Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.С. Пушкину "И жизнь, и слёзы, и любовь…"

1
И жизнь, и слёзы, и любовь…
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.С.Пушкину
Автор:
учитель русского языка и литературы
Маркова Людмила Ильинична
Москва (Зеленоград)
2
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой А.С.Пушкину
Оформление сцены в соответствии с инсценировками. На стене портрет А.С.Пушкина.
Инсценировка № 1
Экзамен в лицее. Полукругом гости на стульях платьях 19 века). Стол экзаменаторов. За ним
преподаватели. Центральная площадка место для учеников лицея, которые сдают экзамен по
стихосложению.
Массовые сцены – ученики.
В ролях:
Пушкин –
Дельвиг –
Кюхельбекер –
Поочерёдно ученики читают небольшие стихи (отрывки). Последним читает Пушкин (см. Репин
«Пушкин на экзамене в лицее»).
Антон Дельвиг
ВДОХНОВЕНИЕ
Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землёю разлученье.
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всём, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.
И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;
Он ставит честь превыше всех частей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.
Вильгельм Кюхельбекер
ЖИЗНЬ
Юноша с свежей душой выступает на поприще жизни,
Полный пылающих дум, дерзостный в гордых мечтах;
С миром бороться готов и сразить и судьбу и печали!
Но, безмолвные, ждут скука и время его;
Сушат сердце, хладят его ум и вяжут паренье.
Гаснет любовь! и одна только дружба от самой зари
До полуночи спутница избранных неба любимцев,
Чистых, высоких умов, пламенно любящих душ!
3
А.С.Пушкин
ВОСПОМИНАНЬЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Воспоминаньями смущённый,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я…
Пушкин убегает в смущении. За ним бегут (кто-то из-за стола), но не находят.
Пока ищут, слышны восторженные реплики на французском языке с мест дам и мужчин.
(Вяземский (ученик в его роли) соседу) «Что скажешь о сыне Сергея Львовича?
Сосед: Да что говорить, Вяземский, - чудо, и все тут.
Вяземский (…) соседу) Его «Воспоминания» скружили нам голову с Жуковским. Какая сила, точность
в выражении, какая твердость и мастерская кисть в картинах. Дай Бог ему здоровья и учения, и в нем
будет прок, и горе нам. Задавит, каналья!»
Ведущий 1.
«Между тем пушкинские стихи читали уже многие, о них спорили, говорили, их оценивали… И
Константин Батюшков решил: «Поеду в лицей, познакомлюсь, взгляну действительно ли это чудо…»
По правде говоря, это было нарушение этикета: не ему, известному в России поэту, нужно было ехать с
визитом к начинающему стихотворцу, этому мальчишке, а тот должен был добиваться их знакомства.
Но в Пушкине чувствовалось нечто такое, что уже становилось не до этикета. И Батюшков поехал.
Ведущий 2.
Первое впечатление было успокаивающим да, мальчишка с виду, кучерявый, что-то в нем от
арапчонка, сидит на кровати, кутается в одеяло. Глядит прямо, глаза озорные, беспокойные. Говорить
вроде бы было не о чем. Но Пушкин вдруг спросил про литературное общество «Арзамас», про
дурачества и забавы в нем. И беседа пошла… Батюшков удивился рассуждает юнец зрело. Потом речь
зашла о современной поэзии, ее путях развития… И опять Пушкин заговорил с жаром, и этим жаром
будто опалил Батюшкова. Нет! Перед ним был не мальчик.
Ведущий 1.
Батюшкову вдруг подумалось: «Сидит совсем юный школяр, и он уже все знает, все умеет.
Откуда? В поэзии он уже муж. И впереди у него целая жизнь». Так, может быть, вот уже и явился он,
будущий гений? И не ему, Батюшкову, быть гением, вести русскую поэзию за собой, а вот этому
4
темноволосому курчавому лицеисту. А ему быть лишь свидетелем явления гения. Неужели так?
(В.Аринин «Неразгаданные тайны Пушкина», стр. 15, 16).
«Вот уж подлинно труженик был… Смерть любил по ночам писать. Станешь ему говорить, что, мол,
вредно, а он: «Не твоё дело…» При мне он и сватался к Гончаровой, при мне и женился… А вина много
не любил. Пил так, средственно». (Никита Федоров, камердинер Пушкина)
Ведущий 2.
В московскую зиму 1830 года на одном из балов Пушкин в первый раз увидел Наталью
Николаевну Гончарову, которой только минуло 16 лет. « В белом воздушном платье, с золотым
обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной
красотой». Пушкин «не мог оторвать от неё глаз».
Ведущий 1
« Пушкин, - рассказывал Вяземский, - поражён был ее красотой с зимы 1826-1827года. Он, как
сам говорил, начал помышлять о женитьбе, желая покончить с жизнью молодого человека и выйти из
того положения, при котором какой-нибудь юноша мог потрепать его по плечу на бале и звать в
неприличное общество…Холостая жизнь и не соответствующее летам положение в свете надоело
Пушкину…»
Ведущий 2
«Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую я любил целых два года, которую везде
отыскивали глаза мои, с которой встреча мне казалась блаженством боже мой она…почти моя.
Ожидание решительного ответа было самым мучительным чувством жизни моей…»
Инсценировка № 2
Подобие окна. На стуле сидит, облокотясь о спинку в полусонной позе, Натали. Пушкин вбегает.
Подходит к окну, говорит.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Садится перед нею на пол, берет ее руку. Продолжает:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче...
Вскакивает. Подходит к окну. Приглашает Натали:
погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Они застывают в немой сцене, пока говорит ведущий.
Ведущий 1 выходит на передний план.
Я женат, я счастлив..?
Инсценировка № 3
5
На пианино ученица играет музыкальную пьесу (по выбору учителя)
Бал. Пауза между танцами. Переговариваются дамы и кавалеры, улыбаются, кокетничают.
Входят Пушкин с Натали. Все замолкают, а потом, глядя в их сторону, начинают шептаться.
Музыка. Танцуют пары мазурку (можно другой танец). Дамы меняют кавалеров в процессе танца.
Натали задерживают, не отпуская к Пушкину, демонстрируя пренебрежение к поэту. Пушкин
оскорблён. Немая сцена.
Ведущий 2 выходит на передний план.
Пушкин чувствовал, как обстоятельства все теснее смыкали около него круг житейских тревог о
финансовом состоянии разрастающейся семьи, других забот. Нелюбовь аристократии к выскочке
Пушкину, с их точки зрения несправедливо претендовавшему на особое высокое положение,
представлялась уже опасной.
К нему стали охладевать, толпа ожесточённых противников стала возрастать в числе, даже
поклонники или начали примыкать к толпе порицателей, или переходить к нейтральной стороне.
Наиболее зрелые, глубокие и прекраснейшие создания Пушкина были приняты публикою холодно, а
критиками оскорбительно.(В. Белинский)
Ведущий 1.
И наконец Пушкину нанесено было смертельное оскорбление. Ему по почте пришло анонимное
письмо, а точнее сказать, пасквиль, в коем говорилось, что сие есть «диплом Ордена Рогоносцев», и
таким образом объявлялось об измене его жены.
Притом это лживое, гнусное послание было размножено и разослано по всему Петербургу. Надо
было знать Пушкина: подобного оскорбления он перенести не мог. Дуэль стала неизбежной.
Ученик в роли Пушкина (Пушкин по записи П. Вяземского). «Мне не достаточно того, что вы, что
мои друзья, так же, как и я, убеждены в невинности и чистоте моей жены, мне нужно, чтобы моя
репутация и моя честь остались незапятнанными во всех углах России, где моё имя известно».
Инсценировка финальной сцены композиции. «Говорит» мертвый Пушкин.
Звучит «Романс» Г.Свиридова из иллюстраций к «Метели». Фоновое звучание.
Ученики зажигают свечи. Становятся все полукругом перед зрителями. В зале слегка затемнено.
Звучат строки А.Дементьева
«Как странно, что она - Ланская.
Ведь вслед за выстрелом сама
оборвалась ее мирская,
ее великая судьба.
И хорошо, что он не знает,
как шли потом ее года.
Она фамилию сменяет,
другому в церкви скажет «да».
Я, Александр Сергеевич Пушкин, умерший после дуэли 29 января 1937 года, не узнаю, что моя жена,
моя вдова, выйдет замуж за Петра Ланского и будет звать его «мой золотой муж».
Я не узнаю, что моя младшая дочь Наталья выйдет замуж за сына жандармского генерала Дубельта,
организовывавшего слежку за мной на протяжении многих лет.
Мне не узнать, что дочь моего убийцы Дантеса проклянёт своего отца и будет боготворить мою поэзию.
Я многое не написал. А задумывал романы, поэмы, исторические сочинения. Я не успел…
Я умирал после дуэли 46 часов. Временами мои мучения были нестерпимы. Но в эти долгие часы
умирания, в эти же дни и ночи в моей душе, как в сгустке, собралось все, что было в моей жизни. И во
мне произошли невидимые перемены. Я пережил и понял многое и простил врагов своих.
6
Данзас, доктор и друг, сказал мне, что готов отомстить за меня Дантесу. Я ответил ему: «Нет, нет. Мир,
мир». Я просил также княгиню Долгорукую съездить к Дантесу и сказать ему, что прощаю его. Она
исполнила мое поручение. Дантес с издевательской улыбкой ей ответил: «Я тоже его прощаю». Бог ему
судья.
Бедной моей жене я несколько раз говорил: «Будь спокойна, ты невиновна». И, видя, как она мучается,
ещё раз подтвердил это при всех: «Не упрекай себя моей смертью: это дело, которое касалось одного
меня». За минуту до моей смерти жена подходила к моему ложу, после вышла. Я умер тихо…
Моя душа взлетела, и я увидел сверху себя, мертвого. На моем лице было выражение полного
спокойствия. Рядом с моим телом были Жуковский, Даль, Вяземский с женою и другие. В комнату
вбежала жена и закричала в отчаянии: «Я убила моего мужа! Я причина! Но Богом свидетельствую: я
чиста душою и сердцем!»
Мне стало больно. Моя душа взлетела выше, и я увидел наш дом. Я поразился: пространство перед
домом, набережная Мойки и все улицы вплоть до Дворцовой площади были заполнены народом. Такого
скопления людей еще никогда не случалось. Жуковский вышел на балкон и объявил: «Пушкин умер!»
И из толпы отозвалось: «Убит!» И я взлетел еще выше.
Источник:«В.Аринин «Неразгаданные тайны Пушкина» , стр. 164-166).
Звучит «Романс» Г.Свиридова из иллюстраций к «Метели». Усиливается звучание и обрывается.