Конспект урока "Нравственные уроки сказа П.П. Бажова "Синюшкин колодец"" 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Долгодеревенская средняя общеобразовательная школа»
Сосновского района Челябинской области»
Конспект урока по литературе
в 5 классе
Нравственные уроки сказа П.Пажова
«Синюшкин колодец»
Автор разработки: Волкова Елизавета Ураловна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Долгодеревенское
2013
Тема «Нравственные уроки сказа Пажова «Синюшкин колодец»
...Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье,
а есть и такие, что вместо фонарика впереди.
П.П. Бажов
Цели урока:
Обучающая: ввести учащихся в художественный мир сказа «Синюшкин колодец»;
закрепить представление о том, что сказы П.П.Бажова влияют на формирование
нравственных ценностей читателей; уметь давать характеристику героям
произведения, сравнивая их, выявлять их роль в раскрытии социально-нравственного
смысла сказа. Разграничивать понятия «реальность и фантастика» в сказе; определять
жанровые особенности сказки и сказа.
Развивающая: провести наблюдение над языком художественного произведения;
формировать навыки аналитической работы с текстом; развивать читательскую
наблюдательность, умение выделять важные смысловые части произведения и
понимать авторский замысел; выразительно читать, анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству П.П.Бажова, чьи произведения
преподносят читателю уроки нравственности. Донести до сознания детей мысль, что
русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов
духовного порядка.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка книг со сказами П.Пажова.
Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-беседа.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству Павла Петровича Бажова, знаменитого
уральского писателя, человека удивительной судьбы и исключительного дарования.
Сказы П.П.Бажова особенно дороги для нас, потому что они о нашей родине – об
удивительной красоте величественного Урала, о несметных богатствах его недр, о народных
традициях, хранящих в себе тепло души мастерового народа.
-Вспомним, чем сказ отличается от сказки?
Сказка Сказ
- вымысел; - описание реальных
- сказочные герои и события; событий с элементами
- сказочные предметы; вымысла;
- традиционное построение. - главная тема – жизнь и
быт рабочих Урала;
- главные герои – рабочие,
мастера, добытчики;
- есть сказочные герои и
события;
- есть волшебные предметы;
- присутствует рассказчик
Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что «в сказе есть элемент действительной
истории, что в его основе лежит истинное происшествие, там есть и волшебство, есть
и совершенно реальное отражение жизни…»
-Какие сказы (из прочитанных ранее) можно привести в пример для подтверждения этого
суждения? Что в них необычного?
«Серебряное копытце», «Огневушка - поскакушка», «Голубая змейка», «Медной горы
Хозяйка», «Каменный цветок». Павел Петрович Бажов показал в сказах быт и
тяжёлые условия труда людей, живших на Урале до отмены крепостного права.
Главные герои сказов - люди честные, справедливые, талантливые, трудолюбивые,
сильные духом; творчеством и смекалкой этих людей всегда славилась земля
уральская. Это и есть «… совершенно реальное отражение жизни…»
Но в этих сказах реальность сливается с фантастикой. Проводниками между реальным
и волшебным мирами служат фантастические существа: Медной горы Хозяйка,
Серебряное копытце, Огневушка - поскакушка, Голубая змейка. Они наделены
лучшими человеческими качествами души. Волшебство героев заключается в их
способности наказывать корыстолюбивых и жадных и одарять чистых душой,
талантливых и трудолюбивых.
- Что можно сказать о речевой особенности сказа?
Повествование ведется от лица рассказчика. Ярко выделяется такая речевая
особенность, как обращение рассказчика к слушателям. Речь повествователя
наполнена диалектными и устаревшими словами, пронизана живой разговорной
интонацией.
Рассказывая о мастерстве уральских умельцев, отражая своеобразие старого
горнозаводского быта, он употребляет в своей речи пословицы и поговорки,
созданные рабочими, старателями.
Проверка домашнего задания
(Домашнее задание было дано на закрепление знаний, полученных на уроке.)
Прочитать и определить основные признаки сказа в произведении «Синюшкин колодец»
(заполнить последний столбик таблицы), сделать вывод.
Сравнение
Сказка
Сказ «Синюшкин колодец»
1.
Зачин и концовка
Традиционные. Добро
побеждает зло.
Отсутствуют. Концовка – трагическая.
2.
Выразительные
средства
Эпитеты, повторы,
сравнения, сказочные
формулы.
Сравнение, пословицы, поговорки,
диалектные и устаревшие слова. Язык
сказа вводит читателя в атмосферу
жизни горных мастеровых.
3.
Герои
Волшебные
Реальные люди - старатели на
Зюзельском прииске.
Волшебное существо - бабка
Синюшка.
4.
Характеры героев
Положительные или
отрицательные
Характеры героев связаны с
социальным статусом.
5.
Испытания героев
Испытания повторяются
три раза.
Три испытания, которые нужно было
выполнить главному герою - Илье.
6.
Мечта героев
Любовь, счастье, богатство,
благополучие
Любовь и счастье
противопоставляется богатству.
7.
Место действия
Вымышленное
Реальное, в нём живет рассказчик
(Урал, посёлок Зюзельский)
8.
Образ рассказчика
Отсутствует
Рассказывая, повествователь даёт
оценку происходящему.
Вывод: «Синюшкин колодец» - это сказ, в нём реальность сливается с волшебством. В сказе
описывается существующее ныне место действия - посёлок Зюзельский с его окрестностями.
Герои – обыкновенные люди – старатели, работающие на прииске. Присутствует рассказчик,
он даёт оценку происходящему. Его речь наполнена диалектными и устаревшими словами.
Есть пословицы и поговорки. Так язык сказа вводит читателя в атмосферу жизни горных
мастеровых. Концовка произведения – трагическая.
Сказ похож на сказку, так как в нём есть волшебное существо – бабка Синюшка. Эта
героиня – хранительница природных несметных богатств. Её присущи человеческие качества
характера. Волшебница оценивает человека по его поступкам. Главный герой Илья –
обыкновенный человек, но с ним происходят необыкновенные, фантастические
приключения. Как и сказочный герой, он проходит три испытания, женится на красавице.
Изучение нового материала
Работа по сказу «Синюшкин колодец»
Вступительное слово учителя.
Сказы Павла Петровича Бажова - это кладезь мудрости народной и в то же время
сокровищница писательского мастерства.
Ценность сказов заключается в том, что автор ставит в них проблемы нравственности,
духовной красоты и достоинства человека. Поучительность произведений уральского
писателя бесспорна. Писатель хотел, чтобы читатели извлекали из его произведений
нравственные уроки для воспитания своей души.
Сегодня на уроке мы будем определять, какие нравственные уроки преподносит нам,
читателям, сказ Павла Петровича Бажова «Синюшкин колодец».
Аналитическая беседа
«Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Огневушка-Поскакушка», «Жабреев ходок»,
«Травяная западёнка», «Тяжёлая витушка», «Ключ земли», «Синюшкин колодец» - цикл
сказов П.П.Бажова, посвящённых добытчикам золота и дорогих камней - самоцветов.
В записных книжках П.П.Бажова так дано описание места действия произведения: «Места
тут глухие – тайга, топи, ни дорог, ни тропинок. Отыщет старатель жилу богатую,
заприметит место, знаки, какие надо, оставит; назавтра придёт ни примет, ни знаков.
Сколько ни ищи – не найдёшь. Будто в колодец провалились. Так и звали эти богатые
заколдованные места – Синюшкин колодец. Почему Синюшкин? Ответ ясен: синюха,
синюшка – болотный газ».
Безысходность, нужду и бесправие старателей отражают пословицы уральского фольклора:
«Золото моем – голосом воем. Золото добываем – себе могилу копаем». «Через золото слёзы
льются. Золото вынимает из человека душу. За золотом погонишься, разум потеряешь», -
народная мудрость предупреждает о коварстве золота, о его негативном влиянии на
человека. Вот и в сказе «Синюшкин колодец» бабка Лукерья, умирая, предостерегает внука
Илью от «худых думок» - думок о золоте - деньгах и богатстве.
Проблемный вопрос: «Ребята, быть богатым это счастье?»
-Почему бабка Лукерья не придаёт ценности богатству и деньгам?
«Хуже их нету. Человеку от таких думок одно расстройство и маета
напрасная…комочками приходит, пылью уходит, на человека тоску наводит.
Про это не думай, себя не беспокой!»
Многое повидала бабка Лукерья на своём веку. В её наставлении мудрость
жизни: « Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя
ладно пойдёт, гладко покатится. И белый день взвеселит, и тёмна ноченька
приголубит, и красное солнышко обрадует».
Вот и хочет она помочь сироте-внуку определиться в жизни, объяснить, что
счастье человека не в деньгах и богатстве, а в умении жить честно и правдиво:
«Ходи весёленько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий
сон увидишь».
- Кто является хранителем несметного богатства, о котором все мечтают?
Волшебное существо – бабка Синюшка. Рассказчик утверждает: «Где она сидит, там
и богатство положено. Сживи Синюшку с места, - и откроется полный колодец
золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла».
-Кому, по словам бабки Лукерьи, оно может принести счастье?
«Это когда бабка Синюшка красной девкой обернётся да сама своими рученьками
человеку подаст. А даёт Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой
душе. Больше никому».
- Что известно о главном герое сказа?
Рассказчик подчёркивает, что у главного героя жизнь была несчастливой, с малых лет
познал, что такое труд от зари до зари: « Илья, прямо сказать, вырос на прииске».
В начале сказа говорится, что он «бобылём остался – всю родню схоронил». Бобыль -
одинокий, бессемейный человек: «Илья возрастной парень был, давно в женихах
считался…»
- Какое наследство получил Илья от родных?
«И от всех ему наследство досталось. От отца - руки да плечи, от матери - зубы да
речи, от деда Игната - кайла да лопата, а от бабки Лукерьи - особый поминок»
- Какой смысл вложил писатель в эти слова? Что же досталось Илье?
Слово наследство обычно воспринимается как богатство. На самом же деле, от отца
Илья унаследовал физическую силу; от матери - весёлость, умение не теряться в
трудных ситуациях, находить в споре острое словцо; от деда - любовь к труду и
рабочую профессию. А от бабки Лукерьи особый поминок, который, на первый
взгляд, представляется только старым решетом с собранными в нём перьями.
-Что же случилось с бабкиным поминком?
Кто-то из решета «начисто выгреб» перья. «Только три пёрышка зацепились в
решётке: беленькое, чёрненькое, рыженькое»
- Почему Илья решил сберечь эти три пёрышка?
Как дорогую память о родном человеке. «Пожалел Илья, что не уберёг
бабкин
поминок»
, ведь «бабка от всей души старалась». И чтобы помнить наказ бабки
Лукерьи, прикрепил
три пёрышка
на шапку: «А он, видать, для жизни
полезный. Всегда его в памяти держать надо».
-Вспомним, как к наказу отнёсся Илья. Как это характеризует героя?
В тексте: «Поклонился тут Илья бабке: «Спасибо тебе, бабка Лукерья, за перья, а
пуще того за наставление. Век его не забуду».
Герой с любовью относится к бабке Лукерье и искренне благодарит её за мудрое
наставление. Илья – человек доброй души, воспитанный в нравственности и
духовности.
- В чём заключается ценность наказа бабки Лукерьи?
В наставлениях бабки Лукерьи выражается нравственный идеал уральского народа:
быть жизнерадостным, сильным, трудолюбивым, не обеднять свою жизнь корыстью и
завистью.
Бабка Лукерья верит, что можно добиться счастья, если ты «горазд да удал, да
простая душа». «Тогда и белый день взвеселит, и тёмна ноченька приголубит, и
красное солнышко обрадует». В этом и заключается
нравственная
ценность наказа
бабки Лукерьи.
Если от бабки Лукерьи Илья получает в наследство нравственные заветы о том,
каким быть, как жить, как трудиться, как ладить с людьми, то бабка Синюшка
испытывает героя на прочность: утвердился ли он в этих жизненных правилах. Об
этом говорят встречи Ильи с Синюшкой. Разберём подробно каждую встречу.
Работать будем в парах.
Самостоятельная работа в парах
Карточка (1 ряд)
Первая встреча с бабкой Синюшкой
Какой предстаёт Синюшка перед Ильёй?
Чем и как испытывает Синюшка Илюху при первой встрече?
Почему после этой встречи Илюха сказал старателям, смеявшимся над его
наследством: «Да, может, я эти перья на весь господский прииск не променяю»?
Какую роль сыграл в этом эпизоде Кузька Двоерылко? Что узнаём о нём?
Карточка (2 ряд)
Вторая встреча с бабкой Синюшкой
Почему Илья решился на вторую встречу с бабкой Синюшкой?
Что изменилось в образе бабки Синюшки? Почему?
Чем и как испытывает Синюшка Илюху при второй встрече?
Почему Двоерылко следил за Ильёй? Что задумал?
Карточка (3 ряд)
Третья встреча с бабкой Синюшкой
Почему третья встреча с Синюшкой – самая опасная для Ильи?
Чем искушает бабка Синюшка главного героя?
В пользу чего делает выбор Илья? Что он предпочитает богатству?
За что Синюшка одарила Илью? Почему погубила Кузьку?
Закрепление и обобщение
- Раскрыть замысел автора помогает построение сказа, имеющее два смысловых центра
(бабка Лукерья — бабка Синюшка). Они связаны со всеми событиями жизни главного героя
- Ильи. Основные эпизоды авторского повествования - наставления бабки Лукерьи внуку и
три встречи Ильи с Синюшкой. Особая роль отведена герою, который «около золота
околачивался, своё смышлял…»- Кузьке Двоерылко, ровеснику Ильи.
Бабка Лукерья Илья Бабка Синюшка
Двоерылко
Рассказчик не скрывает своего отношения к героям. Если Илье он сочувствует: «Остался
Илюха один-одинёшенек, сам большой, сам маленький»; и подчёркивает, что он «парень
ядрёный да могутный, крутой да весёлый..кончил работу- поел да песню запел, а то и в пляс
пошёл…»; то Кузьке Двоерылко он даёт нелестную характеристику: « чужое в свой
карман прибрать Двоерылко мастак был… Одним словом, ворина…Крепко завидовал
Илюхе…украл пёрышки…»
Нравственные принципы Ильи и Кузьки выверяются бабкой Синюшкой.
Три встречи главного героя-Ильи с бабкой Синюшкой – это своеобразное единоборство
героев. В двух эпизодах встречи с Синюшкой Илья выдерживает проверку на силу,
смелость, удальство, сообразительность, остроту ума. В третьем он сталкивается с самым
опасным искушением - возможностью лёгкого обогащения. Для этого Синюшка предлагает
Илье всякие богатства своего колодца: груды драгоценных каменьев, золотого песка и
самородков, которые подносят ему девицы-красавицы.
И только уверившись, что Илья
следует нравственным заветам бабки Лукерьи, что перед нею бескорыстный и честный
человек, Синюшка предстаёт перед ним простой девчонкой, которую ему так хотелось
увидеть. Героя поражает не только красота девушки, но и то, что она своим обхождением:
«Прими-ка, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца», - напоминает ему бабку
Лукерью. Да и подарок – ягоды - поднесён ему в том самом решете - поминке, который
оставила ему бабка, там же лежат и украденные Кузькой пёрышки. Три пёрышка: «Белое...
на весёлый день, чёрное на спокойную ночь, а рыженькое красное солнышко», как
бы высвечивают добро и зло в человеке: если Илья носит их с собой как самую дорогую
память о бабке Лукерье, и они выручают его из беды, то Кузьку приводят к гибели. Кузька
Двоерылко бесславно гибнет, Синюшка так наказала его за зависть, хитрость,
подозрительность и алчность.
В сказе тесно связаны реальность и фантазия. Какой предстаёт Синюшка перед главным
героем? Волшебным существом, в образе злобной старушонки с длинными синими руками и
звонким девичьим голосом, и синий паучок на синенькой тенётке, и синий туманный столб.
И в то же время автор напоминает, что Синюшка - хранительница «земельного богатства»,
то есть богатств горных недр, и доверить их она может только добрым, честным,
бережливым людям. Синюшка щедро одаривает Илью. Но не богатство становится главным
в жизни Илюхи. Настоящее счастье приходит к Илье, когда он встречает «мраморскую
девчонку», как две капли воды похожую на Синюшку. Вот только концовка сказа звучит
грустно: автор печалится о кратковременном счастье героев не «зажились» они на этом
свете от нездоровья.
Рассказчик в конце произведения ещё раз подчёркивает нравственную красоту души
главного героя, который «не потаил, где богатство взял».
«А по Зюзельке вскорости большой прииск открыли…. рыться по тем местам стали, да и
натыкались по Зюзельке на богатимое золото. На моих ещё памятях тут хорошо добывали.
А колодца того так и не нашли. Туман синий, - тот и посейчас на тех местах держится,
богатство кажет. Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ко поглубже...
Глубокий, сказывают, тот Синюшкин колодец. Страсть глубокий. Еще добытчиков
ждет…»
- Как вы поняли последнюю строку сказа?
«Синюшкин колодец» это не только кладовая «земельного богатства», но и
кладовая человеческой жизни многих поколений – кладовая душевного тепла, любви
и мудрости. И «добытчики» её разные. Одни на Илью похожи, а другие на
Двоерылко.
Работа с эпиграфом
П.П. Бажов писал: «Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье, а есть и
такие, что вместо фонарика впереди».
- Как вы, ребята, понимаете слова Павла Петровича Бажова?
Писатель хотел, чтобы мы, читатели, извлекали из его произведений нравственные
уроки для себя, для воспитания своей души.
Итог урока
- Какие нравственные уроки мы, читатели, возьмём из сказа «Синюшкин колодец» для
воспитания своей души?
Павел Петрович на примере героев сказа показал, что счастье человека не в золоте и
самоцветах, а в его отношении к нему.
Человек должен быть добрым и бескорыстным; трудолюбивым, жить честно, при
любых обстоятельствах жизни не терять силу духа, проявлять смекалку, к природным
богатствам относиться бережно; понимать, что счастье не в богатстве, а в людях,
которых любишь и уважаешь.
Если же не следовать нравственным законам жизни, то последствия могут быть
печальными. Доброта, честность и благородство всегда вознаграждаются не только в
сказках, сказах, но и в реальной жизни.
Домашнее задание
Подобрать пословицы, которые можно было использовать в качестве эпиграфа к
произведению, обосновать выбор. По желанию – нарисовать иллюстрацию к сказу
«Синюшкин колодец».
Список использованной литературы
1.И. В. Золотарева, Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. В помощь
школьному учителю, 2012
2. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. В помощь школьному
учителю, М., Вако, 2012
3. Бажовская энциклопедия. Редакторы-составители: В.В.Блажес, М.А.Литовская.
Екатеринбург. Изд-во»Сократ», изд-во «Уральский университет», 2007
4. Мещерякова Н.Я., Зепалова Т.С. Учиться мудрости и добру (изучение сказа П.П.Бажова
«Синюшкин колодец») //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.
1989. - №1