Конспект урока "Христианские праздники. Вербное Воскресенье" 3 класс
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия № 227
г. Санкт - Петербург
Урок по предмету окружающий мир и ОРКиСЭ, 3 класс
Тема: Христианские праздники. Вербное Воскресенье.
Учитель: Шаншиева Наталья Алексеевна
Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе
изучения национальных традиций.
Задачи: - знакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа,
православными праздниками Пасха и Вербное воскресение;
- прививать интерес к духовному наследию земли русской средствами поэзии;
- воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.
Оборудование: смарт доска, видеоролик, раздаточный материал (приложение 1).
ХОД урока:
l. Организационный момент.
- Эмоциональный настрой.
- Приветствие гостей.
ll. Вступительная беседа.
- Наступила весна.
- Какое дерево первое распускает почки весной? Поможет ответить
Загадка: Ранней весною
Серые мышки в ряд
На веточке сидят. (Верба)
- Вот эти веточки.
- Как вы думаете, с каким православным праздником связана верба?
- Когда отмечается этот праздник? Послушайте стихотворение и вы сможете ответить
на этот вопрос:
На Руси, как снег растает, и в природе - тишина.
Первой верба оживает, безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья окропить ее несут.
И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках
Молят о благословлении с покаянием в сердцах.
- Когда отмечается этот праздник? Кто знает про этот праздник? Откуда вы знаете об
этом празднике?
- Тема нашего урока «Христианские праздники. Вербное воскресенье»
- Что вы знаете об этом празднике? Почему его отмечают, вы узнаете в конце урока.
- Целью нашего урока будет узнать историю этого праздника.
III. Работа по теме урока:
- История этого праздника неразрывно связана со словами Иерусалим, Спаситель,
верба.
- Как они могут быть связаны между собой?
Иерусалим – это древний город, столица Иудейского царства
Спаситель – это Иисус Христос.
- Поможет разобраться текст, который лежит у вас на столе? Возьмите карандаш,
подчеркните незнакомые слова.
Просмотр видеоролика с 4.05 - по 7.05 мин.
http://youtube.com/
1). Чтение текста.
Прочитайте текст на листочках, карандашом подчёркивая незнакомые слова.
Приложение 1.
Вход Господень в Иерусалим.
За несколько дней до праздника Пасхи Иисус Христос шёл с учениками в
Иерусалим. Неподалёку от города они остановились. Иисус отправил двух
учеников в ближайшее селение и велел найти там молодого ослёнка, отвязать
его и привести к Нему.
Они так и сделали. Иисус сел на молодого осла и на нём въехал в Иерусалим. У
ворот города собралось множество народу. Все слышали, что Иисус исцелял
больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, ходил по
водам, совершил много чудес.
Весь город радовался встрече с Иисусом Христом. Люди приветствовали Его,
махали зелёными ветками деревьев, бросали их на дорогу, устилая путь Господу.
В память о том дне христиане в южных странах приходят в храм с ветками
пальмы. А мы – с ветками вербы. Потому этот праздник называется ещё и
Вербным Воскресеньем.
Мы славим это событие в тропаре праздника так:
Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
2). Вопросы по тексту:
- Почему этот текст так называется? Как же связаны слова Иерусалим, Спаситель и
верба? - Какие встретились незнакомые слова?
Словарик
Апостол – ученик Иисуса Христа, избранный Им для особого проповеднического служения.
Тропарь – церковное песнопение, составленное в честь какого-либо праздника или святого.
Осанна – торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся
хвалебным возгласом, моление о помощи.
«Осанна в вышних» — это просьба о спасении, адресованная Господу.
Благословление – молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку.
Грядый - грядущий — приближаться, приходить, неожиданно появляться.
- Что означает фраза: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя
Господне».
«Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!»
Беседа по тексту:
– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно
ослика, а не коня? (В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они
употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть
на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход
Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.)
- Чем прославился Иисус Христос? (Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из
мёртвых Своего друга Лазаря, совершил много чудес.)
- Почему люди радовались встрече с Иисусом Христом? (Слава об Иисусе Христе
постепенно распространилась на всю Палестину. Люди хотели увидеть человека, который удивлял
всех своими чудотворными действиями, исцелениями людей, мудростью и пророчеством.)
- Как приветствовали его люди? (постилали перед ним свои одежды и пальмовые ветви,
встречая Его словами: «Спасение! Слава Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»
(Пальмовыми ветвями принято было встречать царей и полководцев.)
Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да
здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога
посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса:
исцеления больных, воскрешение мертвых.
- Почему этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем? (В Иерусалиме
встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не
растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа
Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь
последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.)
- Как официально называется этот праздник? (Этот праздник официально называется
Вход Господень в Иерусалим.)
- Когда отмечается этот праздник? (Отмечается он в воскресенье, которое предшествует
пасхальному. Неделя после вербного воскресенья до Пасхи называется страстной.)
3). Работа с иконой Входа Господня в Иерусалим.
Почему мы относим это событие к празднику? Разве Господь никогда раньше не
бывал в этом городе? – Был. Он не раз посещал Иерусалим в великие праздники.
Так в чём же особенность этого посещения? Почему именно оно так значимо для
христиан? Вот на эти вопросы мы попытаемся найти ответы, рассматривая
икону праздника.
– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на
ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.
– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?
Посмотрите, как много людей изображено на ней, однако взгляд сразу
обращается к фигуре Христа. Мы видим Его в сопровождении учеников. Господь,
сидя на молодом осле, въезжает в Иерусалим. Вот на втором плане справа видны дома
и башни этого великого города. А Христос и апостолы изображены на фоне Елеонской
горы, у подножия которой ученики и привели к Нему ослёнка.
Из стен города навстречу Христу вышло великое множество народа. Эти люди
очень рады Его видеть. Они приветствуют Христа как своего Царя, способного
творить великие, невиданные дела. Друг другу они передают весть о том, что недавно
Господь сотворил невероятное чудо: воскресил из мертвых Лазаря, вот уже четыре
дня, как погребенного. Люди приветствуют Господа пальмовыми ветвями и
радостными криками: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» В знак
особого уважения ко Христу они устилают Его путь ветвями, а также своими
одеждами.
Конечно, Господь рад видеть искренние приветствия людей, но Его явно заботит
какая-то мысль. Посмотрите, ребята, – взгляд Христа обращен к Апостолам.
Всеведущий Господь, конечно, знает о том, что совсем скоро всему этому веселью
придет конец. Уже через несколько дней Его схватят стражники по приказу
первосвященников и осудят на смерть, будут бить Его и убьют. И только потом,
претерпев Крестные муки, на третий день после Своей смерти Господь воскреснет.
Евгений Санин
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
Да, Спаситель все это знает. И приближаясь к Своим Крестным страданиям,
Христос думает не о Себе, а о Своих учениках. О том, чтобы хватило им мужества
увидеть Его претерпевающим мучительную и позорную казнь – и не потерять своей
веры в Него.
А вот ещё одна важная деталь – жест правой руки Христа. Посмотрите: Сам
Господь обращен к ученикам, а рукой указывает на Иерусалим, к которому они
приближаются. Господь хочет еще раз, перед вступлением в город, укрепить
учеников, указать им ту цель, ради которой Он на этот раз входит в столицу
Иудейского царства: добровольно, по Своей воле принять Крестную смерть. Образ
Креста уже присутствует на этой иконе. Посмотрите, ребята, – в центре иконы
изображено дерево. Мы с вами говорили о том, что каждая деталь на иконе имеет
смысл. Это дерево есть образ Крестного древа, которое уже готовится Спасителю.
Итак, Господь грядёт на вольные страдания, на Крест. Христос знает, что, только
претерпев смерть, Он может уничтожить её власть над людьми, сделать ее бессильной
и нестрашной для человека. Потому что, умерев как Человек, Он воскреснет как Бог.
Смерть не сможет удержать Его в своих оковах, и оковы эти будут разорваны и
разрушены. В этом – смысл этого святого праздника – Входа Господня в Иерусалим.
Вербное воскресенье было тихим праздником, без гуляний, т.к. наступала Страстная
неделя.
С приходом весны весь Божий мир, вся природа пробуждается ото сна.
Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля
покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые
цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой
чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, поёт весне
свои звонкие песни и славит Бога-Творца.
Вербное Воскресенье связано с вербой не просто так. Верба – это символ
здоровья, силы, возрождения и красоты. Верба дезинфицирует стены нашего
дома, ее кора впитывает в себя боли наши, худое дыхание.
Многие поэты посвящали свои произведения вербе.
4). Поэзия. Приложение. - Вслушайся в ликующую музыку этих строк – и сердце
твоё наполнится радостью! Общение с великой русской литературой всегда
рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит воображение,
душу.
Афанасий Фет
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
Агния Барто Апрель
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба - верба зацвела.
- Знакомы ли вам эти стихотворения?
- Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
Приметы и народные поверья:
С давних времён существовало поверье, о том, кто его коснётся, когда оно
распускает почки, не будет болеть весь год.
Поэтому в Вербное воскресенье почками вербы кормили скотину, чтоб не болела, а
маленьких детей шутливо стегали веточками вербы и приговаривали: «Как верба
растёт, так и ты расти», а кто болеет – «Верба – хлест, бей до слёз, бьём, чтобы были
здоровы». Давайте и я вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими
веточками.
5). А знаете ли вы … ?
- Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов
богатым.
- Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
- Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли
его здоровьем и красотой.
- Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь,
усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно
поставить пучок освященной вербы на подоконник.
- Если болит голова, то положите под повязку на голове, размятую веточку вербы.
Боль пройдет.
- Впрок насушенная вербная кора станет целительным лекарством.
- Веточки вербы в доме хранятся до следующего года.
6). Виртуальный букет:
Но главное приношение Богу в этот день (как, впрочем, и всегда) – наши молитва,
добрые дела и чистые сердца.
- А что вы можете пожелать мне, друг другу, людям в преддверии Великого
праздника?
Здоровья удачи успехов мира Любви милосердия доброты
честности Радости жестокость ложь лень предательство грубость
IV. Подведение итогов:
- Какая цель была поставлена нами в начале урока? - Мы её достигли?
- Что же за праздник – Вербное Воскресенье?
- Что вы запомнили? Что тронуло вас более всего?
Наш урок я хочу закончить словами:
Ветку вербы в вазочку поставлю,
У иконы я зажгу свечу.
Воскресенье Вербное прославлю
И молитовку тихонько прошепчу.
Научиться верить невозможно.
Верить постоянно – тяжкий труд.
Я молюсь за тех, кто в жизни сложной
Верят искренне и верою живут.
1 слайд 2 слайд
3 слайд 4 слайд
5 слайд 6 слайд
7 слайд 8 слайд
9 слайд 10 слайд
11 слайд 12 слайд
Использованные ресурсы:
1. svetoch.ucoz.ru;
2. days.pravoslavie.ru›Life/life6943.htm
3. ru.wikipedia.org›wiki/Вход_Господень_в_Иерусалим
4. palomnic.org›oh/poet/verb/
5. sedmitza.ru›text/659415.html
6. khramy.ucoz.ru›…voskresnaja…urok…prazdniki…vremja…
7. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей/ А.В.
Бородина.- 5-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 176 с. (Серия «История религиозной
культуры»)
8. Основы православной культуры: словарь/ Т.Н. Кабинетская. – М.: Наука, 2011. – 136 с.
9. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для 2 класса: в 2-х частях/
А.В. Бородина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.