Презентация "Культура России XVI века"

Подписи к слайдам:
КУЛЬТУРА РОССИИ XVI ВЕКА К концу XV века в общих чертах завершено объединение земель вокруг Москвы. Превращение маленького удельного княжества в центр общерусского государства вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. В 1510-1511гг. Монах Филофей в своем «Послании» излагает концепцию о Москве как «третьем Риме». В его изображении Москва предстает последним оплотом истинного христианства, возвысившимся вместо Рима и Константинополя («второго Рима»), которые были низвергнуты за грехи и отступничество. Москва стала «третьим Римом», а четвертому «не бывать» Проблемы политического устройства и путей развития России нашли отражение в переписке Ивана Грозного и бежавшего в 1564 году в Литву Андрея Курбского. Точку зрения служилого сословия на устройство государства высказал известный публицист Иван Семёнович Пересветов. В 40-х-начале 50-х гг. XVI века он написал несколько произведений, в которых резкой критике подверглись бояре. С особой силой разгораются в XVI веке религиозные споры. Противостояние нестяжателей и иосифлян, начавшееся еще в XV веке, втягивает в свою орбиту все новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским, продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек. Важным мероприятием в культурной жизни XVI века было составление большого сборника религиозной литературы, осуществленное под руководством митрополита Макария. Сборник получил название «Великие Четьи-Минеи», в нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Самым обширным сводом XVI века является Никоновская летопись. В ней было объединено большое количество местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован. Своеобразным памятником средневековой русской литературы, адресованным широкому читателю, является «Домострой», составленный в середине XVI века сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром. В нем определялись как обязанности человека о отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего хозяйства. Событием огромной важности стало возникновение книгопечатания на Руси. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол», выпустили в 1564 году Иван Фёдоров и его соратник Пётр Мстиславец. В XVI веке ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиораванти в XV веке. Именно в XVI веке возникает новая конструкция храма, полностью порывавшая с традициционной крестово-купольной схемой, заимствованной на заре христианизации из Византии. В её основу был заложен шатёр-конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. Церковь Вознесения в Коломенском Покровский собор на Рву (Собор Василия Блаженного) Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560., архитекторы Барма и Постник), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. В 1586 году русским мастером А. Чоховым на Пушечном дворе была отлита из бронзы Царь-пушка-средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), которое стало уникальным памятником русской артиллерии и литейного искусства. В развитии живописи можно выделить две тенденции. Стоглавый собор 1551 г. потребовал от живописцев строгого следования канонам. В качестве безусловного образца иконного писания утверждается творчество Андрея Рублёва и Дионисия, что привело к некоторому замедлению поступательного движения искусства, повторению заученных форм и снижению творческой составляющей в деятельности иконописцев. С другой стороны, расширяется тематика живописных произведений. В композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены.