Презентация "Преподобный Сергий Радонежский - покровитель учащихся и учащих"

Подписи к слайдам:
«Преподобный Сергий Радонежский – покровитель учащихся и учащих» Руководитель: Боткина Гульнара Маратовна, учитель русского языка и литературы г. Томск Цель проекта:
  • понять величие духовного подвига заступника русской земли преподобного отца Сергия;
  • воспитать интерес и уважение к духовным центрам православной культуры, в частности, к самому молодому храму города Томска – храму преподобного Сергия Радонежского.
Задачи проекта:
  • изучить жизнь и деяния преп. Сергия Радонежского;
  • рассмотреть значение встречи преп. Сергия Радонежского и Дмитрия Донского для всей России;
  • обогатить словарный запас путем обращения к жанру духовной литературы, иконописи;
  • проследить духовную связь между Свято – Троицкой Сергиевой Лаврой и храмом святого Сергия Радонежского в г.Томске;
  • информирование школьного сообщества о самом «молодом» томском храме, основанном в честь духовного покровителя учащихся и учащих преподобного Сергия Радонежского и его основателе Г. И. Тригорлове, совершившем нравственный подвиг
Гипотеза:
  • Улучшить качества обучения и поведения в классном коллективе.
Новизна:
  • Жизнь Сергия Радонежского и нравственный подвиг Тригорлова.
Православная икона «Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги.» Икона-вид живописи особого рода. Как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждого православного храма. Иконам поклонялись, от них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага. Словарь терминов
  • Левкас ( от греч. Leukos- белый), традиционный для русской иконы грунт в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею.
  • Темпера (от итал.temperare- смешивать краски), живопись красками, связующим веществом которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея.
  • Парсуна (искажение слова «персона», от лат.persona-личность, лицо), условное наименование рус. портретной живописи 17 в. Парсуны изображали реальные исторические лица, ни техникой исполнения, ни образной системой не отличались от произведений иконописи.
Значение цвета в мире иконы 1.Золотой - символ радости, блаженства, вечности; Божественная энергия. 2.Пурпурный - цвет Вечности, утра, возрождения, знак царственной Сущности Христа. 3.Красный - символ тепла, любви, жизни. Символ Воскресения. Вместе с тем- цвет мученичества, крови Христа, страдания и смерти. 4.Зеленый - цвет зелени, юности, цветения, надежды. 5.Белый - символ Божественного света, чистоты, святости, простоты. 6.Синий (голубой) - бесконечность неба, символ иного, вечного мира. 7.Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. 8.Черный - символ зла и смерти. Отказ от земных удовольствий. Преп. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Преп. Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Иконы Сергия Радонежского Изображения святого Использования цветов. (Чаже всего иконы использовались в золотых тонах) икона Сергий Радонежский, серебряный оклад, серебро, горячие эмали, филигрань, перегородчатая эмаль. Икона была написана : Андрем Юрьевич Боголюбский

Икона "Сергий Радонежский" (живопись) липовая доска, левкас, масло.

Икона была написана : Глебом Расщепкином

Интересные факты
  • В честь Сергея Радонежского было сделано много интересных вещей : кулоны , кольца , иконы , кресты и даже возвышен памятник, который установлен в городе Москве.
Список рекомендуемой литературы
  • Аванта + Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. Ч.1.под. ред.Н.Масолина, Д.Володихина. М.,2003.
  • Данилова И.Е.Фрески Ферапонтова монастыря.М.,1970.
  • Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий.Каталог…,Л.,1982.
  • Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы:М., Наука, 1978.
  • Лихачёв Д.С.Тысячелетие культуры. Альманах библиофила. 1989 №6.
  • Лосев А.В. Проблема символа и реалистическое искусство. Статьи и материалы:М.; Наука, 1976.
  • Петрухин В. Древняя Русь. М.2000.
  • Петров- Странский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология.М:Терра, 1999.
  • Семёнова М. Мы-славяне. Популярная энциклопедия.СПб.1999.
  • Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. М.,1995.
  • Сергеев В.И. Рублёв. М.,1981.
  • Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Библиографический справочник. М.,1997.