Презентация по литературе "Игорь Северянин. Жизнь, творчество, судьба" 11 класс

Подписи к слайдам:
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области Презентация по литературе «Игорь Северянин. Жизнь, творчество, судьба» 11 класс Автор: Морозова Алла Станиславовна, учитель русского языка и литературы Цели:
  • познакомить обучающихся с личностью и творчеством Северянина,
  • показать многогранность его таланта,
  • показать особенности художественного мира и значение для литературы XX века.
Игорь Васильевич Лотарев (1887 – 1941) «Игорь Северянин – поэт, в прекрасном, в лучшем смысле слова … Это лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир … Это художник, которому открыта тайна стиха…» В. Брюсов

Родители

В.П. Лотарев

(1860 – 1904)

Игорь Северянин родился в Петербурге.

Отец поэта, Василий Петрович Лотарев, происходил из «владимирских мещан», был военным инженером и дослужился до чина штабс-капитана 1-го Железнодорожного полка.

Мать – Наталия Степановна, урождённая Шеншина (185? – 1921), дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской губернии, происходила из старинного дворянского рода, к которому принадлежали Н.М. Карамзин и А. Фет.

Родители

В этом доме провел первые семь лет жизни поэт Игорь Северянин. Его мать Наталья Степановна, вторая жена Георгия Ивановича, сына владельца дома, после смерти мужа вышла замуж  за штабс-капитана Василия Петровича Лотарева.  В этом браке и родился Игорь. Наталья Степановна сохранила близкие отношения с родными первого  мужа и со своей новой семьей жила в их доме.

Около 1896 года после некоей семейной драмы, когда между родителями произошел разрыв, Василий Петрович вместе с сыном уехал к своим сестре и брату, жившим в Череповецком уезде Новгородской губернии. Тетка поэта, Елизавета Петровна Журова, была владелицей картонного заводика “Сойвол” на речке Андоге, а дядя Михаил выстроил неподалеку, в селе Владимировке, небольшое имение. Этот дом на крутом берегу реки Суды, при впадении в нее Кемзы, сохранился до сих пор.

Дом-Музей Игоря Северянина в Вологодской области

Невдалеке от Череповца в прекрасном сосновом лесу на берегу реки Суды стоит двухэтажный дом и несколько хозяйственных построек – усадьба Лотаревых «Владимировка».

В 2002 году в Череповце вышла книга В. Минина «Усадьба «Сойвола» .

«С 1896 г. до весны 1903 г. я провел преимущественно в Новгородской губернии, живя в усадьбе Сойвола, расположенной в 30 верстах от Череповца...» (И. Северянин. «Уснувшие весны»)

Учёба

Александровское реальное училище, г. Череповец. С 1897 по 1902 г. Игорь Лотарев здесь учился . Сейчас на здании бывшего реального училища установлена мемориальная доска поэту.

Периодизация творчества

Ранний период

(1904 – 1912)

Первый период

(1913 – 1918)

Второй период

(1918 – 1940)

Ранний период

(1904 – 1912)

  • Сложился как поэт;
  • выпустил 35 брошюр (издание автора), в которых было опубликовано 275 стихотворений;
  • поэт называл своим первым выступлением в печати публикацию 1905 года в журнале «Досуг и дело» стихотворения «Гибель Рюрика»;
  • впервые отмечен на страницах «Петербургской газеты» писательницей Л.А. Лухмановой.

Псевдоним или амплуа?

Случаен ли выбор псевдонима? Конечно, нет. Этим поэт подчеркнул свою особенную любовь к Северу, сыновнюю и гражданскую принадлежность к нему. Поначалу он даже писал псевдоним через дефис, словно приложение: Игорь-Северянин. Переосмысление слова «северянин», обозначающее лишь человека, живущего на севере, перевод этого слова в имя собственное олицетворяет и творческое амплуа Северянина – поэта – новатора, поэта – борца за расширение смысловых возможностей родного языка, за смелое развитие поэтических традиций, за своеобразную манеру выражения мыслевыражения.

  • Северянин ценил ранний период своего творчества, называл его «настройкой лиры» и в поисках своего литературного имени трижды менял свою подпись;
  • в 1904 – 1907 годах он публиковал свои стихи под собственной фамилией – Игорь Лотарев (13 брошюр);
  • в 1908 – 1912 годах поэт подписывается «Игорь-Северянин»;
  • начиная с 1913 года он использовал псевдоним Игорь Северянин, где второе имя превратилось в фамилию.

Первый период

(1913 – 1918)

  • 1913 - успех книги «Громокипящий кубок»;
  • 1914 – книга «Златолира»;
  • 1915 - книга «Ананасы в шампанском», книга «Victoria Regia», книга «Поэзоантракт»;
  • 1916 – книга «Тост безответный».

1918 год. Вечер поэзии в Политехническом музее. "Избрание Короля поэтов". В нём участвовали Владимир Маяковский, Константин Бальмонт и Игорь Северянин. "Всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием" это звание было присуждено Северянину.

Один из первых и очень редких сборников Игоря Северянина, изданных еще до его известности самим автором тиражом 100 экз.

На титульном листе ещё одной книги автограф автора синим карандашом: "Др-у В.И. Гайдукову с приветом Игорь-Северянин. 26.IV. Аккерман". Издание автора.- Эстония: Нарва, 1932 - 500 экз. В изд. обложке.

В марте 1918 г. вышел в свет альманах "Поэзоконцерт". На обложке альманаха был помещен портрет Игоря Северянина с указанием его нового титула. Под обложкой альманаха помещены стихи короля поэтов, Петра Ларионова, Марии Кларк, Льва Никулина, Елизаветы Панайотти и Кирилла Халафова.

В восприятии современников имя Северянина нередко ассоциировалось именно с этой книгой.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Отдельным памятником поэту Игорю Северянину является книга, вышедшая в Таллинне к 100-летию со дня рождения поэта.

Уже является библиографической редкостью.

Второй период

(1918 – 1941)

Дом, где жил Игорь Северянин в Тойла (Эстония) с 1918 по 1936 годы

Второй период творчества Игоря Северянина связан с более чем двадцатилетним пребыванием вне России, от вынужденной эмиграции в эстонском посёлке Тойла до краткого возвращения в советское подданство в 1940 году.

Эгофутуризм

Игорь Северянин вместе с Константином Олимповым (сыном поэта К.М.Фофанова) основал в 1911 году в Петербурге кружок "Ego", с которого и начался эгофутуризм. Ими был выпущен первый манифест эгофутуристов – "Скрижали академии эгопоэзии (Вселенский эгофутуризм)". В устах Игоря Северянина эгофутуризм означал "Я в будущем".

В "Ego" Игоря Северянина входили молодые поэты (его "оруженосцы"): Иван Игнатьев, Василиск Гнедов, Грааль-Арельский. Вскоре многие из них, включая самого Северянина, от "Ego" открестились, кружок распался.

И. Игнатьев

В. Гнедов

Грааль-Арельский

К. Олимпов

Стремление Северянина к эпатажу провоцировало неоднозначную реакцию публики. А Северянин словно дразнил её:

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердечно утвержден!

Новаторство в стихосложении

Звукотворчество

Словотворчество

декламирование поэтом

своих стихов перед аудиторией

Вот как описывает Всеволод Рождественский манеру исполнения Северяниным своих стихов на «поэзоконцертах»: «Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающийся в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдоцыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьяняющая мелодия получтения – полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей. Она убаюкивала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса…»

Звукотворчество

  • Звук самоценен и символичен, создаёт своеобразный «пейзаж души»;
  • звукопись наряду с цветописью создаёт полноценную объемную картину мира;
  • синтез звука и запаха, что придает его поэтическому миру объёмность, осязательность;
  • необычность звучания становится для поэта способом творческого самовыражения, средством поэтической игры, которую он противопоставляет «скуке» предшествующей поэзии;
  • особая роль аллитераций и ассонансов в создании поэтического образа;
  • весьма интересна игра рифмами: обилие экзотических рифм, неожиданных, сталкивающих совершенно разнородные предметы: «профиль - Голгофе ль», «Кронштадт - шоколад», «Бисмарк - высморк».

Словотворчество

В процессе языкового экспериментирования он изыскивал удивительные и неожиданные по выразительности словесные образы.

  • слова–метафоры: лесофея (лесная фея), злотополдень (золотой от яркого солнца полдень);
  • многочисленные глаголы: отпенился фруктовый сад, деревья скелетеют;
  • авторские существительные: жданность;
  • сложные окказионализмы: лесосон, ядосмех, юнокудрость;
  • сложение прилагательных: безлучно-стальной;
  • окказионализмы-наречия: повсеградно, повсесердечно.

Игорь Северянин умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

Источники
  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
  • Журнал «Литература в школе» №12, 2006 год, стр.13 – 18
  • http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/031.php
  • http://slova.org.ru/severianin/about/
  • http://serebrovek.ucoz.ru/index/igor_severjanin/0-6
  • Все фото из личного архива автора