Презентация "Древнерусская архитектура"
Подписи к слайдам:
- Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии.
- Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.
- Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.
- купол
- закомары
- портал
- барабан
- апсида
- Владимирская школа
- Новгородская школа
- Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.
- Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.
- У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.
- Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.
- Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.
- Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.
- У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.
- Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.
- Владимирская школа
- Дмитровский собор во Владимире
- Новгородская школа
- Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
- Этому храму характерны расчленение формы, освобождённость внутреннего пространства
- Новая форма храма – трёхлопастное завершение.
- Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками.
- Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь.
- Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.
- Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374
- Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361
- Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх.
- Владимирские храмы богато украшены.
- Пятиглавый Успенский собор во Владимире
- Золотые ворота во Владимире
- Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.
- Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
- С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился.
- Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью
- Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.
- Этот храм является усыпальницей московских царей.
- Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.
- Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.
- В 16 веке возникает шатровый стиль.
- Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма.
- Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность.
- Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском.
- Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света
- Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами.
- Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.
- В 17 веке развивается дальше крестово-купольный храм. Он становится пятиглавым с явно выраженными ярусными закомарами.
- Закомары
- Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653
- Одноглавая церковь
- В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз.
- В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец.
- Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.
- Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами.
- Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.
- Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея.
- Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.
- Преображенская надвратная церковь
- Храм Спаса на Нередице
- Храм Василия Блаженного
- Храм Покрова на Нерли
- София Киевская
- 16
- 12
- 14
- 15
- Аристотель Фиорованти
- Бон Фрязин
- Алевиз Новый
- Барма
- Успенский собор
- во Владимире
- Дмитровский собор
- во Владимире
- София Киевская
- Храм Покрова на Нерли
- Украшались крестами
- и куполами
- Над их куполом крест
- В их основании крест,
- а над ним - купол
МХК - еще материалы к урокам:
- Презентация "Памятники средневековья на территории нашего края"
- Презентация "Критический реализм: Милле и Коро" 8-11 класс
- Конспект урока по МХК «Серебряный век русской культуры и события культурной жизни Франциина рубеже XIX – XX веков» для 6-7 классов ДШИ
- Конспект урока "В мастерской романтизма: художественная жизнь Франции в первой половине XIX века"
- Презентация "В мастерской романтизма: художественная жизнь Франции в первой половине XIX века"
- Конспект урока «Романтическая битва: Эжен Делакруа»