Презентация "Жизнь и творчество Сергея Прокофьева" 4 класс
Подписи к слайдам:
Жизнь и творчество
Сергея Прокофьева
урок специального фортепиано, 4 класс
- Автор: преподаватель
- МБОУ ДОД ДМШ № 5
- г. Старый Оскол
- Жигунова Татьяна
- Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891—1953) — русский и советский пианист и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947)[1]. Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).
- Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте девяти—десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах».
- Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова; 1855—1924), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке.
- В 1902—1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского-Корсакова — по инструментовке, у А. К. Лядова — по композиции, у Я. Витола — по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой — по фортепиано, у Н. Н. Черепнина — по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна — рояль. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
- Своеобразие Прокофьева наиболее заметно в области гармонии. При том что Прокофьев остался приверженцем расширенной мажорно-минорной тональности и не разделил радикализма нововенской школы, «прокофьевский» новаторский стиль гармонии безошибочно опознаётся на слух (как, например, в так называемой «прокофьевской доминанте»)Композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы.
- 7 мая 1918 года Прокофьев выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в Токио; два месяца добивался американской визы и 2 августа отплыл в США.
- Прокофьев выступал в Америке и Европе; в 1927, 1929 и 1932 годах — в СССР. В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьевой (собственно Каролина Кодина-Любера[es], 1897—1989[4]). Прокофьев с семьёй — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.
- С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева стал более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта», оперы «Семён Котко», «Обручение в монастыре».
- В 1936 году по инициативе Наталии Ильиничны Сац написал для её Центрального детского театра получившую всемирную известность симфоническую сказку Петя и волк. Премьера состоялась 2 мая 1936 года.
- Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по роману Льва Толстого «Война и мир».
- Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух сериях 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
- В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма. Если 6-я симфония со временем получила признание прокофьевского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и экспериментальная, остается недооцененной; полная версия оперы не ставилась на сцене и не записывалась.
- С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, [ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями[.
- Балет на музыку Сергея Прокофьева в шести картинах. Либретто Прокофьева.
- Действующие лица:
- Шут
- Шутиха, его жена
- Семь шутов
- Их жены
- Их семь дочерей
- Купец
- Коза
- Свахи
- Солдаты, челядь и домашние купца
- Действие происходит в сказочной Руси.
- Музыка
- В балете нет отдельных номеров — монологов и дуэтов, выражающих настроение героев. Действие сжато, краткие пантомимные эпизоды сменяются танцевальными номерами в марионеточно-шутовском характере. Картины объединены оркестровыми антрактами, что делает музыку всего балета непрерывной. В ней соседствуют распевная лирика и шарж, использованы знакомые мелодии русских народных песен — плясовых, шуточных, детских считалок, хороводных и лирических, которые, однако, предстают в типично «прокофьевском» наряде терпких гармоний, острого, динамичного ритма, графичных оркестровых линиях. Музыка «Шута» ярко театральна — она подсказывает сценическое движение и даже облик того или иного героя.
- «Иван Грозный» — балет в 2 актах на музыку композитора С. С. Прокофьева, музыкальная редакция — М. И. Чулаки, либретто и постановка Ю. Н. Григоровича.
- История создания
- Мысль о создании хореографического спектакля на музыку Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Эйзенштейна принадлежит Абраму Львовичу Стасевичу — дирижёру, озвучившему фильм при его создании, а впоследствии собравшему наиболее выразительные эпизоды музыки фильма в «композицию в форме оратории». Именно Стасевич обратил внимание Ю. Н. Григоровича на выдающиеся достоинства киномузыки Прокофьева и заразил балетмейстера горячей влюбленностью в это прекрасное произведение. Ораторию Стасевича вместе с «Русской увертюрой», частью Третьей симфонии и фрагментами Кантаты «Александр Невский» положили в основу балета его музыкальный редактор профессор Михаил Иванович Чулаки и постановщик и либреттист Юрий Николаевич Григорович.
- «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)
- «Стальной скок» (1927, Париж)
- «Блудный сын» (1929, Париж)
- «На Днепре» (1931, Париж),
- «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),
- «Золушка» (1945, Москва)
- «Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)
- Увековечение памяти композитора
- Музей С. С. Прокофьева — первый музей Прокофьева, который был открыт в 1966 году в музыкальной школе № 1 им. С. С. Прокофьева в Москве (Токмаков переулок, 8). Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве композитора, в ней представлены вещи, окружавшие композитора, книги и ноты, пианино, мебель и фотоматериалы семьи Прокофьева.
- Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева — открыто 1-го июня 1966 года (г. Северодонецк Луганской области).
- Музей С. С. Прокофьева — открыт 24 июня 2008 года по адресу Камергерский переулок, д 6/5 в квартире № 6, где жил, работал и скончался С. С. Прокофьев. В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева.
- Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева в Санкт-Петербурге, который ежегодно проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
- Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы им. Прокофьева в Москве.
- Памятник и концертный зал им. Прокофьева в Челябинске.
- Концертный зал им. Прокофьева Донецкой областной филармонии
- Донецкая государственная музыкальная академия им. С. С. Прокофьева
- Симфонический оркестр им. Прокофьева Донецкой областной филармонии
- Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева
- Улица Прокофьева в г. Сумы (Украина)
- Музей Прокофьева (на родине композитора) в селе Красное Красноармейского района Донецкой области (Украина) был открыт к 100-летию Прокофьева в 1991 г.
- В 1991 году была выпущена памятная монета СССР, посвященная столетию со дня рождения С. С. Прокофьева.
- В 1991 году в Советском Союзе был поставлен документальный фильм о Прокофьеве «Сюита жизни»
- В 2011 году именем Прокофьева назван международный аэропорт в Донецке.
- В 2003 году вышел документальный фильм «Гений Прокофьев»
- 2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в городе Донецке, Украина
- Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWA) носит имя «С. Прокофьев».
- Черты стиля Прокофьева. Сб. теоретических статей, (сост., ред. Л. Бергер), М., 1962;
- Xлeбаpов И., Сергей Прокофиев, София, 1965;
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://yandex.ru/images/
- http://downtown.ru/voronezh/afish
Музыка - еще материалы к урокам:
- Сольный концерт учащегося как форма развития ключевых компетенций в классе фортепиано
- Развитие самостоятельности мышления в классе фортепиано
- Конспект НОД по музыкальному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста "К нам гости пришли"
- Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Капустная вечеринка»
- Методическая разработка "Развитие координации движений на занятии по классическому танцу"
- Презентация "Методы и приёмы активизации музыкальности на уроке музыки"