План-конспект урока "Двусложные размеры стиха" 6 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИЁМАМИ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ «ДВУСЛОЖНЫЕ
РАЗМЕРЫ СТИХА», 6 КЛАСС.
1.
ФИО
(полностью)
Малышева Надежда Вячеславовна
2.
Место работы
МОУ «ООШ» с.Шепелёвка Турковского райна
Саратовской области
3.
Должность
Учитель
Высшая квалификационная категория
4.
Предмет
Литература
5.
Класс
6
6.
Базовый учебник
Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/
[авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я.
Коровиной. 13-е изд., перераб. М.:
Просвещение, 2006. 318с.: ил. ISBN 5-09-
014534-2.
7.
Применяемая
технология
Технология
развития критического мышления.
8. Цель урока: Знакомство с двусложными размерами стиха.
9. Задачи:
Обучающие: 1. Показать на классических образцах ритмическую
основу ямба и хорея правильное чередование ударных и безударных
слогов.
2. Дать учащимся представление о том, что на практике поэты часто
отходят от избранной схемы стиха.
Развивающие: 1.Содействовать развитию познавательной активности
учащихся, формированию информационной и коммуникационной
культуры учащихся. 2.Развитие навыков работы на компьютере и
использования информационных технологий.
3. Развивать речь учащихся.
Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к слову.
10. Тип урока: комбинированный
11. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска,
мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока.
I. Организационный момент. Целеполагание.
II. Краткий разбор домашнего задания. ( Было дано задание: кратко
определить различия между стихом и прозой)
Учитель подводит итог: стихотворная речь отличается от прозаической
своеобразным характером чувства автора, особенным настроением, что и
ведет к особой её организации. Особенности стихотворной речи яснее
всего обнаруживаются в её ритмичности (хотя это и не единственный
признак).
III. Работа со стихами. (Слайд 1)
Задание: Прочитайте строки стихотворения А.С.Пушкина. Спишите,
расставьте в них ударения:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Учитель: Сверим.( Слайд 2)
ЛюбвИ, надЕжды, тиИхой слАвы
НедОлго нЕжил нАс обмАн.
Учитель: Как располагаются ударные и безударные слоги? Они правильно
чередуются, это создает ритмическое звучание речи.
Основной способ определения размеров заключается в том, чтобы
расставить в стихах ударения, определить чередование ударных и
безударных слогов. Этим способом мы и воспользовались в данном случае.
Но иногда возможен и другой приём.
Учитель, скандируя, читает стихи, уже известные учащимся (Слайд 3)
МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи;
НЕвидИмкОю лунА
ОсвещАет снЕг летЕчий;
МУтно нЕбо, нОчь мутнА.
«Бесы»
( Слайд 4)
МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный –
ПорА, красАвицА, проснИсь:
ОткрОй сомкнУты нЕгой взОры
«Зимнее утро»
Вопрос: Похожи ли эти стихи друг на друга? Почему?
Учитель: Выпишем по одной строке из стихотворений и составим их схемы,
заменив ударный слог знаком , безударный слог знаком . Тогда схема
первой строки из «Бесов» приобретает такой вид (Слайд 5):
А схема строки из «Зимнего утра» будет выглядеть так (Слайд 6):
Учитель: В чём сходны и в чум различны эти строки?
Ученик: Обе они построены на чередовании ударных и безударных слогов,
но в «Бесах» за ударным следует безударный, а в «Зимнем утре», наоборот,
после безударного стоит ударный.
Учитель: Чем в данном случае отличалось его чтение?
Ученик: В этом чтении выделялись ударные слоги, подчеркивалось их
чередование с безударными.
Учитель: Правильно, но это условное чтение, обычно так стихи не читают,
но в некоторых случаях такое чтение помогает определить размер.
IV. Объяснение нового материала.
Учитель: Так что же такое стихотворный размер? Давайте присмотримся
ещё раз к строкам, которые мы выписали из «Бесов» и «Зимнего утра».
Ударные слоги, чередуясь, образуют постоянные сочетания, группы слогов.
В первом случае эта группа состоит из ударного и безударного (Слайд 7) .
а во втором – из безударного и ударного(Слайд 8) . Такие
повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов, которые
определяют ритмический рисунок строки в целом, называются(Слайд 9)
стопами. Число и порядок чередования слогов в стопах принято определять
как (Слайд 10) размер.
Перед нами стопы, состоящие из двух слогов, лайд 11)
двусложные, они различаются в зависимости от места ударного слога. Если
первый слог ударный, стопа называется (Слайд 12) хореем ( ), а если
второй, то стопа называется (Слайд 13) ямбом ( ). Но есть и другие
стопы, с которыми мы будем знакомиться позже.
Давайте проследим, как в уже проанализированных стихах
соотносятся слова и стопы. Это соотношение может быть разным. Так, в
«Бесах» есть строки, где стопа совпадает со словом (Слайд 14):
Мчатся тучи, вьются тучи,
Мороз и солнце; день чудесный!
Мчатся тучи, вьются тучи…
Мчатся тучи, вьются тучи…
Есть строки. В которых слово составляет две или более стопы (Слайд 15):
Невидимкою луна…
Когда же в стихе употребляется односложное слово, то стопа составляется из
него и части другого (Слайд 16):
Мутно небо, ночьму тна.
Но, ребята, на практике поэты часто отходят от избранной схемы стиха.
Если мы с вами вспомним четверостишие из послания А.С. Пушкина «К
Чаадаеву» со слов «Пока свободою гори» и расставим ударения (Слайд 17):
ПокА свобОдою горИм,
ПокА сердцА для чЕсти жИвы,
Мой дрУг, отчИзне посвятИм
ДушИ прекрАсные порЫвы!
Поэт в основном соблюдает принятый порядок чередования ударных и
безударных слогов, но иногда и отклоняется от нормы, заменив ударный слог
безударным. Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его
более гибким и разнообразным, позволяют поэту использовать в
стихотворной речи все богатство словарного запаса русского языка.
V. Сообщения учащихся. ( На дом уч-ся получили задание подготовить
сообщения о ямбе и хорее).
1-ый учащийся:
Ямб один из размеров русского стихосложения. Ямб это размер, в
котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. По
размеру ямб бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII веке популярным
был 3-стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен он был
после 1812 года. Длилась популярность примерно 10 лет Самый
распространённый из всех размеров русского стиха четырехстопный ямб,
который вошел в русскую поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В
современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций
в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.
2-ой учащийся:
Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный
ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все
наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей кто
сочинил стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский.
Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии –
время Пушкина сфера его употребления была определена тремя темами:
стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно тревожные,
иногда трагические.
5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали
М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов торжественный
пейзаж, дорога, размышления о смерти.
В XX веке начинают поэты использовать новые формы хорея. Новатором
использования новых форм является В. Маяковский.
Хорей придает стиху ритмическую подвижность и сближает их с
народной песней.
VI. Самостоятельная работа.
Задание 1. Составить кластер по теме.
Задание 2. Определить стихотворный размер в данных примерах и
нарисовать схемы.
Слайд ( 17)
1.
Бу
́
ря мгло
́
ю не
́
бо кро
́
ет
∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __
Ви
́
хри сне
́
жные крутя
́
;
∩́ __ / ∩́ __ / __ __ / ∩́
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»
2.
Двусложные
размеры стиха
Ямб
Хорей
Слоги:
безударный,
ударный
Слоги:
ударный,
безударный
Наря
́
жены мы вме
́
сте го
́
род ве
́
дать,
__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка
́
жется, нам не
́
за кем смотре
́
ть
__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Слайд 18
Ночевала тучка золотая
На груди утёа-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
М.Ю.Лермонтов
Схема: !-!-!-!-!-
!-!-!-!-!-
!-!-!-!-!-
!-!-!-!-!- пятистопный хорей.
Слайд 19.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Ф.И.Тютчев.
Схема: -!-!-!-!
-!-!-!-!-
-!-!-!-!
-!-!-!-! четырехстопный ямб
Слайд 20.
Вот холм лесистый над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
А.С.Пушкин.
Схема: -!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!- пятистопный ямб
Слайд 21.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Ф.И.Тютчев.
Схема: !-!-!-!
!-!-!-!-
!-!-!-!
!-!-!-!- четырёхстопный хорей
VII. Рефлексия.
Написать синквейн. Первый вариант слово ЯМБ, второй
ХОРЕЙ. (Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать
синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят
один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о
том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную
тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг
друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут
увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными
синквейнами.)
Ямб
Четырёхстопный, распространенный
Различать, сочинять, удивлять
Ломоносов первый сочинил
Стихосложение.
Хорей
Народный, плясовой
Рифмовать, подражать, употреблять
Простонародный русский размер
Подвижность.
Домашнее задание: найти у себя стихи, относящиеся к разным
стихотворным размерам, нарисуйте их схемы.
Использованная литература.
1. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч.1/ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я.
Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006.
2. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов:
Москва «Детская литература», 1989
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: ООО «Кирилл и
Мефодий», 2008
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Сост. В.И.
Новиков. – М., Педагогика, 1987.
5. Литературный энциклопедический словарь: Под общ. Ред. В.М.
Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987.