Рабочая программа учебного курса по музыке для 5-7 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоникольская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного курса
по музыке
для 5 - 7 классов
2016 - 2017 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению методическим
советом школы
Протокол № от 201 г.
Руководитель МС
_______________(Орлова Э.Э.)
Утверждена приказом
МБОУ Новоникольской СОШ
№ от 201 г.
Директор
___________(Чернышова Л.Б.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана на основании
Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 1897) и авторской программы Е.
Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной к учебнику авторов Е. Д.
Критской,Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» по предмету «Музыка»
для 5-го класса, 6-го класса, 7-го класса.
Рабочая программа рассчитана на данное количество часов:
5 класс – 35 часов
6 класс – 35 часов
7 класс – 35 часов
Цель общего музыкального образования и воспитания развитие
музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной
культуры наиболее полно отражает заинтересованность современного
общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного
мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном
информационном пространстве.
Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе
целевой установки:
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия
школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого
и настоящего и накопление на его основе тезауруса багажа
музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря,
первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового
исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире
музыкального искусства;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного
вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
воспитание чувства патриотизма, любви к Родному краю.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом,
интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных
пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции,
золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их
взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие
задачи и направления:
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой
отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих
духовный опыт поколений;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа
и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству,
стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства,
специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-
образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и
пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений,
музыкально-творческой практике с применением информационно-
коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные
научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками
художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе,
как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки
через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства,
произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с
произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей
культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и
другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира,
развитие самосознание ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип
увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-
слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип
интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы
ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся,
формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения
к искусству и жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в
соответствии с количеством часов, указанных в базисном плане образовательных
учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в
объеме не менее 105 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история
развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по
словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к
памятникам любого из искусств том числе и музыкального искусства)
показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности.
Воспитание деятельной, творческой памяти важнейшая задача музыкального
образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь
в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности
учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы
художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-
творческой деятельности, активное включение элементов музыкального
самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым
многообразием классического и современного творчества отечественных и
зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном
этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится
сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов
художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических
представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и
ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний,
расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование
устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и
коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией
музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его
участников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
музыки.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального
российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание
им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и
практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать
в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к
самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти
и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой,
живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью,
со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального
искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-
коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного курса
Основное содержание образования в примерной программе представлено
следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства»,
«Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современно мире:
традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на
сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная,
жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение
художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и
театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.
Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления,
национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке
(вокальной и инструментальной).
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство). Композитор поэт художник;
родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различия выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность
музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их
характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и
драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст.
Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни.
Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо,
сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и
художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное
развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи
Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и
григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв.,
зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. сновные стили, жанры и
характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное
музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный
фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы
традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное
творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-
песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое
многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное
творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз.
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-
музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка.
Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и
зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло,
дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса:
сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный,
академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные,
современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный,
народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Содержание учебного предмета
5 класс
(35 ч)
Раздел 1. «Музыка и литература» 16 ч
Содержание: Что роднит музыку с литературой. Фольклор в музыке русских композиторов.
Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о
музыке и музыкантах. Путешествие в музыкальный театр. Мир композитора.
Задачи:
повторение изученного в начальной школе,
дать представление о существовании неразрывных связей музыки с другими
сферами искусства: литературой и изобразительным творчеством,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие, воспитание слушателя.
Тема урока
Основное
содержание урока
1 четверть
1
Что роднит музыку с
литературой.
Песня русская в березах,
песня русская в хлебах.
Романс. Песня.
Симфония.
Концерт. Сюита.
Опера.
Инструментальны
е произведения.
2
Вокальная музыка.
Россия, Россия, нет слова
красивей…
Мир искусства.
Художник. Поэт.
Писатель.
Композитор.
Пейзаж.
3
Вокальная музыка.
Песня русская в березах,
песня русская в хлебах…
Календарные
песни: трудовые,
обрядовые,
величальные,
игровые,
хороводные,
лирические,
заклички
4
Вокальная музыка
Здесь мало услышать,
здесь вслушаться нужно…
Звучащие картины.
Романс.
5
Фольклор в музыке
русских композиторов.
«Стучит, гремит,
Кикимора…»
Симфоническая
миниатюра.
6
Фольклор в музыке
русских композиторов.
«Что за прелесть эти
сказки…»
Симфоническая
сюита.
7
Жанры
инструментальной и
вокальной музыки.
«Мелодией одной звучат
печаль и радость…»
«Песнь моя летит с
мольбою».
Вокализ. Песня без
слов. Баркарола.
8
Вторая жизнь песни.
Живительный родник
творчества.
Цитирование
мелодии.
Аранжировка.
Оригинал.
Обработка.
Переложение.
Интерпретация.
2 четверть
9
Всю жизнь мою несу
Родину в душе…
«Перезвоны». «Звучащие
картины».
Симфония-действо.
10
Всю жизнь мою несу
Родину в душе…
«Скажи, откуда ты
приходишь, красота?»
Зерно-интонация.
11
Писатели и поэты о
музыке и музыкантах.
Слово о мастере.
«Гармонии задумчивый
поэт».
Прелюдия. Этюд.
12
Писатели и поэты о
музыке и музыкантах.
«Ты, Моцарт, бог, и сам
того не знаешь!»
Канон.
13
Первое путешествие в
музыкальный театр.
Опера. Оперная мозаика.
М. Глинка. Опера «Руслан
и Людмила».
Увертюра. Ария.
Речитатив. Хор.
Ансамбль.
Музыкальный
портрет.
14
Второе путешествие в
музыкальный театр.
Балет.
Развитие музыки.
Симфоническое
развитие. Образ
танца.
15
Музыка в театре, кино, на
телевидении.
Литературный
сценарий.
Музыкальный
фильм.
16
Третье путешествие в
музыкальный театр.
Мюзикл. Мир
композитора.
Речитатив. Ария.
Хор.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 19 ч
Содержание: Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и
красках. Через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая
музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и
живописи. О подвиге, о доблести, о славе. Мир композитора.
Задачи:
повторение изученного в начальной школе,
дать представление о существовании неразрывных связей музыки с другими
сферами искусства: литературой и изобразительным творчеством,
знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте,
обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие, воспитание слушателя.
Тема урока
Основное
содержание урока
Оборудование.
Музыкальный материал
урока
3 четверть
17
Что роднит музыку с
изобразительным
искусством.
Живописная
музыка.
Музыкальная
живопись.
Интонация.
Звуковая палитра.
Цветовая гамма.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Знаменный
распев. Концерт № 3 для
ф-но с оркестром (1часть),
С. Рахманинов.
«Богородице, дево,
радуйся», из «Всенощного
бдения», П. Чайковский.
«Богородице, дево,
радуйся», из «Всенощного
бдения», С. Рахманинов.
«Любовь святая», из
музыки к драме А.
Толстого «Царь Фетр
Иоаннович», Г.Свиридов.
18
Небесное и земное в
звуках и красках.
«Три вечные струны:
молитва, песнь, любовь…»
Песенность.
Солист. Орган.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Аве Мария»,
Дж. Каччини. «Аве
Мария», Ф. Шуберт, сл.В.
Скотта, перевод А.
Плещеева. «Аве Мария»,
И. С. Бах, Ш. Гуно.
19
Через прошлое к
настоящему.
«Александр Невский» «За
отчий дом, за русский
край».
Кантата. Триптих.
Трехчастная
форма. Контраст.
Набат.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Александр
Невский», кантата, С.
Прокофьев.
20
Через прошлое к
настоящему.
Ледовое побоище. После
побоища.
Хор. Тенора. Басы.
Сопрано. Альты.
Выразительность.
Изобразительность.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Ледовое
побоище» (№ 5) , из
кантаты «Александр
Невский», С. Прокофьев.
21
Музыкальная живопись и
живописная музыка.
«Мои помыслы – краски,
мои краски – напевы…»
Мелодия – линия,
ритм в музыке –
ритм в картине, лад
цветовая гамма,
форма музыки –
композиция
картины.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Островок»,
С. Рахманинов, сл. К.
Бальмонта. «Весенние
воды», С. Рахманинов, сл.
Ф. Тютчева. «Прелюдия
соль мажор для ф-но», С.
Рахманинов. «Прелюдия
соль-диез минор», С.
Рахманинов.
22
Музыкальная живопись и
живописная музыка.
«Фореллен – квинтет».
Дыхание русской
песенности.
Мелодия – линия,
ритм в музыке –
ритм в картине, лад
цветовая гамма,
форма музыки –
композиция
картины.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Форель», Ф.
Шуберт, сл. Л. Шуберта,
русский текст В.
Костомарова.
«Фореллен-квинтет», Ф.
Шуберт. «Рисунок», А.
Куклин, сл. С. Михалкова.
«Семь моих цветных
карандашей», В.
Серебренников, сл. В.
Степанова.
23
Колокольность в музыке и
изобразительном
искусстве.
«Весть святого торжества».
Сюита – фантазия.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Сюита-
фантазия для двух ф-но
(фрагменты), С.
Рахманинов. «Фрески
Софии Киевской»,
концертная симфония для
арфы с оркестром
(фрагменты), В. Кикта.
24
Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве.
Звуки скрипки так дивно
звучали…»
Скрипка соло.
Интерпретация.
Трактовка. Версия.
Обработка.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Чакона» для
скрипки соло, И. С.Бах.
«Кипарис 24», для
скрипки соло, Н.
Паганини (классические и
современные
интерпретации). Concerto
grosso для двух скрипок,
клавесина,
подготовленного ф-но и
струнных (фрагмент), А.
Шнитке.
25
Волшебная палочка
дирижера.
Дирижеры мира.
Симфонический
оркестр.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Рапсодия на
тему Паганини»
(франменты),С.
Рахманинов. «Вариации
на тему Паганини»
(фрагменты), В.
Лютославский.
26
Образы борьбы и победы
в искусстве.
Ритм. Динамика.
Штрихи.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Симфония №
5» (фрагменты), Л. В.
Бетховен.
4 четверть
27
Застывшая музыка.
Содружество муз в храме.
Гармония.
Органная музыка.
Хор а капелла.
Полифония.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Ария» из
нотной тетради «Анны
Магдалены Бах», И. С.
Бах.
28
Полифония в музыке и
живописи.
Полифония. Фуга.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Маленькая
прелюдия и фуга для
органа», И. С. Бах.
29
Музыка на мольберте.
Образы
живописные и
музыкальные.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Прелюдия
для фортепиано», «Море»,
симфоническая поэма
(фрагменты), М.
Чюрленис.
30
Импрессионизм в музыке
и живописи.
Импрессионизм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Лунный
свет» из «Бергамасской
сюиты», «Звуки и запахи
реют в вечернем воздухе»,
«Девушка с волосами
цвета льна», Прелюдии,
Кукольный кэк-уок, из
фортепианной сюиты
«Детский уголок»,
К.Дебюсси.
31
О подвигах, о доблести, о
славе…
Реквием.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Наши
дети»,хор из «Реквиема»,
Д. Кабалевский, сл. Р.
Рождественского.
32
В каждой мимолетности
вижу я миры…
Прокофьев – музыка и
молодость в рассвете.
Цикл
фортепианных
миниатюр.
Музыкальный
пейзаж. Сказочный
портрет.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер.
«Мимолетности № 1, № 7,
№ 10» для ф-но, С.
Прокофьев.
33
В каждой мимолетности
вижу я миры…
Музыкальная жизнь
Мусоргского.
Музыкальный
пейзаж. Сказочный
портрет.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Рассвет на
Москва реке»,вступление
к опере «Хованщина»,
М.Мусоргский. «Картинки
с выставки», сюита, М.
Мусоргский (классические
современные
интерпретации).
34
Мир композитора.
С веком наравне.
Язык искусства.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Маленький
кузнечик», В. Щукин,
сл.С. Козлова. «Парус
алый», А. Пахмутова, сл.
Н. Добронравова.
35
Мир композитора.
С веком наравне.
Жанры
музыкального и
изобразительного
искусства.
Аккордеон, магнитофон.
«Тишина», Е.Адлер, сл. Е.
Руженцева. «Музыка», Г.
Струве, сл.И. Исаковой.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника и
выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных
стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров –
песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-
изобразительных жанров;
определять некоторые художественные особенности музыкального
импрессионизма, в частности, в творчестве композиторов К. Дебюсси и М
Равеля;
Ученик получит возможность научиться:
закрепить навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение
одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию
аккомпанементом, пение a-capella в унисон, правильное распределение
дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
Содержание учебного предмета
6 класс
(35 ч)
Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 16 ч
Содержание: Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских
композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Образы русской народной и духовной
музыки. Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз – искусство XXвека.
Задачи:
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической
музыки;
характеризовать музыкальные произведения;
наблюдать за развитием музыкальных образов;
анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений.
Тема урока
Основное
содержание урока
1 четверть
1
Мир образов вокальной и
инструментальной
музыки.
Образы романсов и песен
русских композиторов.
Старинные русские
романсы.
Вокальная музыка.
Инструментальная
музыка. Романс.
2
Мир чарующих звуков.
Песня – романс.
Романс. Народная
песня. Лирические
образы.
3
Два музыкальных
посвящения.
М. Глинка «Я помню
чудное мгновенье…»
Трехчастная форма.
Своеобразие
почерка
композитора.
4
Два музыкальных
посвящения.
Вальс-фантазия. Портрет в
музыке и живописи.
Картинная галерея.
Жанры музыки.
Вальс. Своеобразие
почерка
композитора.
5
«Уноси мое сердце в
звенящую даль…»
Выразительность.
Изобразительность.
Приемы развития.
Образы покоя.
6
Обряды и обычаи в
фольклоре и творчестве
композиторов.
Диалог. Народные
напевы. Хор в
опере.
7
Образы песен зарубежных
композиторов.
Искусство прекрасного
пения.
Бельканто.
Баркарола.
Серенада.
8
Мир старинной песни.
Баллада. Вариации.
2 четверть
9
Образы русской народной
и духовной музыки.
Народное искусство
Древней Руси.
Импровизация.
Вариации.
А капелла.
Знаменный распев.
10
Русская духовная музыка.
Духовный концерт.
Знаменный распев.
Партесное пение.
А капелла.
Полифония.
11
«Фрески Софии
Киевской»
Арфа.
Вариантность.
Живописность
музыки.
12
«Перезвоны». Молитва.
Песенная природа
русской музыки.
Колокольность.
Благовест. Трезвон.
13
Образы духовной музыки
Западной Европы.
«Небесное и земное» в
музыке И. С. Баха.
Полифония. Фуга.
Хорал. Токката.
14
Образы скорби и печали.
«Кармина Бурана».
Кантата. Реквием.
15
Авторская песня:
прошлое и настоящее.
Ваганты.
16
Авторская песня:
прошлое и настоящее.
Джаз.
Спиричуэл. Джаз.
Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» 19 ч
Содержание: Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Образы
симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкальных образов. Программная
увертюра. Мир музыкального театра. Образы киномузыки.
Задачи:
выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
анализировать и обобщать многообразие связей музыки ,литературы и
изобразительного искусства;
называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить
примеры их произведений;
различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;
формирование общечеловеческих нравственных ценностей.
Тема урока
Основное
содержание урока
Оборудование.
Музыкальный материал
урока
3 четверть
17
Вечные темы искусства в
жизни. Образы камерной
музыки.
Могучее царство Шопена.
Прелюдия. Вальс.
Мазурка. Полонез.
Этюд.
Музыкальный
язык.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Прелюдия
24», «Баллада 1» для ф-
но, Ф. Шопен, «Ноктюрны
для ф-но», П. Чайковский,
«Ноктюрны» для ф-но, Ф.
Шопен. «Ноктюрн» (3-я
часть) из квартета 2, А.
Бородин.
18
Инструментальная
баллада.
Ночной пейзаж.
Баллада. Форма.
Квартет. Ноктюрн.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Баллада №
1», Ф. Шопен, «Этюд №
12», Ф. Шопен. Ноктюрн»
из квартета № 2, А.
Бородин.
19
Инструментальный
концерт.
Итальянский концерт.
Контраст темпа.
Рефрен. Эпизоды.
Форма.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Времена
года», цикл. Концертов
для оркестра и скрипки
соло (фрагменты) ,А.
Вивальди. «Итальянский
концерт» (фрагменты) для
клавира, И. С. Бах.
20
Космический пейзаж.
Выразительность.
Изобразительность.
Тембр.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Космический
пейзаж»,Чарльз Айвз,
«Мозаика», Э. Артемьев.
«Прелюдии для ф-но», М.
Чюрленис.
21
Образы симфонической
музыки. Музыкальные
иллюстрации к повести А.
С. Пушкина «Метель».
Тройка. Вальс.
Выразительность.
Изобразительность.
Приемы развития.
Вальс. Форма.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Музыкальные
иллюстрации к повести А.
С. Пушкина «Метель»
(фрагменты), Г. Свиридов.
22
Музыкальные
иллюстрации к повести А.
С. Пушкина «Метель».
Весна и осень. Романс.
Пастораль.
Сходство.
Контраст. Лад.
Тембр. Романс.
Диалог интонаций.
Форма. Пастораль.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Весна и
осень», «Романс»,
«Пастораль», Г.Свиридов.
«Побудь со мной», Н.
Зурабов.
23
Музыкальные
иллюстрации к повести А.
С. Пушкина «Метель».
Военный марш. Венчание.
Военный марш.
Контраст образов.
Форма.
Гомофония.
Полифония.
Лирические
образы.
Драматические
образы.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Военный
марш», «Венчание», Г.
Свиридов.
24
Симфоническое развитие
музыкальных образов.
Контраст образов.
Тембры
инструментов.
Динамика. Сюита.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Симфония
4», 2-я часть, П.
Чайковский. «Симфония
2» («Богатырская»), 1-я
Обработка.
Интерпретация.
Трактовка.
часть, А. Бородин.
«Симфония
(«героическая»), 4-я часть,
Л. Бетховен. «Увертюра к
опере «Руслан и
Людмила», М. Глинка.
25
Программная увертюра.
Увертюра «Эгмонт»
Программная
увертюра. Разделы
сонатной формы.
Контраст.
Конфликт.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Эгмонт»,
увертюра, Л. В. Бетховен.
«Скорбь и радость»,
канон, Л. В. Бетховен.
26
Программная увертюра.
Увертюра – фантазия
«Ромео и Джульетта».
Дуэт. Лирические
образы. Сонатная
форма. Контраст
образов.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Увертюра –
фантазия «Ромео и
Джульетта», П.
Чайковский.
4 четверть
27
Мир музыкального
театра.
Балет «Ромео и Джульетта».
Дуэт. Лирические
образы. Сонатная
форма. Контраст
образов.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Увертюра
фантазия», балет «Ромео и
Джульетта», С.
Прокофьев.
28
Мир музыкального
театра.
Балет «Ромео и Джульетта».
Образ-портрет.
Массовые сцены.
Контраст тем.
Форма.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Улица
просыпается», «Танец
рыцарей»,фрагменты из
балета «Ромео и
Джульетта»,С. Прокофьев.
29
Мюзикл «Ветсайдская
история»
Сходство и
различие.
Музыкальный
язык.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Л. Бернстайн,
фрагменты из мюзикла.
30
«Орфей и Эвридика».
Опера. Рок-опера.
Контраст образов.
Ария. Хор. Флейта.
Рок-опера.
Вокально-
инструментальный
ансамбль. Хор.
Солисты.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. К. Глюк,
фрагменты из оперы
«Орфей и Эвридика». А.
Журбин, фрагменты из
рок-оперы Орфей и
Эвридика».
31
Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в
кино XX века.
Кино и музыка.
Вокальная музыка.
Инструментальная
музыка.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Музыка Н.
Рота к фильму «Ромео и
Джульетта».
32
Музыка в отечественном
кино.
Кино и музыка.
Вокальная музыка.
Инструментальная
музыка.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. И.
Дунаевский, «Увертюра»
к фильму «Дети капитана
Гранта».
33
Обобщение темы «Мир
образов камерной и
симфонической музыки».
Камерная музыка.
Симфоническая
музыка.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Мгновения»,
из телефильма
«Семнадцать мгновений
весны», М. Таривердиев,
сл. Р. Рождественского.
34
Повторение темы «Мир
образов камерной и
симфонической музыки».
Камерная музыка.
Симфоническая
музыка.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Звуки
музыки», «Эдельвейс», из
кинофильма-мюзикла
«Звуки музыки», Р.
Роджерс, сл. О.
Хаммерсона, русский
текст М. Побдерезского.
35
Обобщение музыкального
материала.
Повторение.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Повторение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
понимать главные особенности содержания и формы в музыке, осознавать
их гармоническое взаимодействие;
определять характерные черты музыкального образа в связи с его
принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в
размышлениях о музыке;
находить взаимодействия между жизненными явлениями и их
художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
находить взаимодействия между художественными образами музыки,
литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике
для 6 класса.
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать характер развития музыкального образа, проявляющегося в
музыкальной драматургии;
понимать художественно-выразительных особенностей музыкальных форм
(период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение
двухголосных произведений с использованием различных консонирующих
интервалов, умение вслушиваться в аккордовую палитру и слышать ее
различные голоса).
Содержание учебного предмета
7 класс
(35 ч)
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» 16 ч
Содержание: Классика и современность. В музыкальном театре. Героическая тема в русской
музыке. Сюжеты и образы духовной музыки. Музыка к драматическому спектаклю.
Задачи:
определять роль музыки в жизни человека;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности
(композитор – исполнитель – слушатель);
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей классической и современной музыки;
обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Тема урока
Основное
содержание урока
1 четверть
1
Классика и
современность.
В музыкальном театре.
Опера.
Опера. Увертюра.
Ария. Сцена.
2
В музыкальном театре.
Опера. Новая эпоха в
русском музыкальном
искусстве.
Опера. Ансамбль.
Речитатив. Хор.
3
В музыкальном театре.
Опера. «Судьба
человеческая – судьба
народная».
Взаимосвязь
музыки с
литературой в
сценических
жанрах.
4
В музыкальном театре.
Опера. «Родина моя –
русская земля».
Стиль. Отражение
эпохи.
Национальный
характер.
5
В музыкальном театре.
Опера. Русская эпическая
опера.
Национальный
характер.
Индивидуальность
композитора.
6
В музыкальном театре.
Балет.
Балет.
Дивертисмент.
Сольные и
массовые танцы.
Па-де-де.
Музыкально-
хореографические
сцены.
7
Героическая тема в
русской музыке.
Галерея героических
образов.
Приемы
симфонического
развития образов.
8
В музыкальном театре.
Традиции оперного
спектакля.
«Порги и Бесс».
Жанровое
разнообразие опер,
балетов, мюзиклов.
2 четверть
9
Опера «Кармен». Ж. Бизе.
Самая популярная опера
в мире.
Образ Кармен. Образы
Хозе и Эскамильо.
Сравнительные
интерпретации
музыкальных
сочинений.
10
Балет «Кармен-сюита».
Новое прочтение оперы
Бизе.
Образ Кармен. Образ Хозе.
Образы «масок» и
Тореадора.
Сравнительные
интерпретации
музыкальных
сочинений.
11
Сюжеты и образы
духовной музыки.
«Высокая месса».
Мастерство
исполнителя.
12
Сюжеты и образы
духовной музыки.
«От страдания к радости».
«Всенощное бдение».
Мастерство
исполнителя.
13
Сюжеты и образы
духовной музыки.
Музыкальное зодчество
России. Образы «Вечерни»
и «Утрени».
Выдающиеся
исполнители и
исполнительские
коллективы.
14
Рок-опера «Иисус
Христос – суперзвезда».
Вечные темы. Главные
образы.
Музыка в
драматическом
спектакле.
15
Музыка к
драматическому
спектаклю. «Ромео и
Джульетта». Музыкальные
зарисовки для большого
симфонического оркестра.
Музыка в
драматическом
спектакле.
16
«Гоголь-сюита» из
музыки к спектаклю
«Ревизская сказка».
Образ.
Роль музыки в кино
и на телевидении.
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 19 ч
Содержание: Музыкальная драматургия – развитие музыки. Камерная инструментальная
музыка. Циклические формы инструментальной музыки. Симфоническая музыка. Музыка
народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Задачи:
сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять
интонационные связи;
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации
культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и т. д.;
называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения ( театры оперы и
балета, концертные залы и музеи);
анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных
произведений;
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие, воспитание слушателя.
Тема урока
Основное
содержание урока
Оборудование.
Музыкальный материал
урока
3 четверть
17
Музыкальная
драматургия – развитие
музыки.
Два направления
музыкальной культуры.
Драматургия
крупных
музыкальных
форм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Направления
музыкальной культуры.
18
Два направления
музыкальной культуры.
Духовная музыка.
Особенности
развития музыки.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Чакона» из
Партиты № 2 ре-минор, И.
С. Бах – Ф. Бузони.
19
Два направления
музыкальной культуры.
Светская музыка.
Особенности
развития музыки.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Лесной
царь», Ф. Шуберт –
Ф. Лист.
20
Камерная
инструментальная
музыка.
Этюд. Транскрипция.
Этюд.
Транскрипция.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Этюды», Н.
Паганини, Ф. Лист.
21
Циклические формы
инструментальной
музыки.
«Кончерто гроссо»
А. Шнитке.
Циклические
формы.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Кончерто
гроссо», сюита в
старинном стиле для
скрипки и ф-но, А.
Шнитке.
22
Циклические формы
инструментальной
музыки.
«Сюита в старинном стиле»
А. Шнитке
Симфоническая
сюита.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Кончерто
гроссо», сюита в
старинном стиле для
скрипки и ф-но, А.
Шнитке.
23
Соната.
«Соната № 8»
(«Патетическая»), Л. В.
Бетховен.
Сонатная форма.
Приемы развития.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Соната № 8
«Патетическая»,
Л. В.Бетховен.
24
Соната.
«Соната № 14» («Лунная»),
Л. В. Бетховен.
Сонатная форма.
Приемы развития.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Соната 14
«Лунная», Л.В.Бетховен.
25
Соната.
«Соната № 2»,
С. Прокофьев.
Сонатная форма.
Приемы развития.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Соната № 2,
С. Прокофьев.
26
Соната.
«Соната № 11»
В. А. Моцарт.
Сонатная форма.
Приемы развития.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Соната № 11,
В. А. Моцарт.
4 четверть
27
Симфоническая музыка.
Симфония № 103 («С
тремоло литавр») И. Гайдн.
Драматургия
крупных
музыкальных
форм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Симфония №
103 («С тремоло литавр»),
И. Гайдн.
28
Симфоническая музыка.
Симфония № 40
В. А. Моцарт.
Драматургия
крупных
музыкальных
форм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Симфония №
40, В. А. Моцарт.
29
Симфоническая музыка.
Симфония №1
(«Классическая»)
С. Прокофьев.
Драматургия
крупных
музыкальных
форм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Симфония №
1 («Классическая»),
С. Прокофьев.
30
Симфоническая музыка.
Симфония № 5
Л. В. Бетховен.
Особенности
развития музыки.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Симфония №
5, Л. В. Бетховен.
31
Симфоническая музыка.
Симфония № 8
(«Неоконченная»)
Ф. Шуберт.
Драматургия
крупных
музыкальных
форм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Симфония №
8 («Неоконченная»), Ф.
Шуберт.
32
Симфоническая музыка.
Симфония № 5
П. Чайковский
Драматургия
крупных
музыкальных
форм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Симфония №
5, П. Чайковский.
33
Симфоническая музыка.
Симфония № 7
(«Ленинградская»)
Д. Шостакович.
Драматургия
крупных
музыкальных
форм.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. Симфония
7 («Ленинградская»), Д.
Шостакович.
34
Симфоническая картина.
Инструментальный
концерт.
Классическая
музыка в
современных
обработках.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер.
Симфоническая картина
«Празднества», К.
Дебюсси. «Концерт для
скрипки с оркестром», А.
Хачатурян.
35
Музыка народов мира.
Популярные хиты из
мюзиклов и рок-опер.
Классическая
музыка в
современных
обработках.
Аккордеон, магнитофон,
компьютер. «Рапсодия в
стиле блюз»,
Дж. Гершвин.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать
свое отношение к искусству;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм,
жанров и стилей, высказывать суждение об основной идее и форме ее
воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах
музыкальной деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и
зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и
балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, музыки разных эпох;
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения
опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в
образовательном пространстве сети Интернет.
Учебно методическое и материально техническое
обеспечение образовательного процесса
1. «Учебник «Музыка» 5 класс Е. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,
Просвещение 2012.
2. «Учебник «Музыка» 6 класс Е. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,
Просвещение 2012.
3. «Учебник «Музыка» 7 класс Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,
Просвещение 2012.
4. «Музыка» 5 класс. Хрестоматия музыкального материала. Е.Д. Критская, Г.П.
Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2013.
5. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 5 класс».
Диск МП3./ Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
6. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 6 класс».
Диск МП3./ Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
7. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 7 класс».
Диск МП3./ Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
8. Поурочные разработки «Уроки музыки» 5-7 класс по программе Е.Д. Критской,
Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Москва «Просвещение» 2012.
9. Портреты композиторов.
Экранно звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов.
3. Видеофильмы с записью фрагментов из опер, балетов и мюзиклов.
4. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов.
Учебнопрактическое оборудование
Аккордеон
Материально-техническое обеспечение
1агнитофон с СД проигрывателем.
2оутбук.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и
Мефодий».
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки».
3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП),
издательство РГПУ им. А. И. Герцена.
4. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-
f453-552f31d9b164
5. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
6. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/