Гостинная "Скажи мне, где любви начало?" 9-11 класс

Гостиная «Скажи мне, где любви начало?»
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБО СОШ №20» г.
Новомосковска Тульской области Иванова Е.В.
Гостиная «Скажи мне, где любви начало?» предназначена для старшеклассников (9-11 кл.)
В ней рассказ о любви со времен Петрарки до пушкинских времен, письма А.С. Пушкина и В. А.
Жуковского, стихи А.С. Пушкина и М.И. Цветаевой.
Цель: воспитать в учащихся чувство любви к прекрасному.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с темой любви в лирических произведениях классиков.
2. Развитие познавательного интереса учащихся.
3. Расширение кругозора учащихся.
Эпиграфы:
Скажи мне, где любви начало?
Ум, сердце ль жизнь ей даровало?
И чем питаться ей пристало?
У. Шекспир.
Как сердцу высказать себя?
А.С. Пушкин.
Все дело в том, чтобы мы любили,
чтобы у нас билось сердце, хотя бы
разбивалось вдребезги, а все мои стихи те
самые серебряные, сердечные дребезги.
М.И. Цветаева
Учитель:
В тот тихий час, когда неслышными шагами
Немая ночь взойдет на трон свой голубой
И ризу звездную расстелет над горами,-
Незримо я беседую с тобой.
Душой растроганной речам твоим внимая,
Я у тебя учусь и верить, и любить,
И чудный гимн любви – один из гимнов рая –
В слова стараюсь перелить.
Вместе с автором этих строк Семеном Надсоном мы поговорим о любви.
Примерно 30 веков существует поэзия у разных народов Земли, сотни поэтов пяти
континентов говорят о ней. Поэзия и любовь. Любовь и поэзия. Понятия эти вряд ли можно
отделить друг от друга. Строки любви вечны, как сама жизнь, нет и не будет им конца, пока
жив на Земле человек. Тысячу раз прав Горький, сказав, что «любовь – это желание жить».
Но чтобы любовь, без которой не стало бы и рода человеческого, совершалась на Земле
во всей своей красоте, людям нужна лирика. Это то бесценное, что человек хранит и будет
хранить всегда. Это золотой фонд человечества. Понятие «лирика» (от греческого слова liricos
поющий под звуки лиры) долетело к нам из-за гряды седых веков. Народ Древней Греции
первым стал не только петь, но и читать свои стихи, именно у древних греков и зародилась
лирическая поэзия, лирика.
Ученик:
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Эти стихи великий Петрарка пишет, спустя 21 год после кончины своей возлюбленной
Лауры. А ведь они так никогда и не были вместе… Он видел ее лишь на улице и в церкви. Он
любил на расстоянии… Поистине велика эта сила – сила любви…
Учитель: Когда она умерла, ей было за 40. В тот век женщины увядали рано. Петрарка
видел ее незадолго до «черной чумы», и он любил ее, постаревшую, как никогда раньше. Вы
замечали, что «в любви неизбежна идеализация», то есть любимый человек кажется нам
духовно и телесно лучше, совершеннее, чем он есть на самом деле. Да, любящий видит в
любимом то, чего не видят окружающие, «не ослепленные любовью» люди. Они видят уголь,
он алмаз, они ничего особенного, он чудо из чудес. Как вы думаете, что же все-таки в
вашем любимом уголь или алмаз?... А может быть, и то, и другое? Я считаю, в каждом
человеке есть этот самый алмаз, как возможность, надо только уметь его увидеть. Для этого
необходимо отречься от себя: уметь не обижаться, не капризничать, доверять, прощать, верить
в любимого в его ум, красоту, доброту. А это нравственный труд перенести центр личного
существования из «я» в «ты». Если сумеете можете оказаться перед чудом. Человек,
полюбившийся вам, станет лучше. В лирике эта тема очень отчетливо звучит у В.А.
Жуковского, А.С. Пушкина, но об этом чуть позже, а сейчас…кажется, к нам кто-то идет…
(Выходит девушка с письмом в руках, читает… Звучит медленная музыка)
…Я проснулась и нашла письмо, которое принесло мне утро. Я не знаю, что в нем
написано, потому что не умею читать. Но я не стану тревожить мудреца и отрывать
его от книг, потому что, кто знает? – Сумеет ли он прочесть, что там написано.
Когда спустится ночная тишина, и звезды одна за другой проглянут на небе, я
разложу его на коленях и буду молчать. Мне прочитает его шорох листьев, ручей
прозвенит мне его вслух, а семь мудрых звезд пропоют мне его с небесной высоты…
Это непрочитанное письмо облегчило мне жизнь, и мои мысли превратились в
песни… (Рабиндранат Тагор)
Учитель: Кто не любит получать письма?.. Конечно, все любят. А почему, как вы
думаете? Да потому, что любое полученное письмо это тайна. Она пульсирует в письме, как
живая. «Тайна сия велика есть…». Итак, письмо в ваших руках. Это тайна. И подчас еще
какая…
Ученик: В начале октября 1824 года Александр Сергеевич Пушкин получает от
Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (жены графа Воронцова, с которой у него завязался роман
в период южной ссылки) письмо. В нем сообщалось, что графиня готовится стать матерью. Не
скрыла она и того, кто отец будущего младенца. Листок почтовой бумаги представлял для
Воронцовой огромную опасность. Пушкин сжигает его: «она велела». А позже создает
«Сожженное письмо».
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
(Ученик подносит лист бумаги к пламени свечи, затем горящий лист бросает на поднос
и продолжает читать стихи)
Минуту!.. вспыхнули… пылают…легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растоптанный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Учитель: Вы спросите, знала ли Наталья Николаевна, жена Пушкина, о существовании
внебрачного ребенка своего мужа? Открыть ей тайну мог только он сам. Очевидно, объяснение
произошло перед их свадьбой. Поэт не хотел, чтобы Натали узнала его тайну от кого-то
другого.
Читая письма выдающихся людей к невестам, женам, испытываешь особое волнение
потому, что нам известно то, что было им неведомо, когда они писали. Нам известно, что будет
потом и с ним, и с нею.
(Выходит юноша, он озвучивает письмо)
«Милая Маша, нам надобно объясниться».
Учитель: Это письмо Василия Андреевича Жуковского, известного поэта-романтика
первой половины XIX века. Он был страстно влюблен в свою ученицу и племянницу. Мать ее
не согласилась на этот брак, считая родство слишком близким. Мария Протасова вышла замуж
и умерла, не успев забыть милого ей поэта. Жуковский же всю жизнь хранил о ней память,
воспевая ее в стихах. Но давайте послушаем продолжение письма.
Ученик (продолжает): «Чего я желал? Быть счастливым с тобою! Из этого теперь
должен выбросить только одно слово, чтобы все заменить. Пусть буду счастлив тобою!
Думай беззаботно о себе, все делай для себя чего для меня более? Я буду знать, что я
участник в этом милом счастье!»
Учитель: О чем это письмо? Что хотел сказать Жуковский своей любимой? Как вы
поняли его мысль?
(Дети отвечают)
Учитель бобщает ответы детей): Самопожертвование. Да, именно эта мысль звучит
в письме влюбленного поэта. Странно ли это для вас? Странно ли, что Петрарка, видевший
Лауру издали несколько раз в жизни, после ее кончины помышлял лишь о том, чтобы умереть?
Или, может быть, странно, если бы Пенелопа, любя Одиссея, не ждала его 20 лет в тот век,
когда путешествовали очень долго? А как вы относитесь к поступку жен декабристов, которые
пошли за ними в Сибирь, пожертвовав богатством, будущностью, даже детьми? Как, по-
вашему, может ли быть счастлив тот, кто способен на самопожертвование? Давайте в этой
связи вспомним стихотворение А.С. Пушкина.
(Ученик читает стихотворение Пушкина «Я вас любил…»)
Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
(Беседа с учащимися, то есть учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- О чем это стихотворение? Какова его тема?
- Какое настроение у вас, у читателей, создает автор?
- Что такое элегия?
- Какие чувства возникают у вас при чтении этого стихотворения?
Учитель (делает обобщение): Печаль, грусть, тоска, в то же время смирение,
довольство, счастье… Вот сколько чувств в этом маленьком шедевре! А как удается это
автору? Наверное, он использует много изобразительно-выразительных средств? Какие тут есть
тропы?
(Учащиеся находят одну метафору «любовь угасла»)
- Почти нет тропов. Но почему же тогда оно совершенно, красиво, выразительно,
убедительно?
- Сколько строк в стихотворении?
- Всего восемь, а у нас после прочтения появляется ощущение светло-печального,
прекрасного. Почему?
- Сколько повторов в стихотворении? (пять повторов слов «любил», «любовь»,
«любимой»)
- Есть ли динамика (движение) любовного чувства?
- Какие временные формы использует автор?
- Сколько раз употребляется местоимение «вас»? (5 –«вас», 1- «вам»)
- О чем это говорит?
- Была ли любовь взаимной?
-Что вы можете сказать об авторе, о том, кто любил?
-Одинаковой ли длины строки в стихотворении? (Нет, это придает произведению
естественность речи. Это стихотворение – идущее от души признание и благословение)
Ученик: Вот что сказал об этом произведении критик В.Г. Белинский: «Я вас любил…»
воплощает «благородное, кроткое, благоуханное и грациозное начало, свойственное зрелой
любовной лирике поэта».
Учитель: Опять вернусь к мысли: мы учимся любить у великих, у истинно любящих,
ибо они ведут битву за восхождение. И выигрывают, даже умирая. Любовь не всегда радость.
Это и боль. Боль потерь, боль разлук. Но какое же это все-таки счастье – любить.
(Ученик читает стихотворение Цветаевой под музыку А. Рыбникова из оперы
«Юнона» и «Авось» )
Я не могу без тебя жить!
Мне и дожди без тебя – сушь.
Мне и в жару без тебя – стынь.
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год,
Если бы время мельчить дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Верность друзей,
Бедность врагов.
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих
Драгоценных шагов.
Учитель: И все же первым поэтом любви у нас был Пушкин. Конечно, о любви писали
и до него, и потом. Но никто ни до, ни после Пушкина не создал в русской поэзии ничего
подобного пушкинскому образу любви: любви в зародыше, в развитии, в становлении, любви
чувственности и духовности.
В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. 630 раз в стихах,
прозе и письмах Пушкина встречается слово «любовь», сотни раз «любить», «любимый»,
«любовник», «влюбиться». И всякий раз эти слова звучали божественно, неповторимо.
Созданный поэтом «гений чистой красоты» - мечта об идеале любого влюбленного. Мы
прослушаем романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина. Это стихотворение было
посвящено и подарено Анне Петровне Керн в память о ночи, проведенной в Михайловском, в
память о той аллее. Для композитора Михаила Ивановича Глинки это самое дорогое и
памятное произведение, связанное еще и с именем дочери А.П. Керн, Катеньки. Композитор
знал девушку ребенком, а когда она выросла, полюбил ее. Жизнь разлучила их. Но навеки
осталось пережитое влюбленными «чудное мгновенье»
(Звучит романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»)
Ученица: У Пушкина мы учимся понимать, что такое любовь. Для того, чтобы создать
лирику любви, которую он создал, Пушкин должен был любить так, как он любил. «Как поэт,
он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с
которыми встречался», - писала М.Н. Волконская. Вспомним, какие тесные отношения
завязались у ссыльного поэта с молодым семейством П.А. Осиповой-Вульф в Тригорском: с
Евпраксией он мерился поясами чья талия стройнее, Анной и Александрой был по очереди
увлечен. Послушайте романс «Признание» (стихи А.С. Пушкина, музыка М.И. Глинки),
посвященный Александре Ивановне Осиповой.
(Звучит романс Глинки «Признание» на стихи Пушкина)
Ученик: «Моя Мадонна…» Так он называл единственную женщину, ставшую женой,
вызвавшую толки и споры, «длящиеся вот уже полтора века». «Тяга Пушкина к Гончаровой…
тяга гения переполненности к пустому месту. Он хотел нуль, ибо сам был все». Эти слова
принадлежат Марине Цветаевой, которая так самозабвенно любила Пушкина, что не могла его
отдать ни одной женщине на свете, даже его законной жене. В монографии пушкиниста П.Е.
Щеголева читаем: «Наталья Николаевна была так красива, что могла позволить себе роскошь
не иметь никаких других достоинств… вся ее роль сводится только к блистанию и затмеванию
всех своей красотой…». Анна Андреевна Ахматова смотрела на жену поэта «как на сообщницу
Геккеренов в преддуэльной истории».
Ученик: Слишком много обвинителей. И они правы? А как же тогда пушкинское: «Моя
мадонна…»? Как узнать истину о жене поэта? Где прочитать? Есть такая книга?
Ученик: Да, такая книга есть, и ее можно, положа руку на сердце, рекомендовать
читателям. Эта книга письма Александра Сергеевича Пушкина. Во всемирной литературе
трудно найти книгу о любви, которая была бы столь достоверной, искренней, лишенной
всяческих прикрас, земной, по бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей
божественных высот.
Ученик: Пушкин – невесте из Болдино (Юноша, исполняющий роль Пушкина, держит в
руках письмо, читает): «А вы что сейчас поделываете? Наша свадьба точно бежит от
меня; и эта чума с ее карантинами не отвратительнейшая ли это насмешка, какую
могла придумать судьба?»
Ученица: (Девушка, исполняющая роль Натальи Николаевны, держит в руках письмо,
читает): «…ваша любовь единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься
на воротах моего печального замка (девушка улыбается). Позволяете ли вы обнять вас?»
Пушкин: «Это не имеет никакого значения на расстоянии 500 верст и сквозь 5
карантинов. Прощайте же, мой ангел…Надеюсь увидеть тебя недели через две, тоска без
тебя. Душа моя, женка моя, ангел мой!
…не еду к тебе по делам, ибо печатаю Пугачева, и закладываю имения, и вожусь, и
хлопочу а письмо твое меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не
получив от меня письма, стало быть, ты меня еще любишь, женка. За что целую тебе
ручки и ножки…»
Учитель: И в то же время, в его письмах - такие строки:
Пушкин (читает): «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был
бы без тебя несчастлив…»
Учитель: 64 письма… Книга любви и нежности, написанная рукой гениального поэта,
адресованная женщине, боготворимой Пушкиным, ставшей матерью его четверых детей,
подарившей поэту счастье и тревоги семейной жизни.
XIX век был веком первой любви. Романтически настроенный человек, особенно поэт,
видел в женщине свой идеал. Скорее всего, потому, что социальные и религиозные традиции,
устойчивый уклад были весьма строги к интимному миру личности ей разрешалось быть
более или менее «безумной» лишь раз в жизни.
XX век называют веком последней любви. «Не досыпая, не долюбя, молодость наша
шла…» - писал в 20-е годы Эдуард Багрицкий. Поколение поэтов XX века решило: долюбить.
Об этом рассказывают стихи Заболоцкого, Пастернака, Ахматовой.
А что же XXI век? Каким он будет для влюбленных, для вас, жителей XXI века? Мне не
раз приходилось слышать высказывание, что само слово «любовь» затрепали, затерли, что оно
стало банальным, малозначимым. Может быть, вы, как когда-то Б. Пастернак, захотите
выдумать «кличку иную»? Как бы то ни было, мысли, чувства, переживания останутся. Значит,
останется способность любить, как бы мы ее ни называли. Она вечна.
А вот еще вопрос: будет ли любовь для вас источником вдохновения? Всякое
сильное переживание обязательно ищет выхода в слове. Почти все влюбленные пишут стихи. А
есть ли эта потребность у вас, у молодых? Говорят, муза дарит поэту секунды удивительного
счастья. Хотите это испытать? Пишите. Это только кажется, что о любви написано много.
Чувство это неисчерпаемо.
Используемая литература
1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила. Москва., Дет. лит., 19981.
2. Нет у любви бесследно сгинуть права… М., Моск. рабочий, 1986.
3. Глухов В.И. Лирика Пушкина в ее развитии. Иваново, 1998