Конспект урока "Колокольный звон как одна из основ духовной жизни русского человека"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Северо-Курильска
Сахалинской области»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МХК И
ЛИТЕРАТУРЕ
«Колокольный звон как одна из основ духовной
жизни русского человека».
подготовила
учитель русского языка
Плетенская Лидия Николаевна
г. Северо-Курильск
2016
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МХК И ЛИТЕРАТУРЫ
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лекция с элементами беседы.
Тема: Колокольный звон как одна из основ духовной жизни русского
человека.
Возрастная категория: школьники 10-11 классов.
Время: 2 урока.
Методы обучения: словесные (лекция, комментирование репродукций,
чтение отрывка, рослушивание музыкальных отрывков);
наглядные (слайд-шоу);
практические (дидактический материал).
средства и приёмы: видео-проектор, репродукции, отрывок из романа,
портрет, доска, конспект.
Музыкальный фон: отрывки из классических произведений, в которых
звучит колокольная тема.
С.В. Рахманинов «Колокола», второй концерт для фортепьяно.
Н. А. Римский-Корсаков «Псковитянка», «Сказание о граде Китеже»,
увертюра «Светлый праздник».
М. П. Мусоргский «Борис Годунов».
А. П. Бородин «Маленькая сюита».
Цель:
Расширение знаний учащихся об истории возникновения колоколов, видах
колокольного звона и их роли в жизни русского народа.
Задачи:
1) Сформировать представление о колокольном звоне как о ярчайшем
явлении русской православной культуры.
2) Развивать восприятие классической музыки и умение ее анализировать;
3) Воспитывать любовь к Родине и её истории; способствовать воспитанию
духовно-нравственных качеств личности.
Ход урока.
«Колокол – это молитва в звуке, икона звучащая».
И. А. Ильин
Организационный момент
Учитель: История русских колоколов это и ремесло, и искусство, и вера, и
уклад жизни. Уникальность колокола как сакрального предмета состоит в
том, что на протяжении многих столетий он ежедневно сопровождал жизнь
каждого русского человека
Рассматриваем дидактический материал (Приложение 1 ).
Каровская Н. С. отмечает, что символическое значение колокола в истории
русской культуры интуитивно ощущалось и подвергалось художественной и
научной рефлексии давно. И в настоящее время актуальность обращения к
этому феномену только растёт.
Без Колоколов невозможно представить православный храм. В "чине
благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во
дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".
Издревна колокольный церковный звон употреблялся для того, чтобы
созывать верующих к Богослужению, выражать торжество Церкви и ее
Богослужений, возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения
особенно важных частей Богослужений.
Прослушивание музыкальных фрагментов.
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном
указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась
какая-либо опасность или несчастье, пожар. В трагические дни для Родины
звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о
победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани
(войны). Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего
народа. Любила Русь колокольный звон… И любит до сих пор.
Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком,
уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей
колокола наделялись языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим
именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни
великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых
Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни
Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через
Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о
победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни
в Царствии Христовом:
Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о
течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не
будет" (Апок. 10, 6).
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею
частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою
напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанный через
ветхозаветного пророка Исаию: "На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил
сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о
Господе" (Ис. 62, 6). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон,
говорили: "это голос христианского Бога слышен!"...
Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное,
торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее
согласованных между собою колоколов, то происходит еще более
величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше
внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного. И
вообще колокол соотносили с человеком, который живёт, думает, дышит.
Есть у него и голова, и плечи, и язык.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами
отзывается колокольный звон в душе злого человека. Чувство беспокойства,
душевного томления отзывается колокольный звонов в грешной душе.
Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом,
церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное
настроение. Так что человек может по колокольному звону определять
состояние своей души. В ударах церковного колокола скрывается дивная
сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ
соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому
православный колокольный звон служит не только указанием времени
Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества.
А самое главное, было совершенно другое отношение к звонам как таковым.
Если сейчас наше сознание отравлено массовой культурой и мы не
представляем себе осмысленную деятельность со звуками иначе как концерт,
как музицирование, то наши предки даже не воспринимали колокольный
звон как музыку в узком смысле. Они воспринимали колокольный звон как
самобытное явление, звон был, по сути дела, недвижимым имуществом
храма. Звон в данном контексте - имеется в виду, набор колоколов. В старину
даже говорилось не «повесить колокол», а «поставить колокол». И
считалось, что колокол, установленный на колокольне, является символом
твердыни храма, устойчивости, значительности. Звон размечал
богослужебную жизнь, как маяк, который включает фонарь в определенные
моменты, помогая не сбиться с пути, найти правильную дорогу.
Не случайно поэты, писатели, художники, музыканты, как люди творческие,
тонко чувствующие, обращались к колоколу, колокольному звону как к
одной из основ духовного самосознания русского народа.
Вспомним знаменитое полотно И. Левитана «Вечерний звон» (Приложение
2).
Анализ репродукции Левитана совместно с учениками.
Образ высокого неба и воды создаёт ощущение огромного пространство,
поворот реки даёт глубину, ведя нас к монастырю. Умиротворение, покой,
внутренняя свобода наполняет душу. Благодаря широкой перспективе
создаётся звучание колокольного звона. Вибрации колокольного звона
создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий
слои эфира свет солнца и сияние свечей. Свет как будто освещает картину
изнутри, хотя мы и не видим его источника, а только «слышим».
У Николая Рубцова есть стихотворение «Левитан», которое, как отмечено в
подзаголовке, создано по мотивам картины Левитана «Вечный звон». Ученик
читает стихотворение:
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон. Около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждый в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Анализ стихотворения. Совместная работа с учениками.
Как связаны между собой колокольчики на лугу и колокольный звон??? Они
очень схожи по форме. Колокол символ духовного мира человека. Таким
образом, для автора сливаются воедино восприятие природы и духовное
начало, они не могут быть разделимы для человека. Колокольный звон в
своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека, и
особенно русского. Он лечит душу и тело. Он возвышает духовно,
восстанавливает энергетически, гармонизирует психику и укрепляет
физическое здоровье. Примите с радостью и любовью в сердце этот простой
и чудесный способ исцеления, и вам обязательно будет дана помощь.
Сравните стихотворения С. Есенина и К. К. Романова. Два ученика читают
стихотворения:
С. Есенин.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Вопросы для анализа:
Учитель: Как вы думаете, почему поэт говорит в стихотворении колоколе и
колокольном звоне? (колокольный звон, колокол и храм неразрывно были
связаны с жизнью русского народа)
Почему поэт говорит о колоколе «дремавший», как это можно объяснить?
Слушаем запись колокольного звона.
- Какие чувства вызвал у вас звук колоколов?
- Какое время суток описывает автор в стихотворении?
- Как вы поняли, что речь идёт об утре?
- Что разбудил колокол?
- Какие глаголы употребил автор, чтобы показать пробуждение природы?
- Эти слова взяты из жизни природы и людей?
- Поэт говорит о неживом, как о живом (разбудил поля, улыбнулась земля и
т.д.)
- Как вы, понимаете, что земля улыбнулась?
- Что означает, понеслись удары?
- Что поэт хотел донести до читателя?
- Объясните фразы «звонко раздаётся голос по лесам», «резвая волна»
- Как это отгоняет сон?
- С какой целью автор употребил слово «где – то»
Ученик читает стихотворение.
К. К. Романов.
Несется благовест… Как грустно и уныло
На стороне чужой звучат колокола.
Опять припомнился мне край отчизны
И прежняя тоска на сердце налегла.
Я вижу север мой с его равниной снежной,
И словно слышится мне нашего села
Знакомый благовест: и ласково и нежно
С далёкой родины гудят колокола.
.Почему именно колокольный звон усиливает чувство любви и тоски по
далёкой родине?
В стихотворении присутствует лирический герой. Он с тоской внимает
колокольному звону вдали от родины. Звон этот оживляет в памяти картины
далёкой отчизны, и чувства лирического героя меняются: колокольный звон,
напомнивший о родине, воспринимается нежно и ласково. Охарактеризуйте
лирического героя стихотворения. Колокола звенящие и колеблющиеся
звучат, не переставая на земле. Они несут мир, покой и свет. Это звон
Родины – России.
Какое впечатление вызвало у вас стихотворение? Какие образы, связанные с
колоколами, используют поэты? Что такое благовест?
Сообщение ученика: Благовестом именуется мерные удары в один большой
колокол. Таким звоном верующие созываются в храм Божий к
Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им
возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Колокольный звон
наполняет пространство положительной энергией, очищает окружающую
местность, заполняет воздух высокими энергиями добра и любви.
Акустическая волна при колокольном звоне распространяется в виде креста.
Также происходит мощное очищение пространства и на физическом уровне,
снижается активность болезнетворных бактерий и вирусов.
Колокольный звон восстанавливает энергетическое поле человека. Так в ряде
исследований отмечается лечебное влияние колокольного звона на человека.
Колокольный звон способен усиливать вибрации человека и окружающего
его пространства. Отрицательная энергия с низкими вибрациями
растворяется, рассеивается или дробится и выводится из человека.
Колокольный звон увеличивает энергетический потенциал человека.
Учитель: А теперь давайте сравним два стихотворения, два образа
колоколов.
Поэтесса Мария Мирошина писала:
Звук и свет – волной, на весь шар земной,
Вы для них сердца распахните,
Кто-то дал обет лить на Землю Свет
Светлолитие, Светлолитие!
Не смолкайте, пойте, звоните –
Мир разбуженный к Свету зовите!
Учитель: Откуда возникли эти образы? Автор «Учебного пособия
начинающему звонарю» А. И. Давыдов считает, что слово колокол древнее,
восходящее к общеславянской и даже индоевропейской традиции, и согласен
с историками языка, которые возводят происхождение этого слова к
звукоподражанию. Слова. Родственные слову колокол и в переводе
означающие «шум», «крик». Находятся в санскрите, в греческом.
Древнегреческое слово «caleo» - «зову», латинское «calare» - «восклицать»,
«созывать», от общеславянского «звон» образовано слово звук, английское
слово «bell» созвучно корню русского «белый». БЕЛЫЙ-СВЕТЛЫЙ-СВЕТ-
СВЯТОСТЬ-БОГ; ГОЛОС-ЗОВ-ЗВОН-ЗВУК. Таким образом, колокольный
звон тесно связан с понятиями душа, одухотворенность, «звучащая
софийность материи» (И. А. Ильин).
Тот, кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог
забыть. «Это была "единственная в мире симфония», - пишет о том писатель
И. Шмелев. Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве,
различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как
победный гимн Воскресшему Христу. Огромный интерес представляет роман
И. Шмелева «Лето Господне». Художник в поисках духовной опоры
обращается к православной Руси. Круговая композиция романа тесно связана
со временем: в соответствии с православным календарём. Всё движется,
вращается по кругу, за движением солнца. Пространство построено по
модели расширяющихся кругов:
Первый круг. Главный герой – мальчик Ваня.
Второй круг. Двор дома.
Третий круг. Улица.
Четвёртый круг. Кремль. Храм Христа Спасителя.
Пятый круг. Москва.
Шестой круг. Россия.
Седьмой круг. Весь мир.
Но, конечно, центром является для маленького Вани – Кремль и Храм Христа
Спасителя:
Читает ученик:… я оглядываюсь на Кремль: золотится Иван Великий, внизу
темнее, и глухой не его ли колокол томительно позывает помни!
Кремль… возвышается над городом, сообщая высший смысл той жизни, что
спешит…, густится внизу.
Учитель: Не зря И. А. Ильин говорил, что « надо утешиться, очищаться,
лечится» им, отмечая духовный свет «Лета Господне».
Москва в романе – сердце православной Руси. Панорама города автором
чаще всего берётся с какой-либо высокой точки. Пейзаж строится таким
образом, что многочисленные храмы Москвы возвышаются, парят над
будничной жизнью, звоня во все колокола:
«Древний Кремль самое наше святое место, святыня самая…»
На первый взгляд, храм средоточием всего, но для мальчика Вани, прежде
всего, восприятие идёт через звук, звук колокола. Шмелёв тонко чувствовал,
что сам звук колоколов несёт сакральное значение. В «Чине благословения
кампана сиесть колокола или звона» говорится об освящающем действии
звона. «о еже благословити мкампан сей во славу Святаго Имени Своего:
небесным Своим благословением, Господу помолимся… о еже подати ему
благодать, яко да вси слыщащии звение его во дни или нощи, возбудят к
славословию Имени Святаго Твоего…»
Ильин В. Н. в своей работе «Эстетический и богословско-литургический
смысл колокольного звона» отмечал, что в качестве источника живого звука
звон принадлежит миру духовному, как «Звучащая икона». Только
православному звону соответствует Литургическая глубина: при
торжественности и монументальности ему свойственны «чистота и
бесстрастие. Именно России дано было явить то совершенство языка
церковного звона, которое с наибольшей силой открыло глубину
содержания Богослужения, его духовность, вечность.
Из главы «Постный рынок». Читает ученик:
«От Кремля благовест, вперебой, - другие колокола вступают… И с
розоватой церковки, с мелкими главками на тонких шейках, у храма, и по
реке, подальше…благовест: все зовут. Я оглядываюсь на Кремль: золотиться
Иван Великий, внизу темнее, и глухой колокол томительно взывает –помни!»
Учитель: Символика цвета помогает более глубокому восприятию, цветовая
палитра близка к палитре древнерусской живописи: «золото – золотом залито
всё: и небо золотое, и вся земля, и звон немолчный кажется золотым тоже,
как все вокруг».
Ключевые слова в этих главах: свет, светлый день, душа, звон, солнце,
золото, святой.
Читает ученик. Глава «Пасха». «Я несу от Евангелий страстную свечку,
смотрю на мерцающий огонек: он святой. Мне грустно: Спаситель умер. Но
уже бьётся радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть это
только так, все воскреснут».
Глава «Радуница»: «Какое утро!.. Окна открыты в тополь, и в нем золотисто-
зелёно. Тополь густой теперь, чуть пропускает солнце.., а в тополе такой
свет, сквозисто-зеленоватый, живой, - будто бы райский свет… Мы его сами
делаем: берём в горстку пучок травы только сжимать не нужно, а чуть-чуть
щёлки, - и смотрим через неё на солнце: вот он райский свет».
Пространство романа необъятно, постигать его можно бесконечно. Но самое
главное, это то значение, которое Шмелев придаёт колокольному звону, как
одной из основ православной культуры.
Заключительное слово учителя: Это лишь одна сторона исследования темы
колокола как одной из основ православной культуры. Важно возродить
потребность обращения к колокольному звону, чтобы колокол
воспринимался не только как атрибут и принадлежность церковной службы,
а, прежде всего, как часть нашей звуковой культуры, как одна из основ
духовной жизни русского народа.
Список используемой литературы:
1. Ильин В. Н. «Эстетический и богословско-литургический смысл
колокольного звона» - Журнал «Путь», №26, с. 114-118
2. Каровская Н.С. Феномен колокола в русской культуре. Диссертация.
Ярославль, 2000, С. 44.
3. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-
изобразительных произведениях. – М., 1993, С. 303.
4. Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона // Требник. М.,
Изд-во Московской Патриархии, 2000, С. 680-696.
5. http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2092
6. romanov-murman.narod.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Репродукция И.Левитана « Вечный звон»