ПРОЕКТ
учащихся 6 класса
МАОУ « Аландская средняя общеобразовательная школа»
Координатор –учитель литературы Моисеенко А.А.
Словесные и живописные портреты крестьян
По рассказам И.С. Тургенева
« Записки охотника»
Иван Сергеевич Тургенев
на охоте.
Этюд художника Н.Д.Дмитреева-Оренбургского.
1879 г.
Первый рассказ сборника «Хорь и Калиныч» (1847) представляет два типа крестьян. Хорь — мудрый хозяин — удачно ведёт своё дело, богатеет, правильно воспитывает детей.
Автор полушутливо-полусерьёзно сравнивает его с великим финансистом. Хорь глубоко судит о людях и обстоятельствах, так что молодому охотнику интересно беседовать с ним
. Калиныч представляет другой тип людей. Он — артистическая натура, тонко понимает и чувствует природу, поэтому с удовольствием, без всякой корысти бродит по лесу со своим барином-охотником.
В рассказе «Певцы» (1853) Тургенев показывает чрезвычайно одарённого певца из народа Яшку Турка Этот молодой фабричный поёт так, что трогает до слёз слушателей — завсегдатаев Притынного кабачка и самого автора, человека образованного, слышавшего на своём веку прекрасных профессиональных певцов. Яшка нигде не учился, но от природы имеет необыкновенный музыкальный талант, который проявился в состязании с рядчиком (так называют второстепенного подрядчика, который отвечает только за часть работы) из Жиздры.
Все слушатели, присутствующие в кабачке, — простые, необразованные люди, но автор замечает, какая у них отзывчивая на красоту душа. Все они улыбаются и даже пританцовывают, когда слушают весёлую плясовую песню рядчика. А потом, слушая протяжную лирическую песню Яшки Турка, рыдают, откликаясь на грустную мелодию. Слушатели единодушно, включая самоуверенного щеголеватого рядчика, признали победу Яшки Турка. Почему? Может быть, они интуитивно почувствовали отличие истинного таланта от ремесленничества. А может быть, русскому человеку ближе «светлая грусть», чем беззаботное веселье.
« Певцы »
- Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех ,одеты й в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щёки, большие беспокойные серые глаза , прямой нос с тонкими , подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные , но красивые выразительные губы – все это лицо изобличало человека впечатлительного и страстного.
« Бежин луг »
- Рассказ посвящен крестьянским мальчикам старой, крепостнической деревни середины XIX века.
- Рассказ не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказа « Певцы». В них русский крестьянский мир показан в его одаренности и духовной красоте и в то же время обнажен трагизм положения.
ФЕДЯ, ПАВЛУША.ИЛЮША , КОСТЯ И ВАНЯ –
ПЯТЬ МАЛЬЧИКОВ .КОТОРЫЕ СТЕРЕГУТ ТАБУН
ВОЗЛЕ РЕЧКИ СНЕЖЕДЬ НА БЕЖИНОМ ЛУГУ.
КАЖДЫЙ ИЗ НИХ –ХАРАКТЕР,В КАЖДОМ
НЕПОВТОРИМАЯ ДУША,
Лицо ИЛЮШИ
« было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились. Сдвинутые брови не расходились- он словно все щурился от огня. Его желтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . Которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были почти новые лапти и онучи. Толстая веревка , три раза перевитая вокруг стана . Тщательно стягивала его опрятную черную свитку».
КОСТЯ -
« мальчик лет десяти , возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико. Худо, в веснушках, к низу заострено. Как у белки; губы едва было можно различить ; но странное впечатление производили его большие . Черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось , хотели что-то высказать ,для чего на языке , -на его языке, по крайней мере ,- не было слов. Он был маленького роста , сложенья тщедушного и одет довольно бедно.»
ФЕДЯ
«…был мальчик , с красивыми и тонкими , немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
…на нем была пестрая ситцевая руба с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках ; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги- не отцовские.»
У Павлуши
« волосы были всклоченные, черные.,глаза серые,скулы широкие, лицо бледное, рябое. Рот большой, но правильный, вся голова огромная ,как говорится,с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый- что и говорить -…глядел он умно и прямо.
Да и в голосе у него звучала сила.
Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»
« Бирюк »
«Я посмотрел на него. Редко мне приходилось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»
И.С.Тургеневу не раз приходилось наблюдать унижение человеческой личности.
Бирюк-угрюмый .,мрачный, нелюдимый , одинокий человек.,имеющий хмурый и мрачный вид. Он беден и несчастен, остался с двумя детьми, когда сбежала жена.
Бирюк, «человек подневольный»,
отпускает мужика, зная, что не ради корысти , не ради наживы, а от безысходности , тот пошел на злодеяние. Его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием .
Описывая подневольный и обездоленный народ. , писатель показывает , что герой смог сохранить свое сердце, свою душу, способность сопереживать и всем существом своим откликаться на добро и ласку..Беспросветная жизнь не убивает в людях человечность.
В рассказе « БУРМИСТР» (1847)
описывается совершенно затравленный старый крестьянин Антип, которого бурмистр Софрон доводит до отчаяния: сдаёт в рекруты всех трёх сыновей Антипа, забирает корову за недоимки, избивает старуху жену. Антип не может противостоять Софрону, он надеется на справедливое решение барина и действительно жалуется на бурмистра господину Пеночкину, целует у него руки и плачет.
Однако барин не торопится рассудить по справедливости двух своих рабов — бедняка Антипа и бурмистра Софрона.
Так Тургенев показывает обычную жизнь крестьян, горестную и беспросветную.
Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян « Записки охотника» сыграли большую роль.
- Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга « Записки охотника» послужили делу освобождения крестьян. «
- Аннибалова клятва» писателя была выполнена.
« Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее ненавидеть и напасть на него… Враг этот был- крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца-с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва.»
И.С.Тургенев.