План-конспект урока "Нравственные искания Андрея Болконского"

План-конспект занятия по
литературе.
Тема. «Нравственные искания
Андрея Болконского».
Цель: на основе анализа текста показать трагический, противоречивый,
полный сомнений, поисков и страстного стремления к правде и добру путь
Андрея Болконского.
Задачи: научить студентов анализировать текст художественного
произведения, выбирать материал по теме;
развить навык вдумчивого прочтения текста произведения;
воспитать чувство патриотизма.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых масштабных
художественных произведений, охватывающего огромный и важный период
жизни России 19 века. В романе-эпопее более 500 персонажей: одни из них
вымышленные, другие - реальные исторические лица. Но мы остановимся на
одном образе - образе Андрея Болконского. Это не только один из любимых
персонажей Л. Н. Толстого, но и человек, чью жизнь мы можем проследить на
страницах романа. Наша задача: анализируя главы «Войны и мира», пройти
дорогой жизни Андрея Болконского, посмотреть, как меняются его взгляды на
жизнь, проследить эволюцию нравственных исканий смысла жизни Андрея
Болконского. Всё это найдёт отражение в схеме, которую мы составим в течение
урока.
3.Комментированное чтение и беседа.
1. Важной характеристикой любого героя является его портрет и речь. Именно
они позволяют автору раскрыть отношение Андрея Болконского к светскому
обществу, к близким ему людям, умение князя Андрея понимать истинную
сущность людей.
Чтение отрывка из романа Т 1,ч. 1,гл. 3; Т 1, ч 1 гл5; Т 1 .ч. ] ,гл.6
- какие эмоции вызывает у князя Андрея высшее общество?
2. Семья Болконских.
Сообщение учащегося.
Первый раз мы сталкиваемся с семьёй Болконских в полном составе в конце
первой части первого тома, когда все в Лысых горах ожидают приезда князя
Андрея с женою. Каждый в этой семье чем-то особенный.
Князь Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого и читателя
своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и
молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок
и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-
аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его
энергичный ум требовал выхода. Николай Андреевич, почитая только две
людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то написанием
своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на
станке, то работой в саду и наблюдением над постройками...». «Он сам занимался
воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность
общаться с отцом, ум которого он ценит, аналитическими способностями
которого он не перестаёт удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя иного
лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать
и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних
годов.» Гордый и непреклонный, князь просит сына: «записки...государю
передать после...моей смерти» А для Академии он подготовил премию тому, кто
напишет историю «суворовских войн».
Николай Андреевич сердцем видит переживания сына и помогает ему в
трудном разговоре об оставляемой жене и будущем ребёнке.
И назначенный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи
- это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувства сына:
«Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».
Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и
не перепоручая этого никому.
Его можно назвать деспотом, наблюдая, как он обращается с дочерью, но
это объясняется его фразой: «А чтобы ты была похожа на наших глупых
барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и
суеверие. А главным условием деятельности - порядок. Отец, гордящийся умом
сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но
и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей... Он понимает,
как богат духовный мир его детей. Во многом Андрей Болконский повторяет
жизнь своего отца, заставляя старого князя гордиться своим сыном.
- какие черты характера прививает старый князь своим детям и особенно
сыну?
3. Сначала князь Андрей стремиться найти смысл и содержание жизни в
военной деятельности, славе и героическом подвиге:
A. служба в армии. Т.1,ч.1,гл.5
- для чего идёт на войну князь Андрей?
Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный»
круг «гостиных. сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего
Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его
из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе - таково было
первоначальное представление князя Андрея о природе подвига.
Б. Резкий разговор с Жерковым о долге и чести русского офицера.
Т 1,ч.2, гл.3
- почему князь Андрей был возмущён поступком Жеркова?
«Мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему
успеху или печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до
господского дела».
B. Отношение к князю Андрею окружающих.
Т 1, ч.2. гл.З
- почему люди так по-разному реагировали на князя Андрея?
Г. Мечты князя Андрея о славе и подвиге.
Т 1,ч 2. гл 12; Т 1,ч. 3, гл. 12
- какие мечты будоражат князя Андрея? Для чего он хочет совершить подвиг?
Сообщение учащегося.
Найдя кумира в Наполеоне, князь Андрей обособляет себя от других людей.
Fгo мечта о славе героя соответствует духу русской культуры того времени, когда
герой мыслит себя непременно на пьедестале.
Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая
целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох
тот солдат, который не мечтает быть генералом», то есть каждый должен
стремиться достичь в своём деле совершенства. Князь Андрей хочет выдвинуться
в жизни, чтобы проявить свои силы, да и о почестях тоже думает. Тщеславие,
свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь
Андрей думает о славе, он симпатичен читателю, так как он хочет добиться славы
честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и
бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.
Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. Когда человек
мужает, находит своё призвание, всё суетное отступает. Чем мудрее человек, тем
меньше тщеславия в его мечте.
Подвиг, совершённый под Аустерлицем князем Андреем - его звёздный час.
Сбылась его мечта, как когда-то Наполеон на Тулонском мосту, князь Андрей со
знаменем в руках повёл за собой солдат. Это. конечно, славный подвиг,
достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого
важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает
безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта
внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот
подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как
осуждение воинской доблести Андрея Болконского. Нет, его подвиг вносит ещё
один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с
высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей
окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов.
4. Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в
Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.
Т 1. ч. 2, гл. 20, 21
Показ отрывка из фильма Бондарчука «Война и мир»
- почему совершённый подвиг принёс князю Андрею разочарование?
- какие выводы о подвиге и о героях он делает?
Сообщение учащегося.
Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть
на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя.
Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у
Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином
свете. Тушин, которому обязаны успехом дня не только не требовал для себя
«славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед
несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался
невознаграждённым. Он ещё не отказался от своего представления о подвиге, но
всё пережитое за день заставило его задуматься.
Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который
произошёл па Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнулись в ходе
военных действий с реальной действительностью и бытом войны.
Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России,
но и для отдельных героев. С ощущением великого разочарования в Наполеоне,
бывшем раньше его героем, лежит на поле боя раненый князь Андрей. Наполеон
представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным,
ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Правда, ранение
принесло князю Андрею не только разочарование в тщетности и ничтожности
подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни.
Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нём новый
строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к
жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал
ее теперь».
И в этом образе неба, который сопровождает князя в романе Толстого,
являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность
стремления, и есть отрешённость, холодность. Небо - абсолютное, вечное,
справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но
они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и
случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение,
торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности - таково к ней
требование князя Андрея. Навсегда не переходим для него разрыв - совершенство
и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений
людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв -
трагическая тема образа Андрея Болконского.
Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она
олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.
Писатель воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то
впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает.
Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как
тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...,не так, как мы
бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными
лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так
ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде
этого высокого неба? И как я счастлив, что узнан его наконец. Да! Всё пустое, всё
обман, кроме этого бесконечного неба.» В этих мыслях князя Андрея отражён
общий итог -ощущение разочарования в жизни в результате осознания своих
ошибок. Гак по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность
своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более
значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто - естественная
жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея
символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним
«бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.
5. Настроение князя Андрея в период глубокого душевного кризиса.
Вернувшись домой, князь Андрей застаёт свою жену при смерти. В её лице
было отражено страдание и немой укор мужу: почему ты покинул меня в тот
момент, когда больше всего нужен?
Разочарование в службе в армии, смерть жены ввергают князя Андрея в глубокий
душевный кризис. Всё своё время он решил посвятить воспитанию сына и
усовершенствованию хозяйства.
Т 2.ч.3. гл 1
- чем занимается князь Андрей дома?
Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского
культа -таков итог служения в армии.
Дальнейшие события - появление ребёнка, смерть жены - потрясли князя
Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив
горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях,
жизнь для себя и своих близких -то единственное, что ему остаётся.
Когда князь Андрей, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно
ласковыми словами, готовый к миру, па него обрушилось горе - смерть жены. И
то, что он чувствовал себя виноватым перед ней, усугубило его кризис, заставило
замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера,
навестившего его к Богучарове, поразил его «потухший мёртвый взгляд». «Жить
для себя, избегая только этих двух зол (угрызений совести и болезни). - вот вся
моя мудрость теперь». - говорит князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с
Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то
время - это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое
тяжесть труда и тяжесть жизни.
6. Постепенное пробуждение героя от нравственного кризиса.
Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»
- что помогло князю Андрею справиться с душевным кризисом?
- как он решил реализовать свои возможности?
Сообщение учащегося.
Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к
людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с
Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит
несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает
правильный вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера
глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал
«лучистым, детским, нежным». Именно сейчас «в первый раз после Аустерлица
он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком
поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и
молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея
эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем
мире его новая жизнь». первое, что он сделал для людей, - преобразования в
деревне, облегчившие участь его крестьян.
Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он
понял смысл жизни, её цель. Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность
и бесконечность природы.
У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность
чувствовать и любить природу. Для всех положительных героев романа всегда
открывается их «небо», которое открывается им почти всегда в момент кризисов,
на переломах в жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика.
Природа помогает человеку найти своё место в жизни, жить общей жизнью. Не
случайно Толстой считает: «Самая чистая радость - радость природы». Писатель
говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами. Глядя на дуб,
князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а руки и пальцы, старые
болячки. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым,
сердитым и презрительным уродом», который наделён способностью думать,
упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь
Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет
местоимения «мы», «наша»...
Жизненные силы, которые возродил дуб, проснулись и в душе
Болконского. Он остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить
пользу людям, возможность счастья и любви. И он решает: «.. .надо, чтобы все
знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...чтобы на всех она
отражалась и чтобы все они жили со мною вместе.»
7. Выдающийся ум, широкий кругозор государственного деятеля. Отпечаток
трудового
воспитания, данного отцом. Стремление к полезной общественной
деятельности. Участие в законодательной деятельности М.М.Сперанского и
разочарование в ней.
Т 2,ч.З, гл.18
- почему князь Андрей разочаровался в государственной службе?
Снова возникают честолюбивые мечты. Князь Андрей намерен
принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в
высших сферах.
В петербургский период жизни Болконского Толстой рисует реальных
исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, - это Аракчеев и
Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и
был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом
«права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная. Начав общественную
работу увлечённо, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что
не видел её глубокого смысла. Разочаровался князь Андрей и в самом
Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства,
к которому он стремился», привлекло его к этому деятелю, но потом он увидел,
что тот вовсе не соответствует его идеалу. Только та деятельность удовлетворяет
героя, в которой он найдёт совмещение интересов для себя и для других... А пока
он ошибается, вечно борется, потому что «спокойствие -душевная подлость». В
его поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная грань «настоящей
жизни» по Толстому.
8. Взаимоотношения Андрея Болконского и Наташи Ростовой.
Т2, ч.З.гл 16, 19, 22
- что привлекло искушённого в общении князя Андрея в Наташе Ростовой?
Сообщение учащегося.
Обаяние любви создаёт её нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в
Наташе её поэтичность, её полнота жизни, непосредственность. Заложенное в ней
стремление к счастью будит силы других людей. Её пение доставляет князю
Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое
настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея,
почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь
мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там всё счастье, надежда,
свет; Другая половина – всё, где её нет, там всё уныло и темнота...» и Наташины:
«...но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьёзности их
чувств.
Любовь занимает в жизни Андрея Болконского важное место, помогая
понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней. Настоящее чувство лишь то,
которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Перед князем Андреем
открылась «жизнь, вся жизнь со всеми её радостями». Ему кажется, что в любви
он нашёл подлинное счастье.
Почему же герой не нашёл своё счастье? Во-первых, мир разрушает война,
она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит
героя к внутреннему кризису потому, что у Андрея Болконского нет внутреннего
единения с народом, у него свои цели, направленные на себя.
Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же даёт
почувствовать читателю, что они не предназначены друг для друга, что простое
счастье не для Болконского. Счастье оказалось кратковременным, и. чем светлее
оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Ему кажется теперь, «как
будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним,
вдруг превратился в низкий определенный, давивший его свод, в котором всё
было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Жизнь представляется
ему жестокой, ненужной, нелепой.
9. Разрыв князя Андрея со светским обществом и сближение с народом в
период
Отечественной войны 1812 года.
Т 3, ч. 2. гл. 5, 25
- за что солдаты любили своего командира?
- как меняется отношение к войне князя Андрея?
Сообщение учащегося.
Поворотным окажется в жизни Андрея Болконского 1812 год. Во время
Отечественной войны князь почувствует и поймёт законность существования
интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в
войне, которые, как он считает, определяют не численность войска и его
расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом
солдате. Так изменяется представления Андрея Болконского о движущих силах
истории.
События 1812 года явились наиболее знаменательной эпохой в жизни
Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными
бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, и
князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он
был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли
наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремится попасть в высшие
сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остаётся среди
простых и самых нужных на войне людей - солдат и офицеров действующей
армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его.
Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их
простой и естественной жизнью - вот тот новый идеал, который пробудился в
душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. В разговоре его с
Пьером накануне Бородинского сражения особенно отчётливо ощущается
единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Выражая своё
отношение к событиям, он говорит: «И так же думает Тимохин и вся Армия».
Жизнь князя Андрея завершается его единением с пародом, с теми, кто борется за
родную землю.
10. Душевное состояние князя Андрея после ранения под Бородином.
Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»: ранение и смерть
- почему князь Андрей не смог избежать ранения?
- как близкая смерть изменила героя?
Толстой - художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть
князя Андрея -событие само по себе потрясающее - описано просто и
безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, пи одного художественно не
оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для
князя Андрея смерть - новый, завершающий этап духовного развития. Он
принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям: «Они
обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-
то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».
Смерть - таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.
11. Андрей Болконский - лучший представитель передовой части
дворянского общества начала 19 века.
В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором
продолжает жить жаждущая правды душа его отца. Это обаятельный образ
ребёнка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру.
Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем
лучшим, что было в нём и что унаследовано его сыном.
Так, заканчивая «Войну и мир», писатель возвращается к образу Андрея
Болконского, как бы приобщая его к той деятельности, которая ждёт его сына.
«Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» - мечтает
Николенька.
4. Подведение итогов.
Жизненный путь Андрея Болконского свидетельствует о поисках
преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и
гармоничной жизни. Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их
внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего
интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному
идеалу. На страницах романа постоянно звучит внутренний монолог, то есть
воспроизводится поток сокровенных мыслей и чувств героя, чаще всего
противоречивых и всегда сложных.
Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этом
непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках
смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный
путь их - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.
Итак, подводя итоги нашей работы, посмотрим, какой была дорога
жизни Андреи Болконского:
Презрение к обществу ______армия_______Шенграбенское
сражение_____Аустерлиц, ранение_____Лысые Горы, кризис_____поездка в
Отрадное, преодоление_______Петербкрг, служба у
Сперанского________знакомство с
Наташей_______разрыв
отношений_______армия________ранение________смерть
5. Домашнее задание.
Подготовить презентацию по теме «Жизненный путь Андрея Болконского»
Одна из презентаций прилагается