Конспект урока "Н.В. Гоголь: страницы жизни писателя. "Петербургские повести". Повесть "Невский проспект"" 9 класс
1
Алиева Светлана Викторовна,
Учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ «Школа здоровья» №883 г. Москва
Класс 9
Тема: Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».
Повесть «Невский проспект»
2
Н.В.Гоголь: страницы жизни писателя. «Петербургские повести».
Повесть «Невский проспект»
Он пробудил в нас сознание о нас самих - вот его истинная заслуга…
Н.Г.Чернышевский
Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ
Цели урока:
расширение представлений девятиклассников о Гоголе как человеке и писателе,
раскрытие особенностей художественного мастерства Гоголя–писателя.
Задачи урока:
формировать литературоведческие понятия (лаконизм, подтекст, психологизм, художественная
деталь, юмор);
развивать умение анализа художественного текста;
формировать навык конспектирования лекции и рассказа учителя;
воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя, любовь к чтению, положительное
отношение к предмету.
Навыки, приобретенные учащимися: навыки внимательного слушания и запоминания, анализа
произведения, выступления с сообщением, конспектирования, развития речи, общения.
Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и
письменная.
Формы организации работы учителя: лекция, аналитическая беседа, введение портрета и
иллюстрации, организация конспектирования, демонстрация слайдов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска
Ход урока:
Этапы урока и их содержание
№ слайда
1. Организационный момент.
Объявление темы, целей и задач урока.
Постановка технической задачи: запись в тетрадь основных событий жизни
писателя, художественных особенностей его рассказов.
2. Очерк жизни и творчества писателя (лекция с элементами беседы и
выступлениями подготовленных учащихся.)
Н.В.Гоголь. Годы жизни писателя - 1809-1852.
Рассказ подготовленного ученика о детских годах Н.В.Гоголя.
Рассказ подготовленного ученика об учебных годах Н.В.Гоголя и о первой
романтической поэме «Ганц Кюхельгартен»
Первый период творчества Н.В.Гоголя (1829-1835г.- «Вечера на хуторе близ
Диканьки» (1831- 1832), «Миргород» , « Арабески»(1835г.)
Второй период творчества Н.В.Гоголя (1835г.-1842г -
«Ревизор», «Мертвые
души», «Сочинения» в 4-х томах.)
Третий период творчества Н.В.Гоголя (1842-1855- Работа над вторым
томом «Мертвых душ»,1847г. – публикация книги «Выбранные места из
переписки с друзьями», 1852г.- сожжение 2 тома «Мертвых душ» и личных
бумаг
1. Рефлексия: Кто самый внимательный?
• В каком городе родился Н.В.Гоголь? (20 марта 1809г, Большие Сорочинцы
Миргородского уезда Полтавской губернии)
• Какое образование получил Гоголь?(Нежинская гимназия высших наук князя
№ 1
№ 2
№ 3-6
№ 7-8
№ 9
№ 10
№11
3
А.А.Безбородко)
• Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в
комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
• Назовите первое опубликованное произведение Гоголя. (1829г, идиллия «Ганц
Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов)
• В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (в Петербурге, 1836
г., 19 апреля, Александрийский театр)
• Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? ( «На зеркало неча
пенять, коли ржа крива»)
• Назовите авторов памятников Гоголю в Москве. ( Скульпторы: Н.А.Андреев и
Н.В.Томский)
Слово учителя.
Гоголь готов встать над враждой, помирить несоединимое, навести мосты над бездной. Он
уже заглянул в неё, он видит её чернеющий прорыв. Но, как радуга над миром, встаёт
над миром Гоголя его светлый смех. Смех, орошённый слезами.
И. Золотусский
Жизнь Н.В.Гоголя, если сравнить её с биографией других русских писателей, была
спокойной и благополучной. Его не арестовывали и не ссылали, как Пушкина и
Лермонтова, палач не набрасывал ему петлю на шею, как Рылееву, он не переживал, стоя у
столба с завязанными глазами, ожидая расстрела, как Достоевский. Для него не нашлось
Дантеса или Мартынова, он не был вынужден покинуть родину и умереть изгнанником,
как Герцен.
И все же короткая жизнь Гоголя ( неполных 43 года) была исполнена трагизма, а в
могилу его свели не болезнь и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания
других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло.
Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Блажен незлобивый поэт»
2. Рефлексия: Кто самый внимательный?
О каких двух типах писателей говорит Некрасов в этом стихотворении?
Как вы поняли строчки:
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья?
(В эпоху борьбы против крепостничества и самодержавия русские передовые деятели
могли выразить сою любовь к России, к её народу только «враждебным словом
отрицанья». Истинно любить закабаленный нард – это значит питать ненависть к его
поработителям, жить печалью и гневом. Иного пути не было)
3. Сообщение подготовленного учащегося: История создания цикла
«Петербургские повести»
Еще в 1833 г. Гоголь задумал “книгу” под названием “Лунный свет в разбитом
окошке чердака на Васильевском острове в 16-й линии”, – отражение социальных
противоречий большого города, “стирающее границы между действительностью и
иллюзией в общем таинственном колорите (лунный свет)”.
Тема эта и была отчасти реализована им в “Невском проспекте”, повести очень
личной для Гоголя. В ней получили отражения его первые впечатления и первые
разочарования от северной столицы, все градации чувств, начиная от
представления о Петербурге как средоточии разнообразнейшей человеческой
№13
4
деятельности, месте приложения самых разных сил и способностей, – и вплоть до
картины города “кипящей меркантильности” и развращающей роскоши, в котором
погибает все чистое и живое. Начало повести, где Гоголь давал блистательный
портрет Невского проспекта в разное время суток, напоминал в жанровом
отношении физиологический очерк. Введением двух контрастных и все же
сопоставимых между собой героев, Пискарева и Пирогова, Гоголь повторил
сюжетный прием “сравнительного жизнеописания”, разработанный им, как уже
говорилось, в “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем”. Сам сюжет – история гибели художника в столкновении с грубой
и пошлой действительностью – был довольно широко распространен в
романтической литературе (у Гоголя он дополнительно осложнялся историей
торжествующего пошляка – Пирогова). Но, пожалуй, самым неожиданным в
повести было последовательное переосмысление Гоголем романтического
мироощущения. Так, мадонна Перуджино, с которой художник Пискарев внутренне
сравнивал встретившуюся ему красавицу, оказывалась падшей женщиной. “Певец
прекрасного” Ф. Шиллер, проповедовавший (точнее, имевший репутация
проповедника) единство красоты и добра, оказывался на деле “жестяных дел
мастером с Мещанской улицы”. Одним словом, как писал Ю. В. Манн, “жизнь в
поэзии” (формула немецкого романтика Гофмана в новелле “Золотой горшок”) у
Гоголя решительно (и, добавим, сознательно) не удавалась.
6. Аналитическая работа с текстом повести «Невский проспект»:
Невский проспект — «место, где показываются люди», где встречаются
обитатели столицы «всех мастей, чинов и званий», где ценятся «перстни,
сюртуки, башмачки»…
• Назовите героев повести
• Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?
• В чем вы видите особенности изображения Невского проспекта?
• Почему Гоголь дал такие фамилии героям?
• Определите завязку сюжета повести
• Охарактеризуйте среду, из которой вышли герои
• Какова роль сновидений в рассказе о Пискареве?
• Назовите главные черты гоголевского героя.
• Почему Гоголь для своих героев выбрал такие профессии?
• Как отнеслись герои к своим поражениям?
7. Сообщения учащихся:
повесть «Портрет»
повесть «Нос»
повесть «Шинель»
8. Домашнее задание:
1. Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мертвые души»
2. Индивидуальное задание: сообщение по теме «История создания поэмы»
9. Выставление оценок за урок.
№14
№15
№16
№17
№18
№19
№20
№21-22
№23
№24
№25
№26
№27-29
№30-31
5
Материал для учащихся
Биография Н.В.Гоголя
http://www.ngogol.ru/bio
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье
помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви
села Диканька.
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со
стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович
оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей
фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода
от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот,
впрочем, не находит достаточного подтверждения.
Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском
почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне
Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой
красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В
семье, помимо Николая, было еще пятеро детей
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина).
Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего
родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные
предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах
находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал
комедии, будучи также его актером и дирижером.
В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в
1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на
квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается
живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным
успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет
элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру
"Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским
(1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте,
Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а
весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц
Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее
снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение
Гоголя.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и
публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в
департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом
известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое
разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих
произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти
всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.),
чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом
по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба",
запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою
6
суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер
общеевропейской истории.
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был
Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на
вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже
занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля.
25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за
границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за
продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в
1835 г., до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько
глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в
Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее
его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает
"нынешний труд" как "священное завещание" поэта.
В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II).
Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.
В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению
глав "Мертвых душ" — вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у
Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг
был всеобщий.
В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя,
обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей,
граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед
отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь
проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м
томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке
собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как
цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу — период
напряженной и трудной работы над 2-м томом "Мертвых душ".
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для
отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается
полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с
одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или
в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го
тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ" —
"Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны
"пути и дороги" к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности,
отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846
г.) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея
"сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина)
преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало
на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга
выполняла двоякую функцию — и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой
его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей — сомнение в действенной,
учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего
долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.
7
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики
настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию.
Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для
меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив".
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики,
новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг — "дабы окунуться покрепче в
коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым
местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после
паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть
времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах —
Малороссии.
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних
числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила
смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает
предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности
своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется
и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном
виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21
февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова
монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -
И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!
Н.А.Некрасов. 21 февраля 1852г.
Список использованных источников
1. Биография Н.В.Гоголя
http://www.ngogol.ru/bio
2. .И.Турьянская, Л.Н.Гороховская, Е.В.Комисрова, Г.И.Михеева. Методические
рекомендаций «Урок за уроком». М: «Русское слово», 2002
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "В творческой мастерской поэта. История и современность в стихотворении Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года»" 11 класс
- Интегрированный урок "В творческой мастерской поэта. История и современность в стихотворении Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года»" 11 класс
- Презентация "Своя игра по басням" 5 класс
- Презентация "Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875) "Король человеческих душ"" 5 класс
- Презентация к 120-летию Есенина С.А. "Я говорю вам о любви"
- Тест по пьесе Шекспира "Ромео и Джульетта"