Классный час "Красота в узорах - добро в мыслях"

Красота в узорах – добро в мыслях.
Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству одно
из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.
Изучение народного искусства развивает интерес к истории, в том числе
родного края, воспитывает национальную гордость и верность традициям,
формирует художественный вкус. На территории Российской Федерации
живет более 80 народов и народностей. У каждого большого или
малочисленного народа есть немало особенностей образа жизни,
своеобразные природные условия, в которых складывается быт и даже
внешний облик того или народа, культурные традиции, склад характера,
которые присущи только ему. Каждый народ, большой ли, маленький ли,
неповторим и уникален. До начала двадцатого века на далеких окраинах не
было даже письменности.
Орнамент.
Не имели письменности предки
Оттого в орнаменте сплелось
Всё, что разум осеняло крепкий:
Хитрость, красота и даже злость-
На непобеждённого медведя,
На стрелу, что не попала в цель…
Ты вглядись: узор тебе поведает
О любви, идущей сквозь метель.
И о том охотнике отважном,
Что в голодный невезучий год
Спас себя и всех своих сограждан,
То есть всю родню свою, весь род.
Вслушайся, как будто ветер стонет
И зовёт дремучая тайга,
Это плачет тень ушедших стойбищ
О родимых этих берегах.
О цветенье вербы непокорной
На холодном мартовском снегу
Вырежь мне узор рукой проворной
Я его на память сберегу.
Мария Дечули.
“Роспись” один из наиболее доступных видов народного творчества,
“прочесть” который по силам детям в начальной школе. “Роспись” относится
к старинным традиционным видам вышивки. Недаром её называют ещё
досельным (прежним) швом. Чаще всего узор выполняется красной нитью на
белой ткани. Существовало поверье, что красный цвет связан с плодородием
и обладает чудесными свойствами. Наряду с красным иногда применяют
синий или чёрный цвет. В старину вышитыми изделиями украшали дом:
самые красивые полотенца вешали на божницу, окна, развешивали вдоль
стен, постилали на стол, а кровать застилали простынёй так, чтобы был виден
её нарядный край. В русской деревне уже с 5-6 лет девочки начинали учиться
рукоделию и готовить себе приданое к свадьбе. Одних только полотенец
надо было приготовить не менее сорока. Самое нарядное, большое
доставалось жениху, другими одаривалась его родня.
Язык русской народной вышивки это письмо, только вместо бумаги
применялся холст, а чернила заменялись красной или синей нитью. В
древности писать” значило “изображать, украшать”. Особые знаки
символы в вышивке следуют один за другим. Стежки в изображаемых знаках
подчиняются законам симметрии, математически точны, хотя и исполнены
без предварительного нанесения рисунка на ткань. Содержание народного
узора заключает в себе силу добра, мира, любви, жизни, счастья. Вышитый
на изделии орнамент олицетворял силы природы, изображая сцены
поклонения тому или иному божеству. На вышивках изображались символы,
народные образы. Поэтому- то и отсутствуют натуралистические картины
природы. Представления о мире выражены в вышивке условными знаками.
Так, земля обозначена прямой линией, вода волнистой. Здесь можно найти
сказочных птиц и зверей, коней и всадников, женские фигуры, ладьи,
пышное древо жизни. Древо жизни воплощает плодоносную силу, является
символом благополучия, единства и продолжения рода. Женские фигуры в
вышивках имеют разное значение. “Кормилица мать-сыра земля
изображалась в виде женской фигуры с поднятыми руками, в которых были
птицы. Внутри этой женской фигуры - растительный мотив. Другие женские
фигуры являлись символами богинь покровительниц домашнего очага и
женских ремёсел, целительниц людей и скота. Один из наиболее
распространённых мотивов птицы с различной формой хвостов,
причудливым оперением, необычными крыльями или вовсе без крыльев.
Располагаются они чаще всего по обе стороны либо на вершине древа
жизни или пышного куста, а также ладьи, чудесных сосудов. Жар птица
олицетворяет действие весеннего тепла на природу и его благотворную силу,
а также счастье. Птицей может быть представлено и солнце. Образ весеннего
и утреннего солнца отождествляется не только с чудо птицей, но и со
златогривым конём, у которого часто необычный проросший хвост. Ведь
конь воплощение божества растительности, а с его хвостом связано
представление о плодородии. Конь с женскими фигурами символизировал
нерасторжимый союз солнца и земли. Часто встречается солнечная ладья.
Наиболее распространёнными является изображение ладьи павы и ладьи
коня с женской фигурой, обозначающей солнечное божество, совершающее
свой путь по небу.
«Если кто нибудь скажет тебе, что Север мрачен и беден, то знай, что
он севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую даёт Север, вряд ли
можно найти в других местах», - писал Николай Рерих, великий русский
художник. Он, безусловно, имел в виду полуостров Таймыр. На этой
загадочной и суровой земле живут маленькие, но талантливые народы:
ненцы, энцы, нганасаны и долганы. Декоративно прикладное искусство
наиболее древний массовый, любимый и высокоразвитый вид
художественного творчества коренных народов Таймыра. Народному
мастеру присуще живое чувство материала и вещи, им постоянно владеет
стремление вложить в предмет большой смысл, сказать о чём главном и
сокровенном в своей жизни.
Мастерица.
О ней веду я свой рассказ
Ну как мне не гордиться
Тем, что живёт в селе у нас
Ульчанка – мастерица!
Берёт для вышивки она
У бабочек узоры,
Все краски дарит ей весна,
А глубину озёра.
Лишь глянет вдаль
Из – под руки-
И прочитает сразу
Седые письмена тайги,
Невидимые глазу.
Сиянье северное спит
На корабельных рощах,
На голубых ветвях горит
Позёмки белый росчерк.
И девушка берёт шитьё-
И нитей паутины
Сплетаются в руках её
В звучащие картины.
Я сразу же узнать могу,
Увидев те узоры,
Моё село, мою тайгу
И Родины просторы.
Как мастерица хороша!
И неспроста при этом
Озарена её душа
Искусства добрым светом.
Едва в её глаза взгляну-
И я у них во власти…
Ульчанка вышила весну
Мне в зимнее ненастье!
Александр Дятала.
Перевод А.Аквилева
Каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая
определённую символику. До сих пор нганасанцы используют только три
цвета: чёрный, красный и белый. Такую окраску имеет оперение краснозобой
гагары, от которой, по преданию, произошёл род нганасан.
Противопоставления белого (красного) и чёрного цветов имеет очень
древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и
тьмы, тепла и холода. Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на
эффекте контраста светлого и тёмного меха. Монохромный строй обогащают
вставки сукна синего, зелёного и жёлтого цветов. Вероятно, эти цвета
ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения
природы. Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести
основных цветов. Это чёрный, белый, синий, красный, жёлтый и зелёный.
Причём, превалирующие цвета красный, и синий. Красный
олицетворение народного представления о солнце, синий о бесконечности
бытия. Однако орнамент отражает не только эстетическое представление
народов о красоте, но и воспроизводит этнические и культурные процессы,
протекающие на территории Таймыра. Среди мотивов, входящих в состав
орнаментов ненцев и нганасан, встречаются полосы, квадраты, треугольники,
заимствованные у предков, населявших Север Сибири в эпоху неолита, а
пересечённые прямоугольники, зигзаги появились позже, в результате
контактов с народами Саяно-Алтайского нагорья. Со временем, утратив своё
прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый
символ почитаемого объекта придавал предмету воображаемую сакральную
силу и как бы наделял вещь соответствующими свойствами и чертами
характера, присущими явлениям реального мира. Если взглянуть на ненецкие
орнаменты « оленьи рога», «бегущая собака», «соболь», «оленья тропа», то
можно заметить, что по своей конфигурации они напоминают стилизованные
изображения вышеназванных предметов и животных. Одна часть орнаментов
нганасан несёт на себе мотивы ограждения от злого умысла, другая -
символизирует готовность юноши к браку, третья - характеризует женщину
как хранительницу домашнего очага. Долганский орнамент обычно имеет
названия тех предметов, с которыми он ассоциируется, или имеет признак
материала, употребляемого для нанесения узоров. Например узоры
тынырак(ноготь), кургах(ухо), ихарак(глаз) наносят на мужской головной
убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд.
На боковых частях женской шапки долгане нашивают крупный узор,
похожий на чум, символизирующий женщину. Семантика орнамента на
изделиях из кости остаётся до конца не изученной. Принимая во внимание
древнее происхождение орнаментальных мотивов, большинство археологов
и этнографов высказывают предположение, что ромбы, решётчатые квадраты
есть не что иное, как изображение природных светил и считаются символом
плодородия.
Крохотный костерок в таёжной глухомани…Молчаливая землянка на
холодном океанском берегу…Одинокая упряжка в заснеженной тундре под
низким небом.… Какое значение могут иметь эти «пережитки прошлого» в
эпоху электростанций, городов и скоростей? Почему многие народы,
зачастую существуя в самых немыслимых условиях, смогли веками и
тысячелетиями развивать свою культуру, не разрушая среду обитания? Если
мы хотим продолжения человеческой культуры, то её разнообразие должно
не уничтожаться, а бережно и любовно поддерживаться. Культура каждого
народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от
того, велик или мал этот народ по численности.