Классный час "Сибирь – многонациональная" 4 класс
Балабанова Татьяна Владимировна
МБОУ г.Иркутска
начальная школа-детский сад №54
воспитатель группы продленного дня
Разработка классного часа
посвященная 75-летию Иркутской области
для учащихся 4 класса
«Сибирь – многонациональная»
Цель: знакомство с народами, населяющими территории области.
Сибирь, в отличие от европейской России, никогда не была землей одного
народа. Одни ехали сюда в поисках свободы и лучшей доли, других ссылали
насильно. В результате создавалась необычная этническая среда, в которой
переплелись совершенно далекие друг от друга в плане языка, культуры,
религии нации и народы. В настоящее время на территории Иркутской
области проживают представители 136 наций и народностей. Сибирь всегда
отличалась от европейской России тем, что народы, живущие на этой земле,
умели находить общий язык, для общего блага меняли свои убеждения,
обменивались культурными достижениями. Мы попытаемся проследить
историю заселения Иркутской области на примере наиболее глубоко
укоренившихся здесь этносов.
Русские - Русские колонизаторы начали проникать в Прибайкалье в первой
половине XVII века. В начале XVIII века их было около 25%, в 1861 году —
63%, а в 1917-м — около 80%. Сегодня русскими считают себя многие
жители области, несмотря на то, что их предки были украинцами,
белорусами, татарами, бурятами, евреями и т.д. Примечательно, что русское
население Сибири даже внешне отличается от русских, проживающих в
европейской части России. У них высокие монголоидные скулы, более
резкие и выразительные черты лица. Может быть, следует говорить о
появлении нового этнического типа? Многие исследователи утверждают, что
в Сибири сформировался особый слой или уровень национального
самосознания русских, который можно назвать "сибиряки".
Буряты - Буряты (само название — буряад) являются коренным населением
Иркутской области. Их численность на сегодняшний день составляет 80 565
человек, это около 3% населения (включая данные по Усть-Ордынскому
Бурятскому автономному округу, где бурятов, несмотря на название округа,
только 36,28%, а русских — 56,54%). Буряты в основном живут на
территории автономного округа, а также в Ольхонском районе вдоль
побережья Байкала и на острове Ольхон. Остальные районы области можно
назвать почти полностью русскими. На территории Иркутской области
современные буряты сильно обрусели, но не потеряли своей национальной
самобытности. На сегодняшний день в регионе зарегистрировано восемь
национально-культурных бурятских объединений, среди которых иркутская
областная общественная организация "Центр бурятской культуры";
бурятская национально-культурная автономия "Гэсэр" и другие.
Украинцы - Появление украинцев в Сибири связано со столыпинской
реформой, во время которой украинцы переселялись целыми деревнями.
Сейчас в ИО проживают 53 631 украинец. По данным переписи 1989 года,
украинцев в ИО было гораздо больше. Возможно, сокращение численности
украинского населения связано с тем, что многие этнические украинцы,
имеющие традиционные фамилии, стали считать себя русскими. Места
компактного проживания есть в Заларинском, Нижнеудинском, Куйтунском,
Усть-Илимском районах и в Усть-Ордынском округе. Неофициальным
культурным центром сибирских украинцев считается село Батама в
Зиминском районе. Здесь сохранились практически в первозданном виде
язык и национальный уклад украинских переселенцев. В Иркутске действует
украинский культурный центр "Днипро".
Белорусы - Большая часть белорусов оказалась в Сибири также в результате
столыпинской реформы. По данным Олега Рудакова, председателя
товарищества белорусской культуры им. Яна Черского, в Тулунском районе
из 138 сел, образованных в то время, 124 были белорусскими. Белорусы
селились в Балаганском, Баяндаевском, Куйтунском, Заларинском и других
районах губернии. Олег Рудаков считает, что белорусскими следует считать
все районы, расположенные вдоль Московского тракта. Об этом говорят и
белорусские корни названий населенных пунктов: Охины, Тургеневка,
Тарнополь, Марининск, Алкин, Ан-завод, Онучинск, Шаманка и другие. Что
касается численности белорусского населения, здесь существуют
разночтения. Согласно официальной переписи, их насчитывается чуть
больше 14 тысяч человек. По данным, представленным председателем
товарищества белорусской культуры Олега Рудакова, в Иркутской области
проживают 50 000 белорусов. Олег Рудаков объясняет эти разночтения тем,
что при паспортизации многие белорусы записывались как русские. "Но
поскольку они говорят с акцентом и имеют предков — выходцев из
Белоруссии, — утверждает Олег Рудаков, — их следует считать белорусами".
Среди сибирских белорусов есть и католики, и православные, и атеисты.
Товарищество белорусской культуры было создано больше 4 лет назад.
Издается газета "Маланка", отмечаются народные праздники, имеется
ансамбль песни.
Поляки - В настоящее время в ИО насчитывается около трех тысяч поляков.
В прошлые годы их было несколько больше. В основном поляки живут в
Иркутске и Ангарске. Из мест компактного проживания следует выделить
деревню Вершина в Боханском районе. Там с начала прошлого века
проживают этнические поляки, сумевшие сохранить язык, элементы
традиционного уклада жизни. Вершинские поляки живут достаточно
обособленно, до сих пор в поселке нет телефона. К ним регулярно приезжает
священник из Иркутского католического прихода. В Иркутске в течение 15
лет работает польская культурная автономия "Огниво". На базе автономии
имеется школа по изучению польского языка.
Литовцы - История появления литовцев в Сибири очень трагична. Как
известно, Литва, как и другие прибалтийские республики, стала жертвой
пакта Молотова — Риббентропа, отдавшего государства Прибалтики на
откуп СССР. В августе 1940 года Литва, аннексированная в начале Второй
мировой войны Советским Союзом, насильственно вошла в его состав. С
этого момента тысячи людей попали под маховик репрессий и депортаций.
"Кулаки", "бандиты", "бандпособники" и их семьи десятками тысяч
направлялись на спецпоселение. И в Иркутскую область в том числе. Сейчас
численность литовского населения составляет 1700 человек. В основном
литовцы проживают в Иркутске. Несколько литовских семей проживает в
Нижнеудинске, Алзамае, Большой Речке, Маме. После провозглашения
независимости Литвы начался активный отток этнических литовцев на
историческую родину. В Иркутске действует областная общественная
организация "Культурный центр инвалидов и ветеранов литовской
национальности "Швитурис" ("Маяк"). Этнические литовцы имеют
возможность встречаться, изучать родной язык, петь песни.
Чуваши - В Иркутской области проживает 7295 чувашей. Первые
переселенцы отмечены в 1890 году. Было это во время столыпинского
переселения народов. Первые чуваши селились в бурятских юртах. В ИО
чуваши живут компактно в деревнях Ново-Летники (Зиминский район,
Жогино (Тайшетский район), Заславское, Коновалово, Ташлыково, Балаганск
(Балаганский район). В Ново-Летниках имеется ансамбль народной музыки.
Открыт музей, в котором можно увидеть ткацкий станок, тканые дорожки,
одежду, утварь. В Ново-Летниках имеется культовое место. Это три вековые
ветлы, которые первопоселенцы перевезли с родных мест в теплушках и
посадили в Сибири. Деревья живы до сих пор. Они символизируют
выносливость народа, пустившего крепкие корни в сибирской земле. В 1989
г. организован областной культурный центр "Юлташ" (теперь национально-
культурная автономия). Основная цель автономии: возрождение языка,
истории, культуры, традиций, обычаев и самобытности.
Немцы - В царское время немцев посылали на руководящие посты в
Иркутскую губернию. Например, немцами были обер-комендант города
Иркутска полковник Блюм, иркутский губернатор Бриль, генерал-майор
Вамп, полковник фон Линеман. Но самое большое количество немцев попало
в Сибирь после раскулачивания в 30-х годах. Многих селили в поселок
Пивовариха, но в последнее время очень многие этнические немцы уехали в
Германию и деревня потеряла свой статус. Также стоит упомянуть поселок
Пихтинск (Заларинский район), в котором живет малоизученная этническая
группа — голендры, потомки переселенцев с Волыни, появившиеся здесь
около века назад. Многие убеждены, что голендры являются этническими
немцами. Однако ясности в этом вопросе до конца нет, так как в культуре и
быте голендров переплелись традиции Польши, Западной Европы и
Украины. В настоящее время численность немецкого населения составляет
6298 человек. Сейчас у немцев нет мест компактного проживания. В
основном они проживают в Иркутске и Ангарске. Дисперсное расселение
немцев привело к утрате языка, и, чтобы сохранить культурную
самобытность, была создана Иркутская областная общественная организация
российских немцев "Возрождение".
Татары - Татары появились в ИО еще в XIX веке. Сюда их ссылало царское
правительство. Вторая волна миграции была вызвана голодом в Поволжье в
30-х годах прошлого века. Затем немало татар приехало на комсомольские
стройки 70-х годов. Численность татар уменьшилась, наблюдается их
незначительный отток на историческую родину. Татары проживают в
Черемхово (Шадринка), Ангарске, в Усть-Ордынском округе, в Заларинском,
Тайшетском, Чунском, Нукутском, Осинском, Эхирит-Булагатском,
Аларском районах. Очень много татар проживает в Усолье, Кутулике, селе
Тараса, Каха, в Нукутах. В Иркутске создана областная общественная
организация "Татарско-башкирский культурный центр". На различных
фестивалях и смотрах татарскую культуру представляет музыкальный
ансамбль "Буляк" (подарок).
Коренные народы Севера - Коренные малочисленные народности Севера в
ИО представлены тофаларами и эвенками. Для этих этнических групп
характерны низкий уровень состояния здоровья, снижение рождаемости и
естественного прироста, активная ассимиляция. Коренные малочисленные
народности проживают очень компактно. Тофалары сосредоточены в
поселениях Восточного Саяна в пределах Нижнеудинского района в
верховьях Уды в небольших поселениях Алыгджер, Нерха и Верхняя Гора, а
эвенки — в северных районах области, главным образом в Качугском,
Катангском и Казачинско-Ленском районах. Численность тофаларов вот уже
в течение 20 лет составляет около 600—700 человек. Конечно, это очень
мало. Существует реальная угроза, что эта редчайшая народность бесследно
исчезнет навсегда, как исчезли уже десятки малых народов. В связи с этим
уже давно ведутся разговоры о кризисном состоянии этих этносов и
необходимости их сбережения от активного индустриального
вмешательства.Малые народы объединены в Иркутскую региональную
общественную организацию "Эвенкийский национальный центр "Север", а
также в общину охотников-промысловиков коренного малочисленного
народа тофаларов.
Территория нашей области весьма обширна, богата, может быть, поэтому она
так понравилась многим народам, что они и по сей день проживают на ней,
привнося в нашу жизнь частичку своей культуры.
Источники: http://pressa.irk.ru