, потому что никто из живших в деревне не мог
сделать нам такой подарок: голодали во всех домах. Придя домой, мама
поставила нас перед иконой святителя и сказала: "Поблагодарите Николая
Чудотворца". И потом дала нам по баранке. Этой связки нам хватило
надолго.
Работа в путевых листах ( IV. Ответь на вопрос : Почему святитель
Николай Чудотворец является одним из самых любимых святых в
России?)
VI.Заключение
Слайд №24
Дорогие ребята, сегодня на занятии вы получили представление о
происхождении житийной литературы, познакомились с житием святителя
Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
В православном мире трудно найти второго, столь почитаемого святого
как Николай Чудотворец. К нему обращаются все, и простецы, и учёные,
верущие и неверующие. Даже многие, чуждые христианству, мусульмане и
буддисты с благоговением и страхом обращаются к нему за помощью.
Причина, столь масштабного почитания, проста – не заставляющая себя
ждать помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого.
Людям, хотя бы раз обращавшимся к нему с молитвой веры и надежды, это
безусловно известно.
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого
помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во
всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество
соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй,
ни одного города без Никольского храма.
И наш город не исключение.
Святитель Николай не оставляет своим заступничеством нашу Русскую
землю.
VII. Домашнее задание
Параграф № 5.1
стр. 213-216
ОРКСЭ - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Светская этика" 4 класс
- Презентация "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния"
- Конспект урока "Конструктор ценностей"
- Презентация "Духовно-нравственный смысл евангельских притч"
- Конспект урока "Духовно-нравственный смысл евангельских притч"
- Презентация "Писатель, художник, режиссёр и сценарист" 1 класс