Презентация "А. Фет. Биография. Творчество" 10 класс
Подписи к слайдам:
- СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ФЕТА
- АФАНАСИЙ ФЕТ
- 1820 - 1892
- Основные факты биографии
- 23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина
- 1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth)
- «По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»
- А. Фет «Ранние годы моей жизни»
- 1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии
- 1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета
- Основные факты биографии
- 1840 г. – сборник «Лирический пантеон»
- «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.»
- 1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»
- «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский
- 1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство
- Трагически завершившийся роман с Марией Лазич
- 1850 г. – сборник стихотворений
- Основные факты биографии
- 1856 г. – оставляет службу
- 1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной
- 1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде
- «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом».
- И. С. Тургенев
- 1873 г. – выходит указ императора о возвращении
- ему имени потомственного
- дворянина Шеншина
- Основные факты биографии
- 1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье
- 1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов)
- 1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»
- Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве
- Поэтика А. Фета
- «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»
- Афанасий Фет
- «Одним толчком согнать ладью живую …»
- 28 октября 1887 г.
- Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы.
- О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
- Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста.
- Какой символический смысл заключен в стихотворении?
- Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами — Звуком на́ душу навей.
- А. Фет
- Где слово немеет,
- Где царствуют звуки,
- Где слышишь не песню,
- А душу певца.
- А. Фет
- «Нельзя пред вечной красотой
- Не петь, не славить, не молиться …»
- Прочитаем вместе
- "Шепот, робкое дыханье ..."
- Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
- 1850
- «Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени».
- М. Е. Салтыков-Щедрин
- Я. Полонский «Шепот, робкое дыханье …»
- Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А. Фета Я. Полонским.
- Насколько удачной вы её находите?
- Шепот, робкое дыханье…
- 2. …Ряд волшебных изменений милого лица …
- 3. … И лобзания, и слезы …
- 1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья …
- 2. …Свет ночной, ночные тени,
- Тени без конца …
- 3. … В дымных тучках пурпур розы,
- Отблеск янтаря …
- И заря, заря!..
- Развитие лирической темы
- МИР ЧЕЛОВЕКА
- МИР ПРИРОДЫ
- ВСТРЕЧА
- СВИДАНИЕ
- СЧАСТЬЕ
- ВЕЧЕР
- НОЧЬ
- ЗАРЯ
- Цвет и звук
- Серебро
- Свет ночной ночные тени
- Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря
- Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья
- - - - - - - - - - -
- Лобзания
- Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?
- Какова в стихотворении роль контрастов?
- Шепот, робкое дыханье …
- И лобзания, и слезы …
- Серебро …
- Пурпур розы, отблеск янтаря …
- Ночные тени, тени без конца
- И заря, заря !..
- В дымных тучках …
- Пурпур, янтарь, заря
- Ассонанс и аллитерация
- 1
- строфа
- 2
- строфа
- 3
- строфа
- Открытый [a]:
- шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья
- Открытый [a]:
- ночной, конца, ряд волшебных, милого лица
- Согласные [м], [н], [л]:
- ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица
- Согласный [р]:
- пурпур розы, янтарь, заря
- Открытый [а]:
- тучках, янтаря, лобзания, заря
- ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА
- Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости.
- Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.
- СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
- В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе.
- Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.
- СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
- В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.
- Мир природы
- в лирике А. Фета
- "Поэзия Фета-
- сама природа,
- зеркально глядящая
- через
- человеческую душу..."
- КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ
- Прочитаем вместе
- "Ещё майская ночь"
- « И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».
- Л. Н. Толстой (Из письма к В. П. Боткину. 9 июля 1857г.)
- Прочитайте и сравните стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» и стихотворение Ф. Тютчева «День и ночь».
- В чем, на ваш взгляд, разница в поэтическом мироощущении поэтов?
- В их художественном методе?
- Кто из поэтов вам ближе?
- «День и ночь»
- «Ещё майская ночь»
- Какая ночь!..
- …все звезды…
- …Тепло и кротко…
- …нежней и бестелесней…
- …твой лик, о ночь…
- Мир таинственный
- … бездной …
- … день-… ночь …
- … страхами и
- мглами …
- … ночь страшна!
- НОКТЮРНЫ
- «Тихая, звездная ночь …» 1842
- «Ночью как-то вольнее дышать мне …» 1842
- «Если зимнее небо звездами горит …» 1843
- «Ночь светла, мороз сияет …» 1847
- «Ночь весенней негой дышит …» 1854
- «Как ясность безоблачной ночи …» 1862
- «Месяц зеркальный плывет …» 1863
- «Как нежишь ты, серебряная ночь …» 1865
- Майская ночь 1870
- «Одна звезда меж всеми дышит …» 1882
- «Молятся звёзды, мерцают и рдеют …» 1883
- «В лунном сиянии …» 1885
- «Благовонная ночь, благодатная ночь …» 1887
- «Сегодня все звёзды так пышно …» 1888
- «Устало всё кругом: устал и цвет небес …» 1889
- Как возникает фетовский образ ночи?
- НОКТЮРНЫ
- НОЧЬ
- ЯСНАЯ И СВЕТЛАЯ
- ЗВЁЗДНАЯ
- ЛУННАЯ
- БЕЗМОЛВНАЯ, ТИХАЯ
- ВЕСЕННЯЯ, МАЙСКАЯ
- Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна.
- СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
- Афанасий Фет и Мария Лазич
- "Я пронесу твой свет
- сквозь жизнь земную ..."
- Стихи, посвященные Марии Лазич
- « В долгие ночи …» 1851
- « Неотразимый образ …» 1856
- « В благословенный день …» 1857
- « Старые письма» 1859
- « В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864
- « Alter ego» 1878
- « Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878
- « Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884
- « Солнца луч промеж лип …» 1885
- « Нет, я не изменил …» 1887
- Проследите, как меняется образ лирической героини?
- Что переживает лирический герой?
- «МОНОЛОГИ К УМЕРШЕЙ»
- ОНА ОН
- «Черты заветные»
- «Нежность былая»
- «Знакомые очи»
- Нерукотворные черты
- Отблеск очей
- Ангел кротости
- «Душевные муки»
- «Огонь стыда»
- «Осужден»
- «Я осудил»
- «Жгучая слеза»
- Коленопреклоненный
- Просветленный
- СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
- « Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».
- Л. Озеров
- Прочитаем вместе
- "Сияла ночь ..."
- Татьяна Берс
- «Когда вы поёте, слова летят на крыльях».
- « Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом. ...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки».
- Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской)
- Встреча произошла летом 1866 г.
- Стихотворение написано спустя 10 лет, в 1877 году, когда Фет вновь услышал пение Татьяны Берс.
- В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно открывает цикл «Мелодии»
- Ф. Тютчев
- «Я встретил вас …»
- 1870 г.
- А. Фет
- «Сияла ночь …»
- 1877 г.
- СЮЖЕТ
- Я встретил вас - и все былое …
- И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь …
- И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
- ОН
- В отжившем сердце ожило …
- С давно забытым упоеньем …
- ОНА
- … за песнею твоей; ты пела до зари, в слезах изнемогая; твой голос; во вздохах этих звучных; рыдающие звуки
- Смотрю на милые черты …
- И то же в вас очарованье …
- «Фетовское» в стихотворении
- Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи …
- Рояль, струны, песня, голос, звуки, пела
- Сердца, слёзы, любовь, жизнь
- МУЗЫКА красота
- ПРИРОДА ночь
- ЛЮБОВЬ счастье
- ГАРМОНИЯ
- КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ
- «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант …»
- П. И. Чайковский
- Музыкальность
- стихотворения
- Фонетические средства
- Синтаксические средства
- АССОНАНС
- [а], [о]
- АЛЛИТЕРАЦИЯ
- [л], [р]
- ПОВТОРЫ
- Синтаксический параллелизм
- АНАФОРА
- ЭПИФОРА
- НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННУЮ МЕЛОДИЧНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
- СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
- Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение» сердца, самых высоких и прекрасных человеческих чувств. Фет же сосредоточен на причинах такого «воскресения», а они и есть голос, песня, ночь.
- В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. И все это так конкретно и ярко, что, кажется, он дает описание живописного полотна или даже сцены из театрального спектакля, где декорации — живые картины, а действие — жизнь песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить и плакать.
- ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
- Ф. Тютчев И А. Фет
- ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?
- ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»
- ПРИРОДА
- ЛЮБОВЬ
- ТАЙНЫ БЫТИЯ
- Единство эстетических воззрений и общность тематики
- Психологизм и тонкость чувств
- Изящество слога и отточенность языка
- Сверхчуткое художественное восприятие природы
- ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?
- ЛИРИКА ЛЮБВИ
- Денисьевский цикл
- Стихи, посвященные Марии Лазич
- Это тайна и высший дар
- Скоротечность счастья – «поединок роковой»
- Встреча заранее предопределяет разлуку – любовь – драма, трагедия
- Лирическое «преступление и наказание»
- Красота и гармония рождаются из преодоленного страдания
- ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?
- ПРИРОДА
- Трагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию с природой, но это невозможно
- Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения
- ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ
- МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ
- «Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт, всего ближе стоящий к современной символической школе».
- ЭЛЛИС «Русские символисты» 1910
- А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
- ГОУ СОШ № 546
- Санкт - Петербург
- СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ФЕТА
- Конева Ирина Васильевна