Презентация "Вход Господень в Иерусалим"
Подписи к слайдам:
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. По-другому он называется: Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде-
́ля ва́ий (греч. Κυριακή των Βαΐων), Ве́рбное воск-ресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini). В русских бого-служебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскре-сеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли
на вербы (ср. болг. Връбница,
белор. Вербніца, укр. Вербна
неділя).
Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в «Изборнике» Святослава."Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. (Ин. 11:1-5) Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27). По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон". (Ин. 11:41-43). После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его. Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53).
Византийская икона.
Воскрешение Лазаря.
Воскрешение
Лазаря.
12 век.
Мон-рь Св.
Екатерины.
Синай
Воскрешение
Лазаря.
15 век.
Троице-Сергиева
Лавра
Воскрешение
Лазаря.
А. Рублев (?)
Воскрешение
Лазаря.
Благовещенский собор Московского Кремля.
15 век
Воскрешение
Лазаря.
Иконы Великого Новгорода.
11 – нач. 16 вв.
Воскрешение
Лазаря.
Церковь Рождества Богородицы.
Село Никольское.
17 век
Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании
Гробница праведного Лазаря в церкви святого Лазаря,
Ларнака, о. Кипр
Лазарь с Марией и Марфой.
Л. Гальдиано (?)
Неизв. исп. художник
Джотто
Ди
Бондоне.
Воскреше-ние
Лазаря.
Фреска.
Онуфрий Неокастрит.
Воскрешение
Лазаря.
сер. 16 в.
Лукас
Кранах-Младший.
Воскрешение
Лазаря.
Рембрандт Харменс
ван Рейн.
Воскрешение
Лазаря.
Альберт
ван Оуватер.
Воскрешение
Лазаря.
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Воскрешение Лазаря.
Джузеппе Сальвиати. Воскрешение Лазаря.
Ок. 1520 г.
Караваджо. Воскрешение Лазаря.
Себастьяно
дель Пьомбо.
Воскрешение
Лазаря.
Хуан де Фландес.
Воскрешение
Лазаря.
Жан Жувене. Воскрешение Лазаря.
Ян
Ливенс. Воскре-шение Лазаря.
Карел Фабрициус.
Воскрешение
Лазаря.
Винсент Ван Гог. Воскрешение Лазаря.
Значение праздника
Праздник символизирует,
с одной стороны, признание
Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под окку-пацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встре-чает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).
Икона
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим.
359 г. Фрагмент барельефа саркофага Юния Басса. Музеи Ватикана.
Вход Господень в Иерусалим.
Рельеф кафедры архиепископа Максимина.
546-556 гг.
Равенна. Архиепископский музей.
Вход Господень в Иерусалим. Роспись собора монастыря
Осиос Лукас в Фокиде. 30 гг. 11 в.
Вход Господень в Иерусаоим. Фрагмент иконы деисус с 12 праздниками. мон-рь вмц Екатерины на Синае
Вход Господень в Иерусалим.
12 в.
собор Сан-Марко.
Венеция
Вход Господень
в Иерусалим.
Икона из иконостаса собора
Св. Софии
в Новгороде.
ок. 1341 г.
Вход Господень
в Иерусалим.
Икона.
2 четв. 15 в.
Вход Господень
в Иерусалим.
XIV век.
Вход Господень в Иерусалим.
Икона.
Конец 16-нач. 18 вв. Мастер Михаил.
Народные традиции в РоссииПословицы и поговорки:
«На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил»
«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья»
«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут»
«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»
«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд»
«Не верба бьёт, а старый грех»
Шварц Вячеслав Григорьевич.
«Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича»
Юон Константин Федорович.
Вербный базар на Красной площади.
С. Блонская. Девочки. Вербное воскресенье. 1900 г.
Приметы на Вербное воскресенье❧ Если в этот день дует ветер, то погода будет ветреной весь год.
❧ Если в Вербное воскресенье светит солнце, то урожай будет богатым.
❧ Освященная верба, брошенная против ветра, останавливает бурю, воткнутая в поле — оберегает посевы, а брошенная в пламя останавливает его действие.
❧ Если человек хочет стать более решительным, то он должен в воскресное утро вбить в стену дома колышек из вербы.