Презентация "Хохлома и её история"
Подписи к слайдам:
Хохлома
и её
история
- Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу.. Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем XVII в., бежавшим после церковного раскола от гонений вместе с другими староверами в заволжские леса
- Выточенное из хорошо просушенного дерева - лёгкой мелкослойной липы, берёзы, осины (или клёна, если речь шла о ложках) - "бельё" во избежание трещин ещё раз тщательно просушивали, а затем грунтовали жидко разведённой глиной; называлась эта техника "вапленье" (от слова "вап" - "краска", "красильное вещество"), а владевшие ею мастерицы - "вапленицы".
Как создавалась хохломская посуда
Потом следовали вгона - смазка сырым льняным маслом, ошкуривание, шлифовка и покрытие тремя, четырьмя слоями сваренного масла, т. е. олифы (причём каждый последующий слой был толще предыдущего; последний же слой олифы просушивали не до конца, чтобы лучше ложилась полуда - оловянный порошок, пришедший на смену серебру). Само собой, все эти операции вапленицы и лачилыцицы совершали вручную.- Потом следовали вгона - смазка сырым льняным маслом, ошкуривание, шлифовка и покрытие тремя, четырьмя слоями сваренного масла, т. е. олифы (причём каждый последующий слой был толще предыдущего; последний же слой олифы просушивали не до конца, чтобы лучше ложилась полуда - оловянный порошок, пришедший на смену серебру). Само собой, все эти операции вапленицы и лачилыцицы совершали вручную.
- Наконец, сверкающая металлом гладкая хохломская посуда попадала в руки красильщика - мастера росписи, орудовавшего кистью с длинным и упругим волосом, которая сочно напитывалась жаростойкими масляными красками.
- По приёмам письма золотая хохлома роспись делится на два основных типа. Ближе к истокам промысла "верховая" роспись, которая чаще всего наносится чёрной и красной красками поверх металлизированного фона, приобретающего цвет золота после закалки и просвечивающего сквозь орнамент. Этим приёмом исполняются и геометрические, и растительные узоры, такие, как "травка", "древко", "под листок".
- При росписи "под фон", напротив, золотистый хохломской орнамент располагается поверх чёрного или цветного, чаще красного, фона. Мастер сначала наводит кистью контуры мотивов, потом делает "отписку", закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали узора.
- При окончательной отделке росписи добавляются травные приписки - мелкие узоры из трав, листьев и ягод. После закалки золотой цвет приобретает уже не фон, а орнамент. На особенности травных узоров влияла форма посуды хохломы. Постепенно для каждой формы нашлось типовое композиционное решение, намечавшее контур и при этом оставлявшее такой простор личному творчеству, что даже мастер средней одарённости мог создать не стандартную механическую копию, а маленький шедевр золотой хохломы.
Технология промысла
«БЕЛЬЁ»
ГРУНТ
ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ
РОСПИСЬ
Верховое письмо
Фоновое письмо
«осочки»
«завиток»
«капельки»
«кустики»
Элементы росписи
Криуль
Жар - птица
Кроссворд
Д
Е
К
О
Р
А
В
Т
Р
Р
О
Е
В
Е
О
Х
Р
В
Е
О
В
А
Н
О
Ф
Е
О
В
У
И
К
Л
Ь
Кисть хохломская! Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди ,служишь Отчизне!