Изображение праведницы в сказке Н.С Лескова "Маланья-голова баранья" 6 класс

Симонова Н.В. Технология развития критического мышления на уроке
литературы в 6-м классе.
Тема: « Изображение праведницы в сказке Н.С Лескова «Маланья-
голова баранья».
Симонова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Скородненская средняя общеобразовательная школа»
Учебный предмет: литература
Класс: 6
Место урока в учебном плане: урок внеклассного чтения после изучения
сказа Н.С.Лескова «Левша».
Тип урока: урок новых знаний: знакомство с художественным
произведением.
Уровень класса: средний.
Тема: « Изображение праведницы в сказке Н.С Лескова «Маланья-голова
баранья».
Планируемые образовательные результаты:
1. Личностные:
- вырабатывать позитивную мотивацию к учебной деятельности;
- пробудить познавательный интерес к духовной культуре своего
народа;
- формировать необходимость воспитания в себе нравственных
качеств: доброты, милосердия, терпения, умения прощать людей;
- актуализировать сведения из личного жизненного опыта;
- воспитывать читательскую культуру обучающихся.
2. Метапредметные:
- продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою
деятельность в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- развивать умение вырабатывать собственное мнение, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
выводы;
3. Предметные:
- продолжить знакомство с творчеством Н.С.Лескова;
- раскрыть нравоучительный смысл сказки «Маланья-голова баранья»;
- формировать умение анализировать художественный текст, делать
обобщающие выводы;
Понятия: странник, праведник, милосердие, любовь,
самопожертвование, доброта, бескорыстие.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация с
портретом Н.С.Лескова и титульным листом сказки; раздаточный материал:
текст сказки, листы со статьями из Толкового словаря и Этимологического
словаря; оценочные листы.
План урока:
1. Стадия вызова:
- актуализация знаний обучающихся и формулировка темы урока с
использованием приема «Мозговая атака»;
- осмысление названия произведения и целей урока через прием
«Корзина предположений».
2. Стадия осмысления.
- чтение и анализ частей рассказа с использованием приемов «Чтение с
остановками», «Диалог с читателем», « Толстые вопросы», «Бортовой
журнал»
3. Рефлексия.
- заключительная беседа с использованием приемов «Кластер» и
«Тонкие вопросы».
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Создание благоприятной атмосферы урока.
Первая стадия. Вызов.
(На каждом этапе работы обучающиеся делают записи в оценочном
листе)
Прием «Мозговая атака»
Урок я хочу начать с известного Вам высказывания Н.С.Лескова :
«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»,
- Как вы думаете, о ком идет речь?
(Правильно, о Левше)
- Что мы знаем о нем?
- К какому жанру повествования можно отнести историю Левши?
(Действительно, это сказ).
А какой жанр близок сказу, даже имеет такой же корень?
(Слово «сказ» и слово «сказка» образованы от глагола «сказывать». Но это не
одно и то же)
Сейчас мы разделимся на три группы. Первая группа составит синквейн
со словом «Сказка»; вторая группа заполнит таблицу, в которой
укажет, что общего у сказа и сказки, а третья группа - чем отличается
сказ от сказки.
Помните, что работа группы зависит от каждого из вас.
После ответов обучающихся использую прием «Корзина предположений»
для формулировки темы и цели урока.
- Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
(Обучающиеся высказывают предположения:
- о произведении Лескова;
- если говорили о сходстве и о различии сказа и сказки, то о какой-нибудь
сказке писателя;
- о герое, отличающемся от других и т.д.)
- Ваши предположения верны. На уроке мы познакомимся со сказкой
Н.С.Лескова «Маланья - голова баранья». Попробуем сформулировать
тему урока. Предложите свои варианты.
Запись в рабочей тетради «Н.С.Лесков «Маланья-голова баранья».
Окончательная формулировка темы будет в конце урока!
- Вас не удивило название сказки?
Работа над названием произведения.
- Что означает слово «Маланья»?
(Работа с этимологической статьей словаря)
Имя Маланья просторечное от Мелания. Оно имеет древнегреческие корни и
пришло в русский язык вместе с принятием православия на Руси. В переводе
с греческого означает "черная" или "темная", то есть темноглазая, смуглая,
темноволосая.
- А каков смысл выражения «баранья голова»? Когда мы употребляем его?
Работаем с фразеологической статьей словаря и выясняем, что употребляют
выражение тогда, когда говорят о глупом, бестолковом человеке.
- Соединяем слова вместе и выдвигаем предположения, какой должна
быть героиня сказки, исходя из названия.
(Маланья – глупая, бестолковая женщина: иначе не наградили бы ее таким
прозвищем. Итак, название сразу настраивает на определенный лад: сказка о
глупой женщине Маланье.)
Дополняю ответы обучающихся и напоминаю о том, что Маланья
просторечное от «Мелания». А это имя носила Мела
́
ния Мла
́
дшая
(Римская) христианская святая, жившая в эпоху императора Флавия
Августа.
- Как вы думаете, что может быть в сказке с таким странным
названием? Кто же наша героиня: глупая женщина или святая?
Попробуйте сформулировать цели нашего урока.
Эпиграфом будут известные слова А.С.Пушкина:
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
- Раскройте значение этого выражения.
Значит, цель нашего урока … ( Варианты детей)
- Узнать, чему учит сказка Н.Лескова «Маланья - голова баранья».
- Что мы должны сделать, чтобы добиться поставленной цели?
(- прочитать сказку;
- дать характеристику главному герою;
- определить главную мысль сказки )
2 стадия - осмысление _
На этой стадии применяю прием «Чтение с остановками».
Обучающиеся заполняют «Бортовой журнал».
Что мне известно о
героине?
Что нового я узнал из
текста?
Первый эпизод
Второй эпизод
Третий эпизод
Четвертый эпизод
В одном глухом и отдаленном от городов месте была большая гора,
поросшая дремучим лесом. У подошвы горы текла река, и тут стояло
селение, где жили зажиточные рыболовы и хлебопашцы. От этого селенья
шла через лес дорожка в другую деревню, а на этой дорожке в стороне на
полянке стояла избушка, в которой жила бедная женщина по имени
Маланья, а по прозванию "Голова баранья". Так прозвали ее потому, что
считали ее глупою, а глупою ее почитали за то, что она о других больше,
чем о себе, думала. Если, бывало, кто-нибудь попросит о таком, что нельзя
сделать без того чтобы лишить себя каких-нибудь выгод, то такому человеку
говорили:
- Оставь меня в покое; мне это не выгодно - вон там на пригорке живет
Маланья-голова баранья: она не разбирает, чтоб ей выгодно и чтоб
невыгодно,- ее и попроси,- она, небось, сделает.
И человек шел на пригорок и просил у Маланьи, и если она могла ему
сделать, о чем он просил,- то она делала, а если не могла, то приветит, да
приласкает и добрым словом утешит,- скажет:
- Потерпи,- Христос терпел и нам велел.
Первая остановка.
Почему зажиточные рыболовы и хлебопашцы дали бедной Маланье
такое прозвище?
(Она живет без выгоды для себя, всем помогает, а если не может помочь,
утешит добрым словом, приласкает.)
- Какие ваши предположения подтвердились?
(Она глупая, бестолковая женщина.)
- Что было неожиданным?
(Она боится греха и свято соблюдает божьи заповеди. Говорит: «Христос
терпел и нам велел”.)
Продолжаем чтение текста.
У Маланьи избушка была крошечная, так что только можно было
повернуться около печечки, а жили здесь с нею сухорукий мальчик
Ерашка, да безногая девочка Живулечка сидела на хромом стуличке.
Оба они были не родня Маланье-голове бараньей, а чужие,- родных их
разбойники в лесу закололи, а их бросили; поселяне их нашли и стали судить
-кому бы их взять? Никому не хотелось брать безрукого да безногую,-
никогда от них никакой пользы не дождешься, а Маланья услыхала и
говорит:
- Это вы правду, добрые мужички, говорите: без рук, без ног ничего не
обработаешь, а пить-есть надобно: давайте мне Ерашку с Живулечкой.
Случается, что мне одной есть нечего - тогда нам втроем веселей терпеть
будет.
Мужички захохотали.
- Беззаботная,- говорят,- Маланья,- прямая ты голова баранья,- и отдали
ей и Ерашку, и девочку Живулечку.
А Маланья их привела и оставила у себя жить.
Живут часом с квасом, а порою с водою. Маланья ночь не спит: то
богатым бабам пряжу прядет, то мужикам вязенки из шерсти вяжет, и
мучицы, и соль заработает, и хворосту по лесу наберет - печку затопит и
хлеба спечет, и сама поест, и Ерашку с Живулечкой покормит.
Сошлись перед вечером у колодца домовитые бабы и спрашивают
Маланью:
- Как ты, Маланья-голова баранья, с ребятишками прокуратничаешь?
- А все хорошо, слава Богу,- отвечает Маланья.
- Чем же хорошо? ведь они у тебя бессчастные!
- А тем, бабоньки, и хорошо, что они бессчастные,- что на их долю
немного нужно. Если бы они были посчастливее да позадачливей,- мне бы
не послужить ими Господу Богу, а как они плохие да бездомные, что я им
ни доспею - все это для них лучше того, как если бы я их не приняла да об
них не подумала.
Покивали бабы головами и говорят:
- А ты еще вперед-то подумала ли: что с ними будет?
- Нет,- говорит Маланья: - я об этом не думала.
- Да как же так можно? Надо всегда о переду думать!
А Маланья отвечает:
- Что пользы думать о том, чего знать невозможно, даст Бог день - даст
и пищу на день, а ночью нам всем есть покой на печечке.
- И то правда,- сказали бабы,- они - плохие,- может быть, и умрут скоро
на твое счастье! А Маланья руками замотала.
- Что вы! что вы! - говорит,- зачем смерть звать: я ее к себе на порог
не хочу - пусть она за дверьми присохнет.
Домовитые бабы распотешились и рассмеялись:
- Ну, Маланья,- говорят,- голова баранья,- да какая же ты удалая да
смешная: саму смерть у порога засушить хочет.
Вторая остановка.
- Что еще мы узнали о Маланье из прочитанного фрагмента?
(Взяла на воспитание больных детей, жили очень бедно, она много работала,
чтобы прокормиться, но иногда есть было нечего. Маланья не унывала,
всегда была приветливой, шутила с домовитыми соседками, хотя те над ней
смеялись и качали головами.)
- Лексическая работа со словами «везенки», «прокуратничать»,
«бессчастный»
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
Выслушиваю предположения детей.
Продолжаем чтение текста.
Пошла Маланья к Ерашке с Живулечкой - понесла им водицы напиться
дать и ее согреть в горшке, да головенки вымыть у припечка, а бабы
стоят у колодца,- вслед ей смотрят и пересмеиваются. А к ним из лесу
выходит старый старичок, на две клюки опирается.
- Бабоньки,- говорит,- кто у вас тут есть на селе жив человек, что
пущает к себе неимущего путника?
А бабы ему отвечают:
- А ты чей человек и как тебя звать по отчеству?
Старик отвечает:
- Странник я света божьего, и имя мне Живая Душа на костыльках;
приустал в пути да уснуть хочу
- Мы не знаем тебя,- отвечали бабы,- и пустить к себе без мужиков не
смеем, а мужики у нас строгие да грозные - придут, заругают нас.
- Что же, вы, видно, своих мужиков больше Бога боитесь. Бог-то, ведь,
велел принять и покормить неимущего.
Бабы отвечают:
- И то правда твоя, странничек: Божье слово помним, а человеческого
боимся.
Живая Душа покачала головой и говорит:
- А ведь это, бабоньки, по худу быть - так бы ведь вовсе не надобно.
Пойду к самим мужикам: у них попрошусь.
Пошел к мужикам, и мужики его не пустили.
- Кто тебя знает,- сказали,- может быть, ты слабым прикинулся и сам
разузнать хочешь, где у нас дорогое добро лежит, да ворам открыть, а
может быть, у тебя на теле прыщи да вереды, а у нас избы чистые и полы
стланные - иди-ка по тропиночке в гору, там есть бедная избушка - в
ней живет Маланья-голова баранья, она всех пущает и тебя пустит.
- Спасибо вам, добрые хозяева,- отвечал старичок Живая Душа и пошел к
Маланье.
Третья остановка.
- Какое новое действующее лицо появляется в сказке?
- Кто он такой?
- Работаем со словарем над понятием «странник».
- А как на Руси относились к странникам?
(На Руси всегда жалели и привечали странников, юродивых, убогих, считали
их божьими людьми).
- Как же встретили старика богатые люди? Процитируйте.
( «…пустить к себе без мужиков не смеем, а мужики у нас строгие да
грозные - придут, заругают нас..», «…может быть, ты слабым прикинулся и
сам разузнать хочешь, где у нас дорогое добро лежит, да ворам открыть, а
может быть, у тебя на теле прыщи да вереды, а у нас избы чистые и полы
стланные…».
- Что может произойти дальше?
Продолжаем чтение текста.
А Маланья увидела его из окна и послала безрукого Ерашку, чтобы звать
его ужинать.
Ерашка добежал к старику и кричит:
- Иди-ко-сь, дедко: тетушка Маланья наварила горшок снытки, сольцой
посолила, зовет тебя ужинать.
Старик Живая Душа погладил Ерашку по голове.
- И то,-- говорит:- к вам иду. Другие-то не пускают.
И только влез в избу,- тесно стало и сесть не чем, а Маланья говорит:
- Садись, дедушка, со ребятками ешь, а я постою. Сел дедко и поужинал, и
Заговорил по-учтивому и по-ласковому.
- Спасибо,- говорит,- тебе, что не спросила, откуда я и как меня звать
по имени, а посадила хлеба есть. Я теперь пойду в лес - у тебя тесно - всем
нам лечь негде.
- Что ты! что ты! Живая Душа божия! В лесу медведи и волки ходят -
разве я тебя ночью туда выпущу! Всем место будет. Вот Ерашка на печку,
а Живулечка за печку, а ты тут протянись, где простор опростается, а мне
мое место найдется.
- Ну, будь по-твоему, - сказал старик, а сам думает "Где же это ей-то
самой место будет?"
Лег, покрылся своей ветошью, да и уснул с одного вздоха от усталости, а
после третьих петухов проснулся - и видит Маланья стоит на ногах и
прядет кудель, которая у нее на колочек под потолком приткнута,
Посмотрел на нее старик одним глазком и говорит:
- Да ведь это ты, тетка, должно быть, и не ложилась.
А Маланья отвечает:
- Да мне, Живая Душа, и не хотелося.
Старик покачал головой и говорит:
- Ну-ну-ну! Водил, водил меня Господь долго по свету; думал я, что
позабыл он меня и покинул, а он привел меня в отрадное место и
сподобил узреть любовь чистую. Скажи теперь мне за то в одно слово, что у
тебя есть в желании - и тебе - то у Бога и выпрошу.
А Маланья говорит-
- Что мне недостает? я и так всегда радостна, а желаю только, чтобы
смерть моего порога не переступала, а если придет, так чтобы за дверью
присохла.
Старик отвечает:
- Что ж, - так и будет.
Четвертая остановка.
Использую прием «Толстые вопросы».
- Как вы думаете, почему Маланья, которая сама с детьми жила
впроголодь, позвала к себе в избушку незнакомого человека?
(Добрая Маланья Ерашку навстречу Живой Душе выслала, чтобы привел
поскорей странника в дом отдохнуть и перекусить. Беспокоится бедная
женщина о божьем человеке, голодном и уставшем, жалеет его.)
- Пожалев и приютив незнакомого человека, Маланья раскрыла самое
главное качество своей души. Какое?
Выслушиваю все ответы детей и акцентирую внимание на слове «любовь».
- Определяем значение слов «снытка», «сподобил», «узреть».
- Не забывайте, что по жанру повествование о Маланье - сказка. Как вы
думаете, что сказочного может произойти дальше? Каков будет конец
сказки?
Продолжаем чтение текста.
Ушел старик, а смерть вот же тут и жалует; наряжена богатой
казачкой в парчовом шугае (Шугай старинная русская национальная
женская одежда в виде короткой кофты с отрезной по талии спинкой) с
золотою пикою, юбка штофная ( Штоф- тяжелая плотная шерстяная ткань),
на боку стальная коса на золотой цепочке, чеканной на манер мертвых
костей человеческих, вся рожа накрашена, черные зубы во рту белым
платочком заслоняет и в избу просится.
- Покажи,- говорит,- мне детушек-голубятушек, я им принесла по
медовому груздочку и по точеному яблочку.
А Маланья как взглянула на нее, так и признала ее, что это смерть,-
вскричала ей:
- Хорошо им со мной и без яблочек, а тебя бы лучше не было, и присохни
ты на одном месте.
Та и присохла и не может оторвать ног от того места, где пристала, а
Маланья ее сухим хворостом заслонила, чтобы не видать ее было.
И славно бы дело сделалось, да пошли от селения ужасные стоны и слезы:
сильный слабого теснит и бьет без милости, и нет на злодея в жестоком
сердце его никакой угрозы, и как были люди жестоки, то стали еще
жесточе того, и приходят к Маланье всякий день столько несчастных,
сколько она во всю свою жизнь не видала, и она уже не может помогать им,
и слышит, как они плачут и смерть кличут: "Смертюшка-матушка, где ты
завеялась! зачем мир покинула! приди, укрой нас от злодеев наших
немилостивых - без тебя они зазнались без памяти!"
Тут Маланья ума хватилась.
- Это я,- говорит,- дура, все лихо наделала, захотела поправлять дела
Божии - чему быть, а чему не быть сотворенному. И завяла смерть, а
заслонена у меня кучкой хвороста.
- Ах, спусти ее, матушка, умилосердися! Ведь вот уже сто лет у нас ни
одних похорон не было, и обессердечили люди жестокие, а мы
состарелись, измаялись. Спусти ее и их убрать от больших грехов, и нас - от
страдания.
И пошла Маланья, развалила хворост, а смерть-то так уж не румяною
казачкой глядит, а как паутиночка, и коса у ней вся заржавела.
- Иди, куда тебя Бог послал! - сказала Маланья смерти: и та колыхнулась
и поплыла к селу паутинкою по сжатому полю, и послышался вскоре
погребальный звон, и перекрестились бедняки и встрепенулись богатые
мужики.
- Мы, было, думали,- она навсегда кончилась, а вот она, как змея, из
хворосту выскочила. Нельзя век лютовать и властвовать.
А убогие крестились и сами в гробы ложились.
- Устали,- говорят,- наши косточки - насилу дождались земли горсточки.
И обошла смерть все село за лесом и убрала все, что было нужно убрать,-
а с другими вместе и Ерашку, и Живулечку, потому что было уже и
безрукому, и безногой более чем по сту лет, а Маланья осталась жить и все
живет, как прежде жила, и все то же делает, что и прежде делала, и все те
умерли, кто звал ее "Маланьей-головой бараньей", и сама она это имя
позабыла. И как смерть обойдет весь свет да придет к ней и спросит:
- Как тебя звать?
Она старается вспомнить и никак вспомнить не может и говорит:
- Не знаю - верно, мое имя переменилося. Смерть стала вопрошать; "как
имя этой женщине?" А ей в ответ и упал с неба белый, как снег, чистый
камень, как сердце обточенный, и на нем огнистым золотом горит имя:
"Любовь".
Увидела это смерть и сказала:
- Ты не моя,- нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает: ты
доживешь до тех пор, когда правда и милосердие встретятся, и волк ляжет с
ягненком и не обидит его.
Четвертая остановка.
- Что произошло в селениях, после того как смерть «присохла»?
- Почему смерть забрала всех, кто жил рядом с Меланьей, и оставила в
живых только ее?
(Она всегда делала добро, жила ради других.
Такие люди всегда должны жить на земле.
Если их не будет, то люди станут жестокими.
Всегда должен быть человек, который тебя пожалеет, поможет в беде.)
- А как Н.С.Лесков относится к своей героине? Как он ее описывает?
(В тексте нет описания Маланьи. Автор рассказывает только об ее
поступках. Он восхищается ею. Она пример для подражания.)
- Действительно, автор не описывает внешность героини, зато уделяет
большое внимание ее внутреннему миру, красоте души. Крестьянка
живет для других и в этом видит смысл своей жизни. Маланья -
рассудительная, милосердная женщина. Нет в ее поступках никакой
практичности, руководят ею искренние побуждения помочь людям,
пожалеть их.
- Как на Руси называли людей, живущих по совести, по «правде»?
( Если обучающиеся не могут подобрать слово, то я называю его).
(Праведник. Перед нами – праведница. Для Лескова это слово означало
высочайшую оценку.
- Работа со статьей Толкового словаря.
(ПРАВЕДНИК – это человек с чистой совестью и душой.
Праведник – человек, живущий праведной жизнью, ни в чем не
погрешивший против правил нравственности. Такова Маланья. Вовсе она не
“голова баранья”, а очень хороший человек. )
- Теперь нам понятно, что название сказки вовсе не передает ее суть. А
как бы вы назвали сказку?
Исходя из ответа детей, уточняем тему урока « Изображение праведницы
в сказе Н.С.Лескова «Маланья-голова баранья» и записываем
окончательный вариант темы урока в тетрадь.
- А.И.Соженицын, известный русский писатель, лауреат Нобелевской
премии по литературе, в одном из произведений написал: «Не стоит село
без праведника…». Ребята, а у Вас в селе есть такой вот праведник, как
Маланья? Расскажите о нем.
3 стадия - рефлексия.
Составляем кластер, в котором показываем основные черты характера
Маланьи. Заканчиваем работу с «Бортовым журналом».
Прием «Короткие вопросы»
- Какие три вида сказок мы знаем?
- К какому из видов можно отнести эту сказку? Почему?
- Каких героинь напоминает Маланья?
(Маланья напоминает нам бесхитростных сказочных героинь, которые
безропотно переносят обиды от злой мачехи.)
- В сказках добро всегда борется со злом. А как в литературе называется
прием, основанный на противопоставлении образов, эпизодов, картин,
слов …?
( Антитеза).
- Кто кому противопоставлен в сказке?)
- «Маланья-голова баранья»- литературная сказка. В ней так же, как и в
народной сказке, добро побеждает зло. В каждой сказке заложен
поучительный смысл, поэтому иногда их называют притчами.
- Какова же основная мысль сказки Н. Лескова? К чему призывает
автор? Назовите ключевые фразы сказки.
1. «Потерпи,- Христос терпел и нам велел…».
2. «Ты не моя – нет твоего имени в моем приказе, - сказала Смерть,- любовь
не умирает».
Заключительное слово учителя.
Сказка была написана Н.С.Лесковым в 19 веке, но проблемы, поставленные
писателем, вечные. Они продолжают волновать и нас, людей XXI века.
К счастью, не перевелись праведники на Руси, они помогают бороться со
злом, насилием и жестокостью нашего непростого времени, но не всегда их
голос слышен, не всегда к нему прислушиваются. Н.С. Лесков призывает нас
быть милосердными, сострадательными и добрыми к обездоленным.
Именно люди, обладающие такими чертами характера, не дадут погибнуть
России, возродят и увеличат ее мощь и славу.
Подведение итогов работы.
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке и заполняют оценочный
лист.
Домашнее задание:
1. Выписать в тетрадь изобразительно-выразительные средства.
( эпитеты, сравнения, просторечные слова, слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, устаревшие слова, пословицы, поговорки ….).
Оформить в виде таблицы.
2. Составить синквейн со словом «Маланья»; рассуждение «Смог бы я
поступать в жизни так, как Маланья?»; «Мои впечатления о
прочитанной сказке», « Сказка заставила меня задуматься о…» (по
выбору обучающихся)
Использованные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/417479/
1. http://iknigi.net/avtor-nikolay-leskov/56542-malanya-golova-baranya-
nikolay-leskov/read/page-1.html
2. https://yandex.ru/search/?text
3. Сафарханова Е.Н. Сказка Н.С.Лескова «Маланья-голова баранья»
Литература в школе 1996 год №1 с.99-100
4. Юрий Нагибин «О Лескове».
5. М. А. Протопопов "Больной талант»