Презентация на тему "Искусство Древней Греции"
Подписи к слайдам:
Автор: Кулакова Д. С.
Материалы по предмету «Беседы об искусстве», 1 год обучения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» Основные особенности- Гармония
- Внимание к пропорциям
- Стремление к идеалу
- Чувство меры
- Метафоричность и поэтичность мышления
- Соразмерность человеку
- Идея космоса как упорядоченного и гармоничного целого
- Искусство Греции в своём развитии прошло 3 периода:
- Архаика (7-6 века до н.э.)
- Классика (5-4 века до н.э.)
- Эллинизм (3-1 века до н.э.)
- Этим периодам предшествовала эпоха формирования греческой культуры – Гомеровский период, в котором искусство представлено, в основном, керамикой.
- Архаика- период формирования основных идеалов и художественных приёмов в искусстве.
- Классика- период расцвета, наивысшая точка развития греческого искусства.
- Эллинизм- период утраты идеалов греческой культуры ,чувства меры и гармонии.
- В эпоху архаики происходит сложение классического типа храма под названием периптер.
- Ордер- это система, набор определённых архитектурных элементов, которые применяются при строительстве любого храма. Эти элементы не соединены механически, а взаимодействуют между собой, выражая идею соотношения несущих и несомых частей. Храм для греческого архитектора представлялся не бездушной конструкцией, а как бы живым организмом.
- Храм Геры в Пестуме. Дорический ордер. Архаика
Храм Артемиды в Эфесе.Реконструкция.Ионический ордер.
Классика.
- В эпоху ранней и высокой классики преобладали храмы дорического и ионического ордеров. В эпоху поздней классики и эллинизма наиболее популярным был коринфский ордер.
- Также в эпоху поздней классики и эллинизма появляются новые типы культовых построек : мавзолеи.
Галикарнасский мавзолей- одно из чудес света. Эллинизм.
Скульптура- В эпоху архаики было 2 типа круглой скульптуры: куросы и коры. Они олицетворяли идеал человека- юноши или девушки.
- Для этих статуй характерна статичная поза(нет движения), фронтальность(все части тела в одной плоскости, нет поворотов).
- В эпоху классики в скульптурах появляется движение, позы становятся более сложными, разнообразными, пропорции- более правильными.
Кора Курос
Известные скульпторы эпохи классики и их работы- Поликлет
- Мирон
- Фидий
- Пракситель
- Скопас
- Лисипп
- Разработал представление об идеальных пропорциях тела. Они были рассчитаны Поликлетом путём изучения многих людей. По мнению скульптора, размер головы составляет седьмую или восьмую часть. Ладонь равна лицу и составляет десятую часть от роста и т.д
Работы Поликлета
Дорифор (Копьеносец)
Диадумен( спотрсмен, увенчивающий себя
повязкой победителя)
- Также Поликлет начал использовать такой приём как контрапост – перенос веса тела на одну ногу, что придаёт позе естественность и живость.
- внёс в скульптуру решение двух задач: создание гармоничной и целостной скульптурной группы, в которой персонажи объединены композиционно и эмоционально, и передача активного движения.
- Одна из известных работ Мирона – скульптурная группа «Афина и Марсий», пример удачного решение проблемы скульптурной группы. Центром композиции была флейта, которую Афина только что выбросила, а Марсий хочет подобрать.
- Ещё одна известная работа Мирона- Дискобол. Это пример разработки проблемы движения в скульптуре.
Дискобол. Мирон.
Тираноубийцы . Автор неизвестен
Афина и Марсий. Мирон.
Фидий- Фидий – скульптор высокой классики, для его работ характерна живописность и богатая игра светотени, которая создаётся за счёт мягкой разнообразной моделировки объёмов и сложно расположенных складок одежды, плотно прилегающей к телу (эффект мокрой ткани).
- Фидий работал в эпоху наивысшего расцвета древнегреческой культуры ( 5 в. до н. э.) и города Афины – в век, называемый золотым веком Перикла.
Фидий с учениками руководил работами по восстановлению афинского Акрополя, в частности, оформил рельефами главный храм Акрополя – Парфенон.
Фидий. Панафинейские шествия (афиняне несут дары статуе Афины на Акрополе). Фрагмент фриза Парфенона.
Фрагмент фриза с изображением Панафинейских шествий.
Фидий. Три мойры (предположительно)– богини судьбы . Фрагмент рельефа с фронтона Парфенона.
Афина. Статуя , стоявшая в святилище Парфенона.
Статуя Зевса. Создана Фидием для храма Зевса в городе Олимпия. Одно из 7 древних чудес света.
Фидий был мастером хризоэлефантинной техники (когда каркас статуи делается из дерева и облицовывается пластинами слоновой кости и золота). Известны 2 его статуи в этой технике, обе не сохранились (можем судить о них по позднейшим копиям).
Скульпторы эпохи поздней классики Если скульптура высокой классики воплощала идеи гармонии и спокойной уверенности идеального гражданина греческого полиса, то в период поздней классики в скульптуре преобладают образы или чрезвычайно мягкие, женственные, изнеженные, или, наоборот, довольно грубые, драматичные, очень эмоциональные. Пракситель- Предпочитал мрамор, а не бронзу, как скульпторы ранней и высокой классики.
- Работы отличаются очень тонкой техникой обработки, мягкой, нежной моделировкой объёмов.
- Позы почти всегда похожи- опора на одну ногу, но при этом все на что-то опираются, а не стоят независимо и уверенно, как герои Поликлета.
Работы Праксителя
Гермес с младенцем Дионисом
Аполлон и ящерица
Отдыхающий сатир
Одна из наиболее прославленных скульптур Праксителя - Афродита Книдская, благодаря тому, что она стала первым в греческом искусстве изображением обнажённого женского тела. Не сохранилась. Известны позднейшие копии.
Скопас- В противоположность Праксителю, работы Скопаса очень эмоциональны, исполнены драматизма, напряжения, динамики, часто присутствует винтообразное движение. Скопас предпочитал не полировать поверхность мрамора, как это делал Пракситель, а оставлял её шероховатой, несколько грубой, что соответствовало характеру его образов.
Скопас. Танцующая менада. Новым в скульптуре является столь сложное движение, закрученное по спирали.
Битва греков с амазонками. Фрагмент рельефа Галикарнасского мавзолея.
Скопас. Голова раненного воина. С фронтона храма Афины в Тегее.
Лисипп- Работал в конце периода поздней классики, был любимым скульптором Александра Македонского
- Темы – атлеты, но не как победители, а как обычные люди. Герои и боги, например Геракл, но не в моменты триумфа, а в моменты усталости или раздумий (что делает их ближе к простому человеку).
- Одним из первых в греческом искусстве обратился к жанру портрета.
Лисипп. Отдыхающий Гермес
Лисипп. Апоксиомен (спортсмен, счищающий грязь)
Лисипп. Портрет Александра Македонского.
Лисипп. Геракл.
- В эпоху эллинизма в скульптуре наблюдается чрезмерная эмоциональность, драматизм, напряжённость поз, преувеличенная мимика и движения.
- Характерен интерес к людям разных возрастов и национальностей, что говорит об утрате идеала.
- Появляются бытовые сюжеты.
- Монументальная живопись практически не сохранилась, однако описания современников и позднейшие римские копии свидетельствуют о том, что греческие живописцы периода поздней классики владели приемами светотеневой моделировки, показа движения, разрабатывали проблему передачи идеальных пропорций тела, а также эмоционального состояния персонажей.
Фреска «Персей и Андромеда» – римская копия с работы живописца Никия.
- Техники живописи : мозаика , фреска, энкаустика (восковые краски).
- Цветовая гамма не отличалась богатством, в основном использовались чёрный и белый, различные оттенки коричневого, жёлтый , красный и синий цвета.
- В отличие от монументальной и станковой живописи, росписи керамики сохранились значительно лучше и в больших количествах.
- В греческой вазописи существовало 2 основных стиля : чёрнофигурный ( в эпоху архаики) и краснофигурный (эпоха классики).
В гомеровский период керамические вазы имели ритуальное значение и ставились на могилах как надгробия. Высота их иногда достигала 2 метров.
Мастера-вазописцы пользовались известностью, например, до наших дней дошло имя мастера Эксекия, работавшего в чёрнофигурном стиле.
Эксекий. Амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости.
Для чёрнофигурного стиля характерны лаконичность форм, внимание к линии, акцент на силуэт, мало деталей. Чтобы силуэт был более выразительным, используются такие приёмы как стилизация и гипербола. Большое значение имеет ритм. Тематика чёрнофигурных росписей – спорт и мифы.
Ки́лик — древнегреческий сосуд для напитков, плоской формы на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые не превышают по высоте кромки самой чаши.
Эксекий. Килиик с изображением мифа о Дионисе и морских разбойниках.
Эксекий. Амфора с изображением самоубийства Аякса.
Краснофигурный стиль- Распространился в эпоху классики
- Отличается более сложными ракурсами и движениями персонажей, разнообразными позами, большим количеством деталей
- Появляются бытовые сюжеты
Другим прославленным мастером был Евфроний, живший в эпоху классики и писавший в краснофигурном стиле.
Евфроний. Псиктер (сосуд для охлаждения жидкостей)с изображением пирующих гетер.
– Ласточка, вот она, ласточка!
— Да, клянусь Гераклом!
—Вот она!
«Наступает весна» - пояснение автора.
Евфроний. Пелика (особый тип сосуда, назначение которого до конца не выяснено)с ласточкой.
Литература- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007
- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
- Давыдова Л.И. Искусство Древней Греции. Серия «Твой Эрмитаж». СПб, 2008
- История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность/Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. 3-е изд. М., 1979
- pxhere.com
- ancientrome.ru
- historie.ru
МХК - еще материалы к урокам:
- Тест "Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарроти" 11 класс
- Тест "Художественно-эстетическое воспитание в ДОО"
- Презентация "Живопись художника мороза"
- Тест "Гжель. Городец. Хохлома. Жостово" 5 класс
- Презентация "Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве"
- Презентация "Малые голландцы"