Методическая разработка "Музыкально-ритмические упражнения для уроков ритмо-пластики"
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга»
Методическая разработка
для концертмейстеров хореографии
«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
УРОКОВ РИТМО-ПЛАСТИКИ»
Подготовила
концертмейстер
Трошнева Вера Михайловна
Санкт-Петербург
2018
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
УРОКОВ РИТМО-ПЛАСТИКИ
Цель методической разработки: создание ряда ритмических упражнений для практических
занятий на уроках ритмо-пластики.
Введение: На занятия ритмо-пластикой, которая является начальным этапом в курсе
хореографии, детей приводят в раннем возрасте, обычно в 5-6 лет. И именно в этом
возрасте очень важно заложить правильную и осмысленную музыкально-ритмическую
базу. Ведь танец – это сочетание движения, ритма и звука. Ритм и координация движений
- наиболее важные аспекты танца.
Ребенок должен научиться согласовывать свои движения с ритмом музыки. От владения
чувством музыкального ритма, в конечном итоге, зависит адаптированность ребенка к
занятиям хореографией.
Целевая аудитория: предлагаемые в данной работе ритмические упражнения рассчитаны
на обучающихся ритмо-пластике детей 5-6 летнего возраста и являются разделом урока.
Упражнение "Марш"
Упражнение способствует пониманию учащимися характера музыки, учит внимательно
слушать музыкальное сопровождение и различать его разделы. Учащиеся строятся в круг,
услышав громкий марш, они активно маршируют, высоко поднимая колени; руки на
поясе.
Для данного упражнения можно исполнять любой марш, меняя динамику исполнения.
Упражнение "Великан-невидимка"
Упражнение "Великан-невидимка" полезно для развития тембрового слуха учащихся,
способствует выработке реакции и приучает к привычке оперативно реагировать руками и
ногами.
Дети делятся на 2 группы: одна - руки великана, другая - ноги великана. Все дети
поворачиваются к преподавателю спиной. Преподаватель топает ритм (это топает
великан), за ним ритм топают дети, которые отвечают за ноги великана.
Преподаватель хлопает (руки великана), хлопают дети, ответственные за руки великана.
При смене характера музыки учащиеся делают легкие шаги на полупальцах, как бы
крадучись.
Для данного упражнения концертмейстеру нужно чередовать исполнение произведения в
высоком и низком регистрах.
Упражнение "Робот"
Упражнение способствует умению координировать учащимися свои руки и ноги в
медленном темпе. Кроме того, обучающиеся учатся создавать художественный образ, в
данном случае - образ механически двигающегося робота. Дети изображают идущего
робота. Они строятся в колонны друг за другом.
Обучающиеся делают шаги на каждую долю. Ноги прямые. На вторую долю они
поднимают прямые руки вверх.
В качестве музыкального сопровождения подойдет марш.
Упражнение "Птица"
Упражнение "Птица" способствует усвоению учащимся размера 3/4. Так же в данном
упражнении отрабатывается плавное движение руками. Вводится термин "Адажио" и
объясняется его смысл и характер. Учащиеся работают над художественным образом
птицы.
Учащиеся строятся в круг. В медленном темпе они идут, вытягивая пальцы ног.
На 3 долю они приседают и плавно взмахивают руками, изображая крылья.
Упражнение выполняется под вальс.
Упражнение "Зайцы и Медведи"
Данное упражнение воспитывает в учащихся внимание к звучащей музыке. Оно развивает
память и чувство ритма, а так же позволяют учащимся различать высокие и низкие звуки
инструмента..
Дети строятся в колонны друг за другом. Концертмейстер играет мелодико-ритмический
пример 2 раза подряд.
Пример может звучать в верхнем регистре, в нижнем регистре или в обоих регистрах
одновременно. Сначала выясняется - в каком регистре прозвучал пример.
Если звучит пример в высоком регистре - дети его прохлопывают, это "Зайцы". Если
пример звучит в низком регистре - обучающиеся топают его ритм. Это "Медведи".
Концертмейстер играет примеры на произвольный ритм.
Список использованной литературы
• Е.В. Конорова, «Методическое пособие по ритмике», выпуск 1, «Музыка»,
1972
• А. Луговская, «Ритмические упражнения, игры и пляски», в 2 частях,
«Советский композитор», 1991
• Г.А. Колодницкий, «Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей», «Гном-пресс», 1997
Использованные Интернет-ресурсы
1. Библиотека книг и нот о балете http://www.balletmusic.ru/
2. Нотный архив России http://www.notarhiv.ru/