Конспект урока "«Имей сердце, имей душу и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»)" 10 класс

Урок разработан с применением технологии критического мышления. Используются приёмы:
чтение с остановками, обращение к личному опыту, эссе.
Тема: «Имей сердце, имей душу и будешь русский человек во всякое время» (по
повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
Вид урока: урок-диалог
Цели:
1. Раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека
в понимании Н.Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи
произведения
2. Способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского
человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы. Воспитание высокой
гражданской позиции. Подвести детей к осознанию Родины и своей
национальности.
Нам снова необходимо подумать
о русском народе, вернуться к познанию духа его.
Н.Лесков
I. Организационный момент
Вы имеете право определить свое отношение к тому, что будет сейчас происходить.
Вы можете делать вид, что присутствуете на уроке, а можете принять, чего бы мне очень
хотелось, участие в его организации. Итак, следуя нашей давней традиции, я приглашаю
вас к диалогу:
- диалогу со мной;
- диалогу с самим собой;
- диалогу друг с другом
и к диалогу с Лесковым и его «очарованным» героем Иваном Флягиным, о котором
мы будем говорить сегодня на уроке.
А сейчас позвольте вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме. Трудно
ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но
только не человеком?
(Ответы учеников)
А вот мнение одного поэта на этот счет:
Человек не хочет быть цветком,
Даже если б светлая пчела
Из него умелым хоботком
Сладость для грядущего брала.
Паучок волшебно тянет нить,
Слышит волк все шорохи во мгле-
Человек никем не хочет быть,
Только человеком на земле.
Спрашивал цветы и пауков,
Спрашивал зверей, какие есть:
Кто из вас, живущие, готов
В человечью шкуру нашу влезть.
Все качали головой подряд:
Дескать, лучше в поле иль дупле.
Ведь чертовски трудно, говорят,
Зваться человеком на земле.
В чем трудность человеческого бытия?
Трудно ли быть русским человеком?
(Ответы учеников)
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о человеке, русском народе, о смысле
жизни, попытаемся почувствовать себя очарованными и ощутить боль за наш несчастный
и гордость за наш великий народ... В настоящее время с экранов телевизора, со страниц
газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели
русской культуры, о вырождении русского народа. За вами будущее нашей страны. Но
без осознания Родины и своей национальности каждым человеком это будущее не может
быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем наша сила и слабость,
иначе не будет развития.
Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас поработал и
читателем, и философом, и экспертом. И прежде чем вы ответите на вопрос: «Каковы
основные черты русского характера и русского менталитета?», я бы хотела вас попросить
прочитать два высказывания о своеобразии русского характера, одно философа
серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника – М.Задорнова.
Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью,
неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с
человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с
рабской покорностью»
М.Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть
непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы
сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим
погибших, недоплачиваем выжившим.
Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках.
Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.
Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче
изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».
А теперь вопрос: «Каковы основные черты русского характера и русского
менталитета?»
Поистине
Умом Россию не понять….
…В Россию можно только верить…
Ф.И.Тютчев
Кого из героев изученных литературных произведений вы можете назвать
истинно русским? Ответ аргументируйте.
(Ответы учеников)
На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с еще одним образцом
русского национального характера, который был нарисован Н.С.Лесковым в повести
«Очарованный странник».
Давайте, поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем
лексическое значение слов «очарованный» и «странник». Как вы их понимаете?
Анализ словарных статей С.И.Ожегова и В.И.Даля.
а) Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…
Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя.
Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта,
богомольцы.
б) странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.
Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.
(Уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество –
важный элемент русского национального самосознания.)
Почему Флягин назван странником?
(Странник - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это
тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал,
что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания,
традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в
обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в
сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое
перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла
жизни)
Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?
(а) природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста);
А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в
душе, прежде всего, покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается
дорогой, по краям которой выросли "саженые березы", "и от тех берез такая зелень и дух,
а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при
всем этом и вскрикнул..." Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А
вот как он рассказывает о курской ночи: "По небу звезды как лампады навешаны, а понизу
темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает". Даже в плену он
может залюбоваться степью: "Ковыль белый, пушистый, как серебряное море,
волнуется".
б) живностью (история с голубями, анализ эпизода, речевая характеристика
героя);
Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение
голубями. Какие нежные слова находит он для них: "Голубь был глинистого пера, а
голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!"
в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика
героя);
Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его
привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько
может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по
достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов
"инородцев". "Я все эти любопытные примеры на ум взял", — говорит Голован.
г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием " наперепором "
показалась ему редким чудом);
д) музыкой (эпизод с гармонью) и песней
А как он умеет слушать песню, "томную-претомную, сердечнейшую", которая "так
за душу и щиплет, так и берет в полон".
е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом);
И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались
лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее "веселой фантазией", ее
тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством. "Я
в лошади красоту понимаю", — признается лесковский герой.
ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой),
Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и
любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством
называется".
з) тишиной приобщения к Богу.
(Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее
народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все
эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины -
родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану,
богатырю и очарованному страннику, за них " очень помереть хочется ").
Какие черты русского национального характера подчёркивает Лесков в образе своего
героя?
Какие основные черты характера Ивана Флягина вы можете назвать?
Характерные черты
Бездумность
Бесстрашие
Смелость
Наивность, простодушие
Слепой азарт
Смекалка
Доброта
Любовь
Определите духовно-нравственное состояние героя в ключевых эпизодах
1. Крепостной форейтор. Побег
2. В разбойниках
3. В " няньках ".
4. Поединок.
5. Плен.
6. Возвращение на родину. Конэсер.
7. Любовь.
8. Под чужим именем.
9. Монастырь. Прозрение.
(У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя. “Голован”
прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары (это имя здесь не
столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек –
так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем
Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует
и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И
наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим
собой – русским человеком Иваном СеверьянычемФлягиным).
Почему Флягин не принимает второй постриг?
(Хочет послужить людям)
Сам Лесков называл своих героев праведниками. Это определение встречается у
писателя очень часто: «И пошёл я искать праведных».
Как вы понимаете значение этого слова?
Праведник – 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью
2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственных и
морали
Является ли, на ваш взгляд, И. Флягин праведником?
Сопоставьте мысль философа В. Розанова с характером героя повести "
Очарованный странник ": "... Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что
Духовный рост
Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит)
Пробуждение духа
Осознание грехов
Проповедь Николая Чудотворца и Христа
Борение плоти и духа
Праведность
высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых " падений ",
вечное оплакивание подлинными и удостоверенными " праведниками " " грехов своих " -
не есть только присказка и не есть уничижение, а есть плач о подлинных, настоящих
грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится
огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, "братскому" в грехе».
(Свою задачу Лесков видел в поиске положительного героя, в «оправдании Руси» и в
утверждении высокого призвания человека.
Праведник Лескова – большей частью человек невысокого звания, он не святой. Это
простой человек, который живёт среди людей, скромный, незаметный.
Но если присмотреться, за внешней оболочкой увидишь редкой нравственной
чистоты душу. Это распознание внутренне прекрасного в человеке, его человеческое
достоинство, праведничество, понимаемое как человеколюбие, бескорыстное служение
людям – литературное открытие Лескова)
На сегодняшнем уроке мы, через образ Ивана Флягина попытались разобраться в
особенностях русского национального характера.
В чем эта особенность?
(Русский человек со всем справится. Через образ русского крепостного человека
показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность
всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это
основные черты русского национального характера)
Как вы думаете, как-то связаны проблемы сегодняшнего русского человека с теми
вопросами, которые мы сегодня обсуждали?
Я сейчас предлагаю вам написать эссе (3-4 минуты): «Нужны ли сегодняшней
России праведники?» Зачитать
(Сердце у Ивана Северьяновича золотое, корень его свят, а вот ветви предстоит
еще наращивать. Русскому национальному характеру в изображении Лескова явно не
хватает мысли, воли и организации. Оставаясь при интуитивно-эмоциональных истоках,
он излишне «переменчив», внушаем, легковерен, склонен поддаваться).
Заключительное слово:
На сегодняшнем уроке состоялся серьёзный разговор. Очень хотелось бы, чтобы он
не прошёл бесследно. Также мне хочется, чтобы вы постоянно помнили слова Исаака
Сирианина: «Сердце – корень, а если корень свят, то и ветви святы». Ведь вы уже стоите
на пороге взрослой жизни, вам как раз предстоит наращивать «эти ветви»
Не забывайте о тех крыльях, которые есть в вас, в нас, во всём нашем народе.
Не нужно забывать о национальном достоинстве, о своих корнях, о своей истории, о
своей культуре. Как говорил герой нашего сегодняшнего урока Н.Лесков: «Живите,
государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Чудная вещь старая сказка!
Горе тому, у кого её не будет под старость».
“Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества
Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и
благоразумия, в трудном познании героем самого себя. Лесков попытался изобразить
Русь святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем
открывается удивительная страна, населенная удивительными людьми. Праведники,
народные умельцы, чудаки - всем найдется место в удивительной стране. Но вся она
застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть
себя. На Руси есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё
сковано, всё зачаровано.