Конспект урока "К нам едет ревизор…" 7 класс
1
«К нам едет ревизор…».
Урок литературы в 7 классе и презентация
«Иллюстрации П.М.Боклевского к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Автор: Недорезова Марина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга
Класс: 7
Тема: «К нам едет ревизор…». Урок литературы в 7 классе
Аннотация:
Конспект урока литературы в 7 классе «К нам едет ревизор…», презентация
«Иллюстрации П.М.Боклевского к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», интерактивный тест
«Кому из героев комедии принадлежат эти слова?»
Презентация не только содержит иллюстрации только одного художника, но и дает
представление о работе художника – современника Гоголя – над своим любимым
произведением.
В интерактивном тесте «Кому из героев комедии принадлежат эти слова?» 10 вопросов.
Тест является контрольно-тренировочными, что дает возможность не только сразу
увидеть результат своей работы, но и, при необходимости, выполнить тест несколько раз.
Порядок вопросов автоматически перемешивается при каждой загрузке страницы.
Предложенную работу рекомендуется использовать при изучении комедии Н.В.Гоголя
«Ревизор» (2-ой урок) в 7 классе (прогр. Т.Ф.Курдюмовой) и в 8 классе (прогр.
В.Я.Коровиной).
Урок литературы в 7 классе
«К нам едет ревизор…»
(Урок с использованием презентации «Иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и
контрольно-тренировочного теста.
2-й урок темы «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»)
Автор: Недорезова М.Г., учитель русского языка и
литературы ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга
Цель урока:
усвоение содержания комедии «Ревизор»;
знакомство с иллюстрациями П.М.Боклевского к комедии Гоголя;
повторение знаний об особенностях жанра комедии.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация «Иллюстрации
П.М.Боклевского к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя (сопровождается демонстрацией презентации «Иллюстрации
П.М.Боклевского к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
2
Слайд 2.
Портрет Н.В.Гоголя. По рассказам П.П.Каратыгина, во время одной из репетиций
«Ревизора» П.А.Каратыгин, находясь за кулисами, набросал карандашом на обертке своей
роли, сложенной пополам, портрет Гоголя. Это было на утренней репетиции, в
воскресенье 18 апреля 1836 г., т. е., накануне первого представления «Ревизора». Гоголь
был сильно встревожен и, видимо, расстроен <…> Некоторые из молодых актеров и
актрис тайком перемигивались. Их нескромную веселость возбуждала не комедия, но ее
автор. Невысокого роста блондин с огромным тупеем, в золотых очках на длинном
птичьем носу, с прищуренными глазками и плотно сжатыми, как бы прикуснутыми
губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами,
коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал,
запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, все это придавало его фигуре нечто
карикатурное. Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле,
какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни
большинство публики не оценят и не поймут «Ревизора» при его первом представлении».
П. П. Каратыгин со слов П. А. Каратыгина. Ист. Вестн., 1883, сент., 735. 1
2. Учитель:
Гоголь в комедии представил разные сословия: дворянство в лице чиновников и
городских помещиков, купечество, мещанство. Познакомимся с «афишей» пьесы.
(Обратить внимание, что в списке действующих лиц никакого ревизора нет). Гоголь
предваряет действие пьесы специальными рекомендациями, названными им «Характеры и
костюмы. Замечания для господ актеров». Поведем своеобразный «парад» действующих
лиц с помощью презентации, в которой представлены репродукции иллюстраций
П.М.Боклевского, современника Гоголя, и узнаем, как же выглядели «герои» комедии в
реальной жизни.
Слайд 3.
Пётр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский художник-иллюстратор. Автор
остросатирических литографий "Бюрократический катехизис" (1863, на темы "Ревизора"
Н.В.Гоголя) и "Альбома гоголевских типов" (1882).
Считая Гоголя величайшим из русских писателей, П.М.Боклевский посвятил всю жизнь
иллюстрированию его произведений. Огромное количество вариантов портретов героев
"Ревизора" и "Мёртвых душ" создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в
"Ревизоре", в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.
В 1858 году появилась "Галерея гоголевских типов". Альбом состоит из 14 больших
литографий. Персонажи "Ревизора" изображены во весь рост. Портреты их снабжены
подписями, взятыми из текста комедии.
3. Чтение одним из учеников «Замечаний для господ актеров» сопровождается
показом иллюстраций к пьесе (Презентация).
Слайды 4-5.
Осип, слуга Хлестакова. В противоположность своему барину, он неряшлив, нечёсан,
лицо заросло. Брови насуплены, взгляд угрюмый, даже дикий. На нём старый сюртук,
дырявые сапоги. В правой руке Осипа сапожная щётка, а на левую натянут изящный,
тонкой кожи сапожок Хлестакова. Осип чистит его с остервенением. В эту минуту
злосчастный сапог заменяет Осипу его пустого и дрянного барина. При каждом взмахе
щётки Осип приговаривает: "Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на
то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты
почёсывался..." Грозный Осип, воюющий с сапогом, - остроумная находка Боклевского.
3
Слайды 6-7.
Городничиха с дочкой.
Утрируя дородность городничихи, Боклевский стремится подчеркнуть ее грубость и
тупость. Самодовольство и тщеславие Анны Андреевны оттеняет ее дочка. Марья
Антоновна робко выглядывает из-за мощного плеча своей маменьки.
Слайды 8-9.
Боклевский после реформы 1861 года ещё раз обращается к "Ревизору". Так появился в
1863 году его знаменитый «Бюрократический катехизис» – пять литографированных
сцен из "Ревизора". Теперь Боклевский, используя сцены из "Ревизора", хотел показать не
злоупотребления отдельных чиновников, а систему взглядов, широко бытующую среди
государственных служащих.
Первая литография представляет чиновников, который только что узнали от
городничего, что к ним едет ревизор. Городничий, подняв палец, назидательно
растолковывает ситуацию. Подпись: «Городничий: Насчет <…> того, что называет в
письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить. Нет
человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом
устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».
Слайд 10.
На третьем листе чиновники при всем параде столпились перед дверью Хлестакова. Они
обсуждают вопрос о том, как лучше ему «подсунуть».
Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника «человек толстый,
но плут тонкий», разъясняет всем присутствующим технику: «Слушайте, эти дела не так
делаются в благоустроенном государстве. Зачем нас здесь целый эскадрон? Представиться
нужно поодиночке, да между четырех глаз и того... как там следует; чтобы и уши не
слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается».
Слайд 11.
Четвертый лист «катехизиса» представляет собой новую иллюстрацию к словам
городничего: «Ведь почему хочется быть генералом?..»
Сцена изображает городничего, его супругу и дочку, размечтавшихся о новой,
столичной жизни. В характеристике городничего Боклевский избегает плавных,
закругленных линий, образ его составлен из одних острых углов.
Слайд 12.
Пятый лист «катехизиса» – "Общественные отношения бюрократов" – изображает сцену
городничего с купцами: "Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты,
протобестии, надувалы морские..."
Городничий зверем бросается на провинившихся перед ним купцов. Фигура городничего
дана в резком движении. Левая рука вытянута, она обличает, указательный палец тычет
купца в бороду. Правая рука со сжатым кулаком за спиной. Ещё миг, ещё один разворот
плеч, и "почтенные " узнают, как жаловаться на начальство.
Слайды 13-14.
Работа Боклевского над «Ревизором» не оканчивается и после «Бюрократического
катехизиса». Популярны две более поздние серии портретов героев «Ревизора» во весь
рост – одна контурная, другая обычная, тоновая.
4
В серии тоновых рисунков обращает на себя внимание новая трактовка городничего.
Произнося слова "Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий...", он
торжествует, хохочет. Отогнутым большим пальцем левой руки он показывает назад,
через плечо, на тех чиновников, которые отстали от него и влачат жалкое существование
где-то в глуши. В своём толковании образа городничего Боклевский не повторяет вариант
1858 года. Не благодушие и приятность, а дерзость и наглость выскочки подчёркивает в
этом персонаже автор.
Слайды 15-16.
Бобчинский и Добчинский. «Э, нет позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и
слога такого не имеете...».
Боклевский находит все новые детали для того, чтобы показать тупость и тщеславие
гоголевских персонажей.
Помимо портретов во весь рост Боклевский создал не менее двух погрудных изображений
героев. В каждом – двенадцать рисунков.
На одном из рисунков «Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень
любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга».
Слайд 17.
По-новому выглядит Хлестаков в эскизном портрете. Автор уделил больше внимания
лицу мнимого ревизора. Хлестаков снял картуз. Задорный хохолок, вздернутый носик,
поднятые брови говорят о заносчивости. Глаза смотрят бессмысленно, сонно.
Слайд 18.
Продолжение альбома погрудных изображений. Хлестаков. Здесь Боклевский идет от
предыдущего портрета, созданного в контурной манере: волосы откинуты назад, носик
вздернут и заострен. Портрет говорит о необыкновенной «легкости мыслей» Ивана
Александровича, который врет вдохновенно и самозабвенно. Многие актеры, начиная с
Михаила Чехова (Художественный театр), гримировались под Хлестакова Боклевского.
Слайд 19.
Комическим и грозным одновременно представлен в контурном рисунке жандарм,
возвещающий о приезде настоящего ревизора: «Приехавший по именному повелению из
Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Слайд 29.
Продолжение альбома контурных рисунков. Анна Андреевна и Марья Антоновна.
Семейство городничего представляется Хлестакову.
Слайд 21.
Чиновники. Навытяжку перед ревизором.
Слайд 22.
Слесарша и унтер-офицерша.
Слайд 23.
Гости поздравляют городничего.
Слайд 24.
5
Боклевский любил «Ревизора». Его труд по иллюстрированию бессмертной комедии – это
творческий подвиг художника. Он создал не менее не менее шести различных вариантов
серий рисунков к "Ревизору".
4. Учитель:
А) Вернемся к афише. О чем говорят фамилии чиновников? (Обратить внимание на
смысловую характеристику, которая содержится в фамилиях персонажей пьесы:
Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Земляника, Гибнер)
Почему в пьесе Гоголь городничего не называет по имени (как судью или попечителя
богоугодных заведений), а только по должности – «городничий»?
Б) Когда происходит действие? Где собрались чиновники?
Один из современников Гоголя рассказывал: «На первом представлении «Ревизора» в
1836 году Гоголь сам распорядился вынести роскошную мебель, поставленную было в
комнаты городничего, и заменил ее простою мебелью, прибавив клетки с канарейками и
бутыль на окне». Ал. Иванов (кн. А. И. Урусов). Порядок, 1881, № 28.) 2
5. Чтение комедии:
Явления 1 и 2 действия I.
Вопросы:
Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного города, от
которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»?
Что мы узнаем о городе, в котором происходит действие?
Что советует городничий своим подчиненным?
Явление 3 действия I.
Жанровые особенности комедии. Обратим внимание на авторские ремарки. Как они
помогают понять, почему городничий, «постаревший на службе и очень неглупый по-
своему человек», поверил сообщению Добчинского и Бобчинского, что в городе ревизор?
Для чего использует автор реплики «в сторону»?
6. Подведение итогов. Работа с тестом «Кому из героев комедии принадлежат эти
слова?».
В драматическом произведении речь и поступки героя являются основным средством
создания характеристики. Вспомним, какими предстали перед нами герои комедии в
прочитанных на уроке явлениях 1-3 действия I. Сможете ли вы определить, кому из
героев принадлежат эти слова?
Тест на экране.
Варианты работы любые: класс отвечает «по цепочке»; к компьютеру выходит 1 ученик
по желанию и выполняет тест; в слабом классе тест можно выполнить трижды «по
колонкам», поскольку порядок вопросов автоматически перемешивается при каждой
загрузке страницы.
7. Домашнее задание. Перечитать комедию и подготовить рассказ о жизни уездного
города.
Примечания:
1. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств
современников: С иллюстрациями на отдельных листах. — М.; Л.: Academia, 1933,
стр. 142.
2. там же, стр. 159.
6
Приложения:
1. Презентация «Иллюстрации П.М.Боклевского к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Литература:
1. Гоголь Н.В. Ревизор. – М.: Художественная литература,1988.
1. Савина Н. Л. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград:
Издательство «Братья Гринины», 2000.
2. Орлова Т.В. Боклевский. – М.: Искусство, 1971.
3. Вересаев В. В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств
современников: С иллюстрациями на отдельных листах. — М.; Л.: Academia, 1933.
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Ф.М. Достоевский и Омск" 10 класс
- Презентация "Литературная гостиная "Поэты не рождаются случайно"" 11 класс
- Литературная гостиная "Поэты не рождаются случайно" 11 класс
- Презентация "Жанр послание в лирике русских поэтов" 6 класс
- Презентация "Нужно добрым на свете быть" 8 класс
- Презентация "Былины. Художественные особенности былин" 6 класс