Проект "Фольклор на Белгородчине: Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово Старооскольского района" 4 класс
Муниципальная научно-практическая конференция
«Природу Старооскольского края сохранят дети»
Номинация: Краеведение
Тема: Фольклор на Белгородчине:
Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово
Старооскольского района
Шубеничева Диана Руслановна,
4 «В» класс, МБОУ Гимназия №18
Научный руководитель
Проскурина Инна Ивановна
г. Старый Оскол 2014
2
Введение
Четвертый год я посещаю музыкальную школу. Учусь на фольклорном и
хореографическом отделениях. Большее предпочтение я отдаю фольклору. На
уроке народного творчества нам рассказывали историю возникновения фольклора.
Мне стало очень интересно, насколько это направление культуры любят на
Белгородчине ?
Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас
с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности
и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом –
племенем и с могучей природой.
Сегодня уже понимают все, что возродить некогда великое Российское
государство мы сможем, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории,
вековым культурным традициям, к духу и вере славных предков. Поэтому я
считаю, что тема моей работы очень актуальна.
Моя гипотеза сводится к предположению значимости фольклора у современных
учеников начальной школы.
Цель работы – изучение жанров устного народного творчества, бытующие в
старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово.
Задачи:
- изучить научные разработки об устном народном творчестве русского народа и в
частности жителей Староосколья;
- собрать материал по устному народному творчеству у старожилов села Обуховка
и соседнего села Незнамово.
- представить буклет с творчеством сел Обуховка и Незнамово
Предмет исследования - жанры, бытующие в старооскольских сёлах: сказки,
пословицы, поговорки, заговоры, частушки.
Объект исследования – жители сел Обуховка, Незнамов
Методы исследования: изучение научно-познавательной литературы, материалов
Интернета, наблюдение, социологический опрос.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать
на уроках окружающего мира, на уроках краеведения, при проведении классных
3
часов.
В процессе работы над данной темой мною была изучена и
проанализирована научно – познавательная литература, которая помогла
осуществить выполнение данной работы.
Литературный обзор:
1. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная
традиционная культура. Старый Оскол; «ТНТ», 2003.
2. Кравцов Н.И., Лазутин Г.С. Русское устное народное творчество. М.; 1983.
3. Путилов Б.Н. Фольклор и культура. СПб.; Наука, 1994.
4
Основная часть
1. История развития фольклора на Белгородчине
Белгородчина – уникальный регион Юга России, где зародились
инструментальная и хореографическая традиции, ярко выраженная семейно-
бытовая обрядность, многоцветная палитра народной одежды, устного
поэтического творчества, многообразие народных промыслов и ремёсел.
Первые записи песен нашего края были сделаны в середине прошлого века.
Однако широкая музыкальная общественность и видные деятели культуры и
искусства познакомились с народной музыкой Белгородчины в 1958 году на
открытии Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве.
Представлял Белгородскую песенную традицию тогда фольклорный ансамбль села
Обуховка.
Традиционный фольклор в современных условиях в крае сохранился по-
разному. Неодинакова картина бытования даже одного или нескольких жанров
фольклора в различных старооскольских сёлах и деревнях.
2.1 Сказки
Составной частью фольклора, которая известна даже детям, это: сказки в
оскольском крае укладываются в общепринятую классификацию:
-волшебные,
-бытовые ,
-поучительные
Старожилы выделяют более всего распространённые детские сказки:
«Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Лиса и журавль», «Петушок и
бобовое зёрнышко» и другие. Все сказки имеют большое воспитательное
воздействие на детей и многие имеют познавательное значение. Так, из сказки
«Петушок и бобовое зёрнышко» дети узнают, что масло делают из молока, молоко
даёт корова, корову нужно кормить травой, траву косить, косу точить.
В пример волшебных сказок можно привести сказку, записанную в селе
Незнамово от Базаровой Анны Ивановны «Девушка – колосок», которая волнует
своей жизненной правдой. В сказке рассказывается о том, как враги отобрали у
матери дочку и увезли с собой в дальние края. Девушка сильно тосковала о матери.
5
Однажды ей почудилось, что мать зовёт её, и девушка сбежала из плена. Бежит она
на родину по полю, а враги её догоняют. Упала девушка на землю и взмолилась:
«Матушка – землица, укрой меня!» Земля помогла и превратила девушку в ржаной
стебель. Враги не нашли Машу. А ржаной колосок нашла её матушка. Узнала она в
том колоске свою дочь, срезала стебель, принесла домой, положила на божницу и
хранила его всю жизнь.
В селе Анпиловка записана сказка «Набитый дурак», в Сорокино – «Каша из
топора», в Незнамово – «Знахарь». Почти все эти сказки представляют собой
местные варианты известных русских народных сказок. В основе их сюжетов
лежат смешные бытовые ситуации. Удивляет говор сказки, т.к. жители сел
Обуховка и Незнамово в большей степени выходцы Украины, то и акцент имеет
более украинский акцент.
2.2 Предания и легенды
Распространёнными в Старооскольском районе жанрами устного народного
творчества являются предания и легенды. В народе эти жанры называют «былями»
и «бывальщинами». Предание – рассказ об отдалённом прошлом с использованием
вымысла или фантастики.
Известна легенда с. Обуховка о том, почему в селе не сохраняются храмы.
Храмов с начала 17 века в Обуховке было три и все они сгорели. Это несчастье
села списывают на то, что, якобы в петровские времена именно в это село ссылали
всех людей, причастных к колдовству. В 2009 году в дом-музей В.Я. Ерошенко
приезжал старооскольский краевед В.Никулов. Ему был задан вопрос об этом. Но
учёный пояснил, что ни в одном документе он не встречал упоминания о ссылке в
тот край колдунов и ведьм. Но народ убеждён в обратном.
Ещё в этом селе известна легенда о происхождении родников в некоторых
огородах жителей. Эту легенду мне рассказала Романченко Е.М. «Когда-то был на
улице хороший колодец, но его долгое время жители, которые пользовались водой,
не чистили, и колодец затянулся песком. Однажды две женщины обратились к
мужчинам, живущим на улице Заречной, с просьбой почистить колодец.
Откликнулись на просьбу не все. После того, как колодец был очищен и в нём
появилась вода, в огородах тех людей, которые участвовали в расчистке колодца,
забили родники
6
2.3 Пословицы и поговорки
Из многих жанров устного народного творчества особенно часто в наше время
используются пословицы и поговорки. В Обуховке с 17 века живут выходцы из
Украины, поэтому в разговоре местных жителей часто можно услышать
украинские поговорки и пословицы, которые произносятся на украинском языке. Я
их приведу в переводе на русский язык: «Твоим же салом, тебя по мусалам»
Пословицы и поговорки выполняют в нашей речи важнейшую роль: делают речь
более точной, убедительной, образной, яркой и выразительной.
2.4 Поверья
Активно бытуют в оскольском крае и другие малые фольклорные жанры, такие,
как поверья. Большое число поверий связано с бытом народа: «Разбить кувшин –
к благополучию, бутылку – к беде», «Хлеб на весу резать – голод кликать», «Соль
просыпалась – быть ссоре», «Сидеть на углу стола – в девках остаться».
Мне очень интересно наблюдать за суеверными людьми. Знаю семью, в
которой никто не ходит в магазин вечером, потому что деньги под вечер отдавать
никому нельзя. Хозяева продают куриные яйца. Если вдруг покупатель пришёл
после шести вечера, то деньги он должен положить на пол, а уж с пола их
поднимет хозяйка.
2.5 Заговоры
Однажды, когда я гостила у тети в с. Обуховка, в первый день нового года я
увидела женщину в огороде, которая вырыла в снегу ямку и стала лить в неё из
ковша воду, произнося при этом какие-то слова. Я спросила её о том, что это
значило. Нина Петровна, так зовут эту женщину, сказала, что в определённый день
зимы надо делать заговор на хороший урожай в новом году. Действительно у неё
всегда отменный урожай овощей, тогда как у соседей всё растёт плохо. А ведь
почва одинаковая, песчаная. Так я узнала, что среди местного населения
распространены заговоры.
Перечислять я их не буду, подчеркну лишь функции заговоров чисто
практические: магической силой слова добиться желаемой цели. Тексты заговоров
изменять нельзя, потому что ослабнет их магическая сила, так считают те, кто
пользуется ими.
7
2.6 Частушки
Активно развивающимся, живым и очень популярным фольклорным жанром в
Староосколье являются частушки. Нет, наверное, человека, который бы не любил
этот вид коротких песенок, от которых веет народным юмором. Частушки – это
малый жанр народной поэзии. Без них не обходится ни один народный праздник,
ни одно гуляние. Частушки входят в репертуар всех народных ансамблей. Эти
маленькие песенки обычно состоят из четырёх строчек, редко – из шести или
восьми.
Например, в Незнамово пели:
Незнакомец с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.
Городищенцы вторили:
По селу идет Иван,
Потерял он свой кафтан.
А кафтан на улице,
Его склевали курицы
В Обуховке можно услышать такие частушки:
Постой, Ваня, погоди,
Почем стоят пироги –
В Обуховке на лотке,
На железном листке?
Практическая часть
Мне стало интересно, знают ли мои одноклассники, что такое фольклор и
насколько им интересное данное направление искусства, употребляется ли
фольклор в их семьях.
Я провела опрос:
1.Что такое фольклор?
2.Какие жанры фольклора вы используете в речи?
3.Какие праздники, связанные с фольклором вы знаете?
8
По результатам анкетирования учеников 4 В, мною сделан вывод: учащиеся класса
слышали о фольклоре, но не часто употребляют в своей речи потешки, лишь 5
человек слышали сказки старооскольские, 15 человек слышали и пели
старооскольские частушки.
В гимназии и в школе искусств,проводятся праздники, и даже праздничные недели,
такие как Масленица, колядки, Святочные посиделки, праздник Ивана Купала и пр.
Заключение
Фольклор с глубокой древности сопровождает жизнь человечества. А.М. Горький
очень правильно сказал, что «подлинную историю трудового народа нельзя знать,
не зная устного народного творчества». В Оскольском крае многие жанры устного
народного творчества почти не изучены. Постепенно уходят из жизни люди,
которые могли бы познакомить нас с богатством местного фольклора: с легендами,
преданиями, поверьями, поговорками и пословицами, песнями. Фольклор хранится
в памяти народа и воспроизводится устно. Автору литературного текста не
обязательно непосредственно общаться с читателем, произведение же фольклора
исполняется при наличии слушателей и с каждым пересказом вольно или невольно
меняется.
Моя гипотеза подтвердилась, что народное творчество имеет очень древние корни.
Но и сейчас, в 21 веке, оно не устарело, а продолжает жить, радовать нас.
Произведения фольклора являются важной частью духовной культуры народа на
протяжении длительного времени.
9
Литература и источники.
4. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная
традиционная культура. Старый Оскол; «ТНТ», 2003.
5. Кравцов Н.И., Лазутин Г.С. Русское устное народное творчество. М.; 1983.
6. Путилов Б.Н. Фольклор и культура. СПб.; Наука, 1994.
7. http://www.belkult.ru
8. http://www.bgiki.ru
9. Интервью Беч Н.Н.
10. Интервью Зайцевой О.Т.
11. Интервью Певневой Н.П.
12. Интервью Поповой В.П.
13. Интервью Романченко Е.И.
14. Интервью Шаповаловой М.И.
Окружающий мир - еще материалы к урокам:
- Тест "Правовое государство. Гражданское общество" 9 класс
- Тест "Чтобы путь был счастливым" 3 класс УМК "Школа России"
- Презентация "Водные богатства Волгоградской области" 3 класс
- Конспект урока "Водные богатства Волгоградской области - Волга, Дон, Хопер, Медведица, Ахтуба" 3 класс
- Презентация "Географические символы города Волгограда и Волгоградской области"
- Конспект урока "Географические символы Волгоградской области"