Конспект урока "Природа - Божий храми наш дом родной!"

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зерносовхозская средняя школа имени М.Н. Костина п. Новоселки
муниципального образования «Мелекесский район»
Ульяновской области».
Тема урока:
« Природа – Божий храм
и наш дом родной!»
Автор- составитель: Пастухова Т.Д.,
учитель начальных классов I категории
МБОУ Зерносовхозская СШ им.М.Н. Костина
п. Новосёлки
2017 г.
2
Цели и задачи:
Дать представление о взглядах христиан на природу.
Воспитывать бережное отношение к природе, милосердие по
отношению к животным.
Ход занятия:
I.Вступление.
1 ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки
А есть ещё природы храм –
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её святынь!
2 ученик
Земля – наш общий дом. Этот дом сотворил для человека Бог.
3 ученик
А как это было?
II часть «Сотворение мира»
Ведущий:
В Библии рассказана Священная история (история жизни человека с Богом) о
происхождении мира.
Мир сотворил Бог. Он присутствует везде, но увидеть его глазами нельзя.
Священная история рассказывает, что Бог сотворил мир за шесть дней..
Мультфильм «Сотворение мира»(2,5мин)
Ведущий:
В шестой день Бог сотворил человека по Своему Образу и подобию. И дал Бог
первому человеку имя Адам. Бог поставил человека во главе всех своих
творений.
Стихотворение «Сотворение человека» (Л.Мей)
1 ученик.
И сотворил Бог человека;
По Божью образу его Он сотворил.
И, сотворив их, мужа и жену,
Благословил их Бог, глаголя:
"Растите, множитесь и наполняйте землю,
Господствуйте над всей землею.
И обладайте рыбами морскими.
3
И птицами небесными, зверями,
Скотами, всей землей и гадами земли".
Ведущий:
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Если быть внимательным, то
можно научиться видеть в красоте и разумном устройстве мира Премудрость
и Любовь Бога, создавшего мир.
III часть «На человеке лежит ответственность за мир».
1 ученик
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов говорил, что Бог
дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил
законы природы, а в Библию – заповеди.
2 ученик
Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы,
исполняет поистине христианское служение. Развитие науки и познание мира
это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать, в мире
нужно трудиться.
(музыка тревожная)
3 ученик
К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой
окружающего мира.
4 ученик.
Многие люди решили, что главная цель их труда состоит, чтобы получить
побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе самый
прекрасный Божий храм.
Хором: И вот, что из этого получилось!(слайды)
5 ученик.
Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что, по
сути, отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту.
Многие виды животных исчезли с лица Земли.
(Видеоролик «Подлинная сторона человеческой природы»)
6 ученик
Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и
преумножим его красоту. Бог выше человека, а человек выше природы:
христианство не считает людей ровней с животными. У человека есть Образ
Божий, т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит
ответственность за мир.
Ведущий:
4
Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек
отвечает за то, убил ли он эту жизнь и красоту или сохранил и приумножил.
Хором
Кому больше дано - с того больше и спросится.
IV часть «Святые и животные»
Ведущий:
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм.
Это мы узнаем из жития Святых, которые не думали «о хлебе насущном» и
всегда полагались на волю Божию.
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями.
1 ученик.
В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник.
Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес
был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То
волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов
пожалует…
А однажды прямо перед хижиной святой Сергий встретил большого медведя.
Медведь был голоден. Сергий сжалился над зверем и вынес ему свой обед
кусок хлеба. С тех пор медведь привязался к преподобному. Каждый день он
приходил к келье и угощался хлебом, который старец оставлял для него на
пеньке. Преподобный делился со зверем даже тогда, когда хлеба было совсем
мало. Если святой Сергий молился, медведь терпеливо ждал, когда он
закончит и угостит друга.
2 ученик
Другой русский Святой, Серафим Саровский, тоже долго жил в лесу.
Полянку и свою келью на ней он называл «пустынькой», в память об
отшельниках, живших в пустыне. Чудотворец Серафим дарил свою любовь
каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», —
так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.
Ведущий читает отрывок из стихотворения «Тварь»
Раз пришла монахиня и видит:
Серафим сидит на пне и кормит
Сухарями серого медведя.
Онемела и ступить не смеет.
Серафим же говорит: "Не бойся,
Покорми его сама". - "Да страшно -
Руку он отъест". - "Ты только веруй,
Он тебя не тронет... Что ты, Миша,
Сирот моих пугаешь-то? Не видишь:
Гостью-то попотчевать нам нечем?
5
Принеси нам утешеньица".
Час спустя медведь вернулся к келье:
Подал старцу осторожно в пасти
Пчельный сот, завернутый в листы.
Ахнула монахиня. А старец:
"Лев служил Герасиму в пустыне,
А медведь вот Серафиму служит...
Радуйся! Чего нам унывать,
Коли нам лесные звери служат?
(1 апреля 1929-го Коктебель Максимилиан Волошин)
3 ученик
В древней Руси покровителем домашних животных считался святой Власий.
Ему молились, если вдруг заболеет лошадь или заблудится теленок. Почему
же именно к нему обращались русские крестьяне за помощью? А вот
почему…
В IV веке, когда император Ликиний преследовал христиан, жители
города Севастии упросили своего епископа св.Власия покинуть город, чтобы
скрыться от преследований и мучений. Св. Власий послушался любящих его
людей и поселился на горе Аргеос, окруженной лесами, в которых было много
зверей. Дикие звери часто приходили к пещере святого. Они терпеливо ждали,
когда он закончит молиться. Старец выходил из пещеры и благословлял
зверей, а они начинали радостно бегать, ползать, прыгать… лизали святому
руки и ласкались к нему. Больных зверей Власий исцелял, возлагая на них
руки.
4 и 5 ученики
Ведущий:
Некий мясник Иван Катков рассказал святому о своем приобретении —
строптивом бычке, который уже многих искалечил. Что делать? И держать
невозможно, и зарезать жалко.
Феофил и говорит:
А ты подари его мне!
Но как, если к нему и приближаться трудно? — спросил Иван.
Просто. Подойди и скажи: «Эй, бычок! Отныне ты не мой, а отца
Феофила. Собирайся в гости к нему...»
Так Иван и сделал. И о чудо — фыркающее животное стало послушным и
мягким.
Ученик :
Блаженный Феофил смастерил себе телегу, маленькую будочку и впряг
бычка. У него не было вожжей, святой вообще оборачивался спиной и по
дороге коленопреклоненно читал Псалтырь. Но животное чувствовало своего
6
хозяина, объезжало ямы, бугорки. Более того, бычок точно знал, куда именно
надо отвезти святого, хотя тот ничего не говорил.
Ведущий:
Это лишь малая часть историй о том, как дикие животные становились
друзьями святых.
Если посмотреть на Божий замысел о мире, проанализировать изменения
после грехопадения Адама и Евы, то становится ясно: Бог сотворил
гармонию, в которой человек и мир животных жили в согласии.
(отрывок из стихотворения «Тварь»)
Не для зверя, а для человека
Бог сходил на землю. Зверь же раньше
Человека в нем Христа узнал.
Бык с ослом у яслей Вифлеемских
До волхвов младенцу поклонились
Не рабом, а братом человеку
Создан зверь. Он приклонился долу,
Дабы людям дать подняться к Богу.
Зверь живет в сознанье омраченном,
Дабы человек мог видеть ясно.
Зверь на нас взирает с упованьем,
Как на божиих сынов. И звери
Веруют и жаждут воскресенья...
Покорилась тварь не добровольно,
Но по воле покорившего, в надежде
Обрести через него свободу.
Тварь стенает, мучится и ищет
У сынов господних откровенья,
Со смиреньем кротким принимая
Весь устав жестокий человека.
Человек над тварями поставлен
И за них ответит перед Богом:
Велика вина его пред зверем,
Пред домашней тварью особливо".
Ужасная неприязнь и насилие берут начало в порочности этого мира. В раю
такого точно не было. А святые обретали эту гармонию. Поэтому животные
рядом с ними становились такими, какими они и были созданы. Они служили
человеку, а тот, в свою очередь, заботился о них.
V. Итог занятия.
Ведущий:
- Так давайте, и мы будем заботиться о мире, который создал для нас наш
Творец!
(Ученики читают по одной строчке)
7
Давайте вместе Землю украшать
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Вместе:
Она у нас одна, одна такая!
8
Список литературы:
1.Мей Лев Александрович « Моисеевых книг Бытия» http://www.christianart.ru/
2.Книга-альбом «Животные рядом со Святыми».Автор-
составитель:К.Буфеев.2012г.Издатель:Шестодневъ
3. Книга «Святые и животные» (на основе «Житий Святых» составленных
Юстином Поповичем (Архимандрит Юстин Попович: Жития святых (12
томов), Белград, 1973 г. Издательство монастыря Келие).