Заключительный урок по творчеству Н.А. Некрасова

Тема урока
«Любовь – это жизнь… Это сердце всего».
("Любовная лирика в творчестве Н.А.Некрасова" )
Долматова Галина Владимировна
учитель МБОУ Полурядинская СОШ
Озёрский район
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению,
прививать стойкий интерес к изучению творчества Н.А. Некрасова.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие
литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать
коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о творчестве писателя, углубить знания
учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное
и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателя и русской литературе в
целом.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая,
самостоятельная.
Тип урока: ролевая игра
Ход урока
На доске эпиграф «Любовь – это жизнь… Это сердце всего».
Ниже – строки Н.А.Некрасова:
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья.
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
1. Вступительное слово учителя.
- Увы, мы любим штампы. Вот и о Н.А.Некрасове многие говорят однозначно: поэт
трибун, поэт – глашатай, певец народных страданий, поэзия которого «кнутом иссеченная
Муза». Но разве это всё? Его поэзия многогранна и глубока. Её не вместить в какие – то
рамки. У него много нежных стихов, большинство из которых мало известны
современному читателю. Вот хотя бы эти:
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум.
И мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. От любви к
женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле.
Я убеждена, что для большинства из вас этот урок будет открытием поэта Некрасова,
который любил, был любим и которого любовь подвигла на создание настоящих
шедевров любовной лирики.
И сегодня мы будем читать эти стихи, навеянные любовью к Женщине. Ведь эта
любовь вдохновляла его на стихи, поистине незабываемые, пленительные.
Вы издаёте книгу. Разрушьте штамп. Вчитайтесь в его стихи. Пусть те, кому
адресована книга, ваши младшие товарищи, узнают побольше об авторе, увидят его
сомневающимся, страдающим, любящим. Ребята, вы уже знаете, как оформляется книга.
Вспомним основные термины: переплёт, форзац, суперобложка, титульный лист,
фронтиспис, шмуцтитул, иллюстрация и прочее. Но сейчас пойдёт речь не о владении
этими терминами, а об умении их использовать. Заседание ведёт главный редактор …
(хорошо подготовленный ученик данного класса).
(Столы расставлены по отделам: «художники», «редакционный отдел», «критики»,
«рецензенты», на столах таблички).
2. Издание книги
1) Главный редактор.
- Заседание «редколлегии», в состав которого входят все ученики класса,
открывается. Перед нами стоят следующие задачи:
- нужна книга, в которой читатели встретились бы с Н.А.Некрасовым лириком;
- важно отобрать такой материал, который не оставил бы никого равнодушным;
- уже подготовлены макет книги, обложка, титульный лист, иллюстрации, шмуцтитулы.
В состав нашей группы входят «художники», «редакционный отдел», «критики»,
«составители», «рецензенты». Слово представляется «художникам».
2) «Художники»
( Заранее было дано задание:
Вам поручено художественно оформить обложку книги «Избранные стихотворения
Некрасова Н.А.». Какими идеями вы бы руководствовались, создавая обложку?)
Затем выступает представитель данной группы:
- Вы видите переплёт книги, суперобложка синеватого цвета. В центре изображено
сердце. Нам кажется, что данный цвет наиболее выразителен и удачно сочетается с
содержанием: это цвет мечты. Сердце, разумеется, красное.
Форзац создаёт определённое эмоциональное настроение, подсказывает читателю, о
чём пойдёт речь в книге. Его общая тональность – это сочетание синеватого и красного. В
центре изображены лист бумаги и перо – символы литературного труда; крупным планом
образ прекрасной женщины: ведь книга посвящается любви!
Фронтиспис – следующий элемент издания. Наша задача – показать необычного
Н.А.Некрасова, поэтому и портрет должен быть незнакомым для читателя. Мы видим
одиночество, так как считаем, что этот мотив достаточно силён в творчестве поэта.
На титульном листе – данные о книге: автор, название, место, год издания.
Первая иллюстрация соотносится со стихотворением «Я не люблю иронии твоей...».
Нам представляется, что именно оно должно открыть эту книгу, самое пронзительное по
силе чувств. Это настоящая буря эмоций, вулканическое извержение сердечных мук,
трагедия одиночества.
Следующая иллюстрация к стихотворению «Застенчивость». Мы видим красивую,
богато одетую женщину:
Поступь гордая, голос уверенный,
Что ни скажут — их речь хороша…
Но она чужая для поэта. Это потому, что облик любимой для него неравнозначен
внешней красоте и обаянию:
Ах ты страсть роковая, бесплодная,
Отвяжись, не тумань головы!
Осмеет нас красавица модная,
Вкруг нее увиваются львы…
Любовь для поэта – духовная гармония:
Все припомню, что было ей сказано,
Вижу: сам бы сказал не глупей...
Нет! мне в божьих дарах не отказано,
И лицом я не хуже людей!
Следующая иллюстрация, по нашему замыслу, должна выразить стихотворение
«Давно — отвергнутый тобою».
Мы видим ночное небо, усеянное звёздами, засыпающий город, тёмные воды реки:
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил —
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Перед нами лирический герой, бредущий по городу. Он сломлен, опустошён, душа
его пуста:
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
Вслед за Н.А.Некрасовым мы старались передать душевное состояние моральной
сломленности:
И та же мысль приходит снова —
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят суровее
А манят в глубину свою...
А эта иллюстрация помогает читателю глубоко проникнуть в эмоциональный мир в
стихотворении «Признание». На наш взгляд, автор так тонко передаёт состояние
ожидания:
На страдальца посмотри
И приветливой улыбкой
Хоть однажды подари!
По воспоминаниям современников, Н.А.Некрасов при встрече с А. Панаевой
изведал громадное чувство любви: поэт восторженно говорил о своей любимой:
Ты всегда хороша несравненно.
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой весёлый насмешливый ум.
Душа героя была уныла и угрюма. Ему порой трудно преодолевать жизненные
невзгоды, он ищет опору в любимой женщине. Тем не менее, это счастливый человек,
потому что влюблён, мудр «настоящее горе… разумно сношу». Мы изобразили его
ожидающего её, мудрую, способную переносить удары судьбы, прощать своего
мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто
впадает в пессимистические настроения, предается унынию и озлоблению, она всегда
выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит
мудрому смирению.
Между ними письма. Он забрасывает её нежнейшими посланиями, некоторые из них
горят:
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
«Редактор» предлагает обсудить работу художников.
3) Слово берёт «художественный отдел» .
Ученик 1. Думаю, что работа художников заслуживает одобрения. Нет сомнения, они
справились со своей задачей: перед нами непривычный Некрасов. Художники раскрыли
гамму чувств, отражённых поэтом в любовной лирике: одиночество, ожидание любви,
радость и полёт влюблённого сердца, горечь разочарования.
Ученик 2. Переплёт и обложка книги предельно лаконичны. Отметим и удачное
сочетание цветов, а также выразительность и метафоричность изображённого сердца.
Точен и фронтиспис: портрет поэта трогателен – одиночество, тоска во взгляде. Очень
удались и иллюстрации. Для того, чтобы они были достоверными, нужно было воссоздать
те обстоятельства, которые вызвали соответствующие настроения поэта. Хорошо, что
художники вслед за ним, постарались вникнуть в текст, но в то же время сумели
передать и свои чувства, настроения, вызванные знакомством с произведениями
Н.А.Некрасова.
Ученик 3. Точно отражено психологическое состояние лирического героя. То, что
иллюстрации выполнены на всю страницу, придаёт книге красочность и наглядную
выразительность, читатель глубже проникает в её смысл содержание.
«Художественный редактор» предлагает одобрить макет книги.
4) Следующее звено - критики, которые готовили вступительные статьи. Перед
членами редколлегии задача – выбрать лучшую, в наибольшей степени отражающую
основную идею книги ( можно подготовить 4 – 5 статей).
Вступительная статья может быть такой….
- Цель данной книги – развеять стереотип о Н.А.Некрасове как исключительно о
певце народной жизни.
Многие не представляют, насколько лиричен и нежен был поэт.
Им созданы замечательные стихи о любви: «Ты всегда хороша несравненно»,
«Прости», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поражена потерей невозвратной» и другие.
Любовь - страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его
внутренний мир. Но, в то же время, человек становится зависим и слаб внутренне. Таков
закон любви:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Поучись, читатель, у великого поэта силе чувств, чистоте помыслов, умению
откликаться на чужую боль.
Стихи Некрасова о любви отличаются реальностью и противоречивостью. Это
всегда страдание, но страдание, облагораживающее человека.
4) Затем выступают составители книги, которые должны порекомендовать в книгу
понравившиеся им стихотворения, что невозможно без его выразительного чтения. Далее
выступают представители данной группы (4 5 учащихся).
( Заранее было дано задание:
- Представьте, что вам дано право рекомендовать 10 стихотворений Некрасова для
изучения их в школе. Какие бы стихи Вы выбрали, чтобы создать у учащихся верное и
заинтересованное отношение к поэту, и почему?)
Ученик 1. Высокий взлет человечности — в драматическом диалоге стихотворения
«Тяжелый крест достался ей на долю...». Чернышевский называл его лучшим лирическим
произведением. Оно одно из самых трагических у поэта, стихотворение высокого строя,
который определен удивительным единством основного образа — образа креста. Образ
креста соответствует высоте страдания и окончательного разговора перед лицом
надвигающейся смерти. В первой строке — «Тяжелый крест достался ей на долю...» —
отвлеченное обозначение тягот, слегка обновленный житейский оборот «нести крест». Но
житейский оборот постепенно вызывает образ могильного креста: «Близка моя могила...
Холодный мрак могилы...» То, что началось почти бытовым разговорным оборотом,
завершилось скульптурным образом («Как статуя прекрасна и бледна, она молчит...»),
памятником героине и ее состраданию. Как глубоки в своей неразрешимости конфликт
героев и признание правоты каждого из них!
Ученик 2. Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написано в 1852 году.
Характер лирического героя показан в развитии. Душа его, отказавшись от любви,
похожа на душу дельца и эгоиста. Она наполняется унынием, «злобою ревнивою»,
«мучительной тоской». Герой прикрывает душевное опустошение холодной усмешкой, об
этом свидетельствует эпитет «ленивой». Автор ставит многоточие, разрывает затем его
пробелом, деля на две неравные части, заставляя нас на мгновение остановиться.
Противоречия в душе лирического героя поэт показывает с помощью антитезы:
«пламя страсти – благоразумья строгой власти»; с помощью психологических эпитетов:
«душе ленивой».
Стихотворение разделено на две неравные части. В первой части герой говорит о
никчемности и даже вреде писем возлюбленной, с которой они не могут быть вместе. Во
второй части акцентируется внимание на том, что несмотря на: «пускай мне время
доказало, что правды в них и проку мало…», но «…и теперь они мне милы…».
Лирический герой, видимо требует от лирической героини невозможного, пользу от
её писем. Но какую пользу, продуктивность в письмах можно требовать от влюбленной
женщины?
Стихотворение заканчивается развернутым эпитетом «… поблекшие цветы с могилы
погибшей юности моей! В этом эпитете заключены и другие средства выразительности:
метафора, сравнение.
Ученик 3. Николай Некрасов написал стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…»,
посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой.
Однажды на первых этапах знакомства с Панаевой Некрасову не осталось ничего
другого, как броситься в воду и, тем самым, подтвердить искренность своих чувств.
Именно с этого эпизода начинается стихотворение поэта, который признается, что,
получив отпор от красавицы, «мгновенно кинулся к волнам».
Трудно сказать, насколько этот поступок повлиял на взаимоотношения Некрасова,
который не умел плавать, и Панаевой, избалованной мужским почитанием, но внимания
он всё – таки добился. Годы, проведенные под одной крышей с возлюбленной, поэт
описывает сдержанно, упоминая лишь о том, что они были «любви и счастья
полны». Некрасова не смущал любовный треугольник. Единственным мрачным
моментом в этом романе стала смерть новорожденного сына Некрасова и Панаевой, для
которой малыш был действительно долгожданным и желанным ребенком.
Тем не менее, спустя 15 лет пара рассталась. Авдотья Панаева, к тому времени уже
овдовевшая, отказалась выходить замуж за Некрасова и вскоре связала себя узами брака с
другим человеком. И это решение возлюбленной стало для поэта настоящим ударом.
Поэтому в своем стихотворении он отмечает: «Брожу с убитою душой опять средь этих
берегов». Свой отказ стать супругой Некрасова женщина объяснила достаточно просто:
она устала от постоянной ревности поэта, сплетен и домыслов. В итоге Некрасов «один,
забыт тобою» так и не сумел найти свое счастье, а брак его возлюбленной оказался
достаточно удачным, что лишь усилило ревность поэта.
Ученик 4. Когда Н.А.Некрасов расстаётся с Панаевой, создает стихотворение под
названием «Надрывается сердце от муки…».
Описывая свое душевное состояние, автор отмечает, что ему «плохо верится в силу
добра», и надежда на то, что его жизнь будет течь в прежнем русле, уже развеялась
окончательно. Тогда Некрасов даже предпринял неудачную попытку самоубийства, хотя
позже искренне в этом раскаивался. Ведь если он погиб, то никогда не услышал бы слова
ответного признания от возлюбленной, которые были сделаны спустя несколько лет,
когда имя Некрасова уже засияло на русском литературном небосклоне.
Теперь к поэту вновь приходят мысли о самоубийстве, от которого его удерживает,
как это ни странно, бушующая за окном весна. Ее автор сравнивает с ребенком, который
резвится, не зная без и забот. На этого малыша очень хочет походить и сам Некрасов –
взрослый 40-летний мужчина, состоявшийся литератор и издатель. Обращаясь к
весне, которая уже вступила в свои права, автор не скрывает своего восхищения: «В
обаянии счастья и славы чувству жизни ты вся предана». Однако эти строки в равной мере
можно отнести не только ко времени года, но и к возлюбленной поэта, которая
продолжает наслаждаться каждым прожитым мгновением и радоваться любым переменам
в своей судьбе. Эту параллель автор проводит неслучайно, так как Авдотья Панаева в его
представлении все еще остается юной девушкой, живой, обаятельной и обладающей
острым умом. «Все в гармонии жизни слилось» это строки относятся и к весне, и к
Авдотье Панаевой в равной степени. Автор не перестает удивляться тому, как легко эта
женщина прощает обиды и избавляется от душевных ран. Она умеет быть счастливой при
любых обстоятельствах, чему втайне завидует Некрасов, лишенный подобного дара.
Утешение поэт пытается найти не только в своих воспоминаниях, но и в весне,
которая дает ему силы жить. Обращаясь к природе, автор отмечает: «Иду к тебе снова со
всегдашним желаньем моим – заглушить эту музыку злобы!». Под злобой Некрасов
подразумевает свою неукротимую ревность, которая, как он считает, и стала причинно
разрыва взаимоотношений с Авдотьей Панаевой. Теперь же поэт мечтает лишь о том
«чтоб душа ощутила покой». Только тогда поэт сможет переосмыслить собственную
жизнь и научиться благодарить судьбу за все, что она ему преподносит.
Ученик 5. «Мы с тобой бестолковые люди…» аписано в 1851 году. В это время роман
поэта с Авдотьей Панаевой был в самом разгаре, однако первые признаки предстоящей
разлуки уже давали о себе знать. Выражались они в постоянных ссорах влюбленных, и эти
непростые взаимоотношения Некрасов характеризует одной емкой фразой: «Что минута,
то вспышка готова!». Действительно, одно необдуманное слово или же недостаточно
нежный взгляд могли спровоцировать сору. Поэтому, обращаясь к своей избраннице,
Некрасов просит: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Автор
считает, что если с самого начала не сдерживать свое раздражение и давать возможность
ему выплескиваться наружу, то вспышки гнева будут менее бурными. Да и сам он сможет
вовремя остановиться, не доводя ситуацию до скандала. Размер – анапест. Аллитерация-
шипящие. Вместе с тем, Некрасов видит особую прелесть в таких будничных ссорах,
которые считает неизбежными, но при этом полагает, что и они могут привнести во
взаимоотношения двух влюбленных людей особую пикантность. «После ссоры так полно,
так нежно возвращенье любви и участья…», — считает поэт).
3. Заключительное слово учителя.
Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она
разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта
выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и
единомышленник лирического героя, равная ему во всем.
Если у предшественников Николая Алексеевича доминировало одно настроение, на
первый план выступало одно чувство, в некрасовских стихотворениях любовное чувство
выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой
обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».
Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт сумел передать необычайно емко,
кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.
Лирика Некрасова впечатляет своей общечеловеческой правдой чувства, глубиной
заложенного в ней трагического конфликта, психологическим богатством переживаний.
Многие из мотивов и художественных особенностей некрасовской лирики продолжил
замечательный русский лирик Александр Блок
4. Рефлексия. Что Вы открыли для себя в поэзии Некрасова; что, на ваш взгляд, является
в ней непреходящим, вечным?
Какой для вас была встреча с поэзией Н.А. Некрасова?
Какой этап урока показался самым трудным? Интересным? Полезным?
С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего, и что мешало,
было лишним?
Предлагаю обучающимся письменно высказаться одним предложением, выбирая начало
фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
5. Домашнее задание.
На выбор: подготовьте интересную встречу Некрасова с тургеневскими, островскими или
другими героями или инсценируйте эпизод из поэмы «Кому на Руси жить хорошо...».
Список использованной литературы
1. Бойко М.Н. Лирика Некрасова. -М., 1977.
2. Рез З.Я. Лирика Н.А.Некрасова в школьном изучении: Пособие для учителя. -М., 1982
3. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова: Книга для
учителя.- М., 1985.
4. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.